Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление двоеточия и тире

Поиск

 

Д в о е точие =с т а -в и т с я Тире ставится
1. После обобщающего слова, перед' однородными членами: Ничего не за­метно было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома. (Г:)              * Иногда после обобщающего слова в таких случаях употребляются союзы как-то, а именно, вводное слово напри­мер н т.д.; тогда за обобщающим словом ставится запятая, а двоеточие употреб­ляется после этих союзов или вводных слов: В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек, как-то: уточек, гуськов, дудочек и брызгалок. (Акс.) .2. Перед перечислением однородных членов и без обобщающего слова, главным образом в деловой и научной речи: Собрание постановляет: 1) работу ревизионной комиссии одобрить; 2) вынести благодарность членим комиссии. 1. После однородных членов, перед обобщающим словом: Стол, кресла, стульявсё было самого тяжёлого и беспокойного свойства. (Г.) 2. После однородных членов пред­ ложения, если впереди них уже стоит обобщающее слово (и двоеточие), а предложение не заканчивается этими однородными членами: Всюду: вверху и внизупели жа­воронки. (Ч.)

354. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Устно объяс­ните их употребление.

I. I) Райский бросил взгляд на Волгу и забыл всё... (Гонч.) 2) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере, (А. Н. Т.) 3) Я не вижу ни голубого неба ни синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (Гонч.) 4) Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза. (Пришв.) 5) Ког­да-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество. (Пришв.) 6) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве. (А. Н. Т.) 7) Щёки румяны и полны и смуглы. (Н.) 8) Она [обезьяна] была привязана тонкой цепочкой к одной из скамеек на палу­бе и металась и пищала жалобно по птичьи. (Т.) 9) Я поеду теперь на Дальний Восток либо на север. (В. Аж.) 10) Буран Крутит швыряет снегом и высвистывает н заливается жутким воем. (В;. Ш.) И) Её [Вари] серые глаза были красны не та от бессонницы не то от слёз. (Отец.) 12) Сейчас он работал над.выращиванием быстрорастущих деревьев из наших ртечествен-

194


ных пород ивы сосны ели. (Пауст,> 13) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. (Аре.) 14) В её (тайги) без­граничных дебрях суровые северяне лиственница и голубица жили в теснейшем соседстве с нежными детьми юга бархат­ным деревом и виноградником. (В. Аж.) ]5) Другие факторы как-то ветры разность температуры днём и ночью летом и зи­мою морские брызги и прочее играют второстепенную роль. (Аре.) 16) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. Повсюду раздавался стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот. (Степ.) 17) Океан словно замер и тихо и ласково ро­кочет. (Стан.) 18) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович. (Т.)

II. 1) Бабушка предложила моей матери выбрать для своего помещения одну из двух комнат или залу или гостиную. (Акс.) 2) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградни­ках и на деревьях повсюду [Заливались цикады. (Купр.) 3) Од­ним из секретов популярности и живучести наших песей явля­ется не только их музыкальная сторона но и хорошие слова. (Исак.) 4) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране так и за рубежом. (Газ.) 5) Белое даже бледное лицо тёмные волосы бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы вот всё что бросилось ему в глаза и ослепило его. (Гонч.) 6) Верхние веки несколько нависали над глазами что так часто наблюдается у художников охотников моряков словом у людей с сосредоточенным зрением. (Купр.)

7) Целые дни он тратил на разрешение обыденных но необхо­димых хозяйственных вопросов на проверку составляемых сче­товодом отчётов и бесчисленных сводок на выслушивание бри­гадирских докладов на разбор различных заявлений колхозни­ков на производственные совещания словом на всё то без чего немыслимо существование большого коллективного хозяйства и что в работе менее всего удовлетворяло Давыдова. (Шол.)

8) Пушкйногорье... Этот край где всё и йебо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым удивительный мир великого поэта мир который делает челове­ка духовно богаче. (Газ.)

356. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания, и объяс­ните (устно) их употребление. Обобщающие слова обозначьте.

1) Мне нравились его (Онегина) черты мечтам невольная преданность неподражательная странность и резкий, охлаж­денный ум. 2) Они [Онегин и Ленский] сошлись: воЛна и ка­мень стихи и проза лёд и пламень не столь различны меж собой. 3)Меж ними всё рождало споры и к размышлению влек­ло племён минувших договоры плоды наук доброй злЬ и Пред­рассудки вековые и гроба тайны ро^овые^ 4) Ей [Т^тьяне]>айо


7*


195


нравились романы; они ей заменяли всё; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо. 5) Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с её холодною красою любила русскую зиму на солнце иней в день морозный и сани и зарёю поздней сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров. 6) Луна сияла и томным светом озаряла Татьяны бледные красы и рас­пущенные власы и капли слёз. 7) Её прогулки длятся доле. Теперь то холмик то ручей остановляют поневоле Татьяну пре­лестью своей. 8) Прости. Чего бы ты за мной здесь ни искал в строфах Небрежных воспоминаний ли мятежных отдохновенья ль от трудов живых картин иль острых слов иль грамматичес­ких ошибок дай бог, чтоб в этой книжке ты для развлеченья для мечты для сердца для журнальных сшибок хотя крупицу мог найти. За сим расстанемся прости.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».)

356. Перепишите, заменяя повторяющийся или одиночный союз и союзом
кактак и или не только но и: Расставьте соответствующим обра­
зом знаки препинания.

1) Наша школьная команда завоевала первенство и по шах­матам, и по шашкам. 2) Новые рекорды были установлены и по прыжкам в длину, и по прыжкам в высоту. 3) Соревнова­ния были проведены по лёгкой атлетике,.и по плаванию. 4) В комсомольском кроссе участвовали и юноши, и девушки. 5) Завод достиг больших успехов и в увеличении выпуска про­дукции, и в снижении себестоимости.

357. Перепишите, расставляя знаки препинания. Однородные члены
подчеркните одной чертой, обобщающие слова — двумя, союзы между
однородными членами — волнистой линией.

1) Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифо-рович немного ниже но зато распространяется в толщину. (Г.) 2) На полках по углам стояли кувшины бутылки и фля..ки зелё­ного и синего стекла разные серебряные кубки позолоче..ые чар­ки всякой работы венецианской туре..кой черкс.кой. (Г.) 3) Всё давало ему [Тарасу] перевес перед другими и преклонные годы и опытность и умение двигать своим войском и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Г.) 4) Нагнулся старый ат..ман и стал от­ыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутн..цу на морях и на суше и в походах и дома. (Г.) 5) Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величеств..ны но немногос­ложны. (Г.) 6) Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 7) Он не чувствовал ни рук ни ног. 8) Какой-то дымчато-голубой серебристо-мягкий не то свет не то туман обливал меня со всех сторон. (Т.) 9) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи и не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.) 10) Тихий сумеречный час, шорох деревь-

196


ев и немолчный звон воды всё это настраивало особенным обра­зом. (Кор.) 11) В это время года крупная рыба ка.К:То язи голав­ли и лини уже не брала. (Акс.) 12) Оба и мать и сын так были поглощены своим занятием, что не заметили прихода Максима. (Кор.) 13) Пел одинокий женский голос то грустно и смутно то задорно и весело. (Сераф.) 14) Все и офицеры и матросы были наверху и жадно всматривались в глубину залива. (Стан.) 15) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет. (Гонч.)

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Несколько определений при одном и том же члене предложе­ния не всегда бывают однородными.

Определения бывают однородными и отделяются друг от друга запятой, если каждое из них относится к определяемому существительному непосредственно, например: 1) Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и жёлтые лилии. (Аре.) 2) Наступила дождливая, грязная, тёмная осень. (Ч.) Однородные определения перечисляют разновидности од­ного предмета (1-й пример) или характеризуют предмет с од­ной стороны (2-й пример). Между однородными определения­ми обычно можно вставить союз а.

Определения бывают неоднородными и не отделя­ются запятой, если стоящее впереди определение относится не непосредственно к существительному, а к словосочетанию это­го существительного с ближайшим определением, например: Длинный товарный поезд уже давно стоит у полустанка. (Ч.) Неоднородные определения характеризуют предмет с раз­ных сторон, и между ними нельзя вставить союз и.

Примечание. В некоторых случаях понимание определений как однородных или неоднородных резко изменяет смысл высказывания» например: По улицам города начали курсировать новые, современ­ные автобусы (прежние не были современными).— По улицам города начали курсировать новые, современные автобусы (увеличилось чис­ло современных автобусов). В первом предложении определение со­временные имеет уточняющее значение (новые, а именно современные), во втором — оно этого уточняющего значения не имеет. Ср.: Он [Карл] шёл путём, где след оставил в дни наши новый, сильный враг. (П.)

358. Прочитайте. Укажите однородные и неоднородные определения. Объяс­ните пунктуацию.

1) На дворе во всей своей холодной, нелюдимой красе сто­яла тихая морозная ночь. 2) В сонном, застывшем воздухе сто­ял монотонный шум. 3) В тёмные окна стучали крупные дож­девые капли... Было холодно, чувствовалась резкая, неприят­ная сырость. 4) Дорога отлого спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.

(Из произведений А. П. Чехова.)

197


359. Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при. однородных и неоднородных определениях.

I. 1) В старом загородном парке тихо... Медленно падает
на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. (Н. О.)
2) Жёлтые дубовые заросли стояли в росе. (Пауст.) 3) Она
|Маша| привезла из города новые иллюстрированные журна­
лы. (Ч.) 4) Она хотела выйти он остановил её Жестом и достал
с высокого стола новую неразрезанную книгу. (Л. Т.) 5) Все
путешественники были одеты в одинаковые полярные костю­
мы. ^Обр.) 6} Перу старинной нетохоты марать летучие листы;
другие хладные мечты, другие строгие заботы и в шуме света и
в тиши тревожат сон моей души. (П.)

II, 1) Солнце ещё не поднялось из-за низкорослого корявого
березняка, видневшегося поодаль, но первые оранжевые лучи
острыми иглами пробивались через листву и, мягко золотя вос­
точный склон высотки, сверкали россыпью розовых искр в седой
росистой траве... И только очень внимательный глаз мог разли­
чить в этом мирном пустынном спокойном пейзаже какое-то не­
ясное движение. 2) Был серенький промозглый ветреный день.
Над мокрым полая над леском трепетавшим бледной шелковис­
той зеленью весенней листвы торопливо тянулись бесформенные
бурые облака. Крупные тяжёлые капли висели на глянцевитых
ветках кустов. 3) Холодные острые звёзды зажглись в тёмном
бархате неба, кое-где тронутом багрянцем пожарищ.

(Б. Полевой. «Мы — советские люди».)

§ 71. СОГЛАСОВАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

I. 1. Сказуемое при однородных подлежащих, не связанных союзами или связанных соединительными союзами, ставится во множественном или в единственном числе,.,

а) Если сказуемое стоит после однородных подлежащих, то
оно ставится во множественном числе: Тишина и теплота ночц
были невыразимо приятны,
(Гонч.)

б) Если сказуемое стоит перед однородными подлежащи­
ми, то оно ставится или во множественном числе, или в един­
ственном (в последнем случае сказуемое согласуется с бли­
жайшим подлежащим): 1) Сзади верхами ехали Карл, охот­
ники и егеря, {к,
Н. Т.) 2) На улице всё громче слышались
музыка, бубны, голоса,
(А. Н. Т.)

Сказуемое обязательно ставится Ъо множественном числе, если обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (съехались-, собрались, сошлись, примчались и др.): Летом на Каникулы съезжались из разных городов сЫн Пётр, дочь Ли­дия и товарищ Петра Николай.

198


2. Если однородные подлежащие связаны противительны­
ми или разделительными союзами, сказуемое ставится в -един-»:'
ственном числе: 1) Не сам хозяин, а его сын всщретил нас у
ворот дома.
2) Иногда, мёртвой змеей проплывет жердь или
бревно.
(М.Г.)                                                            (

II. Определение, относящееся к нескольким определяемым,
может стоять или в единственном, или во множественном чис­
ле. Обычно такие определения: употребляют все же в един­
ственном числе: 1) Дикий гусь и утка прилетели первыми.
(У.) 2) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские
забудут.
(П.) Однако обособленные определения ставятся во
множественном числе: Первая рота и батарея миномётов,
отставшие во время переправы, догнали нас только к ее-
черу.

III. Существительное, имеющее при себе несколько од­
нородных определений, перечисляющих разновидности пред­
метов, стоит обычно в единственном числе: Количество уча­
щихся в средней и высшей школе растёт.
Множественное
число употребляется, если существительное стоит впереди
определений или если нужно подчеркнуть, что предметов
было несколько: 1) Студент хорошо изучил языки чешский
и польский.
2) Он прошёл на гумно, скотный и конный дво­
ры.
(Л. Т.)

360. Назовите однородные члены предложения и укажите, какими частя­
ми речи они выражены. Объясните согласование сказуемого с подлежа­
щим и определений с определяемыми словами.

1) С берега сквозь шум машины неслось рокотание и гул. (Кор.) 2) Собака, Лев да Волк с Лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. (Л. Т.) 4) При сих словах поднялся Шум и толки; кричат медведи, тигры, вол­ки. (Кр.) 5) Ни бранный шум, ни песня молодой черкешенки уж там не слышны боле. (Л.) 6) На улице у него попеременно выступал Не то страх, не то досада! (Гонч.) 7) Издали Влади­мир услышал необыкновенный шум и говор. (П.) 8) Лампа й письменный прибор, стоящие на столе, слегка покрылись пы­лью. 9) Сидим, болтаем; близится вечер и белая ночь у Белого моря. (Пришв.)

361. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста.
Мотивируйте свой ответ. Перепишите, расставляя пропущенные знаки пре­
пинания, объясните их употребление при однородных членах. Составьте
схемы предложений второго абзаца. Выделенные слова разберите по со­
ставу.

Лена могучая сибирская река, длина её 4500 километров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах, на высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах при-

199


нимая то справ., то слев.. притоки Лена в своём стремитель­ном беге на север постепенно р..стёт увеличивается. При впа-ден.. в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на много-числ..ные протоки. Пески мели извилистый фарватер всё это затрудняет судоходство в дельте Лены.

Лена как в верхнем так частью и в среднем течении чрез­вычайно живописная река. Гористые берега то круты и обры­висты и состоят из красного песчаника то волнисты. С гор во многих местах сбегают в реку тёплые минеральные ключи. И направ.. и налев.. от берегов сплошные гряды покрытых лесами гор.

Лена главная судоходная артерия Восточной Сибири она имеет огромное значение для интенсивно развевающегося хо­зяйства огромной тер..тории.

Тут нашими геологами найдены большие запасы полезных и..копаемых золота и олова слюды и ц..нка каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути достав­ляют различные машины и оборудование жилые дома науч­ные приборы продукты и различные промышл..ные товары.

На ранее диких пусты..ых берегах возникли благоустроен­ные с.ления. Творческий труд советских людей совершенно из­меняет жизнь этого огромного края.

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения

362. Прочитайте и укажите обособленные члены предложения. Объясните пунктуацию.

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами» покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранив­шем последний отблеск зари. 2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся: 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь.хозяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему. 4) Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 5) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. 7) Вопреки предсказа­нию моего спутника, погода прояснилась.

(М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».)

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми оди­ночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению, например: 1) Утом-

200


ленный долгой речью, я закрыл глаза и заснул. (Л.) 2) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (Л.) 3) Но ты взыграл, неодолимый, и стая тонет кораблей. (П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выражен­
ных прилагательными и причастиями, необходимо отличать прилагатель­
ные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1)
Он пришёл особенно возбужденный и весёлый. (Л. Т.) 2) Он пошёл домой
грустный и усталый.
(М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия
могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл
особенно возбуждённым и весёлым.
                                             ■

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми распространённые согласованные определения, если они стоят позади определяемого существительного: 1) Часы, проводимые с молодёжью, были для Павла зарядкой бодрости. (Н. О.) 2) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и све­жести моря. (М. Г.) (Ср.: 1) Проводимые с молодёжью часы были для Павла зарядкой бодрости. 2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе — обособления нет, так как определения стоят перед определяемыми существи­тельными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят позади определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть оп­ределение: 1) Театр осаждало молодое море, буйное, напорис­тое. (Н. О.) 2) Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существительным, что последнее без них не выражает нужного значения, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удушливая, густая, насы­щенная запахами хвои, мха и гниющих листьев. (Ч.) Здесь сло­во атмосфера приобретает необходимое значение лишь в со­четании с определениями, и потому они не могут быть от него обособлены, важно не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а что эта атмосфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно прият­ное, но плутовское, где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди опре­
деляемого существительного, обособляются, если имеют доба­
вочное обстоятельственное значение (причинное, уступитель­
ное или временнбе). Эти определения часто относятся к собст­
венным именам: 1) Привлечённые светом, бабочки прилетели
и кружились около фонаря.
(Акс.) 2) Утомлённый дневным
переходом,
Семёнов заснул скоро. (Кор.) 3) Выросший в ни­
щете и голоде^
Павел враждебно относился к тем, кто был
в его понимании богатым.
(Н. О.)

201


5. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придается большая самостоятельность (т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относят­ся к собственному имени или личному местоимению): 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л. Т.) 2) Сегодня она, в новом голу- бом капоте, была особенно молода и внушительно красива, (М. Г.) 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовы­ ми листьями, кричал в рупор что-то капитану, (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым го- лесом, в черепаховых очках. (Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляют­ся: а) когда следуют за обособленными определениями, выра­женными прилагательными и причастиями: Мальчик, стри­женный, в серой блузе, подал_ Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборван­ной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безо­пасный угол. (П.)

363. Перелишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребле­ние. Обособленные согласованные и несогласованные определения обо­значьте.

I. 1) Гордость за подругу превращающуюся в большевика смягчила тяжёлое положение Павла. (Н. О.) 2) Улица ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.) 4) Ленивый от природа он [Захар] был ленив ещё и по своему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно предан­ный барину он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля и небо и белое об­лачко плывущее в лазури и тёмный бор невнятно шепчущий внизу и плеск невидной во мраке речки всё это знакомо всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы матери более живые и яр­кие производили на мальчика большое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти прозрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осо­ка всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Пес­ня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва улови­мая слухом слыщалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (Ч.) 13) При виде Калиновича лакей глуповатый с лица ио в ливрее с галунами вытянулся в дежурную позу. (Петсем.)

202


14) Борису не спалось и он в, лёгком утреннем пальто вышел в
сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце,на
затылке сидела на диване. {Гонч.)               .  :

11.1) Его (Вернера] маленькие чёрные глаза всегда беспокойные старались проникнуть в ваши мысли. (Л.) 2) Мне уже передавали две-трм эпиграммы на моА счёт до--вольно колкие но вместе очень лестные. (Л.) 3) Вышел Алё­ша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавленном. (Дост.) 4) Довольный плохим каламбуром он развеселился. (Л.) 5) Бледный он лежал на полу. (Л.) 6) Мы пошли на экзамен спокойные и уверенные в своих силах- 7) За нею [коляской] шёл человек с большими усами в венгерке до­вольно хорошо одетый для лакея. (Л.) 8) Около дороги не­жно прислонились друг к другу две ивы старая и молодая и о чём-то шептались. 9) Одарённый необычайной силой он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 10) Тревога смутная неясная всё крепче охватывала Ваську. (А. Г.) 11) Мы выб­рали себе место около груДы осокорей набрали камней на берегу речонки мутной от дождя и на камнях развели кос­тёр. (М. Г.) 12) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо а вдруг багряным светом осве­тило лиловые тучи зеленоватое море покрытое кораблями и лодками колыхаемые ровной широкой зыбью и белые строе­ния города и народ движущийся по улицам. (Л. Т.) 13) Дреяко белое и длинное мелькнуло в воздухе. (М. Г.) 14)*Туфта выскочил от Акима красный и злой. (Н.О.)

364. Прочитайте текст, объясняя пунктуацию при выделенных распростра­нённых определениях. Перепишите, делая обособленные определения необо­собленными и, наоборот, необособленные — обособленными. Расставьте соответствующим образом знаки препинания.

Путешественника, впервые отправляющегося в централь­
ные районы высокого Тянь-Шаня,
изумляют прекрасные до­
роги, проложенные в горах. Множество машин движется по
горным дорогам. Наполненные грузом и людьми тяжёлые ма­
шины взбираются на высокие перевалы, спускаются в глубо­
кие горные долины, поросшие высокой травою. Чем выше под­
нимаемся в горы — чище, прохладнее воздух. Ближе к нам
вершины высоких хребтов, покрытые снегом. Дорога, огибаю­
щая
голые скалы, вьётся по глубокой ложбине. Горный поток,
стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в
глубоком каменном русле.                                                        <..

Дикое, пустынное впечатление производит раскинувшаяся вдоль бурной реки глубокая гарная ложбина. Звенящие на ветру, стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве,.прижав уши, сидят врзле врытых» землю

203


телеграфных столбов. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко, видно этих мчащихся по степи легконогих животных. Остановившись на берегу шумной реки, размывшей край гор­ ной дороги, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы, вгля­дываясь в пробегающую внизу дорогу.

365. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обосббленные определе­ния обозначьте.

I) Солнце сразу начавшее п..лить быстро подымалось над степью. (Ф.) 2) Несколько дымков розоватых и желтоватых очень кучных и в то же время очень воздушных стояло над городом. (Ф.) 3) Небо темнеет, тяжёлое и неприветливое оно всё ниже нав..сает над землёй. (Нов.-Пр.) 4) Не переставая лил дождь косой и мелкий. (А. Н. Т.) 5) Утомлённые мы наконец заснули. (Нов.-Пр.) 6) Ветер всё еще сильный дул теперь с востока. (А.Н.Т.) 7) Он [Телегин] различал между этими глубокими вздохами глухое ворчанье то затихающее то вырастающее в сердитые перекаты. (А. Н. Т.) 8) Месяц чистый и острый стоял над головой. (А. Н. Т.) 9) Изумлённый я некоторое время раз­думываю над случившимся. (Нов.-Пр.) 10) Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался. (Прж.) 11) На­двигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. (Нов.-Пр.) 12) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в бе­шен.,м движении. (Н.О.) 13) Между тем морозы хотя и очень лёгкие подсушили и окрасили все листья. (Пришв.) 14) Масса земли не то синей не то серой местами лежала горбатой куч­кой местами Полосой тянулась по горизонту. (Гонч.) 15) Сто­яла белая зима с жёсткою тишиной безоблачных морозов плот­ным скр..пучим снегом розовым инеем на деревьях бледно-,изум-рудным небом шапками дыма над трубами клубами пара из мгновенно раскрытых дверей свежими словно укуш..ными ли­цами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. (Т.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.42 (0.015 с.)