I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Домашнее задание.
С. 87–91. Ответьте на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 90.
У р о к 51.
ПЕТР ВЕЛИКИЙ
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
2. Познакомить учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербург.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать интерес к изучению истории Отечества.
О б о р у д о в а н и е: фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга, схема «Реформы Петра I», историческая карта.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. О каком городе написал свое стихотворение А. С. Пушкин? Кто основал этот город?
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Ученики. Это город Санкт-Петербург. Его основал царь Петр I.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление, перенесемся из древней столицы России Москвы в новую – Санкт-Петербург.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос:
– Какие опасности угрожали России в начале XVII века?
– Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?
– Когда в России начали править цари из рода Романовых?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Неотосланная депеша».
– Кто мог сказать такие слова?
1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».
(Кузьма Минин.)
2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».
(Иван Федоров.)
3. «И повел я войско навстречу Ахмату».
(Иван Грозный.)
4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».
(Дмитрий Пожарский.)
|