III. Работа над новым материалом.
Учитель. У каждого из нас есть дом, семья. Для своих родителей вы являетесь детьми. У многих из вас есть бабушки и дедушки. Для них вы – внуки.
Но у всех у нас есть один общий дом. Как вы думаете, как он называется?
ученики. Это наша страна – Россия.
Учитель. Само слово «Россия» переливается росинкой на синей от тумана траве. Россия – необъятна в своем неповторимом величии и красоте. Россия – доброта и сила, былинное мужество, неутомимое трудолюбие далеких предков и героических современников, непобедимость народных витязей на поле Куликовом и под Бородином, под Курском и Сталинградом.
Мы все являемся гражданами России. Что же значит быть гражданином?
Ученики. Граждане должны исполнять законы, они имеют права.
Учитель. Какие права имеют граждане нашей страны?
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о каких правах граждан в нем говорится.
Читает заранее подготовленный ученик.
Мать с отцом голосовали,
Старший брат голосовал,
Я один остался дома.
– Ты еще, – сказали, – мал.
Это все-таки обидно:
Все – на выборах, я – нет,
Разве скоро соберешь их –
Восемнадцать полных лет?
Вот уйду я плавать в море,
А когда вернусь назад,
Будут славным капитаном
Все гордиться, даже брат!
И однажды, утром рано,
Скажут мне отец и мать:
– Надевай парадный китель
И пойдем голосовать.
В. Лукс
Ученики. Наши родители имеют право голосовать.
Учитель. Верно. Граждане России имеют право участвовать в управлении страной. Они ходят на выборы. Кого же они выбирают?
Ученики. Президента республики, страны, депутатов, мэра, губернатора.
Учитель. А вы можете пойти на выборы и голосовать за какую-нибудь кандидатуру? С какого возраста вы сможете голосовать?
Ученики. С 18 лет.
Учитель. Как сказать одним словом: «Глава республиканского государства, который избирается путем голосования граждан»?
Ученики. Президент.
Учитель. Кто является нашим президентом?
Ученики. Владимир Владимирович Путин.
Учитель. А что такое Правительство России?
Учащиеся дают ответы.
Учитель. Это высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства – президентом.
Упражнение «Журавель» (см. урок 42).
Учитель. Прочитайте текст на с. 164–166 учебника. Как работает Президент? Как вступают в силу новые законы?
Учащиеся после чтения текста отвечают на вопросы. С помощью учителя учащиеся составляют на доске схему «Новые законы».
|