Содержание книги

  1. IV. Закрепление изученного материала.
  2. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  3. II. Проверка знаний и умений.. I вариант. II вариант
  4. III. Работа над новым материалом.
  5. IV. Закрепление изученного материала.
  6. II. Проверка знаний и умений. . III. Работа над новым материалом.
  7. V. Итоги урока. Выставление оценок.
  8. Обобщающий урок-игра «Я Знаю родной край»
  9. III. Игра «Я знаю родной край».
  10. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  11. Примерный рассказ о первобытном человеке
  12. III. Закрепление изученного. . IV. Итог урока. Выставление оценок. . Домашнее задание. . Мир древности: далекий и близкий. Ход урока
  13. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  14. IV. Закрепление изученного материала.
  15. V. Итог урока. Выставление оценок.
  16. V. Итог урока. Выставление оценок.
  17. Новое время: встреча Европы и Америки
  18. Тест «средние века: время рыцарей и замков»
  19. V. Итог урока. Выставление оценок.
  20. Тест «Новое время: встреча Европы и Америки»
  21. III. Работа над новым материалом.
  22. V. Итог урока. Выставление оценок.
  23. II. Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории».
  24. III. Станция «Первобытный мир».
  25. VII. Станция «Новейшее время».
  26. VIII. Итог урока. Выставление оценок.
  27. III. Закрепление изученного материала.
  28. IV. Итог урока. Выставление оценок.
  29. III. Работа над новым материалом.
  30. V. Итог урока. Выставление оценок.
  31. Тест «Во времена Древней Руси»
  32. V. Итог урока. Выставление оценок.
  33. Из книжной сокровищницы Древней Руси
  34. III. Работа над новым материалом.
  35. V. Итог урока. Выставление оценок.
  36. Трудные времена на Русской Земле
  37. III. Работа над новым материалом.
  38. V. Итог урока. Выставление оценок.
  39. I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
  40. III. Работа над новым материалом.
  41. V. Итог урока. Выставление оценок.
  42. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  43. V. Итог урока. Выставление оценок.
  44. II. Проверка домашнего задания.
  45. V. Итог урока. Выставление оценок.
  46. II. Проверка домашнего задания.
  47. Дидактическая игра «История Кремля»
  48. V. Итог урока. Выставление оценок.
  49. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  50. III. Работа над новым материалом.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Итог урока. Выставление оценок.



VIII. Итог урока. Выставление оценок.

Учитель. Понравилось вам наше путешествие? Чем оно было интересным? Что нового вы узнали о всемирной истории? Какая из команд проявила в коллективной работе чувство товарищества, взаимопомощи и показала лучшие результаты?

У р о к 41.

ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

2. Совершенствовать умение работать по карте.

3. Развивать устную речь.

О б о р у д о в а н и е: карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги:

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды.

II. Работа над новым материалом.

Учитель. И сегодня на уроке мы откроем первую страничку истории Отечества, узнаем о жизни наших предков – древних славян.

Далее учитель объясняет новый материал с опорой на настенную карту «Расселение древних славян» (с. 35 учебника).

Учитель. В центре описания Нестора – земля полян, живших по среднему течению Днепра. К северу – северяне. На западе – древляне (в районе лесов). Между Припятью и Западной Двиной, в болотистой лесостепи – дреговичи (дрегва – болото). Южнее полян – уличи. Вокруг озера Ильмень – словене. Все эти многочисленные племена входили в группу народов под общим именем славяне.

До сих пор существует множество объяснений происхождения названия «славяне». Одни считают, что оно произошло от слова «Словутич» (древнего названия Днепра) и означает «люди, живущие у воды».

Другие связывают его с существительным «слово», то есть «люди, говорящие ясно, понятно».

Третьи доказывают, что название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый».

– Рассмотрите карту на с. 35 учебника. Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян. На берегах каких рек и морей расселились древние славяне?

Ученики. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.

Учитель. Какие большие племенные объединения были у славян?

Ученики.Восточные славяне, западные славяне, южные славяне.

Учитель.Какое из племен занимало наибольшее пространство?

Ученики. Племя восточных славян.

Далее учитель предлагает познакомиться с жизнью и бытом древних славян, прочитав текст на с. 34–37 учебника.

Водят пчелы хоровод –  (Кружатся на месте, взмахивая

Брум, брум.                      руками.)

В барабан ударил кот –  (Имитируют движения игры на

Трум, трум.                      барабане.)

Стали мышки танцевать –

Тир-ля-ля –

Так, что начала дрожать (Произвольные танцевальные

Вся земля.                        движения.)

Учитель. Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

Трава, деревья, реки, камни – словом, все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.

В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.

Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее, считалось, превращался умерший ребенок.

Стоило ступить в лес – и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными космами, с козлиными ногами – подчинялись все обитатели леса.

Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами на руках. Много неприятностей сулила рыбакам встреча с ним. Чтобы его задобрить, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь.

– Как вы думаете, почему славяне верили в духов? Какие неприятности могли причинить людям духи?

Ученики. Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в охоте, рыбалке, в земледелии и скотоводстве. Поэтому верили в духов и богов.

Учитель. Кроме низших духов, славяне поклонялись верховным божествам. Бог неба Сварог считался владыкой вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали как бога Огня.

Даждь-бог, или Хорс, – бог Солнца обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог Хорс рассылает по небу свои лучи-стрелы, освещая и согревая землю. Как любящая мать, помогает Солнце людям в трудах их, но страшно оно в гневе своем.

Особенно почитали наши предки бога грома и молнии – Перуна. Страшен в гневе Перун – он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун», – говорили тому, кому желали зла.

Кроме того, наши предки почитали бога ветра – Стрибога, бога скота – Велеса, богиню земли и плодородия – Мокошь, бога любви, согласия – Ладо.

– Как вы думаете, что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от гнева богов?

Ученики. Они обращались к богам с молитвами, приносили им подарки и жертвы.

Учитель. В честь богов славяне устраивали праздники. Больше всех они чтили Солнце.

Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать. В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу в жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси и поныне. Колядуют в Сочельник перед Рождеством.

Другой праздник – весенний. Этот праздник проводов зимы и встречи весны – Масленица. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хоровод, а  потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозного Перуна.

Учащиеся читают о языческих богах древних славян текст на с. 38 учебника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.150.167 (0.01 с.)