Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными



Сложноподчинённые предложения с двумя или нескольки­ми придаточными предложениями бывают двух основных ви­дов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе — к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и Парал­лели ы м и (неоднородными).

1. Однородные придаточные имеют одинако­вое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с.главным называется с о-подчинена ем, поэтому придаточные однородные называ­ются соподчинёнными.

Если соподчинённые предложения соединяются сочини­тельными союзами, то запятая ставится перед последним по тем же правилам, что и при однородных членах.

1) Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохла­да. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных

234


(соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связа­ны интонацией перечисления, между ними стоит з а п я т а я. Схема этого предложения:

{ |, (как...), (как...).

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и
что
я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
(П.) При
главном предложении имеются два однородных (соподчинён­
ных) предложения (изъяснительные), которые связаны одиноч­
ным союзом и, перед которым запятая не ставится.

Схема этого предложения:

* •                       | ], (что...) и (что...).

3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и
опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой
звёзды.
(Ч.) При главном предложении имеются три соподчи­
нённых предложения (изъяснительные); во втором соподчинён­
ном предложении опущен союз как; первое и второе соподчи­
нённые предложения связаны одиночным союзом м, перед ко­
торым запятая не ставится.

Схема этого предложения:

| |, (как...) и (...), (как...).

4) Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелес­
тят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокой­
но спят под холодным светом луны.
При главном предложе­
нии имеются два однородных (соподчинённых) придаточных
(времени); перед каждым придаточным стоит союз и, перед
вторым союзом и поставлена запятая.

Схема этого предложения:

| 1 и (когда...), и (когда...).

5) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

При главном предложении имеются два однородных при­даточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые; между ними поставлена точ­ка с запятой.

Схема этого предложения:

[ |, (когда...); (когда...).

2. При главном предложении могут быть неоднород­ные придаточные, которые имеют разные значения, на­пример:

Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу,

235


мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении'находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и при­даточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с парал­лельным подчинением. Его схема:

(Когда...), | 1, (что.„).     ' ,

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с дву­мя или несколькими придаточными относятся такие,, у кото­рых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (прида­точное 1-й степени), второе относится к придаточно­му 1-й степени (п р ид а т о ч н о е 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последователь­ным подчинением, например:

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.)

Схема этого предложения:

|, (когда...), (где...).

Придаточное первой степени изъяснительное; придаточ­ное второй степени — придаточное места; придаточное третьей степени — придаточное цели.

При последовательном подчинении одно придаточное мо­жет быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказать­ся два подчинённых союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложе­ние, а при нём — придаточное условное, расположенное внут­ри первого придаточного.

Схема этого поедложения:

| |, (что (если...), (так...).

Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если даль­ше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о ры­балке нечего и думать. 2) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обе­щание.

Схемы этих предложений:

||, (что (если...), (то...). | |, (что (если...), (так...).

236


^ Ш. Имеются такие сложноподчинённые, предложения, в ко­торых указанные виды предложений комбинируются, напри­мер; В тишине отчётливо послышалось, как простонал че­ловек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.) Схема этого предложения:

[ ], (как...) и (как...), (которого...).

414. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь­
те грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит вто­ропях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведе­ний. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс что­бы они ехали. (Л. Т.) 3) Они [Синцов и Маша] приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно про­жили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. (К. С.) 4) Сёрпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была, так черна что в первые минуты пр^д глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их работа [рыбаков] кон­чена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.) 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продол­жение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появ­лялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет. (Газ.)

415. Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания, составьте
схемы сложных предложений.

. 1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства долж­ны уходить корнями й детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство эторо языка нужно не только постоянное об­щение с простыми русскими людьми но общение с пЗжитями и

237


лесами видами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины1. (Пауст.)

416. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и за­
пишите его.

Образец. Природамогучий источник воспитания чело­ века. С познания природы, однако, лишь начинается становле­ние его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в обществен­ных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что).Хотя природамогучий источник воспитания человека, с по­знания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в обществен­ных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение.

1) Человеку в учении все даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отно­шение к жизни (если..., если,.., который. „). 2) Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом бо­гатой духовной жизни (так как..., чтобы..,). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда..,). 4) Без хорощих навыков чтения учить­ся трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо...).

417. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.
Составьте схемы 1-6-го предложений.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день гово­рила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Анд­рей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хо­зяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он.шатается на дрожащих ногах 1ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.)

6) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы конча­лась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро ста­ло вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.)

7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю

Лещина — о решник.

238


упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освобо­диться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.)

418. Переницште, расставляя знаки препинания. Составьте схему 1г 2, 3 и 4-го предложений.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых светилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и («г)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и,что сад плохо снабжен водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы ещё влаж­ные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром моло­дой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехо­ву и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги разно­счики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид.ль на скамейк.. за домом в самом ук­ромном месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид..ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбра­сывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражал­ся мил..м искрен..м и глубоким смехом.

(А. И. Куприн. «Памяти Чехова».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.012 с.)