Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Употребление стилистически ограниченнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЕКСИКИ Основным пластом лексики русского языка являются слова общеупотребительные, межстилевые, например: осень, лето, школа, сад, огород, газета, книга; новый, старый, молодой; учиться, работать, идти, читать, рисовать; хорошо, плохо, интересно и т. д. Такие слова употребляются во всех сти-лях, называют предметы, действия, признаки и не заключают в себе оценки соответствующих понятий. На фоне этой межстилевой, стилистически нейтральной лексики выделяются два других пласта слов: слова с пониженной стилистической окраской (разговорные) и слова с повышенной стилистической окраской (книжные). Разговорная лексика - это слова, которые употребляются в повседневной обиходно-разговорной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной, книжной речи, например: газировка (газированная вода), вилбк (кочан капусты), затеять (начать делать), белобрысый (с очень светлыми волосами), каверзный (запутанный, сложный), нынче (теперь), малость (немного) и др. Многие из разговорных слов не только называют соответствующие понятия, но имеют и определённую экспрессивную окрашенность, т. е. включают положительную или отрицательную оценку обозначаемых явлений, например: приголубить, работяга, здоровяк, малыш; пиликать, мешкать, разиня, безалаберный. Ещё большую сниженность по сравнению с разговорной лексикой имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощённостью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок, например: втемяшиться (укрепиться в сознании), муторный (неприятный), баш ка (голова). Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто нежелательны даже в обычной беседе. Книжная лексика - это слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официально-деловых документах, публицистике, например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), интерпретировать (истолковывать, разъяснять), уведомление (извещение), адресат (лицо, которому направлено письмо), абитуриент (лицо, поступающее в высшее учебное заведение), мировоззрение (система взглядов на общество, природу), незыблемый (устойчивый), неуклонно (постоянно, последовательно), противоборствовать (противодействовать)-, протоколировать (точно записывать) и др. В лексике научного стиля значительную роль играют термины — слова с точно определёнными значениями. В каж* 24 дой отрасли науки применяются особые термины* например: ка тет, гипотенуза, синус, косинус, тангенс (математические термины); флексия, морфология, склонение, спряжение, глагол, под лежащее, сказуемое (грамматические термины); окисел, ангид рид, этил (химические термины) и т. д. Без знания терминов специальной лексики трудно понять многие научно-популярные книги, статьи и т. п. Примером, иллюстрирующим использование специальной лексики, может служить следующий текст, взятый из книги проф. К. А. Тимирязева «Жизнь растения»: В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения с хлорофиллом. Мы легко можем доказать, что это образование крахмала находится в связи с разложением углекислоты, что оно является её результатом. В произведениях п у б;л ицистики (брошюрах, газетных и журнальных статьях) обсуждаются актуальные социальные проблемы, поэтому здесь упбтребляется много слов общественно-политической лексики, например: государство, власть, кодекс, коммунизм, социализм, партия, классовый, мобилизовать, массы, борьба, активный и многие другие. В официально-деловом стиле (законы, постановления и др.) употребляются особые слова и словосочетания: указ, резолюция, мандат, дубликат, истец, ответчик, верительная грамота, полномочный представитель; вынесгки постановление, возбудить дело, во исполнение решения, привлечь к ответственности и т. д. Иногда в деловых документах встречаются устаревшие слова и словосочетания, канцелярские шаблоны, являющиеся наследием запутанного витиеватого слога дореволюционных казённых бумаг, например; нижеподписавшийся, таковые, сие дано в том и т. д. Естественно, что таких канцеляризмов надо избегать. Книжные слова чаще всего не имеют дополнительной экспрессивной окрашенности. Однако в книжной лексике выделяются слова высокие, придающие окраску приподнятости, возвышенности или поэтичности тем понятиям, которые они обозначают, например: беззаветный, бессмертие, возмездие, грядущее, зиждется, осенить, непоколебимый, нерушимый; отчий, уста, очи, нисходить, лазоревый. Высокие слова употребляются в торжественно-приподнятой речи (публицистике, художественной литературе), например: Мы любим Отчизну, мы сами физически сотканы из её неба, полей и рек. (Леон.) Все в мире сущие народы. Отгрохотали эти годы, Благословите светлый час! Что на земле застигли нас. (Твард.) Таким образом, при выборе слова необходимо учитывать не только его лексическое значение, но и его возможную сти- 25 листическую закреплённость, и экспрессивную окрашенность. Например, неудачно использовано разговорное слово картошка в предложении: Уборку картошки колхоз закончил ё срок (следовало употребить общелитературное слово картофель). Точно так же неуместно использовано разговорное слово карболка для следующего предложения: Карболка - кристаллическое вещество своеобразного запаха (здесь надо было использовать полное наименование -*■ термин карболовая кис лота). Неоправданно включение канцелярского и устарелого слова означенный в такое предложение: В 1898 г. появляется «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал... (здесь гораздо уместнее было бы местоимение этот). Особое место среди стилей занимает художественный стиль, язык произведений художественной литературы. Писатели и поэты для достижения большей выразительности своих.произведений, для достоверности и убедительности создаваемых картин человеческой жизни используют всё богатство лексических средств нашего языка. Поэтому в ткань художественного произведения наряду с общелитературными словами могут иногда включаться и слова, употребляемые лишь жителями определённой местности, - диалектизмы, например: кочет (петух), гуторить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой)*. Диалектные слова находятся за пределами литературного языка, употребление их в устной и письменной речи вместо общелитературных слов нарушает нормы литературного языка и недопустимо. Однако в языке художественной литературы диалектизмы обычно используются с особыми стилистическими целями: автор стремится дать более выразительную речевую характеристику героя, вызвать у читателя более яркие представления о том месте, где развивается действие, Так, умелым использованием диалектизмов отличается яркий и самобытный язык М. А. Шолохова. Рисуя в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина» жизнь донского казачества, автор вместо слова изба и хата употребляет слово курень; место на дворе, огороженное для скота, называет базом, приусадебную рощицу - левадой и т. д., например: Из тру0 куреней по утрам строевым лесом высятся прямые оранжевые стволы дыма. («Поднятая целина».) Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительными, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова, земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий и др., вошедшие в литературную речь из местных говоров. В произведениях художественной литературы может встретиться лексика жаргонная и арготическая. Жаргонные и арготические слова являются вторым наимёно- 26 ваиием явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например: буза вместо беспорядок, шамать вместо есть. Жаргонные и арготические слова находятся за пределами литературного языка. Они используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита. Жаргонные и арготические слова составляют ничтожный процент по отношению к лексике общенародного языка. Они засоряют язык. Против проникновения в нашу речь жаргонной лексики общественность всегда вела борьбу. 26. Прочитайте и укажите стилистическую принадлежность текстов. Мотивируйте свою точку зрения. Тексты взяты из газеты «Правда» и из книги акад. А. Е. Ферсмана. 1-й текст перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему 1-го предложения. I. Алюминий, кремний и кислород вместе являются самыми II. Отношение к труду - основной показатель степени со 26. К-,И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» резко возражает против проникновения в разговорную речь, научный стиль, учебники многих стандартных оборотов делового стиля, которые он называет «канцеляритом». Укажите в приводимых им примерах такой «канцелярит». Какие исправления можно внести в эти предложения? 1) Баллада Мицкевича близка к балладам Пушкина, и не случайно последний восторженно оценил их... 2) Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей. 3) Необходимо ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры. 4) [Незнакомец] подошёл к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду, и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клёва?» 1 Тетраэдр — правильный четырёхгранник, каждая грань которо го представляет собой треугольник. 27 27. Прочитайте и укажите высокие слова. Предложения 4—7 передайте 1)... Вдаль идут державным шагом... — Кто ещё там? Выходи. (А. Б.) 2) Грибоедов видел, насколько крепостные цепи мешают России осуществить её предначертания. (Леон.) 3) Это всё — страна моя родная, милый край благословенный мой. (Исак.) 4) Женщины, дети, старики работали на оборону, и они мечтали о том часе возмездия, который должен наступить для гитлеровских банд. (Тих.) 5) Народ — подвижник и герой — оружье зла оружьем встретил. (Твард.) 6) Деяния отцов сейчас подняли в Походы по всему Советскому Союзу молодёжь. (Тих.) 7) В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. (А. Н; Т.) 28. В следующих примерах найдите слова и обороты, свойственные канце 1) На запрос о пересылке книг по иртории шахмат ставим вас в известность, что таковых в магазине не имеется. По получении сего вам надлежит обратиться в областное отделение «Книга — почтой». 2) Оконные рамы, равно как и двери, требуют замены. 3) Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть её масляной краской, 4) Вышеизложенное постановление должно неукоснительно выполняться. 5) Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в нижеупомянутой инструкции. 29. В следующих отрывках найдите диалектизмы и укажите их стилисти 1) — А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намед —На плотине-то? — спросил Федя. —Да, да, на плотине... Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся. (И. С. Тургенев. «Бежин луг.) 2) С той поры редко видели его (Прокофия Мелехова) в ху (М. Шолохов. «Тихий Дон-.) 30. Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использо 1) Князь Игорь убег из плена. 2) Простакова всячески стращает Софью. 3) Вперёд я опишу Митрофана. 4) Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. 5) В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. 6) На сцене сельского клуба 28 мы увидели хор девушек; На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки -■ понёвы.-7) С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.59.66 (0.01 с.) |