Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными предложениями бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному; 2) первое придаточное присоединяется к главному, второе — к первому придаточному и т. д. I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному, могут быть однородными и Параллели ы м и (неоднородными). 1. Однородные придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы. Связь однородных придаточных с.главным называется с о-подчинена ем, поэтому придаточные однородные называются соподчинёнными. Если соподчинённые предложения соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится перед последним по тем же правилам, что и при однородных членах. 1) Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.) При главном предложении имеются два однородных 234 (соподчинённых) предложения (изъяснительные), которые связаны интонацией перечисления, между ними стоит з а п я т а я. Схема этого предложения: { |, (как...), (как...). 2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и Схема этого предложения: * • | ], (что...) и (что...). 3) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и Схема этого предложения: | |, (как...) и (...), (как...). 4) Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелес Схема этого предложения: | 1 и (когда...), и (когда...). 5) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.) При главном предложении имеются два однородных придаточных (определительные), которые очень распространены и имеют внутри себя запятые; между ними поставлена точка с запятой. Схема этого предложения: [ |, (когда...); (когда...). 2. При главном предложении могут быть неоднородные придаточные, которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, 235 мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении'находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением. Его схема: (Когда...), | 1, (что.„). ' , II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие,, у которых придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (п р ид а т о ч н о е 2-й степени) и т. д. Такая связь предложений называется последовательным подчинением, например: Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (Т.) Схема этого предложения: |, (когда...), (где...). Придаточное первой степени изъяснительное; придаточное второй степени — придаточное места; придаточное третьей степени — придаточное цели. При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинённых союза, например: Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного. Схема этого поедложения: | |, (что (если...), (так...). Если в сложноподчинённом предложении оказываются рядом союзы (что если; что хотя и т. п.), то между союзами ставится запятая (пример см. выше). Запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза — то или так, например: 1) Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о рыбалке нечего и думать. 2) Брат строго сказал Алеше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание. Схемы этих предложений: ||, (что (если...), (то...). | |, (что (если...), (так...). 236 ^ Ш. Имеются такие сложноподчинённые, предложения, в которых указанные виды предложений комбинируются, например; В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса. (Пол.) Схема этого предложения: [ ], (как...) и (как...), (которого...). 414. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь 1) Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колёс чтобы они ехали. (Л. Т.) 3) Они [Синцов и Маша] приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. (К. С.) 4) Сёрпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. (К. С.) 5) Ночь была, так черна что в первые минуты пр^д глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. (Купр.) 6) Когда их работа [рыбаков] кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.) 7) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 8) Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 9) Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет. (Газ.) 415. Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания, составьте . 1) Будьте настойчивы упорны но не упрямы... Помните что на свете есть много умных людей которые могут заметить у вас ошибки и если они правы не стесняйтесь согласиться с ними. (Обр.) 2) Опыт подтверждает что добрые чувства должны уходить корнями й детство а человечность доброта ласка доброжелательность рождаются в труде заботах волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура это средоточие человечности. (Сухомл.) 3) Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы не потерять чувство эторо языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пЗжитями и 237 лесами видами старыми ивами пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой из-под куста лещины1. (Пауст.) 416. Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое и за Образец. Природа — могучий источник воспитания чело века. С познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений. Только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение (хотя, потому что). — Хотя природа — могучий источник воспитания человека, с познания природы, однако, лишь начинается становление его ума, чувств, убеждений, потому что только в труде, в общественных отношениях формируется нравственный облик человека, его духовная культура, мировоззрение. 1) Человеку в учении все даётся легко. Он мало работает над развитием своих способностей. У него постепенно воспитывается лень мысли. Она может сформировать и легкомысленное отношение к жизни (если..., если,.., который. „). 2) Чтение — один из источников мышления и умственного развития. Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво. Чтение стало стимулом богатой духовной жизни (так как..., чтобы..,). 3) Надо усвоить одну простую истину. Мы живём в особую эпоху. Без прочных научных знаний невозможно активное участие в общественной жизни (что..., когда..,). 4) Без хорощих навыков чтения учиться трудно. Мало знать буквы, слоги, уметь читать слова. Чтение должно быть беглым, быстрым (так что..., ибо...). 417. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. 1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день говорила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Андрей уедет не помирившись с ним. (Л. Т.) 2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддавшись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.) 3) Со всеми остальными он [Басистов] был на короткой ноге что не совсем нравилось хозяйке как она ни толковала о том что для неё предрассудков не существует. (Т.) 4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.) 5) Когда Челкаш меняясь с ним местами взглянул ему в лицо и заметил что он.шатается на дрожащих ногах 1ему стало ещё больше жаль парня. (М. Г.) 6) И вдруг на гребне этого холма в той точке где как бы кончалась езженая дорога возникло тёмное пятно которое быстро стало вытягиваться навстречу в виде тёмной узкой ленточки. (Ф.) 7) Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю Лещина — о решник. 238 упрямого старика то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.) 8) Она [Каштанка] знала по опыту что чем скорее уснёшь тем скорее наступит утро. (Ч.) 9) Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она ни есть она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.) 10) Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишешь письма то давно бы уже был великим большущим человеком... Думаю что если не поленишься напишешь недурно. (Ч.) 418. Переницште, расставляя знаки препинания. Составьте схему 1г 2, 3 и 4-го предложений. 1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых светилась его прекрасная избр..ная аристократическая душа. 2) Антон Павлович (не)любил и («г)много сердился когда ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей (с)верху с шоссе и,что сад плохо снабжен водою. 3) Как часто должно быть думал он о будущем счасти.. человечества когда по утрам один молчаливо подрез..вал свои розы ещё влажные от росы или внимательно осматривал ран..ный ветром молодой побег. 4) С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще с которыми он сталкивался слуги разносчики носильщики странники почтальоны. 5) В хорошие тёплые утра его можно было вид.ль на скамейк.. за домом в самом укромном месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 6) Но надо было вид..ть Чехова в иные минуты увы столь редкие в последние годы когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался мил..м искрен..м и глубоким смехом. (А. И. Куприн. «Памяти Чехова».)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.43.11 (0.009 с.) |