Контрольные упражнения на всё пройденное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные упражнения на всё пройденное



443. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно), ка­
кие орфографические и пунктуационные правила вы использовали, пере­
писывая текст. Составьте план текста.

Я (н..)б..русь опис.в&ть сп..ктакли чеховских пьес так как это (невозможно. Их прелесть в том что (я..)передаёмся слова­ми а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутр,.него чувства. (При) этом ож..вают и мёрт­вые предметы на сцен., и звуки и декорации и образы создавае­мые артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творческой интуид.. и артистическом чу..ств...

- Линия интуиц.. и чу..ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутр..ней сущност.. его произведений (необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конеч­но того (же) требует всякое художеств..ное произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относи..ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..) существу­ет. Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приёмами игры. И что (же)? Их попытки ока­зались (н..)удачн>ши. Назовите хоть один театр или единич­ный спектакль который показал (бы) Чехова на сцен., с помо­щью обычной театральност... А ведь за его пьесы брались (н..) кто (нибудь) а лучшие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант., («..) в техник., (н..) в опыт... И толь­ко Художественному театру удалось перенести на сцену кое.(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад., формац... Это случилось благодаря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особ..ный. И эта его особ..ность являсся нашим главн.. вкладом в драматическое искус..во.

(К- С. Станиславский. «Моя жизнь в искусстве».)

444. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте состав выде­
ленных слов.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда но­вую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием растянулся на ней. Закрыть глаза утомлённые солнечным светом было очень пр..ятно. При­шлось однако полуоткрыть их чтобы расстегнуть шт..блеты рас­пустить пояс и положить что (нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полукругом в некотором отделении от меня вероят­но уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова закрыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки.

Я пр..помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло (бы) кончился очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся

265


чувствуя себя очень освежённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с) лишком. Открыв глаза я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц-.новки шагах в двух от меня они разговарива­ли (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

(Н. Н. МикЛухо-Маклай. «Путешествия».)

446. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разбе­рите по частям речи.

I. Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно
вздрагивало и покрываясь мелкой рябью ослепительно ярко от­
ражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебря­
ных улыбок. В глубок., пространстве между морем и небом но­
сился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на поло­
гий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно
отражённого рябью моря гармонично сливались в непрерывное
движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что
св..тило море тем что отражало его л..кующий свет.

II. В песок косы усе..ной рыб..й чешуёй были воткнуты дере-
в..ные копья на них в..сели невода бросая от себя п..утину теней.
Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на
песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры
вёсла корзины и бочки беспорядочно в.лялись на косе среди
них возвышался шалаш собр..ный из прутьев ивы лубков и ро­
гож. Перед входом в него на суковатой палк.. торчали подошва­
ми в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался
дл..ный шест с красной тряпкой на конце тр.. летавшей от ветра.
В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на

косе

(М. Горький. «Мальва».)

446. Перепишите, расставляя знаки препинания.

I. Чичиков в довольн.. ра..положении с..дел в своей бричк..
катившейся давно по столбовой дорог... Из предыдущей гла­
вы уже видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склон­
ностей а потому (н..) диво что он скоро погрузился весь в него
и телом и душою. Предположения сметы и соображения блуж­
давшие по лицу его видно были очень пр..ятны ибо ежеминут­
но оставляли после себя следы довольной усмешки. Занятый
ими он (н..) обращал (н..) какого внимания на то, как его
кучер довольный приёмом дворовых людей Манилова делал
весьма дельные замечания чубарому присяжному коню за­
пряжённому с правой стороны.

II. Так р..суждая Селифан забрался наконец в самые
отделенные отвлеч..ности. Если (бы) Чичиков прислушался то
узнал (бы) много подробностей относившихся лично к; нему но
мысли его так были заняты своим предметом что один только
сильный удар грома заставил его очну.;ся и посмотреть вок-

266


руг себя всё небо было совершено обложено тучами и пыль­ная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Громовой удар раздался в другой раз громче н ближе и дождь хлынул как из ведра. (С) начал., принявши косое направление хлестал он в одну сторону кузова кибитки (яо)том в другую (по)том изм-.нивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым барабанил прямо (в) верх кузова.

(Н. В. Гоголь. «Мёртвые души».)

447. Перепишите, расставляя знаки препинания.

В п.лате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рас­сказ..вать что пишут (за) границей и в Росси.. и какое замечает­ся теперь направление мысли. Читая и (по) том ложась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера познакомился с умным и инте­ресным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможност...

Иван Дмитрич лежал в такой (же) позе как вчера обхв..тив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.

Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спи­те (Во) первых я вам (не) друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во) вторых вы напрасно хлопоч..те вы не добьё­тесь от меня (н..) одного слова.

Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед..вали так мирно но вдруг вы почему (то) обид..лись... Вероятно я выр.зился как (н..6удь) (н..) ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убеждениями...

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..подн..ма­ясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили.

(По А. П. Чехову. «Палата №6».)

448. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните устно их упот­
ребление. Определите стилистическую принадлежность текста. Мотивируй­
те свой ответ.

Надо всю жизнь учиться учиться и учиться у жизни у на­уки думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигну­том идите смело вперёд. Помните что жизнь и наука всё время идут вперёд и отставать нельзя.

В работе будьте точны аккуратны и наблюдательны. По­мните драгоценные слова Павлова Наблюдательность и ещё {>аз наблюдательность.

Нужно организовать свой труд создать систему в работе. Производительность труда каждого человека повышается если он продумал заранее всё что ему надо сделать и не разбрасы­вается не кидается от одного к другому бросая незаконченное.

Каждый человек должен избрать ту профессию ту жизнен­ную работу которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать как

267


говорится не за страх а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы всю энергию все знания и тогда это дело бу­дет выполняться лучше отдача как говорят будет больше. Не­даром Павлов говорил что наука требует от учёного всей жиз­ни всех помыслов.

Но молодой специалист не может быть односторонним в своём развитии и не видеть ничего кроме своей специальнос­ти. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист дол­жен быть культурным и разносторонне образованным челове­ком знающим и любящим своё дело науку искусство музыку театр спорт.. Мне хочется пожелать молодёжи чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном но и в физичес­ком отношении. Каждый должен быть закалён уметь хорошо плавать бегать стрелять знать основы радиотехники.

(Акад. В. А. Обручев. «Слово к молодым».)


СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ


А. Б.— А. А. Блок А. Г.— А. П. Гайдар Акс. — С. Т. Аксаков А. К: Т. — А. К- Толстой А. Н. Т.— А. Н. Толстой Аре — В. К- Арсеньев Безым. — А. И. Безыменский Бел. — В. Г. Белинский Бун.— И. А. Бунин В. Аж.— В. Н. Ажаев В. Бр.— В. Я. Брюсов Вер.— В. В. Вересаев Верш.-— П. П. Вершигора В. К. — В. П. Катаев В. Ш.— В. Я- Шишков Г. — Н. В. Гоголь Газ. — материал из газет Гарш. — В.'М.-Гаршин Герц. — А. И. Герцен Гл. — В. Ф. Гладков Г. И.— Г. Е. Николаева Гонч. — И. А. Гончаров Горб,— Б. Л. Горбатов Гр. — А. С. Грибоедов Григ.— Д. В. Григорович Держ. — Г. Р. Державин Добр. — Н. А. Добролюбов Доспг. — Ф. М. Достоевский Д. Я.— Д. И. Писарев Ерш. — П. П. Ершов Ее. — С. А. Есенин Жук. — В. А. Жуковский И: Андр. — И. Л. Андроников И. и П. — И. Ильф и Е. Петров Исак. — М. В. Исаковский Кае.— В. А. Каверин Каз. — Э. Г. Казакевич Кетпл. — В. К- Кетлинская Кольц.— А. В. Кольцов Кор.— В. Г. Короленко Кр.~ И. А. Крылов К. С— К- М. Симонов Купр. — А. И. Куприн Л. — М. Ю. Лермонтов Леон. — Л. М. Леонов Леек. — Н. С. Лесков Л.-К.— В. И- Лебедев-Кумач Л. Н.— Л. Н. Никулин Л. Т.— Л. Н. Толстой Майк.— А. Н. Майков Мак.— А. С. Макаренко Марш.— С. Я. Маршак Маяк.— В. В. Маяковский М. Г.— А. М. Горький


Мих. — Н. Н. Михайлов

М.-Мак. — Н. Н. Миклухо-Маклай

М.-С. — Д. Н. Мамин-Сибиряк

Я.— Н. А. Некрасов

Наг.— Ю. А. Нагибин

Я. Ник. — Н. Н. Никитин

Я. О.— Н. А. Островский

Нов.-Пр. — А. Н. Новиков-Прибой

Обр.— В: А. Обручев

Ог.— Н. П. Огарёв

Я.~ А. С. Пушкин

Павл. — П. А. Павленко

Пан. — В. Ф. Панова

Пауст. — К: Т. Паустовский

Пере. — А. А. Первенцев

Писем. — А. Ф. Писемский

Пог. — поговорка

Пол.— Б. Н: Полевой

Поел. — пословица

Прж. — Н. М. Пржевальский

Пришв. — М. М. Пришвин

Р.— К- Ф- Рылеев

Рыб. — А. Н. Рыбаков

Саян. — В. М. Саянов

Сераф. —А. С. Серафимович

С.-М. — И. С. Соколов-Микитов

Софр. — А. В. Софронов

Стан. — К- М. Станюкович

Станисл. — К- С. Станиславский

Степ. —А. Н. Степанов

Сурк. — А. А. Сурков

Сухомл. — В. А. Сухомлинский

С.-Ц.^~ С. Н. Сергеев-Ценский

С.-Щ. — М. Е. Салтыков-Щедрин

Т. — И. С. Тургенев

Тел. — Н. Д. Телешов

Теард. —А. Т. Твардовский

Тим. — К- А. Тимирязев

Тих. — Н. С, Тихонов

Т. С. — толковый словарь

Тютч. — Ф. И. Тютчев

Усп. — Г. И. Успенский

Ф.— А. А. Фадеев

Фед.— К- А. Федин

Фурм. — Д. А. Фурманов

Ф. Ш.Ф. И. Шаляпин

Ч.— А. П. Чехов

Черн.Н. Г. Чернышевский

Шол. — М. А. Шолохов

Щип.— С. П. Щипачёв

Щ.-К. — Т. Л. Щепкина-Куперник

Э. С. — энциклопедический словарь

Яз.— Н. М. Языков


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................... 3

Введение.......................................................................................... 4

§ 1. О русском языке...................................................................... -

Порядок морфологического разбора.............................................7

Порядок синтаксического разбора............................................ ■.... 8

Список некоторых наречий и наречных выражений..................... 9

ЛЕКСИКА (КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ) § 2. Слово и его лексическое значение.

Точность словоупотребления.............................................. 11

§ 3. Многозначные слова и их употребление......... т.................... 14

§ 4. Омонимы и их употребление................................................. 17

§ 5. Употребление синонимов и антонимов................................. 18

§ 6. Употребление стилистически ограниченной лексики.......... 24

§ 7. Заимствованные слова и их употребление............................ 29

§ 8. Употребление устаревших слов

и неологизмов....................................................................... 33

§ 9. Употребление фразеологизмов.............................................. 36

§ 10. Словари русского языка....................................................... 40

О правильном произношении........................45

§ 11. Произношение некоторых звуков

и сочетаний звуков............................................................... 45

§12. Употребление букв а и е....................................................... 49

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ- ОРФОГРАФИЯ

§ 13. Краткие сведения о русской орфографии............................ 50

§ 14. Употребление прописных букв............................................ 53

§ 15. Употребление ь для обозначения

на письме мягкости согласных............................................ 55

§ 16. Употребление ь для обозначения грамматических форм.. 56

§ 17. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Способы

образования слов.................................................................. 58

§ 18. Правописание безударных гласных корня слова................ 64

§ 19. Чередование гласных в корнях слов.................................... 67

§ 20. Правописание глухих и звонких согласных.

Непроизносимые согласные................................................ 72

§ 21. Двойные согласные............................................................... 74

§ 22. Правописание приставок, не изменяющихся

и изменяющихся на письме................................................. 77

§ 23. Приставки пре- и при-........................................................... 79

§ 24. Правописание на стыке приставки и корня..

Сочетание согласных букв.................................................. 82

§ 25. Международные словообразовательные элементы............ 84

§ 26. Общие правила правописания сложных слов..................... 86

§ 27. Правописание гласных после шипящих и Ц..<.................. 88

§ 28. Перенос слов......................................................................... 90

Части речи

Имя существительное.................................................. 93

§ 29. Род и число существительных............................................. —

§ 30. Правописание и н е в родительном, дательном

и предложном падежах единственного числа................... 94

270


§ 31. Именительный падеж множественного числа

некоторых существительных мужского рода......................................... 96

§ 32. Правописание существительных в родительном

падеже множественного числа.......................;.......................................... 97

§ 33. Правописание суффиксов существительных........................................... 100

§34. Правописание сложных имен существительных.................................... 105

Имя п.р илагательное...................................................................... 108

§35. Употребление некоторых форм прилагательных..................................... —

§ 36. Правописание окончаний имён прилагательных.................................. ПО

§ 37. Правописание творительного падежа некоторых фамилий и

названий населённых пунктов.................................................................. 111

§ 38. Правописание прилагательных с суффиксами....................................... 112

§ 39. Правописание сложных прилагательных................................................ 118

Имя числительное.................................................................................. 122

§ 40. Значение и употребление числительных.................................................... —

§41. Правописание числительных........................................................................... —

Местоимение.............................................................................. '................ 124

§ 42. Значение и употребление местоимений....................................................... —

§ 43. Правописание неопределённых и отрицательных

местоимений..............................................................................;.................. 126

Глагол.................................................................................................................. 130

§ 44. Спряжение глаголов.......................................................................................... —

§ 45. Правописание глаголов................................................................................. 132

Причастие............................................................................................................ 140

§ 46. Изменение причастий........................................................................................ —

§ 47. Правописание суффиксов и причастий...................................................... 142

§ 48. Краткие и полные страдательные причастия......................................... 146

§ 49. Правописание ниннв прилагательных и причастиях......................... —

Деепричастие............................................................................................ 149

§ 50. Употребление деепричастий.......................................................................... —

Наречие....................................................................................,........................ 153

§ 51. Правописание наречий..................................................................................... —

§ 52. Правописание я и ни во всех частях речи............................................... '.. 162

Предлоги...............................................................................:,....,.;.......... /,.. 163

§ 53. Употребление некоторых предлогрв............................................................ —

§ 54. Правописание предлогов............................................................................... 166

Союзы..................................................................................................................  167

§ 55. Правописание союзов....................................................................................... —

§ 56. Употребление ь в различных частях речи................................................ 169

Частицы.,..............................................................................;............................. —

§ 57. Раздельные написания частиц и написания через дефис..................... 170

§ 58. Правописание не с различными частями речи............... *........................ —

§ 59. Правописание частицы ни......................................;.................................... 175

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

§ 60. Предложения повествовательные,

вопросительные, побудительные.

Восклицательные предложения............................................................... 181

§ 61. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого

с подлежащим......... л.................................................................................... 182

§ 62. Именительный и творительный падежи в сказуемом............................ 184

§ 63. Тире между подлежащим и сказуемым..................................................... 185

§ 64. Родительный падеж при глаголах с отрицанием................................... 187

271


§ 65. Управление при словах, близких по значению....................................... 187

§ 66. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее

из числительного два, три и четыре и существительного

в родительном падеже................................................................................. 189

§ 67. Различие предлогов ««-сив-ш

при обозначении места............................................................................... 190

§ 68. Предложения двусоставные и односоставные.

Неполные предложения......... ................................................................. 191

Предложения с однородными членами.......... 192

§ 69. Знаки препинания между однородными членами.................................. 193

§ 70. Однородные и неоднородные определения............... ■.............................. 197

§ 71. Согласование в предложениях

с однородными членами..............................................................:............. 198

Предложения с обособленными

и уточняющими членами предложения......... „^,,^200

§ 72. Обособление определений..........................................................у^^....^л—

§ 73. Построение оборотов с распространёнными определениями, .**

выраженными причастиями и прилагательными................................. 204

§ 74. Обособленные приложения и дополнения...^еС..................................... 206

§ 75. Обособление обстоятельств............................. х/^*-................................... 210

§ 76. Уточняющие обстоятельства........................./С.......................................... 215

§ 77. Сравнительные обороты..............................,............................................... 217

Вводные слова, обращения и междометия........................................................ 218

§ 78. Вводные слова и предложения....................................................................... —

§ 79. Обращение.

Междометия и слова-предложения да и нет........................................ 222

Сложное предложение

Сложносочинённое предложение с союзами............ 225

§ 80. Знаки препинания в сложносочинённом предложении........................... —

Сложноподчинённое предложение...................................................................... 229

§ 81. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным................. 230

§ 82. Замена придаточных предложений

причастными и деепричастными оборотами........................................ 233

§ 83. Сложноподчинённые предложения с двумя

или несколькими придаточными.............................................................. 234

§ 84. Некоторые недочёты и ошибки в построении ч

сложноподчинённых предложений......................................................... 239

Бессоюзное сложное предложение..................................................................... 241

§ 85. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении....................... —

Сложные предложения с разными видами связи............................................ 244

§ 86. Знаки препинания в сложных

предложениях с разными видами связи................................................... —

Прямая и косвенная речь

§ 87. Прямая речь....................................................................................................... 248

§ 88. Замена прямой речи косвенной1.................................................................. 250

§ 89. Знаки препинания при цитатах.................................................................... 253



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.141 с.)