Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
244 1) Павел Петрович старался не глядеть "на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и В полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и 4УЧИ его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л, Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брички, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Нет сомнения, что с Петенькой случилось что-то недоброе, но, что бы ни случилось, он, Шрфирий Головлёв, должен быть выше этих случайностей. (С.-Щ.) 425. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясни 1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. (Н. О.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море: (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Солнце взоШло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (Аре.) 6) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 7) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 8) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.) 426. Перепишите, расстаэляя знаки препинания. Составьте схемы 2-4-го 1) Если (бы) Серпилин прямо сказал ему что можно спать он (не) выдержал (бы) и лёг но Серпилин («..) чего (н..) сказал и 245 Синцов борясь со сном стал мерять шагами взад и вперёд маленькую поляну на которой под деревом лежали комбриг и комиссар. 2) Сквозь сон ему показалось что рассвело но когда он открыл глаза в избе было (ло)прежнему темно. 3) Комбриг приказал принести себя прямо на командный пункт к Серпилину потому что рана показалась ему смертельной и он хотел успеть возложить командование на Серпилина. 4) Синцов помолчал прикинул в уме сколько отсюда до Вязьмы и подумал что если им (не) удас(т, ть)ся ироби(т, ть)ся надо поворачивать на Вязьму искать там знакомых людей и идти в партизаны. 5) Трагический смысл того о чём говорила Шмелеву эта сидевшая перед ним молодая женщина будил отзвук в его собственной душе потому что он успел повидать в тылу врага вещи и похуже тех что услышала эта женщина от своего мужа и помнил несколько своих собственных (не) стерпимо тяжёлых минут когда только выдержка и опыт помешали ему принять ошибочное решение. (К- Симонов. «Живые и мёртвые».) 427. Перепишите, расставляя знаки препинания. За всю дорогу до самой ст..ницы Абинской Григорию запомнилось только одно беспросветной тёмной ночью очнулся он от редкого пронизывающего (на) сквозь холода. Григорий услышал из-давн.. знакомый согласный р.тмический перезвяк подогн..ного (казачий) снаряжения глухое и то (элге) согласнее чмоканье по гряз., множества конских копыт. Прошло (не) больше двух сотен а топот всё ещё звучал по обочине дорог., шёл вероятно полк: И вдруг впереди над пр..тихшей степью как птица взлетел му-жеств..ный груб..ватый голос запевалы Ой как на речке было братцы на Камышинке на славных степях, на саратовских... Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших на пово..ках казаков утихли понукания и тысячный обоз двигался в глубок., чутк.. молчани.. лишь стук колёс да чавканье месящих грязь конских копыт слышались в те минуты когда запевала старательно выговаривая выводил печальные слова. Над чёрной степью жила и власт..вала одна старая пережившая века песня., Песенники обогнав обоз уехали далеко. Но ещё долго в оч..ро-в..ном молчани.. двигался обоз и на повозках н.. слышалось н.. говора н.. окрика на уставших лошадей. И ещё как сквозь сон помнил Григорий очнулся он в тёплой комнат.., " (По М. А. Шолохову. «Тихий Дон».) 428. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Опреде Вы родились в свободной стране в стране где каждый может получить образование где уважают творческий труд. Так пусть же ваш труд ваши мечты будут достойны социалистической Родины пусть ваши достижения будут самыми передовыми в мире. 246 Будьте принципиальны. Нам нужна истина и только истина. Не старайтесь угодить приятелям примирить своих учителей никого не обидеть. На этом пути вы найдёте может быть спокойствие и даже благополучие но пользы не принесёте никакой. Не бойтесь авторитетов. И если среди вас есть будущие геологи которые не согласятся с академиком Обручевым хотелось бы конечно чтобы таких было немного! смело выступайте против него если у вас есть данные опровергающие его выводы. Но не рассчитывайте на лёгкую победу на открытие с налёта на осенившую вас идею. Всё что лежало под руками давно уже подобрано и проверено то что легко приходит в голову давно пришло в голову и обсуждалось. Только на новых фактах на новых наблюдениях можно строить новые достижения. Факты это кирпичи из которых слагается человеческий опыт это ваше оружие в творчестве. Неустанно ищите факты собирайте их в природе и в книгах читайте хорошие учебники от доски до доски и кроме того книги не входящие в программу. (Из статьи акад. В. А. Обручева.) 429. Перепишите, расставляя знаки препинания. Две черточки (II) также замените соответствующим знаком. Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения людей которых я встречаю целые сотни. Я взял троих таких людей Веру Павловну Лопухова Кирсанова. Такими обыкновенными людьми я их сч..таю сами они сч..тают себя сч..тают их все их знакомые то есть такие же люди как они. Где я говорил о них н.. в таком духе II Что я рассказывал о них н.. такого [| Я изображал их с любовью и уважением потому что каждый Порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я приклонялся перед ними 11 Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли что они уж бог знает как высоки и прекрасны что я не могу представить себе ничего выше и лучше их что они — идеалы людей II Как я о них думаю так они и действуют у меня; не больше как обыкновенные порядочные люди нового поколения II Что они делают превыспреннего II Не делают подлостей не трусят имеют обыкновенные честные убеждения стираются действовать по ним и только; экое какое геройство в самом деле II Да мне хотелось показать людей действующих как все обыкновенные люди их типа и н..деюсь мне удалось достичь этого. Те читатели которые близко знают живых людей этого типа надеюсь постоянно вид..ли с самого начала что главные мои действующие лица несколько н.. идеалы а люди вовсе н.. выше ур..вня людей своего типа что каждый из людей их типа переживал н.. два н.. три события в которых действовал несколько н.. хуже того как они у меня. (Н. Г. Чернышевский. «Что делать?*) 247 ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ ПРЯМАЯ РЕЧЬ 1. Прямая речь выделяется кавычками. 2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой речи пишется с большой буквы: 1) Валя, тепло обняв за плечи мать, успо каивала её, провожая до двери: «Ты не тревожься, мама*. (Н. О.) 2) Он [Сережа] бросился на шоссе и закричал что было сил: «Да здравствуют товарищи!» (Н. О.) 3) Юный пулемётчик подошёл к Серёже и удивлённо спросил: «Ты откуда, товарищ?» (Н. О.) 3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире: если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, уо после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы: 1) «Я тебя никому не выдам», — торжественно обещала Тоня. (Н. О.) 2) «Кто это был?» — недоумённо спросил Павка Климку. (Н. О.) 3) «В ружьё, братва! Банда!» — крикнул Павел. (Н. О.) Примечание. Бывают случаи (довольно редкие), когда прямая речь разрывает слова автора. Тогда перед прямой речью ставится двоеточие (см. п. 2),. а после неё — запятая (вопросительный или восклицательный знак) и тире (см. п. 3), например: 1) Он произнес: «Мне что-то нездоровится сегодня», — и умолк. 2) И только когда он шептал: «Мама! Мама!» — ему становилось как будто легче. (Ч.) 3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.) 4. Когда слова автора находятся в середине прямой а) Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть б) Если на месте разрыва прямой речи должна была сто 248 местах в такой напряжённый момент необходимо. Я выезжаю завтра».) в) Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы: 1) ((Почему в шесть? — спросил Павел. — Ведь сме няются в семь». (Н. О.) (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) 2) «Ну, хорошо, хорошо! — засмеялась Валя. — Я никому не скажу». (Н. О.) (Без слов автора, было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».) Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире (перед словами автора знаки ставятся в соответствии с правилами, изложенными в п. 4 «б» и «в»): 1) «Не сердись, — повторил он и шёпотом на ухо добавил: — Плакать тоже не надо». (М. Г.) 2) «Полтысячи? — недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испугался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке: — А это что же будет за вещь?» (М. Г.) 5. При передаче диалога каждая реплика обычно (особенно в печати) начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не используются, например: — А вы, Максим Максимыч, разве не едете? — Нет-с. — А что так? — Да я ещё коменданта не видел... (Л.) Примечание. Диалог может оформляться и по-другому: реплики пишутся подряд, в подбор, каждая из них берётся в кавычки и отделяется от другой тире, например: Бывало спросишь её: «О чём ты вздохнула, Бэла? Ты печальна!» — «Нет!» — «Тебе чего-нибудь хочется?» — «Нет!» — «Ты тоскуешь, по родным!» — «У меня нет родных», (Л.) 430. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания и заменяя, где следует, строчные буквы прописными. Составьте схемы 3, 5, 8 и 11-го предложений, обозначая слова автора буквами А или а, прямую речь — буквами П и п. Образец. «Завтра будет славная погода», — сказал я. (Л.) — «П», — а. Она взглянула и воскликнула: «Это Каз-бич!» (Л.) — А: «П!» «Я говорил вам, — воскликнул он, — что нынче будет погода». (Л.)- «П, — а, — я». 1) Павел подошёл к двери толкнув её рукой спросил кто там 2) он [Рыбин] густо и громко сказал здравствуйте, Нилрв-на 3) только разум освободит человека твёрдо сказал Павел 4) ух, смело говорит толкнув мать в плечо сказал высокий, кривой рабочий 5) вам бы вступиться за Павла-то воскликнула мать вставая ведь он ради всех пошёл 6) это вы воскликнула Власова вдруг чему-то радуясь Егор Иванович 7) когда пойдёте на свидание с Павлом говорил Егор скажите ему что 249 у него хорошая мать 8) тоскуешь спросила она похлопав мать по плечу 9) Павел — редкий человек тихонько произнёс хохол железный человек 10) мы должны идти нашей дорогой ни на шаг не отступая в сторону твёрдо заявлял Павел 11) мама сказал Павел вы сходите принесите книг 43Г. Перепишите диалоги, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от неё Ну что сказала комендантша каково идёт баталия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузьмич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку оборотился ко мне и сказал Барин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время ненадёжное ветер слегка подымается вишь как он сметает порошу Что же за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток Я ничего не вижу кроме белой степи да ясного неба А вон это облачко. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».) § 88. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ 1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжа Прямая речь Косвенная речь 1) «Давненько не брал я в руки Чичиков говорил, что он дав- г шашек!» — говорил Чичиков. (Г.) ненько не брал в руки шашек. 2) «А ваше имя как?» — спросила Помещица спросила, как его имя. помещица. (Г.) 2. Если прямая речь выражена повествовательным Прямая речь Косвенная речь Павел, уходя из дома, сказал ма- Павел, уходя из дома, сказал 3. Если прямая речь обозначает побуждение, приказание, Прямая речь Косвенная речь «Отпусти его |мужика)»,— Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы Прямая речь, в которой сказуемое выражено повелительным наклонением, может быть передана и простым предложением с дополнением в неопределённой форме. 250 Прямая речь Косвенная речь «Посвети барину», — сказал Би- Бирюк велел девочке посве- рюк девочке. (Т.) тишь барину. 4. Если прямая речь является вопросительным предложе Прямая речь Косвенная речь 1) «Имеете вы известия от Я спросил её наконец, имеет Ли • наконец. (Т.) 2) «Какая же ваша будет по- Собакевич спросил наконец, какая Собакевич. (Г.) 5. Косвенная речь менее выразительна, менее эмоциональ Прямая речь Косвенная речь Он [незнакомец] нагнулся к ней Незнакомец нагнулся к бедной и спросил: «Псина, ты откуда? Я собаке, ласково спросил, откуда тебя ушиб? О бедная, бедная... она, не ушиб ли он её, убеждал не Ну, не сердись, не сердись... Ви- сердиться, просил извинить его. 432. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной. Особое внимание обратите на употребление местоимений. 1) «Душевно рад,— начал он [Николай Петрович),— и благодарен за доброе намерение посетить нас». 2) «Живей, живей, ребята, подсобляйте!» — воскликнул Николай Петрович. 3) «А это впереди, кажется, наш лес?» — спросил Аркадий. 4) «Где же твой новый приятель?» — спросил он [Павел Петрович] Аркадия. 5) «Мой дед землю пахал»,— с надменной гордостью отвечал Базаров. 6) «Вам больше чаю не угодно?» — промолвила Фенечка. 7) «Да, да, я знаю вас, Базаров,— повторила она [Кукшина].— Хотите сигару?» 8) «Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов,— проговорил Аркадий,— и я ничем не занимаюсь». 9) «Пойдемте гулять завтра поутру,— сказала Анна Сергеевна Базарову,— я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства». 10) «Спустите штору и сядьте,— промолвила Одинцова,— мне хочется поболтать с 251 вами перед вашим отъездом». 11) Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать». 12) «Душевно рад знакомству,— проговорил Василий Иванович,— только уж вы не взыщите: у меня здесь всё по простоте, на военную ногу. Арина Власьевна, успокойся, сделай одолжение: что это за малодушие?» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»,) 433. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой 1) Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело, сперва надо место расчистить. 2).Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали. 3) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной, его песенка спета. 4) Савельич спросил у Гринева, узнал он атамана. 5) Корчагин твёрдо заявляет, что к будённовцам я обязательно перейду. 6) Когда Тоня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким. 7) Давыдов говорит Корчжинскому, что нет, товарищ, твоя линия ошибочная. 8) Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу всё знать. 434. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью (в них по 436. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя (устно) их употребление. ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ Минуту спустя вошла хозяйка женщина пожилых лет в каком-то спальном чепце надетом наскоро с фланелью на шее одна из тех матушек небольших помещиц которые плачутся на неурожаи убытки держат голову несколько (на) бок а между тем наб..рают (по) немногу деньж..нок в пестрядевые меш..ч-ки размещенные по ящикам комодов Чичиков изв.-нился что побеспокоил неожиданным приездом Ничего ничего сказала хозяйка В какое это время вас бог принёс Сумят..ца и вьюга такая с дороги следовало бы поесть чего-нибудь да пора-то ночная приготовить нельзя Чичиков поблагодарил хозяйку сказавши что ему н.. нужно н..чего что (бы) она н.. беспокоилась н.. о чём что кроме постели он н..чего не., требует и полюбопытствовал только знать в какие места заехал он и далеко ли отсюда путь к помещику С.бакевичу на что старуха сказала что и не слых..вала такого имени и что такого помеЩ..ка вовсе нет По крайней мере знаете Манилова сказал Чичиков А кто таков Манилов Помещ..к матушка Нет н.. слых..вала нет такого помещ..ка Какие же есть Бобров Свиньин Канапатьев Харпакин Трепакин Плешаков Богатые люди или нет Нет отец 252 богатых слишком нет У кого двадцать душ у кого тридцать а таких чтобы по сотне таких нет Чичиков заметил что он заехал в порядочную глушь (По Н. В. Гоголю. «Мёртвые души».)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.255 (0.018 с.) |