Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Поиск

В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоз­дились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.)

2. Точка с запятой ставится тогда, когда предло­жения менее связаны по смыслу и более распространены (осо­бенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний ту­ман вьётся над просёлком, едва пропуская только что пока­завшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.)

3. Двоеточие ставится в следующих трёх случаях:

а) когда второе предложение указывает причину того,
о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она по­
может вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она
научит вас уважать человека.
(М. Г.) (Сравните: Любите
книгу, потому что
она поможет...);

б) когда второе предложение раскрывает со д е р -
жание первого, поясняет первое или к а -
кой-нибудь член его, например: Степь весело пест­
реет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют коло­
кольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая
гвоздика горит пунцовыми пятнами.
(Купр.) (Сравните: Степь
весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок
...);

в) когда второе предложение дополняет первое, напри­
мер: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и тол­
кает.
(Т). (Сравните: Вдруг я почувствовал, что кто-то бе­
рёт меня за плечо...)

Иногда в первом предложении опускаются слова: а увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голо­ву: перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха, и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Сравните: Я поднял голову и увидел: перед огнем сидела мельничиха...)

4. Тире ставится в следующих случаях:

а) если предложения рисуют быструю смену с о б ы ■


Мс 174


241


т и й или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулсяпять станций убежало назад. (Г.) 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр);

б) если в предложении содержится противопостав­
ление, например: Ввысь, взлетает Соколжмется Уж к
земле.
(М. Г.) (Сравните: Ввысь взлетает Сокол, а жмется
Уж к земле);

в) если первое предложение обозначает время или у с -
ловие совершения действия, о котором говорится во втором
предложении, например: 1) Лес рубятщепки летят. (Поел.)
2) Назвался груздём — полезай в кузов. (Поел.) (Сравните:
1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздем,
полезай в кузов);

г) если то, о чём говорится в одном предложении, срав­
нивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит
слово
соловей поёт. (Сравните: Молвит слово, как соловей поёт)]

д) если второе предложение заключает в себе результат
или вывод того, что говорится в первом, например: Солнце
дымное встаёт
будет день горячий. (Твард.) (Сравните: Сол­
нце дымное встаёт, так что (поэтому) день будет горячий.)

420. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных
предложений и объясните пунктуацию.                      ■

1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала рав­нина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охвачен­ная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Не спится Иудушке: целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. (С.-Щ.) 4) Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (Сераф.)5) Скажешь слово — добавят десять. (Поел.) 6) Кончил дело — гуляй смело. (Поел.) 7) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Пауст.) 8) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

421. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в слож­
ные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания.

1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но до­кумента не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воз­дух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому соберётся гроза.

422. Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их
расстановку.

I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осино­вую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца.тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина пе-

242


ременилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счас­тья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обли­вали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девоч­ку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.)

II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им
не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне ста­
ло совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это
была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и
печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кру­
гом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.)
4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел
кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокой­
тесь рана не опасная. (Т.) 7) Шестнадцать лет служу такого со
мной не было. (.Л. Т.) 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вы­
нул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не
смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолето­
вым куском льда. (В. Аж.)

III. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина
была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.)
3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не
откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте
змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пищу
жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег
падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая до­
рогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было
так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора
протоку пересек наискосок. (Твард.) 8) Есть закон служить до
срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко
есть подъём вскочил как гвоздь. (Твард.)

423. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сде­лайте синтаксический разбор выделенных предложений.

Из уст в уста из поколения в поколение передавалось (я..)пи-с.ная мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверх- ность. Проверьте и убедитесь что на следующий день насту­пит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и го­лец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мече(т, ть)ся (в)верх-(в)низ ждите дождя. Усвойте полез­ные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (яе^лёгкая наука. Что(бы) научи(т, ть)ся наблюдать глубо­ко и всесторонне необходимо долго упражняет, тъ)ся.1

(По Д. Зуеву.)


9*


243


Сложные предложения с разными видами связи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.154 (0.006 с.)