Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение и употребление местоименийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, вокруг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них. 124 Примечание. Присоединения к не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор-ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её). 2. Обычно местоимения 3-го лица указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или нска-жение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился. 3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, больигинство и т. п.). Например, неправильно построено такое предложение: Большинство нашего класса уезжает в самодеятельный туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они можно использовать существительное школьники или ребята). 4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.) 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.) 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.) 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попросил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; или: Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; или: Я попросил, товарища внести его чемодан в вагон. Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю. 221. Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах. Падежи этих местоимений укажите сверху. 1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал '(он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дбма, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, 125 а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) гостиницы возвышалась остроконечная башня. (Т.) 9) Встретив брата' и сестру, мы заметили, что он старше (она). 222. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Перепишите, исправляя предложения. I. 1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он II. 1) Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её 223. Перепишите, вставляя нужные по смыслу существительные или ме 1) Много веков крестьянство находилась под гнётом крепостного права... не раз восставал., против помещиков и царя. 2) Молодёжь завода умело сочетает работу и учёбу... успешно овладевает самыми сложными профессиями. 3) Профессура университета собрал.хь в кабинете ректора... обсуждал., учебный план. 4) Я велел носильщику отвезти (мой, свой) вещи в багажное отделение, затем занял (мой, свой) место в купе. 5) Аудитор., просил.. поэта прочитать ещё раз (свой, его) лучшее стихотворение. § 43. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суффиксы-то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, например: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь. Примечание. В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и- суффиксы -то, -либо, -нибудь по традиции называются частицами. Если после приставки кое- следует предлог, то она пишет- 126 ся раздельно, например: кое у кого (ср. кое-кто), кое с кем (ср. кое-кто), 2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем. 3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не Сочетания не, кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как — не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.) Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не бывает союза как, но впереди или позади может быть выражение с предлогом кроме. В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в таких сочетаниях не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает. 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало. 3) Он ничем иным не интересуется. Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях может быть слово другой, другое; не кто другой, как; ничто другое и т. д. 224. Перепишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные — двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение. 1) Маше чудился какой (то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что (то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких (либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое) (в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни) чем.(Ч.) 6) Больше говорить было(яе, ни) (о) чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни) (к) чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни) чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни) другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни) сколько времени встречался опять с теми при- 127 ятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни) в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни) в чём не-отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни) чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни) перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни) какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.) 225. Перепишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и от I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..) кто II. 1) В комнате раздались чьи(то) шаги. (В. Аж.) 2) Что-то) 226. Дополните предложения отрицательными местоимениями. 1) Не встретил....2) Не встречался....3) Встречаться было... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6)... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил.... 8) Разговаривать было... и.... 128 227. Вставьте в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное 1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2)..., кроме старого охотника, тай хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знакомым. 4) Это село славится..., как искусными костяными изделиями. 5)..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника. 228. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю. С выделен Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, ст..летний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чем-нибудь), безынициативный, агротехника, газификация, электрификация, панорама, хрестоматия, инвентарь, им..тация, к..рикатура, уничтожить, п..родия, небезынтересный, экзаменатор. 229. Прочитайте. Определите, к какому стилю относится этот текст и со С чего начинается любовь к Родине к своей Земле С деревца посаженного у вашего окна с первого рас.вета встречаемого на опушке леса с тропинк.. на реке... Человек связан с природой тысячами невидимых но прочных нитей (п..) кто из людей,не может существовать без неё. Берёзовые рощи Подмосковья и голубые озёра Карелии м-.тучая тайга и бескрайни., украински., степи лед..ные шапки Кавка..кого хребта и д..лины Средней Азии живые об..татели лесов и полей и рек всё это и есть (н..) что иное как природа наше национальное богатство и гордость. Однако природа не только источник здоровья и радости духовных ценностей каждого человека но и сыр..ё для промышленности кладовая материальных благ общества. Исключительно важность в наше врем., приобретает разумное рациональное расходование естеств..ных богатств. Но сейчас речь идёт уже не только об этом но и о наш., личн.. отношени.. к природ., вне служебной сферы. Мы не можем (н..) (//)кого терпеть бездумного грубого отношения к нашему «зеленому другу». (7/..)какого сн..хождения не должно быть ко всякого рода браконьерам промышляющ.. в обход закона в лесах и на воде наносящ.. ощутимый урон нашим рыбным запасам пернатым и четвероногим обитателям. Пусть каждый из нас покажет личный пр..мер бережного отношения к флор., и фаун... Пусть (я..) кто не забывает о том что все богатства природы леса и реки поля и горы наше общее достояние. (По газете «Правда».) Ак. 174 129 230. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Шкода только начинается с детского садика но (не) ко(н, нь)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной стелен., участвует в бе..конечном поход., за знаниями. Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не) связанные с ч.хтвом гражданств..ности от-ветств..ности перед обществом (н..)чего (не) стоят. (По) этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное — с детства приобщиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием с своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом своей Родины во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (Акад. А. В. Кирсанов.) Глагол § 44. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 231. По образцам (см. таблицу на с. 131) проспрягайте устно данные гла Решать, решаться, решить, решиться, приготовлять, приготовляться, приготовить, приготовиться. '232. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо единственного числа не употребляется. Перепишите, заменяя такие глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице настоящего или будущего времени). Образец. Я (победить) своего противника. — Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я постараюсь победить...; или: Я надеюсь победить:.. и т. д.). 1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 233. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного числа Махать — машут, колыхать. Плакать — плачет, клокотать, кликать. Плескать — плещет, полоскать, хлестать. Сыпать — сыплет, щипать, трепать, дремать. 234. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени. 1) Сосны вершинами (махать) приветно. (Н.) 2) Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.) 3) (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.) 4) Не пенится море, не (плес- 130 кать) волна. (А. К. Т.) 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). (Р.) 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. (Ч.) 8) Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко. (М. Г.) 9)... Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вокруг огромных скал. (П.) 10) Опять сомненье душу (глодать). (Исак.) 235. Перепишите, употребляя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени. 1) Источник (иссякнуть). — Источник иссяк. 2) Шторм (утихнуть). 3) Пловец (достигнуть) берега. 4) Танки (настигнуть) противника. 5) Костёр (потухнуть). 6) Голос (охрипнуть). 7) Река (замёрзнуть). 8) Вражеское наступление (выдохнуться). 9) Ребёнок (озябнуть). 10) Шахматист (отвергнуть) предложение соперника согласиться на ничью. 11) Дети (продрогнуть) от холода. Таблица форм глагола
5* 131 Употребление некоторых глаголов 1. Глагол хотеть в единственном числе настоящего времени изменяется по первому спряжению, во множественном числе — по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет; хотим хотите, хотят: Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, мы бежим, вы бежите, они бегут. . 2. Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы повелительного, наклонения (встречающиеся иногда формы «езжай», «ехай» недопустимы в литературной речи). При необходимости употребить от глагола ехать повелительное наклонение можно использовать формы поезжай, поезжайте (неопределённая форма этого глагола «поезжать» неупотребительна). 3. Глагол жечь спрягается так: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др. 4. Глагол чтить («проявлять глубокое уважение», «почитать») спрягается как глагол второго спряжения (чту, чтишь, чтит, чтим, чтите), но в 3-м лице множественного числа настоящего времени распространена наряду с формой чтят и форма чтут, например: 1) Комсомольцы свято чтят память бесстрашных воинов. (Газ.) 2) Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. (М. Г.) 236. Поставьте глаголы в нужной форме и перепишите^ 1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голова вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть)? (Т.) 4) Как удержать негодованье уста упрямые(дготеть)? (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку. (П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)}, (Н.) 8) Солнце так и (жечь). (Григ.) 9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии (зажечься) ль упоенье? (П.) 10) Оба они любоъко(чтить) память о ней. (М. Г.) 11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)\ (Розов.) 12) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Поел.) § 45. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ 1. Ударные личные окончания пишутся в соответствии с произношением, например: 1) везёшь, вез#т; поёт, по&т; бережёт; печём (I спряжение); 2) летит, летАт; молчит., молчит (II спряжение). Написание глаголов с безударными личными окончаниями можно определить по неопределённой форме. Ко II спряжению относятся следующие глаголы с безударными окончаниями: 132 а) глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить (строить, строиться, носить, носиться); б) 11 следующих глаголов: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, а также производные от них (выгнать, задержаться, увидеться и т. п.). Остальные глаголы с безударными окончаниями I спряжения, например: колоть — колют, бороться — борются, рыть — роют, веять — веют и т. д. Исключения: глаголы брить и зиждиться I спряжения, хотя оканчиваются на -ить; бреешь, бреют, зиждется, зиждутся. Примечания. 1. О том, как писать окончания глаголов с приставкой вы-, надо судить по бесприставочному глаголу, например: выспишься — спишь, выльешь — льёшь и т. п. 2. Наряду с формой стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеется разговорная форма стелить (постелить, расстелить и т. п.)- Личные окончания употребляются только от формы стлать, т. е. I, спряжения: стелешь (постелешь, расстелешь, постелешься), стелет (постелет, расстелет, постелется), стелют (постелют, расстелют, постелются). 2. Буква ь пишется: а) в неопределённой форме глагола, которая отвечает на б) в окончаниях 2-го лица единственного числа/ например; в) в повелительном наклонении после согласных, например: 3. Следует различать формы 2-го лица множественного числа Примечание. В глаголах II спряжения во 2-м лице множественного числа пишется -ите и в повелительном, и в изъявительном наклонении, например: Посмотрите новый кинофильм. — Когда вы его посмотрите? 4. В основах глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме, например: слышал (слышать), видел (видеть), клеил (клеить), сеял (сеять). 5. В неопределённой форме и форме прошедшего времени глагола пишется суффикс -ова (~ева~), если глагол в 1-м лице настоящего времени оканчивается на -ую~~ -юю, например: 133 проповедоаать(проповедую), беседовать (беседую), ночевать неопределённой форме и форме прошедшего времени пишет Примечание. Глаголы с суффиксами -ова ---------------- ева, -ыва- — ~ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, например: запевать, наливать, подавать. Перед суффиксом -ее- пишется та гласная, которая есть в корне глагола (т. е. без суффикса -ее-): запеть, налить, подать. Но: затмевать (хотя затмить), застревать (хотя застрять), разевать (хотя разинуть). 237. Перепишите, образуя от данных глаголов формы 3-го лица множе Бросать — бросй [юЩ (несов. в., I) — бросить — брос \яп^ (сов. в., II), обидеть, обижать, утешиться, утешаться, зависеть, гнать, гонять, слышаться, слушаться, дышать, встретить, встречать, лаять, расклеить, просеять, молоть, стлаться, расстилаться. 238. Прочитайте. Укажите неопределённую форму каждого глагола с I. 1) Билеты колхозникам на дом разнос..т ватага детей. (М. Исаковский.) II. 1) Ночь стел..т тень и влажный берег студ..т, ночь тян..т 239. Перепишите. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме повели 1) Туман начинает клуби..ся над рекой. (Пауст.) 2) Городок начал ей даже нрави..ся. (Пауст.) 3) Не старе..т твоя красота, разг..рае..ся только сильней. (Твард.)4) Ты идё.. 134 по земле молодой — зелене..т трава за тобой. (Твард.) 5) Нет! Где дело идёт о народе, там я первый увле..ся готов. 240. Замените описательные обороты речи синонимическими глаголами в 1) Сделайте приготовление к производству опытов. — При готовьтесь к производству опытов. 2) Немедленно наведите справку о времени отхода поезда. 3) Определите вес этого мине-рала.4) Зря не заводите споров. 5) Снимите одежду. 241. Составьте с каждым данным глаголом по два предложения: в пер О б р а 3-е ц. Тебе эта книга может пригоди ться. — Тебе эта книга пригоди тся. Увидеться, двинуться, отправиться, бояться, вернуться, заботиться, справиться, поправиться, окунуться, столкнуться, включиться, подивиться, встретиться, возвратиться, удаться. 2.42. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме. 1) Чуть брезжи..ся. Ни один листок не колышсся. 2) Надо скорей собирайся на рыбную ловлю. 3) Необходимо хорошо подготовился к походу. Неплохо бы захватить с собой плащ-палатку: она может пригодился в пути. Пригоди..ся в лесу и топорик. 4) До туристской базы можно добра..ся и поездом, и теплоходом. Лучше всё-таки отправился на теплоходе; перед ужином удас.ся ещё выкупа..ся. 5) Местность кругом нам очень нрави..ся, да разве может она не понрави.хя: лес, река, обилие грибов и ягод. 6) Ребята, ушедшие в поход, обещали верну..ся к вечеру, но они, вероятно, задержался, не верну..ся вовремя. 7) Чувствуемся, что гроза надвигаемся. Удас.ся ли им возвратился до дождя? 243. Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола. I. 1) Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. 2) Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. (Ф.) 3) (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. (Маяк.) 4) 5ной (палить) и (пыхать). (Даль.) 5) Чуть (колыхаться) войлок юрты. (Пришв.) 6) Дворники на тротуаре(/ссиоть) лёд. 7) Озими (стлать- 135 П. 1) Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. (Стан.) 2) Клубы дыма (стлаться) над рейдом. (Станл) 3) Мо- ре(дышать) бодрящей свежестью. (Нов.-Пр.) 4) (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. 5) Утро' тихое и туманное. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. (Нов.-Пр.) 6) Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. №оре(грохотать). Я мокрый до последней нитки, но уходить вниз не(хотеться). (Нов.-Пр.) 7) Какие-то шаги (слышаться). (М.-С.) 8) Твёрдое дерево плохо (пилиться), (Т. С.) 9) Солнце (резать) глаза. (Ч.) 10 (Махать) крыльями мельница. (Ч.) 11) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (А. Б.) 12) (Дремать) бор сосновый. (В. Бр.) 13) С шумом на белые камни чёрные волны (находить), (В. Бр.) 14) (Внять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. (В. Бр.) 15) В сгущающихся сумерках (реять) снежинки. (Нов.-Пр.) 244. Перепишите. Глаголы в повелительном наклонении подчеркните одной чертой, а, глаголы в изъявительном наклонении — двумя, устно объясните написание букв е и и. I. 1) Вы пиш..те красиво и грамотно. Пиш.те мне чаще. 2) II. 1) Стукн..те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Ког 246. Поставьте данные глаголы в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени. Перепишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окончания. Устно составьте с каждой формой глагола предложения. I. Видеть — видел — видит, обидеть — обидел — обидит; зависеть, ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать. П. Цепенеть — цепенел — цепенеет; одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть. 246. Перепишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя. 1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко 136 вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис..т от своей матери Кабанихи. Тихон завис.л от своей матери. 4) На улице громко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился. 247. Перепишите, расставляя знаки препинания. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме 2-го лица единственного числа. Какие односоставные предложения при этом получились? Что знач..т путешествие в чём заключается работа исследователей. Полного ответа на этот вопрос дать нельзя. Многое завис..т от личности самого путешественника от того насколько он гГодг..товлен к такого рода деятельности. Накануне от..езда всегда много хлопот и забот. Надо ещё раз всё обдумать р..считать проверить. Целый день (бегать) по городу (являться) к начальнику и (делать) последние распоряжения. Вечер уход..т на написание писем. Ночью не сп...ся. Никак не (мочь) преодолеть беспокойных мыслей. На другой день чуть свет уже на ногах. Последние хлопоты на вокзале. (Ждать) когда раздастся звонок когда троне..ся поезд... Медленно двинулись вагоны. В, эту минуту (чествовать) как какая-то неимоверная тяжесть св..лилась с пле... Все беспокойства остались позади и за работу (приниматься) с удовольствием. Сам (удивляться) откуда берё..ся энергия. (По В. К- Арсеньеву.) 2*48. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы вида несовершенного при помощи суффиксов -ыва-, -ива-, ~ва- и, где нужно, черед ован ия звуков в ко рне. Корни обозначьте. Опоздать — опаздывать, сознаться — сознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, переиздать, развалить, развеяться, рассказать, дать, устать. 249. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, ~ыва- образуй Заработать — зарабатывать, освоить, удостоить, ус Обуслдвитъ — обуслдвливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить. 250. Перепишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-. 1) Войска сосредотачивались у переправы. 2) Дальнейшие переговоры уполномочивался вести глава делегации. 3) Никто не смеет опорочивать честного работнику! (Газ.) 4) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узаконивать их. (Газ.) 5) Осваивались новые облас- 137 ти нашей необъятной Родины. (Ушаков.) 6) ЛесЗ обуславливают климат. (Ч.) 251. Перепишите, подбирая к выделенным словам подходящие синонимы. Концентрировать все силы на своевременной уборке урожая; реставрировать разрушенный дворец; аннулировать неправильное постановление; форсировать ход событий; мотивировать внезапный отъезд; фальсифицировать факты; ориентироваться в текущих событиях; иронизировать над кем- либо; потерпеть фиаско. 252. Перепишите, выбирая из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу (при этом глаголы ставьте в прошедшем времени). 1) Он широко... и подпрыгивал. (Т.) Стрелковый батальон, готовясь к параду,... на площади (маршировать, шагать). 2) Световыми сигналами самолёты... стрельбу артиллерии. Связисты... повреждение на линии ( |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.186 (0.02 с.) |