Содержание книги

  1. III. Игра «Я знаю родной край».
  2. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  3. Примерный рассказ о первобытном человеке
  4. III. Закрепление изученного. . IV. Итог урока. Выставление оценок. . Домашнее задание. . Мир древности: далекий и близкий. Ход урока
  5. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  6. IV. Закрепление изученного материала.
  7. V. Итог урока. Выставление оценок.
  8. V. Итог урока. Выставление оценок.
  9. Новое время: встреча Европы и Америки
  10. Тест «средние века: время рыцарей и замков»
  11. V. Итог урока. Выставление оценок.
  12. Тест «Новое время: встреча Европы и Америки»
  13. III. Работа над новым материалом.
  14. V. Итог урока. Выставление оценок.
  15. II. Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории».
  16. III. Станция «Первобытный мир».
  17. VII. Станция «Новейшее время».
  18. VIII. Итог урока. Выставление оценок.
  19. III. Закрепление изученного материала.
  20. IV. Итог урока. Выставление оценок.
  21. III. Работа над новым материалом.
  22. V. Итог урока. Выставление оценок.
  23. Тест «Во времена Древней Руси»
  24. V. Итог урока. Выставление оценок.
  25. Из книжной сокровищницы Древней Руси
  26. III. Работа над новым материалом.
  27. V. Итог урока. Выставление оценок.
  28. Трудные времена на Русской Земле
  29. III. Работа над новым материалом.
  30. V. Итог урока. Выставление оценок.
  31. I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
  32. III. Работа над новым материалом.
  33. V. Итог урока. Выставление оценок.
  34. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  35. V. Итог урока. Выставление оценок.
  36. II. Проверка домашнего задания.
  37. V. Итог урока. Выставление оценок.
  38. II. Проверка домашнего задания.
  39. Дидактическая игра «История Кремля»
  40. V. Итог урока. Выставление оценок.
  41. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  42. III. Работа над новым материалом.
  43. V. Итог урока. Выставление оценок.
  44. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  45. III. Работа над новым материалом.
  46. V. Итог урока. Выставление оценок.
  47. II. Проверка домашнего задания.
  48. V. Итог урока. Выставление оценок.
  49. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  50. III. Работа над новым материалом.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Работа над новым материалом.



Вопросы к кроссворду.

1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… .

2. Как назывался стольный град великих князей?

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»?

4. У какого озера стоит город Новгород?

5. Центр древнерусского города назывался…

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород?

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте?

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия.

9. Березовая кора, которую использовали для письма.

К л ю ч е в о е с л о в о: кириллица.

Учитель. Что обозначает слово «кириллица»?

Ученики. Это славянская азбука.

Учитель. А кто создал славянскую азбуку? Почему славянская азбука называется кириллицей?

Ученики дают ответы.

Учитель (дополняет и обобщает ответы учащихся). Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Они жили в IX веке.

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Его и прозвали Философом, по-русски Мудрецом. Он овладел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.

В Древней Руси создавались летописи-записи о важнейших исторических событиях. Писали их люди, которых называли летописцами.

Учитель предлагает прочитать текст о самом известном русском летописце Несторе на с. 55–56 учебника.

Учитель называет предметы. Если эти предметы находятся в классной комнате, дети встают, а если этого предмета в классе нет, дети сидят. Возможные слова: цветок, стул, радуга, снег, одежда, мел, окно, воздух, дерево, доска, трава, книга. Затем предлагает послушать стихотворение:

В моем шкафу

Теснится к тому том,

И каждый том на полке –

Словно дом,

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошел,

И ты уже в гостях…

Любая книга – время и страна.

Учитель. Как вы думаете, на чем и как писали люди в прошлом?

Ученики. Острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на медных листах.

Учитель (дополняет). Есть такое растение – папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.

Учитель предлагает прочитать о рукописных книгах Древней Руси статью «Рукописные книги» на с. 56–57 учебника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.96.214 (0.005 с.)