Употребление стилистически ограниченной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление стилистически ограниченной



ЛЕКСИКИ

Основным пластом лексики русского языка являются сло­ва общеупотребительные, межстилевые, например: осень, лето, школа, сад, огород, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, пло­хо, интересно и т. д. Такие слова употребляются во всех сти-лях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий. На фоне этой меж­стилевой, стилистически нейтральной лексики выделяются два других пласта слов: слова с пониженной стилистической ок­раской (разговорные) и слова с повышенной стилистической окраской (книжные).

Разговорная лексика - это слова, которые употреб­ляются в повседневной обиходно-разговорной речи, имеют ха­рактер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в пись­менной, книжной речи, например: газировка (газированная вода), вилбк (кочан капусты), затеять (начать делать), бело­брысый (с очень светлыми волосами), каверзный (запутанный, сложный), нынче (теперь), малость (немного) и др. Многие из разговорных слов не только называют соответствующие поня­тия, но имеют и определённую экспрессивную окрашенность, т. е. включают положительную или отрицательную оценку обо­значаемых явлений, например: приголубить, работяга, здо­ровяк, малыш; пиликать, мешкать, разиня, безалаберный.

Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные, характеризующи­еся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок, например: втемя­шиться (укрепиться в сознании), муторный (неприятный), баш­ ка (голова). Просторечные слова стоят на границе литератур­ного языка, часто нежелательны даже в обычной беседе.

Книжная лексика - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных ра­ботах, официально-деловых документах, публицистике, напри­мер: гипотеза (научное предположение), генезис (происхожде­ние), интерпретировать (истолковывать, разъяснять), уведом­ление (извещение), адресат (лицо, которому направлено письмо), абитуриент (лицо, поступающее в высшее учебное заведение), мировоззрение (система взглядов на общество, природу), незыблемый (устойчивый), неуклонно (постоянно, пос­ледовательно), противоборствовать (противодействовать)-, протоколировать (точно записывать) и др.

В лексике научного стиля значительную роль играют термины — слова с точно определёнными значениями. В каж*

24


дой отрасли науки применяются особые термины* например: ка­ тет, гипотенуза, синус, косинус, тангенс (математические тер­мины); флексия, морфология, склонение, спряжение, глагол, под­ лежащее, сказуемое (грамматические термины); окисел, ангид­ рид, этил (химические термины) и т. д. Без знания терминов специальной лексики трудно понять многие научно-популярные книги, статьи и т. п. Примером, иллюстрирующим использова­ние специальной лексики, может служить следующий текст, взя­тый из книги проф. К. А. Тимирязева «Жизнь растения»:

В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения с хлорофиллом. Мы легко можем дока­зать, что это образование крахмала находится в связи с разложением углекислоты, что оно является её результатом.

В произведениях п у б;л ицистики (брошюрах, газет­ных и журнальных статьях) обсуждаются актуальные соци­альные проблемы, поэтому здесь упбтребляется много слов общественно-политической лексики, например: государство, власть, кодекс, коммунизм, социализм, партия, классовый, мобилизовать, массы, борьба, активный и многие другие.

В официально-деловом стиле (законы, постанов­ления и др.) употребляются особые слова и словосочетания: указ, резолюция, мандат, дубликат, истец, ответчик, вери­тельная грамота, полномочный представитель; вынесгки по­становление, возбудить дело, во исполнение решения, при­влечь к ответственности и т. д.

Иногда в деловых документах встречаются устаревшие слова и словосочетания, канцелярские шаблоны, являющиеся насле­дием запутанного витиеватого слога дореволюционных казён­ных бумаг, например; нижеподписавшийся, таковые, сие дано в том и т. д. Естественно, что таких канцеляризмов надо из­бегать.

Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной эксп­рессивной окрашенности. Однако в книжной лексике выделя­ются слова высокие, придающие окраску приподнятости, воз­вышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обо­значают, например: беззаветный, бессмертие, возмездие, грядущее, зиждется, осенить, непоколебимый, нерушимый; от­чий, уста, очи, нисходить, лазоревый. Высокие слова упот­ребляются в торжественно-приподнятой речи (публицистике, художественной литературе), например: Мы любим Отчизну, мы сами физически сотканы из её неба, полей и рек. (Леон.)

Все в мире сущие народы.          Отгрохотали эти годы,

Благословите светлый час!        Что на земле застигли нас.

(Твард.)

Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его возможную сти-

25


листическую закреплённость, и экспрессивную окрашенность. Например, неудачно использовано разговорное слово картошка в предложении: Уборку картошки колхоз закончил ё срок (сле­довало употребить общелитературное слово картофель). Точ­но так же неуместно использовано разговорное слово карбол­ка для следующего предложения: Карболка - кристалличес­кое вещество своеобразного запаха (здесь надо было использовать полное наименование -*■ термин карболовая кис­ лота). Неоправданно включение канцелярского и устарелого слова означенный в такое предложение: В 1898 г. появляется «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал... (здесь го­раздо уместнее было бы местоимение этот).

Особое место среди стилей занимает художественный стиль, язык произведений художественной литературы. Писате­ли и поэты для достижения большей выразительности своих.про­изведений, для достоверности и убедительности создаваемых кар­тин человеческой жизни используют всё богатство лексических средств нашего языка. Поэтому в ткань художественного произ­ведения наряду с общелитературными словами могут иногда включаться и слова, употребляемые лишь жителями определён­ной местности, - диалектизмы, например: кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с ве­сенней водой)*. Диалектные слова находятся за пределами лите­ратурного языка, употребление их в устной и письменной речи вместо общелитературных слов нарушает нормы литературного языка и недопустимо. Однако в языке художественной литерату­ры диалектизмы обычно используются с особыми стилистиче­скими целями: автор стремится дать более выразительную рече­вую характеристику героя, вызвать у читателя более яркие пред­ставления о том месте, где развивается действие, Так, умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобыт­ный язык М. А. Шолохова. Рисуя в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слова изба и хата употребляет слово курень; место на дворе, огороженное для скота, называет базом, приусадебную рощи­цу - левадой и т. д., например: Из тру0 куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма. («Поднятая целина».)

Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительны­ми, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова, земляника, вспашка, щупаль­це, неуклюжий и др., вошедшие в литературную речь из мест­ных говоров.

В произведениях художественной литературы может встре­титься лексика жаргонная и арготическая. Жаргонные и арготические слова являются вторым наимёно-

26


ваиием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за предела­ми литературного языка. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита.

Жаргонные и арготические слова составляют ничтожный процент по отношению к лексике общенародного языка. Они засоряют язык. Против проникновения в нашу речь жаргон­ной лексики общественность всегда вела борьбу.

26. Прочитайте и укажите стилистическую принадлежность текстов. Мо­тивируйте свою точку зрения. Тексты взяты из газеты «Правда» и из кни­ги акад. А. Е. Ферсмана. 1-й текст перепишите, расставляя знаки препи­нания. Составьте схему 1-го предложения.

I. Алюминий, кремний и кислород вместе являются самыми
главными элементами из которых построена земная кора и в
каменной оболочке земли они образуют разнообразные мине­
ралы в которых располагаются один относительно другого всегда
одинаково правильно. Эти минералы являются такого рода сое­
динениями атомов у которых в центре находится либо атом
кремния либо атом алюминия а вокруг них правильно в четы­
рёх углах образуя фигуру тетраэдра1 располагаются атомы
кислорода.

II. Отношение к труду - основной показатель степени со­
циальной активности, гражданской зрелости человека. Ведь
именно в рабочие^ будни — в заводском цехе, на колхозном поле,
в исследовательской лаборатории — создаётся наше общее бо­
гатство. Оно будет тем больше, чем активнее возьмут на воо­
ружение опыт, достижения лучших коллективов, новаторов
производства на каждом предприятии, в каждом хозяйстве.

26. К-,И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» резко возражает против проникновения в разговорную речь, научный стиль, учебники многих стан­дартных оборотов делового стиля, которые он называет «канцеляритом». Укажите в приводимых им примерах такой «канцелярит». Какие исправ­ления можно внести в эти предложения?

1) Баллада Мицкевича близка к балладам Пушкина, и не случайно последний восторженно оценил их... 2) Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талант­ливых исполнителей. 3) Необходимо ликвидировать отстава­ние на фронте недопонимания сатиры. 4) [Незнакомец] подо­шёл к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и спро­сил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клёва?»

1 Тетраэдр — правильный четырёхгранник, каждая грань которо го представляет собой треугольник.

27


27. Прочитайте и укажите высокие слова. Предложения 4—7 передайте
как цитаты, используя материал § 89, и запишите их.                           ■

1)... Вдаль идут державным шагом... — Кто ещё там? Выхо­ди. (А. Б.) 2) Грибоедов видел, насколько крепостные цепи мешают России осуществить её предначертания. (Леон.) 3) Это всё — страна моя родная, милый край благословенный мой. (Исак.) 4) Женщины, дети, старики работали на оборону, и они мечтали о том часе возмездия, который должен наступить для гитлеровских банд. (Тих.) 5) Народ — подвижник и герой — оружье зла оружьем встретил. (Твард.) 6) Деяния отцов сей­час подняли в Походы по всему Советскому Союзу молодёжь. (Тих.) 7) В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. (А. Н; Т.)

28. В следующих примерах найдите слова и обороты, свойственные канце­
лярской речи. Перепишите» исправляя предложения и заменяя канцеля­
ризмы общелитературными синонимами.

1) На запрос о пересылке книг по иртории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По по­лучении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга — почтой». 2) Оконные рамы, равно как и двери, тре­буют замены. 3) Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской, 4) Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5) Ремон­тирование телевизора произведено в сроки, каковые предус­мотрены в нижеупомянутой инструкции.

29. В следующих отрывках найдите диалектизмы и укажите их стилисти­
ческую роль.

1) — А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намед­
нись у нас на Варнавицах приключилось?

—На плотине-то? — спросил Федя.

—Да, да, на плотине... Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.

(И. С. Тургенев. «Бежин луг.)

2) С той поры редко видели его (Прокофия Мелехова) в ху­
торе, не бывал он и на майдане. Жил в своём курене, на отши­
бе у Дона, бирюком. Гуторили про него по хутору чудное;

(М. Шолохов. «Тихий Дон-.)

30. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использо­
ванные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного
употребления диалектизма.

1) Князь Игорь убег из плена. 2) Простакова всячески стра­щает Софью. 3) Вперёд я опишу Митрофана. 4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. 5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6) На сцене сельского клуба

28


мы увидели хор девушек; На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки -■ понёвы.-7) С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.013 с.)