V. Итог урока. Выставление оценок.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по вопросам:
– Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?
– Что происходило в ту пору в Орде?
– Почему Мамай выступил против Руси?
– Что предпринял Дмитрий Иванович?
– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
– Где произошла битва?
– Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, что помогло князю Дмитрию выиграть Куликовскую битву.
– В чем проявился его талант как полководца?
Ученики. По центру поставил передовой полк и большой полк, а отборная русская рать стояла в засаде.
– Как после битвы стали называть Дмитрия Ивановича?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 74 учебника.
Домашнее задание.
С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 2.
У р о к 48.
ИВАН III
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III.
2. Познакомить учащихся с подвигами защитников Руси.
3. Сравнить Москву времен Ивана III со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
4. Развивать устную речь.
О б о р у д о в а н и е: фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III, схема расположения русских войск в Куликовской битве, иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.)
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить.
Вопросы к кроссворду:
1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде.
2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва?
3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году?
4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича?
К л ю ч е в о е с л о в о: Иван III.
|