Употребление синонимов и антонимов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление синонимов и антонимов



I. Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексичес­кое значение, например: кавалерияконница, большойог­ ромный, громадный, бояться - робеть, страшиться, жара -зной.

Обычно каждый из синонимов имеет особый оттенок значе­ния, отличающий его от других синонимов. Так, слова крас­ный, алый, багряный, багровый обозначают определённый цвет предметов и являются синонимами. Наиболее точно понятие о таком цвете выражено в слове красный, обозначающем «име­ющий цвет крови», например:, Взвился сквозь ветер красный

18


флаг. (Сур#.) Слово алый значит «ярко-красный»: Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого) го­рячего света. (Т.) Слово багряный обозначает «густо-красный»: Роняет лес багряный свой убор. (П.) Багровый — это «густо­красный со слабым синеватым или лиловым оттенком»: Дуб­ ровский затрепеталбледное лицо покрылось багровым ру­мянцем. (П.)

Некоторые синонимы, называя одно и то же понятие (пред­мет, действие, признак) и имея одинаковое лексическое значе­ние, различаются своей экспрессивной1 окрашеннос-тыо* закреплённостью за определённым стилем, степенью упот­ребительности. Сравним, например, слова глаза, очи, зенки. Все они обозначают орган зрения и являются синонимами. При этом слово глаза служит простым названием данного поня­тия, не несёт никакой дополнительной экспрессивной окраски, широко употребительно как в разговорной, так и в книжной речи, например: 1) И впился комар как раз тётке прямо в правый глаз. (П.) 2) Глаза Тани, обрамлённые заиндевевшими ресницами*-смело встретили его взгляд. (В. Аж.) Слово очи, обозначая глаза, одновременно имеет окраску некоторой уста­релости и торжественности, оно употребляется преимуществен­но в поэтических произведениях, например; Где ж вы, где яЬ вы, очи карие,, где ж ты, мой родимый край? (Исак.) Наобо­рот, слово зенки имеет оттенок крайней резкости, грубости, употребляется в устной, ненормированной речи, например: Стирая хозяйка...говорит мне: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». (М. Т.)

Многие синонимы отличаются друг от друга одновременно как оттенками лексического значения, так и экспрессивной окрашенностью и стилистическое закреплённостью, например: жцловаться («высказывать обиду, огорчение», общелитератур­ное) - ныть («надоедливо, назойливо жаловаться», разговор­ное); изучать («заниматься», общелитературное) - штудиро­вать («тщательно изучать», книжное).

Наконец, есть небольшая группа таких синонимов, которые имеют одинаковое лексическое значение и не отличаются друг от друга ни экспрессивной окрашенностью, ни стилистической за­креплённостью (полные синонимы), например: термометргра­ дусник, языкознаниеязыковедение, осьминог — спрут.

Богатство синонимов в русском языке даёт возможность пишущим избегать однообразия речи, устранять в ней неоправ­данные повторения одинаковых слов. Синонимы служат также

1 Экспрессивный (от лат. ехргезМо - выражение) - содержа­щий выражение чувств, настроений, положительную или отрицательную оценку обозначае.мых явлений.

19


для уточнения мысли, для повышения выразительности речи, являются одним.из средств экспрессивной оценки, например: 1) Послышался отчаянный лай собак. Так они лаю\п обыкно­венно на почтальонов... И действительно, взглянув в окйё\ я увидел письмоносца. (Кор.) 2) Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река. (Т:) 3) Вронский был в высшей степени бережлив и расчётлив на хозяйственные мелочи. (Л. Т.) 4) Вообще это было существо хлипкое. (Кор.) Ср.: болезненныйхлипкий (разговорное, пренебрежительное).

II. Антонимы — это слова, противоположные по свое­му лексическому значению, например: другвраг, горячийхолодный, убеждатьразубеждать.

Антонимы используются как яркое изобразительное сред­ство для противопоставления явлений, для создания -контрас­та, например: 1) Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег. (Маяк.) 2) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Поел.) 3) Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. Б.) 4) Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой землиМосква! (Маяк.)

14. Прочитайте и укажите в каждой группе значение выделенных синони­
мов. Какие из синонимов различаются лексическим значением, какие — экс­
прессивной окрашенностью? Укажите полные синонимы.

I. I) В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства
ненависти и гнева. 2) Казак.на гетмана стремился сквозь бит­
ву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. 3) «Ты лжёшь,
мерзавец! — вскричал я в бешенстве. — Ты лжёшь самым бес­
стыдным образом!»

(А. С. Пушкин.)

II. 1) И знают все на свете страны, все острова, материки:
сроднились воды океана и Волги-матушки реки. (Твард.) 2) Спорт­
смену всех континентов участвовали в XXII Олимпийских иг­
рах в Москве. (Газ.)

III. 1) Лунёв медленно пошёл по широкой аллее, вдыхая
глубоко душистый запах лип. (М. Г.) 2) Прибой набросил на
камни пахучей морской травы. (М. Г.) 3) Из-за каждого угла -
цветы! Пышные, ароматные цветы. (Фед.)

IV. 1) Беседа Анны Сергеевны с Базаровым продолжалась
недолго. (Т.) 2) Восемь дней сраженье длилось. (П.) 3) В глу­
ши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои. (П.)

V. 1) Маша улыбнулась, её лицо оживилось. (Т.) 2) Детский
лик царевича был ясен; (П.) 3) Из лавок высовываются сонные
физиономии. (Ч.)4) Саня полусидел на столе, рисуя рожи.(Кав.)

15. Перепишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.

I. 1) Слушать интересный рассказ. 2) Беседовать с вежли­вым молодым человеком, 3) Узнать подлинную правду. 4) Услы­шать неистовый крик. 5) Обладать незаурядным умом. 6) Пока-

20


зать недюжинные способности. 7) Писать витиеватым слогом. 8) Иметь своенравный характер.

II. 1) Великая держава. 2) Дворец, построенный известным
зодчим. 3) Любоваться всадниками. 4) Выполнять свой долг.
5) Получить неприятное известие. 6) Требовать возмездия. 7)
Задрожать от негодования. 8) Найти пристанище.

III. 1) С увлечением рассказывать'о чём-либо. 2) Востор­гаться новой пьесой. 3) Путешествовать в течение длительного времени. 4) Предвидеть ход событий. 5) Отворить наружную дверь. 6) Воодушевить лю^ей, 7) Смотреть. на бушующее море. 8) Просить о,помощи.

IV. 1) Возвращаться впотьмах. 2). Вмиг, всё сделать. 3) Ле­стно отзываться о ком-либо. 4) Льстиво говорить.

16. Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, дан­
ные и скобках.

1) Ученики внимательно... в микроскоп каплю жидкости. Дети бесцеремонно... приезжего (разглядывать, рассматри­вать). 2) Древние египтяне... огромные пирамиды. На берегу реки недавно... купальню. Из палатки и вёсел туристы быстро... носилки (соорудить, воздвигнуть, построить), 3) Наш попут­чик рассказал... историю. У Него оказался пытливый и... ум (любознательный, любопытный). 4) «Вы... на здоровье», — ра­душно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппе­титом... (есть, кушать), 5) Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим... Мрачное... старого охотника, к счас­тью*, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром... событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).

17. Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.

1) Появление пьес А. Н. Островского явилось огромным со­бытием в истории нашего театра. 2) Автор сатирически изоб­ражает образы помещиков. 3) Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. 4)'Французский император про­считался, рассчитывая на быструю победу. 5) Когда вражес­кие'войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. 6) «Слово о полку Игоревен призывало русских людей объединиться воедино.

18. Прочитайте. Укажите, с помощью каких слов и словосочетаний писа­
тель вводит в текст прямую речь и реплики диалога. Подберите ещё не­
сколько синонимов к слову сказать. Перепишите, расставляя пропущен­
ные знаки препинания.

Вы меня удивляете господа промолвила Одинцова но мы ещё ' с вами потолкуем...

За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике - Пойдёмте гулять завтра поутру сказала она ему я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.

21


На что вам латинские названия спросил Базаров. Во всём нужен порядок отвечала она. Что за чудесная женщина Анна Сергеевна воскликнул Арка­дий оставшись наедине с своим другом в отведённой им комнате.

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети».)

19. Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их
можно заменить? Сделайте такую замену и перепишите текст.

После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Ов­сов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключена. начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом поста­новлен.. говорилось о мероприятиях по улучшению дисципли­ны и повышени.. производительности труда.

20. Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Перепишите текст, заме­
няя их разными путями: используя местоимения, синонимы, описательные
обороты1.

Владимир Клавдиевич Арсеньев родился в 1872 г. Арсень-ев очень рано стал готовить себя к исследованию отдалённых окраин нашей Родины. Наибольший интерес исследователя при­влёк Уссурийский край. В Уссурийский край исследователь прибывает в 1899 г., и с этого времени начинается деятель­ность Арсеньева по исследованию Уссурийского края.

Во время одной из экспедиций в 1902 г. Арсеньев встретил гольда [нанайца] Дерсу Узалй, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Арсеньева. Дерсу Узала рас­крыл перед Арсеньевым многие тайны Уссурийской тайги.

В результате ряда экспедиций Арсеньеву удалось собрать боль­шой научный материал о животном и растительном мире Уссурий­ского края. На основе путевых дневников Арсеньев в 1918—1920 гг. написал две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Эти книги получил в Сорренто А. М. Горький. Когда А. М. Горький прочитал эти книги, он горячо поздравил Арсеньева.

21. Прочитайте и укажите антонимы. Какие из них использованы как сред­
ство шутки, игры слов?

1) Старый друг лучше новых двух. (Поел.) 2) Нет ничего на свете сильнее... и бессильнее слова. (Т.) 3) Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека. (М. Г.) 4)

1 Описательный оборот называют п е р и ф р а з о й (от греч. репрпга$1& -описательное выражение, иносказание). Перифразы широко используют­ся в различных стилях литературного языка, например: дневное светило (солнце), чёрное золото (нефть), главная водная артерия (Волга), цари­ца спорта (лёгкая атлетика), бог войны (артиллерия).

22


«Сейчас противник начнёт атаку, — сказал он бойцам. - Мы встретим его контратакой». (Н. Ник.) 5) И чтб бы в жизни ни случилось, чтб бы - осуждены солдатские сердца дружить до гроба, и любить до гроба, и ненавидеть тоже до конца. (Друни­на.) 6) Белую работу делает белый, чёрную работку - чёрный. (Маяк.) 7) Живые чувства расцветают и отцветают в свой черёд. (Добр.) 8) Вот Вам длинный ответ на Ваше короткое письмо. (Ч.) 9) Он (Павел Петрович) подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова! (Т.) 10) Для репетиций останутся в Ялте только ценные представители труппы, прочие же будут отдыхать... Надеюсь, что Вы1 ценная. Для директора Вы ценная, а для автора - бесценная. Вот Вам н каламбур на закуску. (Ч.)

22. I. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При за­
труднении используйте «Школьный словарь антонимов» М Р. Львова.

1) Вежливый ответ. 2) Активно действовать. 3) Объеди­нять людей. 4) Прогрессивные взгляды. 5) Наши противники. 6) Всеобщее. одобрение. 7) Краткий разговор. 8) Преувеличи­вать достоинства. 9) Обвинять помощников. 10) Жить по-но­ вому. 11) Всеобщий почёт. 12) Правдивые слова. 13) Идти в атаку. 14) Отнестись с довернем. 15) Опасная дорога.

11. Выпишите из подобранных вами антонимов однокоренные с выделен­ными словами. При помощи каких приставок эти антонимы образованы?

23. От данных слов образуйте антонимы и, используя слова из- скобок,
составьте и запишите словосочетания при помощи приставок:

1) без-: звёздная (ночь), вкусная (пища), идейное (произ­ведение), пристрастный (судья), славный (конец), мятежная (натура), облачное (небо);

2) яе-: торопливые (шаги), гостеприимная (хозяйка), (оказаться) специалистом, громко (спросить), обычная (си­туация), (проявить) внимание.

24. Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите ан­
тонимы. В каком значении употреблены А. Твардовским два выделенных
слова?

В дорогу в полёт й плавань.. Со старой и новой славою

Собравшись на срок любой Б..ру её (яе)деля

Москву, как самое главное, С её соборными главами

Б..ру Ц..ликом с собой.        И звёздами Кремля.

И нынешн..ю и древн..ю     Вселикую и всечасную —

Что нам пришлась ко двору В мороз ли в дождь иль в жару —

Рабоч..к> ежедневную         Б..ру её с площад..ю Краен..ю

И праздничную б.ру.            И с Красной Пресней б..ру.

1 О. Л. Кииппер.

23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.027 с.)