Правописание безударных гласных корня слова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание безударных гласных корня слова



1. В соответствии с морфологическим принципом русского пра­
вописания (см. § 13) безударные гласные корня пишутся так,
как они произносятся под ударением. Следовательно, для про­
верки написания безударных гласных надо изменить слово или
подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный
корня находился под ударением, например: сводитьсвбдит,
примирение—мир, измерение
измеришь, объединениеединый.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, прове­рять при помощи глаголов несовершенного вида с суффикса­ми -ывать, -иватъ, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует прове­рять словом брбсить, а не выбрасывать.

2. Правописание многих слов с безударными гласными нельзя
проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др.
Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно
знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в
родственных словах: вагбн, вагбнный, вагонетка, вагоновожа­
тый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.

64


3. В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, за­мена одного гласного другим: соберусобираю, загоришьзагар и т. п. О правописании корней с чередующимися гласны­ми будет сказано ниже (см. § 19).

77. С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно
проверить написание выделенных гласных.

Развиваться — развеваться, поласкать — полоскать, просве­щение — посвящение, долина — далёкий, умалять — умолять, увя­дать — увидать, примирение — измерение, наколоть — накалить.

78. Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в кото­
ром пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

I. Измерять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, про­
редить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров,
накалить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фо­
нарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в доли­
ну, находиться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо
достоинства, закрепить успехи, заскрипеть зубами от боли,
заплатить долг, сплотиться во имя общего дела.

II. Быть старожилом (т. е. изд..вна жить в какой-либо мест­
ности), ст..рожить огород, носить прист..жные в-.ротники, при­
стежные лошади, упл..тнить.сроки к..сьбы, уплатить деньги по
счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.

79. К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида подбери­
те такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепишите.

Задавать (что делать?) вопросзадать (ч то сде­лать?) вопрос. Осознавать вину —.... Од..вать младшего брата —.... Над..вать костюм —.... Громко зап..вать частуш­ки —.... Зап..вать водой лекарство —.... Согр..вать чайник —.... Одол..вать противника —.... Изд..вать книги —.... Со­здавать изобилие продуктов —.... Признавать заслуги —.... Рано вставать —.... Расс.ваться с друзьями —....

80. Перепишите. Объясните (устно) написание слов, в которых были про­
пущены буквы.

I. 1) Дворники см..тали ветки можжевельника и елей в зелё­ные кучи. (М. Г.) 2) Уже с последней станции он чувствовал тайную тревогу, но тут просто смятение овладело им. (Т.) 3) Мятежники, видимо, приготовлялись к действию..Вскоре пули начали св..стать около наших ушей. (П.) 4) На лугу кисейной занав..сью в..села мошка. (Шол.) 5) Ветер выл, ставни тр..сли-ся и стучали. (П.) 6) В дыму гудело, тр..щало, с крыши свеши­вались, изл..ваясь, красные ленты, а стена уже превратилась в раскалённую решётку. (М. Г.) 7) Тёплый воздух задр..жал от наполнивших его исп..рений. (Л. Т.) 8) Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы. (Л.) 9) Телегин с..дел у вагонного окош­ка, вдыхая густой зап..х сентября. (А. Н. Т.) 10) Всюду л.-.ниво


ЗЗак. 174


65


текли ручьи, захлебнувшаяся земля не могла больше погл..щать влагу. (М. Г.) 11) Т..шина леса огласилась звуками топоров и г..лосами людей. (Аре.) 12) Обвалы обн..жали склоны гор. (Кор.) II. 1) Великое слово, призв..нное объединить мир, — товарищ! (М. Г.) 2) Гордо развевались знамёна. (Нов.-Пр.) 3) Хутор по­трясали события. (Шол.) 4) Ясно-голубая поверхность озера, как нежный, с лоском шёлк, очаровывала зрение. (В. Ш.) 5) Мой сад с каждым днём ув..дает. (Майк.) 6) Всё предвещало дождь. (Ч.)

7) Утренние часы Кедровский обычно посв..щал чтению. (Л. Н.)

8) Зуев зажёг электрический фонарик, посв..тил. (Пауст.) 9) Рас-екая потёмки, золотой лентой взв..лась к небу ракета. (Ч.) 10) Пасмурный день исс.кал. (Шол.) 11) Лось и Гусев расст..гну­ли полушубки. (А. Н. Т.) 12) Коляска, скр..пя колёсами по мокро­му снегу, остановилась. (Ч.) 13) В политехнический институт Ни­колай пошёл против воли, скр..пя сердце. (Т. С.)

81. Перепишите, располагая слова по алфавиту (при этом учитывайте не
только 1-ю, но также 2-ю и последующие буквы). Расставьте в словах ударе­
ние и подчеркните непроверяемые безударные гласные в корне. С выделен­
ными словами составьте словосочетания.

Аргумент, авантюрист, гарнизон, галерея, багровый, бал­кон, багряный, ветеран, витрина, декада, диван, жилет, жа­кет, жаргон, ефрейтор, забастовка, западный, канонада, ком­позиция, кульминация, иждивенец, ирония, йод, лачуга, лако­ничный, лакомый, нотариус, нигилист, нигилизм, мораль, монтаж, манифест, поликлиника, палисадник, ордер, орден, оккупант, реликвия, радикальный, силуэт, санитар, увертю­ра, университет, универсальный, торжествовать, талант, фео­дализм, фортуна, фасад, халат, хижина, чехол, чемодан, ци­линдр, цемент, щекотать, штемпель, шаблон, юбилей, ювелир, ярмарка, ябедничать, эпизод, энциклопедия, эпилог.

82. Перепишите данные группы слов, подчеркните вставленные вами буквы.

Теория — т..оретик, теоретический, теоретизировать; пропа­ганда — пропагандист, пропагандировать, пропагандистский; агитатор — агитировать, агитационный; традиция — традицион­ный, традиционность; пессимизм — п..ее.мистический, п..сс..мист; оптимизм — оптимистический, опт..мист; сентиментализм — с..нт..ментальный, с..нт..менталист, с..нт..ментальность.

83. Прочитайте. Перепишите, объясняя лексическое значение каждого дан­
ного слова и подчёркивая в нём непроверяемые безударные гласные. При
затруднении в определении лексического значения смотрите слова для справок.

Увертюра, афоризм, конфликт, фантазия, антагонист, па­негирик, риторика, аплодировать, интеллигентный, шедевр.

Образец. Гипотезапредположение.

Слова для справок: меткое краткое изречение; музыкальное вступление; столкновение противоположных взглядов, стремлений; твор­ческое воображение, мечта; непримиримый противник; неумеренная по­хвала; рукоплескать; красноречие; образованный, культурный; выдающе­еся произведение искусства.

66


84. Перепишите, подбирая к каждому слову по одному-два родственных
слова и подчёркивая безударные гласные, не проверяемые ударением.
Составьте словосочета'ния с выделенными словами.

Анекдот, багровый, ирония, истина, клевета, гармония, ко­варный, бархат, облако, иждивенец, каприз, капитуляция, сти­пендия, обаяние, обоняние, стакан, подлинный.

85. Перепишите, подчёркивая непроверяемые безударные гласные и ука­
зывая (письменно) значение данных слов. В случае затруднений исполь­
зуйте толковый словарь или словарь иностранных слов.

Аналогия, аромат, интеллект, интеллигент, контраст, лако­ничный, памфлет, патриот, тенденция, тиран. Образец. Гипербола — преувеличение.

86. Перепишите, расставляя пропущенные запятые. Объясните написа­
ние слов с безударными гласными (устно). Подчеркните слова с непрове­
ряемыми безударными гласными.

Укажите, какие сложные предложения текста соответствуют следующим схемам: [ I и [ } [ ], (с которой...); [..., (куда...), и..., (что...)]; [..., (что...), и •" I [ 1» 1 ]• Сделайте синтаксический разбор этих сложных предложений.

Владимир Андреевич приближался к той станции с кото­рой должен он был св..р..тить на Кистенёвку. Сердце его ис­полнено было самых печальных предчувствий он б..ялся уже (не) застать отца в живых...

Приехав на станцию он вошёл к смотрителю и спросил воль­ных лош..дей. Смотритель осведомился куда надобно было ему ехать и объявил что лош..ди присланные из Кистенёвки ожи­дали его уже четвёртые сутки. Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый куч..р Антон некогда водивший его по к..нюшне и смотревший за его маленькой лошадкою. Антон проел..зился увидя его поклонился до земли сказал ему что старый его барин ещё жив и побежал запр..гать лош..дей. Вла­димир Андреевич отк..зался от предложенного завтрака и сп..шил отправиться. Антон повёз его просёлочными дорогами и между ними завязался разговор.

, (А. С. Пушкин. «Дубровский».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.008 с.)