V. Итог урока. Выставление оценок.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит б е с е д у:
– «Я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее». Кто автор этих слов?
– Кто был назначен главнокомандующим русской армии?
– У М. Ю. Лермонтова есть такие строки:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Как вы думаете, почему про тот день помнит вся Россия?
– Какое решение принял М. И. Кутузов после Бородинского сражения?
– Почему Отечественную войну 1812 года называют народной войной?
– Что же обеспечило победу русского народа в войне с Наполеоном?
Далее учитель проводит игру «Историческое домино».
Необходимо заранее подготовить 3 комплекта карточек. Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.
Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «Домино».
В Москве
Наполеон
Император
Франции
26 августа
Бородинское
сражение
Главнокоманду- ющий
русской армии
Кутузов
2 сентября
Пожар
в Москве
600 тыс.
солдат
Французская
армия
Казанский собор
В Петербурге
200 тыс.
солдат
Русская
армия
Храм
Христа
Спасителя
Учитель подводит итоги игры. Заранее подготовленные учащиеся читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
1-й ученик. Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
2-й ученик. Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Учащиеся читают вывод на с. 117 учебника.
|