Содержание книги

  1. V. Итог урока. Выставление оценок.
  2. Тест «Во времена Древней Руси»
  3. V. Итог урока. Выставление оценок.
  4. Из книжной сокровищницы Древней Руси
  5. III. Работа над новым материалом.
  6. V. Итог урока. Выставление оценок.
  7. Трудные времена на Русской Земле
  8. III. Работа над новым материалом.
  9. V. Итог урока. Выставление оценок.
  10. I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
  11. III. Работа над новым материалом.
  12. V. Итог урока. Выставление оценок.
  13. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  14. V. Итог урока. Выставление оценок.
  15. II. Проверка домашнего задания.
  16. V. Итог урока. Выставление оценок.
  17. II. Проверка домашнего задания.
  18. Дидактическая игра «История Кремля»
  19. V. Итог урока. Выставление оценок.
  20. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  21. III. Работа над новым материалом.
  22. V. Итог урока. Выставление оценок.
  23. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  24. III. Работа над новым материалом.
  25. V. Итог урока. Выставление оценок.
  26. II. Проверка домашнего задания.
  27. V. Итог урока. Выставление оценок.
  28. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  29. III. Работа над новым материалом.
  30. V. Итог урока. Выставление оценок.
  31. Домашнее задание. . Отечественная война 1812 года. Ход урока. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. . II. Проверка домашнего задания.
  32. III. Работа над новым материалом.
  33. V. Итог урока. Выставление оценок.
  34. I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
  35. III. Работа над новым материалом.
  36. V. Итог урока. Выставление оценок.
  37. III. Работа над новым материалом.
  38. V. Итог урока. Выставление оценок.
  39. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  40. III. Работа над новым материалом.
  41. Дидактическая игра «Исторические даты»
  42. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  43. Ученик.                    Брестские березы
  44. V. Итог урока. Выставление оценок.
  45. II. Проверка домашнего задания.
  46. Дидактическая игра «Космические корабли»
  47. Б) Минин и Пожарский;. В) Великий. . Б) рыбака;. А) Ф. Ф. Ушаков;. В) 26 августа 1812 года. . Б) николай II;. В) 7 ноября 1917 Г. . В) Красное Солнышко. . А) посадники;. А) Кирилл и Мефодий;. В) Дмитрий. . А) Москва;. В) Петропавловской крепости. . Б) А.
  48. VI. Итог урока. Выставление оценок.
  49. Основной закон России и права человека
  50. II. Работа над новым материалом.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Проверка домашнего задания.



II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит о п р о с:

– Расскажите о детстве Петра I.

– Чем царь Петр отличался от других европейских правителей?

– Какие перемены произошли в России при Петре I?

– Когда был основан город Санкт-Петербург?

– Почему для России был так важен флот?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Морской флот».

На доске из цветной бумаги вырезаны кораблики, на внутренней стороне записаны вопросы:

1. Когда было начато строительство Санкт-Петербурга?

2. Почему Санкт-Петербург получил такое название?

3. В каком месте был заложен город Петра?

4. Кому принадлежал первый дом в Петербурге?

5. Чем знаменателен Петропавловский собор?

6. Назовите место в Петербурге, где стали строить русские корабли.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас еще работа ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Учитель предлагает прочитать текст на с. 101–104 учебника и заполнить схему, в которой надо указать, какие науки изучал М. В. Ломоносов.

Учитель. Много торжественных стихов (оды) М. В. Ломоносов посвятил царю Петру I.

Учитель знакомит учащихся с отрывком из стихотворения, посвященного Петру I.

Се образ изваян премудрого Героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру, простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.115 (0.008 с.)