Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерские счета и двойная запись

Поиск

Система счетов – это способ экономической группировки, текущего контроля и отражение хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.

Визуально счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. В начале таблицы дается название счета, которое соответствует наименованию объекта учета. Левая часть счета называется дебетом (Д), а правая часть – кредитом (К). Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета используется термин «сальдо».

Схема бухгалтерского счета

Д Наименование счета К

St0 – сальдо на начало отчетного периода (сальдо начальное дебетовое) St0 – сальдо на начало отчетного периода (сальдо начальное кредитовое)
  Запись хозяйственных операций     Запись хозяйственных операций  
Ot1 – сумма всех хозяйственный операций, прошедших по дебету счета (дебетовый оборот) Ot1 – сумма всех хозяйственный операций, прошедших по кредиту счета (кредитовый оборот)
St2 – сальдо на конец отчетного периода (сальдо конечное дебетовое) St2 – сальдо на конец отчетного периода (сальдо конечное кредитовое)
   

 

Счета открывают в учетных регистрах на начало отчетного периода на основании данных бухгалтерского баланса. В течение отчетного периода на счетах записывают все изменения (хозяйственные операции), происходящие с конкретными объектами бухгалтерского учета. В конце периода выводят остатки по счетам.

Открыть счет означает записать его наименование, указать номер счета и проставить начальный остаток.

Пример.

Д Счет № 51 «Расчетный счет» К

St0 – 5000 руб.  
   

 

Все счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на 3 группы:

– активные;

– пассивные;

– активно-пассивные.

Активные – предназначены для учета имущества организации (например, основные средства, материалы, касса).

Основные правила для активных счетов:

– сальдо начальное всегда дебетовое и либо больше, либо равно нулю;

– дебетовый оборот означает поступление (приход) имущества;

– кредитовый оборот означает выбытие (расход) имущества;

– сальдо конечное всегда дебетовое и либо больше, либо равно нулю.

 

Схема активного счета

Д Наименование счета К

St0 – наличие имущества на начало отчетного периода  
  Увеличение имущества     Уменьшение имущества
Ot1 – сумма увеличения имущества за отчетный период Ot1 – сумма уменьшения имущества за отчетный период
St2 – остаток имущества на конец отчетного периода  
   

 

 

Сальдо конечное для активного счета вычисляют по формуле:

St2(Д) = St0(Д) + Ot1(Д) – Ot1(К)

Пример. В кассе организации на 01.__.20__г. числился остаток 500 руб. За отчетный период прошли следующие операции:

1. С расчетного счета в кассу для выплаты заработной платы поступило 10000 руб.

2. Выдано на командировочные расходы 1500 руб.

3. Поступила выручка от покупателей за реализованную им продукцию 2700 руб.

4. Выдано водителю на приобретение ГСМ 300 руб.

Требуется: открыть счет, записать хозяйственные операции, подсчитать обороты, вывести сальдо.

 

Д Счет № 50 «Касса» К

St0 – 500 руб.  
1. 10000 руб. 3. 2700 руб. 2. 1500 руб. 4. 300 руб.
Ot1 – 12700 руб. Ot1 – 1800 руб.
St2 – 11400 руб.  
   

Пассивные – предназначены для учета источников образования имущества (например, уставный капитал, резерв по сомнительным долгам).

Основные правила для пассивных счетов:

– сальдо начальное – всегда кредитовое и либо больше, либо равно нулю;

– кредитовый оборот – означает увеличение источников имущества (капитала, обязательств);

– дебетовый оборот – означает уменьшение источников имущества (сокращение капитала, погашение обязательств);

– сальдо конечное – всегда кредитовое и либо больше, либо равно нулю.

 

Схема пассивного счета

Д Наименование счета К

  St0 – наличие источников на начало отчетного периода
  Уменьшение источников     Увеличение источников
Ot1 – сумма уменьшения источников за отчетный период Ot1 – сумма увеличения источников за отчетный период
  St2 – остаток источников на конец отчетного периода
   

 

Сальдо конечное для пассивного счета вычисляют по формуле:

St2(К) = St0(К) + Ot1(К) – Ot1(Д)

Пример. На 01.__. 20__г. за организацией числилась задолженность по краткосрочному кредиту банка 5000 руб. За отчетный период прошли следующие операции:

1. Частично погашен кредит 2000 руб.

2. За пользование кредитом начислены проценты 1500 руб.

3. Начисленные проценты перечислены банку 1500 руб.

4. Получен новый кредит 1000 руб.

Требуется: открыть счет, записать хозяйственные операции, подсчитать обороты, вывести сальдо.

 

Счет № 66 «Расчеты по краткосрочным

Д кредитам и займам» К

  Sto – 5000 руб.
1. 2000 руб. 3. 1500 руб. 2. 1500 руб. 4. 1000 руб.
Ot1 – 3500 руб. Ot1 – 2500 руб.
  St2 – 4000 руб.
   

 

Активно-пассивные – предназначены для учета финансовых результатов и дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. на этих счетах ведется учет всех расчетных взаимоотношений организации с другими организациями, учреждениями и частными лицами (расчеты с подотчетными лицами, расчеты с учредителями, расчеты по налогам и сборам и др.).

Активно-пассивные счета могут быть двух видов:

– с односторонним сальдо (дебетовым или кредитовым);

– с двусторонним сальдо (дебетовым и кредитовым одновременно).

В качестве примера счета первого вида может служить счет 99 «Прибыли и убытки», в котором прибыль отражается по кредиту счета, а убытки – по дебету. Заметим, что этот счет в различные периоды бывает либо активным (если получен убыток и возникает дебетовое сальдо), либо пассивным (если получена прибыль и появляется кредитовое сальдо), но никогда не бывает одновременно и активным и пассивным.

Примером счета второго вида может быть счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», когда по расчетам с разными организациями возникают одновременно и дебетовые и кредитовые обороты и сальдо. Сальдо на таких счетах запрещается сворачивать.

 

Схема активно-пассивного счета

Д Наименование счета К

St0 – наличие дебиторской задолженности на начало отчетного периода St0 – наличие кредиторской задолженности на начало отчетного периода
  1. Увеличение дебиторской задолженности 2. Уменьшение кредиторской задолженности     1. Увеличение кредиторской задолженности 2. Уменьшение дебиторской задолженности
St2 – остаток дебиторской задолженности на конец отчетного периода St2 – остаток кредиторской задолженности на конец отчетного периода
   

Сальдо конечное для активно-пассивного счета вычисляют по формуле:

St2(Д) = St0(Д) + увеличение дебиторской задолженности – уменьшение дебиторской задолженности

St2(К) = St0(К) + увеличение кредиторской задолженности – уменьшение кредиторской задолженности

Пример. На 01.__. 20__г.:

– за организацией числилась задолженность перед ООО «Рост» поставщиком за приобретенные материалы 10000 руб.

– за Петровым П. П. по командировке 2000 руб.

За отчетный период прошли следующие операции:

1. Петров П. П. вернул в кассу остаток подотчетных сумм 2000 руб.

2. Приобретены материалы у ООО «Рост» на сумму 30000 руб.

3. Перечислены денежные средства ООО «Рост» 35000 руб.

4. Петрову П. П. выданы денежные средства на приобретение канцтоваров 1000 руб.

Требуется: открыть счет, записать хозяйственные операции, подсчитать обороты, вывести сальдо.

 

Счет № 76 «Расчеты с разными

Д дебиторами и кредиторами» К

St0 – 2000 руб. St0 – 10000 руб.
3. 35000 руб. 4. 1000 руб. 1. 2000 руб. (–Дз) 2. 30000 руб. (+Кз)
Ot1 – 31000 руб. Ot1 – 32000 руб.
St2 – 1000 руб. St2 – 5000 руб.
   

 

Хозяйственные операции отражаются на счетах по принципу двойной записи, которая объясняется тем, что любое изменение в составе имущества и источников затрагивает два объекта, поэтому оно должно отражаться на двух счетах по учету данных объектов.

Двойственное отражение операций на счетах (двойная запись) – это способ отражения каждого факта хозяйственной жизни на счетах дважды: первый раз – по дебету одного счета, второй раз – по кредиту другого счета на одну и ту же сумму.

Взаимная связь между счетами, отражающими одну хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, отражающие одну хозяйственную операцию, называются корреспондирующими счетами.

Чтобы составить корреспонденцию счетов следует определить, какие счета задействованы в хозяйственной операции, их отношение к балансу и схему каждого счета.

Бухгалтерская проводка – это указание дебета и кредита корреспондирующих счетов и суммы по хозяйственной операции.

Пример. Получены с расчетного счета в кассу денежные средства в сумме 20000 руб.

Дт 50 «Касса» Кт 51 «Расчетные счета» 20000 руб.

 

На счетах данная бухгалтерская проводка (хозяйственная операция) отражается следующим образом:

 

Д Счет 51 «Расчетные счета» К   Д Счет 50 «Касса» К
   
 
 

Двойная запись

 
   
   
         

 

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки.

Простые – участвуют два счета.

Сложные – участвуют три и более счетов (один счет корреспондирует с несколькими счетами).

Пример. Поступили денежные средства в кассу за проданную продукцию в сумме 1500 руб.

Дт 50 «Касса» Кт 62 «Расчеты с покупателями» 1500 руб. – это простая проводка

Приобретены материалы от поставщиков на сумму 10000 руб., НДС 1800 руб.

Дт 10 «Материалы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» 10000 руб.

Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с поставщиками» 1800 руб. – это сложная проводка.

Таким образом, двойная запись объясняется экономическим содержанием хозяйственных операций, исходя из объективного процесса кругооборота средств, т. е. движения стоимости с кредита одного счета в дебет другого счета (слева направо).

Упрощенная схема отражения кругооборота средств на счетах бухгалтерского учета имеет следующий вид.

 

Д
Д
Д
Д
Д
К
К
К
К
К
Денежные средства
Материальные ценности
Производство
Готовая продукция
Продажи

 

 


В данной схеме кругооборота могут быть задействованы все счета бухгалтерского учета.

В кругообороте активов организации выделяют три стадии, которые соответствуют трем взаимосвязанным процессам: снабжение (заготовление), производство, продажа.

I стадия: Денежные средства Материальные ценности – процесс снабжения, результатом которого является приобретение необходимых для производства материалов;

II стадия: Материальные ценности Производство Готовая продукция – процесс производства, результатом которого является выпуск готовой продукции;

III стадия: Готовая продукция Продажа – процесс продажи, результатом которого является получение выручки за проданную продукцию и зачисление ее на счета по учету денежных средств. Далее все повторяется.

Пример отражения хозяйственных процессов

На бухгалтерских счетах

Этапы бухгалтерской работы:

– на основании начального баланса открываются счета;

– хозяйственные операции регистрируются в журнале, там же составляются бухгалтерские проводки;

– бухгалтерские проводки разносятся по счетам;

– по окончании отчетного периода на бухгалтерских счетах считают обороты по дебету и кредиту и выводят остатки на конец периода;

– для проверки правильности записей на счетах составляются оборотные ведомости;

– на основании конечных остатков на счетах составляется бухгалтерский баланс на конец отчетного периода, который будет являться начальным балансом для следующего периода.

 

Бухгалтерский баланс на начало периода

 

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства (01)   Уставный капитал (80)  
Материалы (10)   Нераспределенная прибыль (84)  
Расчетные счета (51)   Задолженность поставщикам (60)  
Баланс   Баланс  

Пояснение. Основные средства в балансе отражаются по остаточной стоимости. Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – Сумма амортизации. В нашем примере первоначальная стоимость приобретенных основных средств 320000 руб., амортизация на момент составления баланса – 10000 руб. Таким образом, остаточная (фактическая) стоимость основных средств 310000 руб.

 

Журнал регистрации хозяйственных операций за период

 

  Хозяйственная операция Бухгалтерская проводка
Сумма, руб. Дебет счета Кредит счета
1. Поступили материалы от поставщика      
2. Оплачена поставщику задолженность с расчетного счета      
3. Списаны материалы в производство      
4. Начислена заработная плата работникам основного производства      
5. С расчетного счета перечислена заработная плата на лицевые счета работников      
6. Начислена амортизация по основным средствам основного производства      
7. Оприходована готовая продукция в количестве 100 единиц      
8. Готовая продукция отправлена на продажу      
9. Определена выручка с покупателя за проданную продукцию      
10. Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателя      
11. Определен финансовый результат от продажи (прибыль)      

Пояснение. Журнал заполняется в хронологической последовательности по мере свершения хозяйственных операций.

Операция 1 отражает процесс снабжения. По дебету счета 10 учитываются фактические затраты приобретаемых материалов (покупная стоимость, транспортные расходы по доставке и др.), по кредиту – расход материалов.

Операции 3, 4, 6, 7 отражают процесс производства. По дебету счета 20 собираются все затраты на производство продукции. По кредиту счета 20 в сумме фактических затрат (60000 руб.) приходуется (ставится на учет) готовая продукция. Фактическая (производственная) себестоимость единицы продукции = 60000 руб.: 100 ед. = 600 руб.

Операция 8 отражает процесс реализации. По дебету счета 90 учитываются производственная себестоимость реализуемой продукции, расходы на продажу и др., по кредиту – выручка от продажи данной продукции. Выручка = Цена за единицу продукции х Количество проданной продукции. В нашем примере продажная цена 1000 руб., следовательно, Выручка = 1000 руб. х 100 ед. = 100000 руб.

Операция 11 отражает финансовый результат, полученный от продажи продукции: прибыль или убыток. Для определения результата сравнивают дебетовый и кредитовый обороты счета 90. Если кредитовый оборот (выручка) больше дебетового оборота (расходы), то получена прибыль.
100000 руб. – 60000 руб. = 40000 руб. Финансовый результат списывается со счета 90 на счет 84. По дебету счета 84 в течение года накапливаются убытки организации, по кредиту – прибыли. В конце года на счете 84 определяется окончательный финансовый результат деятельности организации.

 


Бухгалтерские счета организации

 


Д Счет 01 «Основные средства» К
St0 – 320000  
Ot1 ––– Ot1 –––
St2 – 320000  
   

 

Д Счет 02 «Амортизация основных средств» К
  St0 – 10000
  6. 2000
Ot1 ––– Ot1 – 2000
  St2 – 12000
   

Д Счет 10 «Материалы» К
St0 – 60000  
1. 20000 3. 50000
Ot1 – 20000 Ot1 – 50000
St2 – 30000  
   

 

 

Д Счет 20 «Основное производство» К
St0 –––  
3. 50000 4. 8000 6. 2000 7. 60000
Ot1 – 60000 Ot1 – 60000
St0 –––  
   


Д Счет 43 «Готовая продукция» К
St0 –––  
7. 60000 8. 60000
Ot1 – 60000 Ot1 – 60000
St2 –––  
   

 

Д Счет 51 «Расчетные счета» К
St0 – 200000  
10. 100000 2. 20000 5. 8000
Ot1 – 100 000 Ot1 – 28000
St2 – 272 000  
   

 


Счет 60 «Расчеты с поставщиками Д и подрядчиками» К
  St0 – 15000
2. 20000 1. 20000
Ot1 – 20000 Ot1 – 20000
  St2 – 15000
   
  Счет 62 «Расчеты с покупателями Д и заказчиками» К
St0 –––  
9. 100000 10. 100000
Ot1 – 100000 Ot1 – 100000
St2 –––  
   

 


Счет 70 «Расчеты с персоналом Д по оплате труда» К
  St0 –––
5. 8000 4. 8000
Ot1 – 8000 Ot1 – 8000
  St2 –––
Д Счет 80 «Уставный капитал» К
  St0 – 550000
Ot1 ––– Ot1 ––––
  St2 – 550000
   

   

 

Счет 84 «Нераспределенная прибыль Д (непокрытый убыток)» К
  St0 – 5000
  11. 40000
Ot1 –––– Ot1 – 40000
  St2 – 45000
   

 

Д Счет 90 «Продажи» К
St0 ––– St0 –––
8. 60000 11. 40000 9. 100000
Ot1 – 100000 Ot1 – 100000
St2 ––– St2 ––––

Бухгалтерский баланс на конец периода

 

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства (01)   Уставный капитал (80)  
Материалы (10)   Нераспределенная прибыль (84)  
Расчетные счета (51)   Задолженность поставщикам (60)  
Баланс   Баланс  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.013 с.)