Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обособление обстоятельств, выраженных существительнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
■1. Обстоятельства уступки, выраженные существительные ми с предлогом несмотря на, обособляются: I) Несмотря нц разницу характеров и кажущуюся суровость Артема, бра- 213 тья крепко любили друг друга. (Н. О.) 2) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна со-бралась ехать. (Л. Т.) 3) День был жаркий, светлый, лучезарный день, несмотря на перепадавшие дождики. (Т.) 2. Обособление других обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, не является обязательным. Обособление зависит от намерений и целей автора, а также распространённости или нераспространённости обстоятельств и места их в Предложении. Более распространённые обстоятельства обособляются чаще, чем менее распространённые; обстоятельства, стоящие в начале или середине предложения (до сказуемого), обособляются чаще, чем стоящие в конце предложения: За неимением комнаты для приезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) Но: Он не пошёл в кино за неимением вре мени, Обособленные таким образом обстоятельства по смыслу приближаются к придаточным предложениям. Чаще всего происходит обособление следующих обстоятельств: 1) обстоятельств причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу и др.; 2) обстоятельств условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии и др; 3) обстоятельств уступки с предлогом вопреки: 1) Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.) 2) Гонг ки на яхтах, при наличии благоприятной погоды, состоятся в ближайшее воскресенье. 3) Стоянка наша в бухте Кам-ранг, вопреки ожиданиям многих, затянулась. (Нов.-Пр.) 376. Прочитайте. Укажите обособленные обстоятельства, выраженные име 1) Леса несмотря на тропический зной не отл.чались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавеш..н. (Нов.-Пр.) 3) Но несмотря на разрушение корабль продолжал упрямо держа..ся на воде. (Нов.-Пр.) 4) Погода несмотря на последнюю треть октября стояла отличная. (Прж.) 5) Благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу. (Л.) 6) Несмотря на усталость девушка с удовольствием прошлась по льду. (В. Аж.) 7) Луговые цветьгв этом году благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны. (Пришв.) 8) По ночам несмотря на звёздное небо сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы (Нов.-Пр.) 9) Все три колонны шли днём и ночью невзирая на разыгравшуюся метель. (Н. Ник.) 377. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1) Вопреки (наше ожидание) день выдался солнечный. 2) Поезд согласно (установленное расписание) прибыл в* Москву утром. 3) Вредители фруктовых деревьев благодаря (своевре- 214 менно принятые меры) были быстро уничтожены. 4) Более слабая футбольная команда вопреки (ожидания) зрителей одержала победу. 5). Наш отряд согласно (распоряжение) командования выступил в поход на рассвете. 6) Благодаря (правильное лечение и строгий постельный режим) больной поправился через две недели. 7) Согласно (решение) общего собрания все уча* щиеся приняли участие в озеленении школьного двора. § 76. УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Обстоятельство места или времени, уточняющее смысл предшествующего обстоятельства, более точно и конкретно раскрывающее значение этого обстоятельства, обособляется, на письме выделяясь запятыми: 1)Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу. (М. Г.) 2) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы. (М. Г.) 3) Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Л.) Нередко обособление или необособление таких обстоятельств. зависит от того, придаёт ли им сам пишущий уточняющий смысл или не придаёт. Ср.: На лавке, (где именно?)} окна, сидел отец. (А. Н. Т.) — На лавке (к а к о й?) у окна сидел отец. Реже уточняющими бывают обстоятельства образа действия, например: Во время сильных дождей она [речка] разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Ч.) 378. Прочитайте, выделите уточняющие обстоятельства. Объясните пунктуацию./ 1) Вдоль камышей, под ветлами, плыли лодки. (А. Н. Т.) 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. (Купр.) 3) Я остался здесь на неделю, то есть до воскресенья или до понедельника. (Гонч.) 4) На покривившемся стогу уныло, по-сиротскй, примостилась ворона. (Фад.) 5) В море, у самой отмели, поблёскивают серебряные сельди. (М. Г.) 379. Перепишите, расставляя знаки препинания. Уточняющие обстоятель 1) Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам двигались люди повозки. 2) Уносятся вдаль к лесу звонкие молодые голоса поющие песню. 3) Она |Тоня| направилась было к прудам на старую каменоломню но остановилась заметив внизу у пруда взметнувшуюся удочку. 4) Батарейцы спали тут же у орудий. 5) В соседней деревушке на бугорке у школы в широкий круг собрались конники. 6) Внизу под мостом глубоко вздохнул паровоз выбросив из могучей груди рой золотых светляков. 7) Одиноко среди леса ютилась маленькая станция. 8) В километре от станции кончалась вполне готовая узкоколейка. Дальше километра на полтора на выровненном полотне лежали врытые в землю 215 длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Ещё дальше до самого косогора шла лишь ровная дорога. 9) Он радовался, что завтра уедет туда в большой город, где остались его друзья и дорогие его сердцу* люди. 10) Вокзал остался далеко в стороне вправо. 11) Поезд мчал его на юг к морю увозя от сырой дождливой осени к тёплым берегам Южного Крыма. 12) Внизу у нагромождённых кучей камней плещется море. 13) Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н. А. Островский. «Как закалялась сталь».) 380. Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. 1) Впереди версты за две от обоза белели длинные невысокие амбары и домики с черепичными крышами; около домиков не видно было ни дворов ни деревьев. (Ч.) 2) Там в деревне он, очевидно, зная себя на своём месте никуда не спешил и никогда не бывал не занят. (Л. Т.) 3) Несмотря на запрещение Печорина она [Бэла] вышла из крепости к речке. (Л.) 4) Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружье обеими руками. (Л.) 5) К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены. (Л.) 6) Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин. (Г.) 7) Он [дедушка] проснулся в пятом часу пополудни и несмотря на палящий зной скоро захотел накушаться чаю. (Акс.) 8) Несносная лошадка поравнявшись с упряжными несмотря на все мои усилия остановилась так неожиданно что я перескочил с седла на шею и чуть не полетел. (Л. Т.) 9) Он [Сергей] схватил хлеб быстро поцеловал матери руку и несмотря на усталость возбужденно глядя в темноту своими острыми глазами стал жевать эту чудесную пшеничную Горбушку. (Ф.) 10) Несмотря на полярную ночь и жестокие ветры никто из зимовщиков не простудился и не заболел. 11) Теперь т. е. с наступлением летней жары вьючные хождения сделались далеко не так заманчивы, как весной. (Прж.) 381. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текстов. I. Родина. Особ..но звучит для меня это слово полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними поднимая цветочную пыль. 0бш..рна и многообразна родившая нас страна. (7/..)исс..каемы и полновддны реки перес.кающие пространства её. Обш..рны зелены леса высоки горы блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Ш..роки знойные степи (н..) проходим а глухая сиби(7?, рь)ская тайга р..скинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисл..ны города разбросные в нашей стране. На многих языках говорят люди нас.лив- 216 шие величественн..ю эту страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов.) II. Как город герой разгромивший чёрные силы гитлеризма и спасший народы от гибели ныне Москва являет собой с#мый великий оплот мира во всём мире. Москва сплачивает м..лионы людей доброй воли она вс.ля-ет в них мужество и великую надежду. Могучий голос народов звучал в Москве в дни Всемирного-'конгр..са за всеобщее разоружение и мир и отклики этс?го всенародного ед..нения пронеслись по всему миру проникнули в народ* ные массы и воодушевили щ на новые действия в защиту мира. И сегодня государст..ные деятели люди науки и искусства труженики полей и городов знают что Москва колыбель мира он!а зорко следит за происками поджигателей войны. И сегодйя Москва светоч мира и свободы провозглашает тот (же) великий призыв защиты мира и народов от истребителей войны. (Н. Тихонов.) § 77. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами, начинающимися союзами как, словно, точно, будто, как буд то, что, чем, неужели и др., выделяются запятыми, например: 1) С утра поползли серые, как дым, облака, (А. Н. Т.) 2) Морозило сильнее, чем с утра. (Г.) 3) Ночью лететь было безопаснее, нежели днём, (Перв.) Примечание. Сравнительные обороты, ставшие устойчивыми (фразеологическими) сочетаниями, запятыми не выделяются, например: дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, боится как огня, летит как стрела, белый как полотно и т. д. 382. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сравнительные Ьбороты подчеркните. При выполнении упражнения повторите § 63 и 74 (II, 5). 1) Как стройный тополь носился он [всадник) на буланом коне своём. (Г.) 2) В луга, вперёд и в стороны словно щупальца побрели дозорные. (А. Н. Т.) 3) Дорога гладка как водная поверхность. (Фед.) 4) Двор как плац мощённый булыжником. (Пан.) 5) На повороте в лицо студента вдруг пахнуло точно из глубокого погреба сырым холодком... Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру. (Купр.) 6) Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. (Л. Т.) 7) И скоро звонкой мостовой покроется спасённый город как будто кованой бронёй. (П.) 8) Очи светятся будто две свечки. (П.) 9)...Пропало всё что звук пустой и меркнет милой Тани младость. (П.) 10) Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные их критики. (Бел.) И) Как добрый человек он [Левин] больше любил чем не любил людей. (Л. Т.) 12) Пишу это как читатель 217 имеющий определённый вкус. (Ч.) 13) Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения.-(Пауст.) 383. Перепишите» расставляя знаки препинания. Сделайте морфологиче Размётнов задумался. Некоторое время они шли молча преда ваясь воспом..наниям о далёком и близком прошлом. Макар Нагульнов раздувал ноздри плотно сЖ..мал тонкие губы и шёл как в строю расправив плечи четко печатая шаг. Всем видом своим он являл воплощённую (не)доступность. Размётнов (же) (на)хо- ду то улыбался то отча.лю взмахивал рукою то крутил свой светлый курчавый ус и как сытый кот жмурил глаза... Где-то) позади остался скрылся за изволоком Гремяч..й Лог л широкая глазом (яе)охватишь степь погл..тила Давыдова. Всею грудью вдыхая хмельные зап..хи травы и (не)просох-шего чернозёма Давыдов долго смотрел на далёкую гряду могильных курганов. Чем (то) напомнили ему эти синеющие (в)дали курганы вздыбл..ные штормом волны Балтики... Потом рассс.но блуждающий взгляд его поймал в небе еле приметную точку. Чёрный степной орёл житель могильных курганов царственно величавый в своём одиночестве парил в холодном поднебесь.. медленно почти (не)замётно теряя на курганах высоту. Широкие тупые на концах (не)движно распростёртые крылья легко несли его там в подоблачной вышине и встречный ветер жадно рбл..зывал и пр..жимал к могучему костистому телу чёрное тускло блистающее оперенье. (М. А. Шолохов. «Поднятая целина».) Вводные слова, обращения и междометия 384. Разберите примеры, выделяя вводные слова, обращения и междоме 1. Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан. 2) Чу! Вдруг раздался рога звон, и кто-то карлу вызывает. 3) Увы, ни камни ожерелья, нн сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести н веселья её души не веселят. 4) Итак, домой при-шед, Евгений стряхнул шинель, разделся, лег. 5) С А. И. Шваб-риным, разумеется, виделся я каждый день. 6) Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня. 7) Еду, еду в чистом поле; колокольчик динь-динь-динь. (Из произведений А. С. Пушкина.) § 78. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Вводные слова и вводные предложения выделяются з а п я - т ы м и: 1) Конечно, не один Евгений смятенье Тани видеть мог. (П.) 2) В усадьбе, вероятно, все ещё спали. (Т.) 3) Мы с вами 218 попутчики, кажется? (Л.) 4) Вы, я вижу, любите природу. (Т.) 5) Берег, как я уже сказал, был низкий, песчаный. (Аре.) 2. Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли, выделяются скобками или, реже, тире: 1) Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному. (Н. Ник.) 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в сем^ надцати верстах от города. (Ч.) 3. Вводные слова выражают различное отношение говорящего к тому, о чём он сообщает. Чаще всего в качестве вводных слов употребляются следующие: а) для выражения уверенности: безусловно, без сомне б) для выражения неуверенности: вероятно, видимо, в) для выражения того или иного ч у в с т в а: к досаде, к г) для указания на исто ч н и к того или иного сообще д) для указания на последовательность явлений, Примечание. Вводные слова могут также: 1) указывать на способ выражения, оформления' мыслей: одним словом, иначе гово ря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, например: У нас весна, солнышко греет. Одним словом, жизнь расцветает. (Н. О.); 2) служить для привлечения внимания читателей или слушателей: видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, представьте себе, пожалуйста, позво льте,согласитесь,, например: Где же это, позвольте, было? (Павл.) Многие из перечисленных выше слов могут выступать и как члены предложения. В таком случае, они, естественно, запятыми не выделяются, например: 1) Поезд мчит меня к счастью. (Па-уст.) Но: К счастью, на всём своём протяжении река имеет большую глубину. (Прж.) 2) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поел.) Но: Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) Ср. также: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (Л.) (однако — противительный союз). Вскоре, однако, недоумение наше рассеялось. (Кор.) (однако — вводное слово). 219 388. 1. Прочитайте примеры и укажите, где выделенные слова являются членами предложения и где —? вводными словами. Перепишите, расставляя запятые.и подчёркивая вводные слова; укажите их значение (устно). 1} Упражнение должно быть выполнено Чисто п аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца. 2) В результате быстрого таяния снега возможно наводне-ние. — В Мае Месяце возможно будут заморозки. 3) Удостоверение, выданное завкомом, действительно до конца года.-— Дей- ствительно в течение всего сентября стояла чудесная погода. 4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевид но немного запаздывает. 5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил со&еем Наоборот ■ — Проигрыш.не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6) Что значит твоё Молчаяие?>- Значит ты приедешь'ко мне вечером? II. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в По^Моему, к. несчастью, скажем* вероятно. 386; Перепишите предложения, вставляя зместо точек подходящие вводные слова. Они должны,иметь следующие значения: а) выражать чувство говорящего; б) его уверенность или неуверенность, предположение; в) обозначать, кому принадлежат сообщения; г) указывать последовательность мыслей, связь между ниМи. ■ V.а) 1)..частые и сильные дожди мешали успешному #оду путешествия. 2) Погода..всё Же скоро улучшилась. б) 1) Лицо Ноздрёва...уже Сколько-нибудь знакомо' чита в) \)... мы давно должны были уже прийти й деревню,-но г) 1) Когда делаешь утреннюю зарядку, необходимо...пред 387. Перепишите, расставляя знаки препинания; вводные слова н вводные предложения подчеркните. 1. 1) Лошади сани деревья бык Привязанный к столбу всё было 6е#о и казалось мягким пушистым. (Ч.) 2) И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов и стройные раины всё казалось спало здоровым тихим трудовым сном'. (Л, Т.) 3) Ружья гфобьцзшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные Маслом дали осечки. (Аре.) 4) На такой ясный и убедительный 220' довод отвечать разумеется было нечего. (Т.) 5) У самогЬ края II. 1) Так вот как высказано выше с годами. ва.жен я не стал. III. 1) Итак я в Ялте. Теперь вечер. Ветер дует как в четвёр 221 ние окружить себя оболочкой создать себе так сказать футляр который уеДинил бы его защитил бы от внешних влияний. (Ч.) 4) Рыбачьи лодки с трудом отмечаемые глазом такими они казались маленькими дремали в морской глади недалеко-от дому. (Купр.) 5) Сторожка лесника как успел заметить Николай Николаевич была поставлена на сваях так что между её полом и землёю оставалось свободное пространство. (Купр.) 6) Многие разумеют у нас ещё до сих пор под словом «литература» повести романы стихи словом беллетристику. (Гонч.) 7) Эти господа [дипломаты] по-видиМому охотно как своего честь которую они делали немногим приняли в свой круг князя Андрея. (Л. Т.) 388.. Перепишите, расставляя знаки препинания. Вводные слова подчеркните. Составьте схему 1-го предложения. СЕМЬЯ ТУРКИНЫХ Когда В|губернском городе С. пр..езжие жаловались на скуку и однообразие жизни то местные жители как бы оправдываясь говорили что напротив в С. очень хорошо что в С. библиотека театр клуб бывают балы что наконец есть умные интересные пр..ятные семьи'с которыми можно завести зн/.комства. И указывали на семью Туркиных как на самую образов..ную и талантливую. Эта семья жила на главной улице возле губернатора в собственном доме. Сам Туркин Иван Петрович полный красивый брюнет с бакенами устраивал любительские сп..ктакли с благотворительной целью сам играл старых генералов и при этом Кашлял очень смешно. Он знал много ан..кдотов ш..рад поговорок любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение что нельзя было понять, шутит он или говорит серьёзно. Жена его Вера Иосифовна худощавая миловидная дама в пенсне писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь Екатерина Ивановна молодая девушка играла на роял... Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь свой т..лант. (А. П. Чехов. «Ионыч».) § 79. ОБРАЩЕНИЕ. МЕЖДОМЕТИЯ И СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДА И НЕТ 1. 1. Если обращение стоит в начале предложения, После восклицательного знака пишется прописная буква. 2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих 222 3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот'знак,'который нужен по смыслу предложения: точка, восклицательный знак, вопросительный знак: 1) Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (Маяк.) 2) Здравствуй, красавица Волга! (Н.) 3) О чем ты думаешь, казак? (П.) 4. Если части распространённого обращения разделены членами предложения, то каждая такая часть выделяется запятыми; Шагай, страна, быстрей, моя. (Маяк.) 5. Частица о от обращения знаками препинания не отделяется: Как хорошо ты, о.море ночное! (Тютч.) II.Междометия отделяются от следующего за ними предложения запятой (если находятся в середине предложения, то двумя запятыми), а когда произносится с особой силой, то после них ставится восклицательный знак: 1) Ах, как это солнце ярко! (Т.) 2) А лес и вправду шумел, ох, и шумел же! (Кор.) 3) Чу! Ночная птица кричит. (В. Бр.) Примечание. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, запятыми обычно не отделяются. Ой ты, Волга, родимая Волга, кто не любит щвоих берегов! (Л.-К.).. III. Слова-предложения да и нет отделяются от предложения, раскрывающего их смысл, запятой или восклицательным знаком: 1) Нет, не покинул я тебя. (П.) 2) Да! Время летит очень быстро. (Газ.) Частица о, стоящая при словах-предложениях да и нет, запятыми от них не отделяется: О нет, то белеет туман над бодой. (Жук.) 389. Перепишите, расставляя знаки препинания; обращения подчеркните. 1.1) Вы Петя расскажите лучше о планетах II 2) Что же вы сердитесь Варя К 3) Прощай дом II Прощай старая жизнь И 4) Пойдем родная пойдём II 5) Уважаемая Мария Владимировна Маша получила от Вас письмо и вкратце рассказала мне его содержание II 6) Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты II 7) Многоуважаемый Иван Максимович II Недели две тому назад мною послана в цензуру и вероятно уже разрешена новая одноактная пьеса Трагик поневоле II (Из пьес и писем А. П. Чехова.) II. 1) Я видел вас холмы и нивы II Ш.) 2) Простите вольные III. I) Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замеча свету, пусть она в сердцах людей звучит И (Из песен.) 223 390. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая междоме 1) Ах быстро молодость моя звездой падучею мелькнула. (П.) 2) Чу тройка тронулась опять! Гремит звенит и улетает! (Н.) 3) О тонкая штука! Эк куда метнул. (Г.) 4) Ах вот и дуб заветный. (П.) 5) Ну выкинул ты штуку. (Гр.) 6) Ба друг старый мы давно знакомы. (Гр.) 7) Эх Чичиков ну что тебе стоило приехать? (Г.) 8) Увы Татьяна увядает бледнеет гаснет и молчит. (П.) 9) Ух жарко! До полдня грибы собирали. (Н.) 10) Да через час мы уже знали всё! (Пауст.) 11) Да милый критик вы правы, (Ч.) 12) Нет я бы не ужился с этой долею! (Л.) 13) О нет кого бояться мне? (П.) 14) Вокруг была лишь чёрная тайга да тёмная ночь. (Кор.) 15) Да верь ему. (П.) 16) Короткий сон не освежил его нет. (Шол.) 17) Да я причастен гордой силе и в этом мире — богатырь с тобой Москва с тобой Россия с тобою звёздна'я Сибирь! (Твард.) 391. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. 2) Конечно вам расстаться тяжело? 3) Ах в самом деле рассвело! 4) Пожалуй на меня всю суматоху сложит. 5) Проснулась — кто-то говорит: ваш голос был, чтб думаю так рано? 6) Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами, а при звездах не все богаты между нами. Ну разумеется к тому б и деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы; вот например полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы. 7) Да с Чацким правда мы воспитаны росли. 8) Пусть ■посватаюсь, вы что бы мне сказали? — Сказал бы я во-первых не блажи именьем брат не управляй оплошно, а главное поди-тка послужи. 9) Эх Александр Андреич дурно брат!.. Ко мне он жалует частенько; я всякому ты знаешь рад. 10) По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью. 11) Ну право что бы вам в Москве у нас служить? 12) Из шумного я заседанья. Пожалуйста молчи, я слово дал молчать. (А. С. Грибоедов. «Горе от ума».) 392. Перепишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологичес Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого понять 224 наглое и слезливое всякие шершавые озлобл..ные самолюбия будут далеко и глубоко в тени. (Из письма А. П. Чехова М.О.Меньшикову, журналисту, 28 января 1892 г.) СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 393. Прочитайте. Укажите средства связи простых предложений в сложных (сочинительные союзы, подчинительные союзы, союзные слова, интонация). Объясните расстановку знаков препинания. 1) Читатель догадается, что на другой день Лиза не замедлила явиться в роще. 2) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца. 3) Лиза вышла из лесу, перебралась через поля, прокралась в сад и опрометью побежала -в ферму, где Настя ожидала её. 4) Одно затрудняло её: она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги... 5) Муромский попросил у Берестова дрожек, ибо признался, что от ушиба не был он в состоянии доехать до дома верхом. (А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».) Слож носочинённое предложение с союзами § 80. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятой, например: 1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся привода оживляется. (Л.) 2) Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня, (Т.) 2. Запята~я~нёГставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют об- щий второстепенный член или общее придаточное предложенЩГ например: 1) Из окошка далеко '6лес7мт'горы'ЪшЩ&ёй''7^^пр, (Г.) 2) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, (Т.)
3. Когда во втором предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между предложениями ставится тире, например: 1) Он знак подаст — и все хохочут. (П.) 2) Стрела выходит из колчана, взвилась — и падает казак с окровавленного кургана, (П.) 4. Если соединяемые предложения являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые или менее тесно связаны между собой по смыслу, то между ними ставится точка с запятой, например: 1) Почти каждый вечер, попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Оре-анду или на -водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.) 2) Татьяна, по совету няни сбираясь ночью ворожить, тихонько 225 приказала в бане на два прибора стол накрыть; но стало страшно вдруг Татьяне. (П.) 394. Прочитайте и укажите, где имеются сложносочинённые предложения и 1) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Ч.) 2) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (Л.) 3) Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. (А. Н. Т.) 4) Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. (Аре.) 5) Разговор показался ему [Пьеру] интересен и он остановился ожидая случая высказать свои мысли. (Л. Т.) 6) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили и это-то не понравилось Анне Павловне. (Л. Т.) 7) Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.) 8) Кучер тронул вожжами и тройка унеслась в степь. (А. Н. Т.) 9) Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды. (Ч.) 10) Этот разговор продолжа'лей ещё около часа и по-видимому произвёл на Андрея Ефимыча глубокое впечатление. (Ч.) 11) Скворцы вывелись и улетели и давно уже Их место в скворечнике занято воробьями. (Пришв.) 12) Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Ч.) 13) С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей. (Пришв.).14) Раз гуляя по лесу я чуть-чуть; не заблудился но к счастью набрел на тропу и она. привела меня к морю. (М.-Мак.) 395. Перепишите примеры, расставляя нужные знаки препинания. В каж I. 1) Мы сдвигаем и горы и реки время сказок пришло наяву и II. 1) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. 226 пёс домовый иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубровы иль птица робко пролетит. (Яз.) 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 5) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (Л.) 6) Остап уже занялся своим делом и давно отош<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.82.109 (0.017 с.) |