Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зао «издательский дом оникс»↑ Стр 1 из 32Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Москва, ул. Доброслободская, 5а Отдел реализации: тел. (095) 310-75-25, 255-51-02 ЗАО «Альянс-В» 103012» Москва, Рыбный пер., 3 ОАО «Санкт-Петербургская типография № 6». Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, 10. Телефон отдела маркетинга 271-35-42. Гигиенический сертификат № 77.ЦС.04.952.П.01356.Г.98 от 16.03.98 г. 13ВЫ 5-249-00335-4 © Коллектив авторов, 1999 18ВК 5-93156-006-8 ?» ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», Дизайн обложки, 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие предназначается для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам в вузы. Его главная цель— помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации, поскольку знания слушателей подготовительных отделений в этом отношении оставляют желать лучшего. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности. При этом наибольшее внимание уделяется трудным случаям правописания. В книге кратко рассказывается также об основных принципах русской орфографии и пунктуации и разъясняется социальная значимость норм правописания. Сведения по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису излагаются лишь в той мере, в какой они могут быть необходимы слушателям для более осознанного владений навыками правописания. Система упражнений пособия построена таким образом, что она даёт возможность для комплексного построения занятий по орфографии и пунктуации. * В подборе дидактического материала автор стремился учитывать типичные для учащихся ошибки, чтобы помочь их преодолению. Последовательно включаются упражнения с орфографическим словарем. Сделана также попытка более тесно связать работу по русскому языку с работой по литературе. В качестве текстов используются отрывки из художественных произведений, имеющихся в программе вступительных экзаменов в вузы, высказывания выдающихся критиков, известных исследователей литературы, учёных, публицистов и др. Предлагается материал для составления планов, конспектов, тезисов. Чтобы способствовать повышению культуры речи слушателей, автор считает целесообразным кратко рассказать во «Введении» о русском языке. В книгу внесён ряд сведений о способах словообразования. Такие дополнения дают возможность более широко использовать пособие, например на подготовительных отделениях гуманитарных вузов. Автор I* 3 ВВЕДЕНИЕ Д. О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Язык относится к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Главное назначение языка (или его функция) — служить средством общения людей. Выполнение этой роли языка определяется тем» что он неразрывно связан с мышлением, сознанием людей, служит средством формирования и выражения их мыслей. В словах, словосочетаниях, предложениях закрепляются результаты познавательной деятельности человека, отражается его разносторонний опыт. Являясь средством общения, язык тесно связан с жизнью общества, постоянно развивается и совершенствуется. Яснее всего изменения, происходящие в языке, обнаруживаются в его словарном состаре, так как именно он наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Так, например, большое число слов с течением времени, с изменением общественного устройства выходит из активного словоупотребления, становится историзмами: придворный, земство, гороховой табель о рангах и т. д. В то же время русский яЗык пополняется, словам^, отображающими новые понятия, явления, новые общественные условия, например: компьютер, новатор, спутник, дуноход, реактор, дискотека и др. Ряд слов, имевшихся и ранее в словарном составе русского языка, был переосмыслен, приобрёл новое содержание. Ср. современные значения таких, например, слов, как рынок (рыночная экономика), династия (актёрская династия). Среди более чем двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, к числу наиболее распространённых принадлежит русский язык, национальный язык русского народа, включающий в себя вс^ многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в восточнославянскую группу языков. Русский язык приобретает всё большую международную значимость. Он относится к числу наиболее распространённых языков мира, является одним из рабочих и официальных языков Организации Объединенных Наций, на нём-написаны важнейшие международные договоры и соглашения, создана богатейшая, литература — художественная, общественно-политическая, научно-техническая> 4 Высшей формой русского языка является литературный язык, т. е. обработанная часть общенационального языка, обладающая письменно закреплёнными нормами. Литературный язык — это язык науки и школы, газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, те* левидения, язык повседневного общения культурных людей. В связи со всеобщим распространением грамотности, развитием среднего и высшего образования число носителей литературного языка растёт. Литературный язык функционирует в двух формах: письменной и устной. Важнейшей его особенностью, как уже сказано, является наличие норм — исторически сложившихся образцов и правил, которым подчиняются произношение, выбор слов, употребление грамматических форм, построение словосочетаний и предложений, единообразная передача на письме зву: чащей речи (слов, предложений и их частей). Таким образом, нормы охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в литературном языке не принято произносить «хозяев^», «магазин», «сантиметр» (надо: хозяева, магазин, сантиметр)', нельзя пользоваться такими словами, как баской, дюже, зазря (вместо них употребляются красивый, очень, напрасно или зря); недопустимо употребление таких форм, как «местов», «падежов», «туфлей», «ехай», «хочем» (следует: мест, падежей, туфель, поезжай, хо тим); не соответствуют нормам такие словосочетания, как «поделиться о впечатлениях», «указать о недостатках», «уверенность в успех» (следует говорите: поделиться впечатлениями, укйзать на недостатки, уверенность в успехе) и т. д. Наличие норм, в выработке, становлении и укреплении которых выдающуюся роль сыграли писатели, учёные, публицисты, общественные деятели, создаст единство русского литературного языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению. Очень важно для каждого члена общества владение нормами право писан и я (орфографии и пунктуации). Соблюдение этих норм, которые чаще всего раскрываются в формулировках правил, облегчает процесс письменного общения людей, экономит их время при чтении, помогает быстрому восприятию и пониманию написанного. Наоборот, любое нарушение норм правописания так или иначе мешает читающему сосредоточиться на содержании, отвлекает наше внимание. Известный русский языковед академик Л. В. Щерба, подчёркивая важную социальную роль правописания, говорил: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге. Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко'времени своего соседа». 5 Речь культурного, образованного человека должна быть содержательной, аргументированной, правильной, точной и выразительной. Содержательность, аргументированность речи обусловлена хорошим знанием фактического материала, умением последовательно, логично и доказательно излагать свои мысли. Правильность речи обеспечивается знанием норм русского литературного языка», а ее точность4— умелым выбором нужного слова, внимательным отношением к построению предложений. Выразительность речи связана со свободным владением всеми языковыми средствами, стилистическими ресурсами нашего языка. Нужно помнить: чем содержательнее, правильнее, точнее и выразительнее речь, тем она убедительнее, доступнее для понимания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.141 (0.011 с.) |