Обособление обстоятельств, выраженных существительными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособление обстоятельств, выраженных существительными



■1. Обстоятельства уступки, выраженные существительные ми с предлогом несмотря на, обособляются: I) Несмотря нц разницу характеров и кажущуюся суровость Артема, бра-

213


тья крепко любили друг друга. (Н. О.) 2) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна со-бралась ехать. (Л. Т.) 3) День был жаркий, светлый, луче­зарный день, несмотря на перепадавшие дождики. (Т.)

2. Обособление других обстоятельств, выраженных существи­тельными с предлогами, не является обязательным. Обособле­ние зависит от намерений и целей автора, а также распростра­нённости или нераспространённости обстоятельств и места их в Предложении. Более распространённые обстоятельства обособ­ляются чаще, чем менее распространённые; обстоятельства, сто­ящие в начале или середине предложения (до сказуемого), обо­собляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимени­ем комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) Но: Он не пошёл в кино за неимением вре­ мени, Обособленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям.

Чаще всего происходит обособление следующих обстоя­тельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.; 2) обстоя­тельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки: 1) Я поехал на почтовых, а он, по причи­не тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.) 2) Гонг ки на яхтах, при наличии благоприятной погоды, состоятся в ближайшее воскресенье. 3) Стоянка наша в бухте Кам-ранг, вопреки ожиданиям многих, затянулась. (Нов.-Пр.)

376. Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные име­
нами существительными. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Леса несмотря на тропический зной не отл.чались тропи­ческой пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Иллюминатор согласно бое­вой обстановке был тщательно занавеш..н. (Нов.-Пр.) 3) Но несмотря на разрушение корабль продолжал упрямо держа..ся на воде. (Нов.-Пр.) 4) Погода несмотря на последнюю треть октября стояла отличная. (Прж.) 5) Благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу. (Л.) 6) Несмотря на уста­лость девушка с удовольствием прошлась по льду. (В. Аж.) 7) Луговые цветьгв этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны. (Пришв.) 8) По ночам несмотря на звёздное небо сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы (Нов.-Пр.) 9) Все три колонны шли днём и ночью невзирая на разыгравшуюся метель. (Н. Ник.)

377. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в* Моск­ву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благодаря (своевре-

214


менно принятые меры) были быстро уничтожены. 4) Более сла­бая футбольная команда вопреки (ожидания) зрителей одержа­ла победу. 5). Наш отряд согласно (распоряжение) командова­ния выступил в поход на рассвете. 6) Благодаря (правильное лечение и строгий постельный режим) больной поправился че­рез две недели. 7) Согласно (решение) общего собрания все уча* щиеся приняли участие в озеленении школьного двора.

§ 76. УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно рас­крывающее значение этого обстоятельства, обособляется, на письме выделяясь запятыми: 1)Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. (М. Г.) 2) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы. (М. Г.) 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.)

Нередко обособление или необособление таких обстоятельств. зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточняющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?)} окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке а к о й?) у окна сидел отец.

Реже уточняющими бывают обстоятельства образа действия, например: Во время сильных дождей она [речка] разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.)

378. Прочитайте, выделите уточняющие обстоятельства. Объясните

пунктуацию./

1) Вдоль камышей, под ветлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротскй, примос­тилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (М. Г.)

379. Перепишите, расставляя знаки препинания. Уточняющие обстоятель­
ства обозначьте.

1) Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам двига­лись люди повозки. 2) Уносятся вдаль к лесу звонкие молодые голоса поющие песню. 3) Она |Тоня| направилась было к прудам на старую каменоломню но остановилась заметив внизу у пруда взметнувшуюся удочку. 4) Батарейцы спали тут же у орудий. 5) В соседней деревушке на бугорке у школы в широкий круг со­брались конники. 6) Внизу под мостом глубоко вздохнул паровоз выбросив из могучей груди рой золотых светляков. 7) Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. 8) В километре от стан­ции кончалась вполне готовая узкоколейка. Дальше километра на полтора на выровненном полотне лежали врытые в землю

215


длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Ещё дальше до самого косогора шла лишь ровная доро­га. 9) Он радовался, что завтра уедет туда в большой город, где остались его друзья и дорогие его сердцу* люди. 10) Вокзал ос­тался далеко в стороне вправо. 11) Поезд мчал его на юг к морю увозя от сырой дождливой осени к тёплым берегам Южного Кры­ма. 12) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. 13) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин.

(Н. А. Островский. «Как закалялась сталь».)

380. Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.
Обособленные обстоятельства обозначьте и укажите, почему они обособле­
ны.

1) Впереди версты за две от обоза белели длинные невысокие амбары и домики с черепичными крышами; около домиков не видно было ни дворов ни деревьев. (Ч.) 2) Там в деревне он, очевидно, зная себя на своём месте никуда не спешил и никогда не бывал не занят. (Л. Т.) 3) Несмотря на запрещение Печорина она [Бэла] вышла из крепости к речке. (Л.) 4) Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружье обеими руками. (Л.) 5) К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены. (Л.) 6) Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин. (Г.) 7) Он [дедушка] проснулся в пятом часу пополудни и несмотря на палящий зной скоро захотел накушаться чаю. (Акс.) 8) Несносная лошадка по­равнявшись с упряжными несмотря на все мои усилия останови­лась так неожиданно что я перескочил с седла на шею и чуть не полетел. (Л. Т.) 9) Он [Сергей] схватил хлеб быстро поцеловал матери руку и несмотря на усталость возбужденно глядя в тем­ноту своими острыми глазами стал жевать эту чудесную пше­ничную Горбушку. (Ф.) 10) Несмотря на полярную ночь и жестокие ветры никто из зимовщиков не простудился и не заболел. 11) Те­перь т. е. с наступлением летней жары вьючные хождения сдела­лись далеко не так заманчивы, как весной. (Прж.)

381. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текстов.
Мотивируйте свой ответ. Перепишите, расставляя пропущенные знаки пре­
пинания. Составьте схемы выделенных предложений.

I. Родина. Особ..но звучит для меня это слово полное глубо­кого смысла. Я вижу необъятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цветочную пыль.

0бш..рна и многообразна родившая нас страна. (7/..)исс..каемы и полновддны реки перес.кающие пространства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки зной­ные степи (н..) проходим а глухая сиби(7?, рь)ская тайга р..ски­нувшаяся океаном. Многолюдны и многочисл..ны города разбро­сные в нашей стране. На многих языках говорят люди нас.лив-

216


шие величественн..ю эту страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни живущего в ней народа.

(И. Соколов-Микитов.)

II. Как город герой разгромивший чёрные силы гитлеризма и спасший народы от гибели ныне Москва являет собой с#мый великий оплот мира во всём мире.

Москва сплачивает м..лионы людей доброй воли она вс.ля-ет в них мужество и великую надежду.

Могучий голос народов звучал в Москве в дни Всемирного-'конгр..са за всеобщее разоружение и мир и отклики этс?го всена­родного ед..нения пронеслись по всему миру проникнули в народ* ные массы и воодушевили щ на новые действия в защиту мира.

И сегодня государст..ные деятели люди науки и искусства труженики полей и городов знают что Москва колыбель мира он!а зорко следит за происками поджигателей войны. И сегодйя Москва светоч мира и свободы провозглашает тот (же) великий призыв защиты мира и народов от истребителей войны.

(Н. Тихонов.) § 77. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как буд­ то, что, чем, неужели и др., выделяются запятыми, напри­мер: 1) С утра поползли серые, как дым, облака, (А. Н. Т.) 2) Морозило сильнее, чем с утра. (Г.) 3) Ночью лететь было безопаснее, нежели днём, (Перв.)

Примечание. Сравнительные обороты, ставшие устойчивыми (фразеоло­гическими) сочетаниями, запятыми не выделяются, например: дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, боится как огня, летит как стрела, белый как полотно и т. д.

382. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Перепишите, расстав­ляя пропущенные знаки препинания. Сравнительные Ьбороты подчеркни­те. При выполнении упражнения повторите § 63 и 74 (II, 5).

1) Как стройный тополь носился он [всадник) на буланом коне своём. (Г.) 2) В луга, вперёд и в стороны словно щупальца побре­ли дозорные. (А. Н. Т.) 3) Дорога гладка как водная поверхность. (Фед.) 4) Двор как плац мощённый булыжником. (Пан.) 5) На повороте в лицо студента вдруг пахнуло точно из глубокого по­греба сырым холодком... Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру. (Купр.) 6) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. (Л. Т.) 7) И скоро звонкой мостовой покроется спасён­ный город как будто кованой бронёй. (П.) 8) Очи светятся будто две свечки. (П.) 9)...Пропало всё что звук пустой и меркнет ми­лой Тани младость. (П.) 10) Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные их критики. (Бел.) И) Как добрый человек он [Левин] больше лю­бил чем не любил людей. (Л. Т.) 12) Пишу это как читатель

217


имеющий определённый вкус. (Ч.) 13) Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения.-(Пауст.)

383. Перепишите» расставляя знаки препинания. Сделайте морфологиче­
ский разбор выделенных слов.

Размётнов задумался. Некоторое время они шли молча преда­ ваясь воспом..наниям о далёком и близком прошлом. Макар На­гульнов раздувал ноздри плотно сЖ..мал тонкие губы и шёл как в строю расправив плечи четко печатая шаг. Всем видом своим он являл воплощённую (не)доступность. Размётнов (же) (на)хо- ду то улыбался то отча.лю взмахивал рукою то крутил свой свет­лый курчавый ус и как сытый кот жмурил глаза...

Где-то) позади остался скрылся за изволоком Гремяч..й Лог л широкая глазом (яе)охватишь степь погл..тила Давыдо­ва. Всею грудью вдыхая хмельные зап..хи травы и (не)просох-шего чернозёма Давыдов долго смотрел на далёкую гряду мо­гильных курганов. Чем (то) напомнили ему эти синеющие (в)дали курганы вздыбл..ные штормом волны Балтики... По­том рассс.но блуждающий взгляд его поймал в небе еле примет­ную точку. Чёрный степной орёл житель могильных курганов царственно величавый в своём одиночестве парил в холодном поднебесь.. медленно почти (не)замётно теряя на курганах высоту. Широкие тупые на концах (не)движно распростёртые крылья легко несли его там в подоблачной вышине и встреч­ный ветер жадно рбл..зывал и пр..жимал к могучему костисто­му телу чёрное тускло блистающее оперенье.

(М. А. Шолохов. «Поднятая целина».)

Вводные слова, обращения и междометия

384. Разберите примеры, выделяя вводные слова, обращения и междоме­
тия. Укажите их роль в нашей речи.

1. Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Рус­лан. 2) Чу! Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызыва­ет. 3) Увы, ни камни ожерелья, нн сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести н веселья её души не веселят. 4) Итак, домой при-шед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лег. 5) С А. И. Шваб-риным, разумеется, виделся я каждый день. 6) Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сос­новых давно, давно ты ждешь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик динь-динь-динь.

(Из произведений А. С. Пушкина.)

§ 78. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Вводные слова и вводные предложения выделяются з а п я - т ы м и: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.) 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спали. (Т.) 3) Мы с вами

218


попутчики, кажется? (Л.) 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.) 5) Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный. (Аре.)

2. Вводные предложения, имеющие характер дополнитель­ных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выде­ляются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.) 2) Дубечнятак называлась наша первая станциянаходилась в сем^ надцати верстах от города. (Ч.)

3. Вводные слова выражают различное отношение говоря­щего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве ввод­ных слов употребляются следующие:

а) для выражения уверенности: безусловно, без сомне­
ния, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно,
конечно, несомненно, правда, разумеется;

б) для выражения неуверенности: вероятно, видимо,
возможно, должно быть, кажется, казалось, может быть, на*
верное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по всей вероятности;

в) для выражения того или иного ч у в с т в а: к досаде, к
несчастью, к огорчению, к радости, к сожалению, к счщетью,
к удивлению, на беду, странное дело, чего доброго;

г) для указания на исто ч н и к того или иного сообще­
ния, для называния того, кому оно принадлежит: говорят, по*
моему, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по чьему-
нибудь сообщению, на чей-нибудь взгляд, помнится:

д) для указания на последовательность явлений,
на связь между ними: во-первых, во-вторых, в-третьих,
наконец, следовательно, итак, таким образом, значим, на­
против, наоборот, однако, впрочем, с одной стороны, с дру*
гой стороны, например, в частности, скажем, стало быть.

Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления' мыслей: одним словом, иначе гово­ ря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), изви­ните, представьте себе, пожалуйста, позво льте,согласитесь,, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.)

Многие из перечисленных выше слов могут выступать и как члены предложения. В таком случае, они, естественно, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Па-уст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.) 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда бо­лее встретиться, однако встретились. (Л.) (однако — проти­вительный союз). Вскоре, однако, недоумение наше рассеялось. (Кор.) (однако — вводное слово).

219


388. 1. Прочитайте примеры и укажите, где выделенные слова являются членами предложения и где —? вводными словами. Перепишите, расставляя запятые.и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно).

1} Упражнение должно быть выполнено Чисто п аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до кон­ца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводне-ние. — В Мае Месяце возможно будут заморозки. 3) Удостовере­ние, выданное завкомом, действительно до конца года.-— Дей- ствительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевид­ но немного запаздывает. 5) Мы с товарищем обо всём догово­рились, но он неожиданно поступил со&еем Наоборот ■ — Про­игрыш.не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё Молчаяие?>- Значит ты приедешь'ко мне вечером?

II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в
одном данное слово было членом предложения» а в другом — вводным сло­
вом.' ■■■■'.                       ■■,:*."''.'■«

По^Моему, к. несчастью, скажем* вероятно.

386; Перепишите предложения, вставляя зместо точек подходящие ввод­ные слова. Они должны,иметь следующие значения: а) выражать чувство говорящего; б) его уверенность или неуверенность, предположение; в) обоз­начать, кому принадлежат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ниМи. ■

V.а) 1)..частые и сильные дожди мешали успешному #оду путешествия. 2) Погода..всё Же скоро улучшилась.

б) 1) Лицо Ноздрёва...уже Сколько-нибудь знакомо' чита­
телю. 2) В шаШки играл Ноздрёв '..'. не совсем безгрешно.

в) \)... мы давно должны были уже прийти й деревню,-но
её всё не было видно. 2) Виды на урожай... очень хорошие.

г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо...пред­
варительно хорошо проветрить комнату,... вовремя упражне­
ний соблюдать правильное дыхание,... по окончании зарядки
обтереться до пояса холодной водой. 2) Утренняя гимнастика
благОтворВо действует на организм человека..., ею надо обяза­
тельно заниматься. 3)' Хорь был человек положительный, прак­
тический, административная голова, рационалист, Калиныч...
принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторжен­
ных и мечтательных. 4) Он не рассердился, а... рассмеялся. 5)
Мы всё подготовили к походу и... завтра отправляемая в путь.

387. Перепишите, расставляя знаки препинания; вводные слова н ввод­ные предложения подчеркните.

1. 1) Лошади сани деревья бык Привязанный к столбу всё было 6е#о и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плетни и бе­левшая на дворах скотина и крыши домов и стройные раины всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном'. (Л, Т.) 3) Ружья гфобьцзшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные Маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный

220'


довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самогЬ края
воды лежала какая-то большая тёмная Масса..: Несомненно это
был морской зверь выброшенный волнами на сберег. (Аре.)
6) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбилась в одну
кучу...'(Аре;) 7) К1 несчастью частые и сильные дбжди1 мешали
успешному ходу путешествия. (Прж.) 8) Сквозь отверстие видне­
лась часть низенького домика с двумя к удивлению моему осэен
щенными окнами. (Т.) 9) Самое лучшее время для ловли неводом
бывает по рассказам крестьян весной и осенью. (Прж.) 10) И?агк
два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились
между собой. (Г.) 11) Он (Овсянников! например не любил рес­
сорных экипажей. (Т.) 12) Цель нашей дискуссии во-первЫх
ознакомить писателей с новыми требованиями миллионов чита­
телей во-вторых расширить и углубить тематику искусства
в-третьих направить некоторых товарищей на широкую дорогу.
(А. Н. Т.) 13) Опекушин был выходцем из простого народа, спер­
ва самоучка затем признанный художник и наконец академик.
(Тел.) 14) Князь Василий говорил всегда лениво как актёр гово­
рит роль старой пьесы. Анна Павловна Шерер напротив несмотг
ря на свои сорок лет была преисполнена оживления и порывов.
(Л. Т.) 15) Нрава она была весьма смирного или лучше сказать
запуганного. (Т.)                                                            '.".*'.'■

II. 1) Так вот как высказано выше с годами. ва.жен я не стал.
(Твард.) 2) Осмотревшись я пошёл как мне казалось прямо к
морю но на пути встретил лесное болото заваленное колодником.
(Аре.) 3) Проводив жениха Надя пошла к себе наверх где жила с
матерью нижний этаж занимала бабушка. (Ч.) 4) Дмитрий,так
зрали мЪего соседа был мало, заметен в классе. (А. Г.)
5) Однажды наступил уже май но никто кажется не заметил
тогда ни ледохода на Москве-реке ни цветущей черёмухи я стоял
в тоЛпе у памятника. (Пауст.) 6) Мужское население станицы
живёт в походах и на кордонах или постах как называют казаки.
(Л. Т.) 7) Овсянников полетел в овраг вместе ^ беговыми дрож­
ками мальчиком сидевшим сзади и лошадью,.. К счастью на дне
оврага грудами лежал песок. (Т.) 8) Мне помогал маляр или как
он сам называл себя подрядчик малярных работ. (.4.)
9) Однажды было это в конце мая мы сидели на крыльце и ожи­
дали ужийа. (Ч.) 10) Хотя для настоящего охотника дикая утка
не представляет ничего особенно пленительного но за неимением
пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё
не прилетали а бегать по полям за куропатками мйё надоело я
послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.)

III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёр­
том акте Чайки но ко мне етйкто ле приходит а Напротив я сам
должен буду уйти после десяти надевши шубу. (Ч.) 2)'Ои[ пред­
чувствовал чтб князь Андрей одним: словом одним аргументом
уронит* всё его умение. (Л. Т.) 3) Одним словом у этого человека
(Беликова) наблюдалось постоянное и непреодолимое етремле-

221


ние окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уеДинил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они каза­лись маленькими дремали в морской глади недалеко-от дому. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Нико­лаевич была поставлена на сваях так что между её полом и зем­лёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разу­меют у нас ещё до сих пор под словом «литература» повести романы стихи словом беллетристику. (Гонч.) 7) Эти господа [дип­ломаты] по-видиМому охотно как своего честь которую они дела­ли немногим приняли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.)

388.. Перепишите, расставляя знаки препинания. Вводные слова подчерк­ните. Составьте схему 1-го предложения.

СЕМЬЯ ТУРКИНЫХ

Когда В|губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи'с которыми можно завести зн/.комства. И ука­зывали на семью Туркиных как на самую образов..ную и талант­ливую.

Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный краси­вый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктакли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом Кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад погово­рок любил шутить и острить и всегда у него было такое выраже­ние что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в пенсне писа­ла повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял... Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой

т..лант.

(А. П. Чехов. «Ионыч».)

§ 79. ОБРАЩЕНИЕ. МЕЖДОМЕТИЯ И СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА И НЕТ

1. 1. Если обращение стоит в начале предложения,
оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чув*
ством — восклицательным знаком:!) Друзья, вы
просите меня рассказать о себе побольше.
(Н. О.) 2) Товарищи!
Я сейчас работаю так радостно, как никогда в жизни. (Н. О.)

После восклицательного знака пишется прописная буква.

2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих
сторон выделяется запятыми: На всей планете, товари­
щи люди, объявите: войны не будет!
(Маяк.)

222


3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот'знак,'который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак: 1) Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (Маяк.) 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.) 3) О чем ты думаешь, казак? (П.)

4. Если части распространённого обращения разделены чле­нами предложения, то каждая такая часть выделяется запя­тыми; Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.)

5. Частица о от обращения знаками препинания не отделя­ется: Как хорошо ты, о.море ночное! (Тютч.)

II.Междометия отделяются от следующего за ними пред­ложения запятой (если находятся в середине предложения, то двумя запятыми), а когда произносится с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Ах, как это солнце ярко! (Т.) 2) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (Кор.) 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.)

Примечание. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются. Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит щвоих берегов! (Л.-К.)..

III. Слова-предложения да и нет отделяются от предложе­ния, раскрывающего их смысл, запятой или вос­клицательным знаком: 1) Нет, не покинул я тебя. (П.) 2) Да! Время летит очень быстро. (Газ.)

Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над бодой. (Жук.) 389. Перепишите, расставляя знаки препинания; обращения подчеркните.

1.1) Вы Петя расскажите лучше о планетах II 2) Что же вы сердитесь Варя К 3) Прощай дом II Прощай старая жизнь И 4) Пойдем родная пойдём II 5) Уважаемая Мария Владимиров­на Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание II 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернув­шись с охоты II 7) Многоуважаемый Иван Максимович II Недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разре­шена новая одноактная пьеса Трагик поневоле II

(Из пьес и писем А. П. Чехова.)

II. 1) Я видел вас холмы и нивы II Ш.) 2) Простите вольные
станицы и край отцов и тихий Дон К (П.) 3) О море кого же
мне вызвать на бой II (А. К. Т.) 4) Читатель друг я не нарушу
условий дружбы дорогой II (Твард.) 5) Взвивайся песня рей
моя над маршем красных рот II (Маяк.)

III. I) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замеча­
тельный город Н 2) Волга реченька Волга матушка ты недаром
нам дорога II 3) Мы за мир II И песню эту понесём друзья по

свету, пусть она в сердцах людей звучит И

(Из песен.)

223


390. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междоме­
тия и слова-предложения да и нет (первую букву после этих слов и меж­
дометий пишите в соответствии с предыдущим знаком препинания).

1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. (П.) 2) Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! (Н.) 3) О тонкая штука! Эк куда метнул. (Г.) 4) Ах вот и дуб заветный. (П.) 5) Ну выкинул ты штуку. (Гр.) 6) Ба друг старый мы давно зна­комы. (Гр.) 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? (Г.) 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гаснет и молчит. (П.) 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. (Н.) 10) Да через час мы уже знали всё! (Пауст.) 11) Да милый критик вы правы, (Ч.) 12) Нет я бы не ужился с этой долею! (Л.) 13) О нет кого бояться мне? (П.) 14) Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. (Кор.) 15) Да верь ему. (П.) 16) Короткий сон не освежил его нет. (Шол.) 17) Да я причастен гордой силе и в этом мире — богатырь с тобой Москва с тобой Россия с тобою звёздна'я Сибирь! (Твард.)

391. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.
1) Ну гость неприглашённый быть может батюшка войдёт!

2) Конечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом деле рассвело! 4) Пожалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то говорит: ваш голос был, чтб думаю так рано? 6) Как все мос­ковские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в гене­ралы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть ■посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-пер­вых не блажи именьем брат не управляй оплошно, а главное поди-тка послужи. 9) Эх Александр Андреич дурно брат!.. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас служить? 12) Из шумно­го я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать.

(А. С. Грибоедов. «Горе от ума».)

392. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологичес­
кий и синтаксический разбор выделенного предложения.

Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого понять
(я..)могу. Черинов мне (н..)ответил а из того что я читал в газе­
тах и что Вы пиш..те вывести (н..)чего нельзя... Болезнь его на­
пугала меня и держала в напряжен
.......С#о)первых я («.^одно­
го человека (н..)любил так как его... (Во)ъторых когда.в литера­
туре есть Толстой то легко и приятно быть литератором: даже
созн..ватъ что (м..)чего (к..)сделал и («..^сделаешь (н..)так страш­
но так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оп­
равданием тех упований и чаяний какие на литературу возлага­
ются. (В)третъих Толстой стоит крепко авторитет у него громад­
ный и пока он жив дурные вкусы в литературе всякое пошлячество

224


наглое и слезливое всякие шершавые озлобл..ные самолюбия будут далеко и глубоко в тени.

(Из письма А. П. Чехова М.О.Меньшикову, журналисту, 28 января 1892 г.)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

393. Прочитайте. Укажите средства связи простых предложений в слож­ных (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, инто­нация). Объясните расстановку знаков препинания.

1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедли­ла явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, пе­ребралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала -в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она по­пробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признал­ся, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом.

(А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».)

Слож носочинённое предложение с союзами

§ 80. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинён­ного предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся приво­да оживляется. (Л.) 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня, (Т.)

2. Запята~я~нёГставится перед соединительными и разделитель­ными союзами, если соединяемые ими предложения имеют об- щий второстепенный член или общее придаточное предложенЩГ например: 1) Из окошка далеко '6лес7мт'горы'ЪшЩ&ёй''7^^пр, (Г.) 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда ко­ляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, (Т.)

 

3. Когда во втором предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак по­дасти все хохочут. (П.) 2) Стрела выходит из колчана, взвиласьи падает казак с окровавленного кургана, (П.)

4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или ме­нее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каж­дый вечер, попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Оре-анду или на -водопад; и прогулка удавалась, впечатления не­изменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.) 2) Татья­на, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько

225


приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.)

394. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и
где — предложения с однородными сказуемыми. Перепишите, расставляя
знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложе­
ния.

1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с боль­шим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приклю­чения. (Аре.) 5) Разговор показался ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжа'лей ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже Их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным стол­бом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой ска­лы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось по­смотреть на людей. (Пришв.).14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть; не заблудился но к счастью набрел на тропу и она. привела меня к морю. (М.-Мак.)

395. Перепишите примеры, расставляя нужные знаки препинания. В каж­
дом предложении обозначьте грамматическую основу.

I. 1) Мы сдвигаем и горы и реки время сказок пришло наяву и
по Волге свободной навеки корабли Приплывают в Москву. (Л.-К)
2) Умолкнет гром пройдут года мы постареем вдвое втрое и бу­
дет сложена тогда легенда-сказка о герое. (Сурк.) 3) С востока
надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой.
(Ч.) 4) На берегу на промысле горели два костра з в море никого
не было. (М. Г.) 5) Прошло ещё несколько дней и каждая встреча
каждая беседа вносили всё большее отчуждение и глухую непри­
язнь в их отношения. (Н. О.) 6) Старцев всё собирался к Турки-
ным но в больнице было очень много работы и он никак не мог
выбрать свободного времени. (4)7) Кричали дрозды и по сосед­
ству в болотах что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую
бутылку. (Ч.) 8) Лопахин наверное ещё попустословил бы с пова­
ром но снова послышался приближающийся гул самолётов и он
поспешно направился к своему окопу. (Шол.)

II. 1) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.
(П.) 2) Приятели его советовали ему жаловаться но смотритель
подумал и махнул рукой и решился отступиться. (П.) 3) Залает

226



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.086 с.)