V. Итог урока. Выставление оценок.
IV. Закрепление изученного.
Учитель. Что объединяет древнерусские города Киев и Новгород?
Ученики. Это поселки-крепости, окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими рвами.
Учитель. Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля?
Ученики. Центр города был укреплен и назывался кремлем. Здесь возвышалась главная церковь города и княжеский дворец.
Учитель. Кто жил за пределами кремля?
Ученики. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и простые люди.
Учитель. Какой город расположился на берегах реки Волхов?
Ученики. Древний Новгород.
Учитель. Кто управлял городом?
Ученики. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.
Учитель. Что стало известно о жизни Древнего Новгорода благодаря находкам археологов?
Ученики. Новгородцы ходили по деревянным мостовым. Их настилали с Х по XV век – 500 лет. Древние новгородцы писали на берёсте.
Учитель. Что такое берёста? Чем писали на берёсте?
Ученики. Берёста – это березовая кора. Буквы выцарапывали специальными острыми палочками – писалами.
Далее учитель проводит дидактическую игру «Имена, прозвища и даты».
Учащиеся с помощью стрелок должны соединить прозвища русских князей, сопоставить даты и деятелей, связанных с событиями, происшедшими в указанные даты.
Долгорукий
Мудрый
Вещий
Красное Солнышко
Рюрик
Владимир
Ярослав
Олег
Юрий
882 год
862 год
988 год
1147 год
1036 год
О т в е т ы.
Рюрик → 862 год;
Владимир → Красное Солнышко → 988 год;
Ярослав → Мудрый → 1036 год;
Олег → Вещий → 882 год;
Юрий → Долгорукий → 1147 год.
Учащиеся читают вывод на с. 53 учебника.
|