Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложенииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. 1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.) 2. Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит. (С.-Щ.) 3. Двоеточие ставится в следующих трёх случаях: а) когда второе предложение указывает причину того, б) когда второе предложение раскрывает со д е р - в) когда второе предложение дополняет первое, напри Иногда в первом предложении опускаются слова: а увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнем на опрокинутой лодке сидела мельничиха, и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Сравните: Я поднял голову и увидел: перед огнем сидела мельничиха...) 4. Тире ставится в следующих случаях: а) если предложения рисуют быструю смену с о б ы ■ Мс 174 241 т и й или неожиданный результат действия, например: 1) Проснулся — пять станций убежало назад. (Г.) 2) Сыр выпал — с ним была плутовка такова. (Кр); б) если в предложении содержится противопостав в) если первое предложение обозначает время или у с - г) если то, о чём говорится в одном предложении, срав д) если второе предложение заключает в себе результат 420. Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных 1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Не спится Иудушке: целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. (С.-Щ.) 4) Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (Сераф.)5) Скажешь слово — добавят десять. (Поел.) 6) Кончил дело — гуляй смело. (Поел.) 7) Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (Пауст.) 8) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.) 421. Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в слож 1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому соберётся гроза. 422. Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их I. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца.тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина пе- 242 ременилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов. (Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) 5) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.) II. 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им III. 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина 423. Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Из уст в уста из поколения в поколение передавалось (я..)пи-с.ная мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверх- ность. Проверьте и убедитесь что на следующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мече(т, ть)ся (в)верх-(в)низ ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы! Но помните наблюдение вовсе (яе^лёгкая наука. Что(бы) научи(т, ть)ся наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упражняет, тъ)ся.1 (По Д. Зуеву.) 9* 243 Сложные предложения с разными видами связи
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.123.154 (0.006 с.) |