Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание сложных прилагательных

Поиск

1. Слитно пишутся сложные прилагательные:

а) образованные от сложных существительных, пишущихся
слитно, например: паровозный (паровоз), электромоторный
(электромотор);

б) образованные от таких сочетаний слов, в которых одно
слово связано с другим по способу подчинения (согласования,
управления, примыкания), например: голубоглазый (голубые
глаза), народнохозяйственный (народное хозяйство), общена­
родный
(общий для народа), рельсопрокатный (прокатываю­
щий рельсы), глубокоуважаемый (которого глубоко уважают).

Сложные прилагательные, первая часть которых образова­на от наречии, имеют книжный характер и часто являются терминами, обозначая единое, цельное понятие, например: высокохудожественный (рассказ), высокообразованный (чело­век), вышеуказанный (пример), легкорастворимый (матери­ал, вещество), малозначащий (факт), многообещающий (экс­перимент), нижеследующий (отзыв), тяжелораненый (офицер), узкопрактический (интерес).

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входит наг речие, не следует смешивать с обычными сочетаниями из наречия и при­лагательного (или причастия), пишущимися раздельно, например: диа­метрально противоположный, детски наивный, окончательно уничто­женный и т. п. В этом случае первая часть сочетания выступает в качестве отдельного члена предложения, отвечая на вопросы как? каким об­разом? в какой степени?

В качестве первой части подобных словосочетаний обычно*выступают наречия абсолютно (абсолютно точный), жизненно (жизненно важный), исконно (исконно русский), истинно (истинно революционный), под-

118


линно (подлинно научный), прямо (прямо противоположный), резко (резко отрицательный), смертельно (смертельно опасный), строго (строго последовательный) и др.

Раздельно пишутся словосочетания, включающие наречия на -оси-, например: рабски услужливый,- дьявольски коварный, ^исторически неиз­бежный.

2. С дефис ом (чёрточкой) пишутся сложные прила­
гательные:

а) образованные рт имён существительных, пишущихся с
дефисом, например: дизель-моторный, северо-западный',

б) образованные из таких сочетаний слов, которые связаны
по способу сочинения, как равноправные понятия, например:
беспроцентно-выигрышный заём (беспроцентный, но выигрыш­
ный), выпукло-вогнутые стёкла (стёкла выпуклые и вогну­
тые), русско-немецко-французский словарь (русский, немецкий
и французский), сине-бело-красный флаг (синий, белый и крас­
ный) (в этих случаях между словами, входящими в состав слож­
ного прилагательного, можно вставить союз и или на),

в) обозначающие оттенки цветов, например: бледно-розо­
вый, светло-синий, тёмно-фиолетовый, ярко-зелёный, изжел-
та-красный, серебристо-белый, коричнево-красный, зеленова-
то-голубой, пепельно-серый;

г) первая часть которых образована от иноязычных слов и
оканчивается на -ико-, например: химико-лабораторный, фи­
зико-технический, механико-машиностроительный
(но: вели­
корусский, великосветский.

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагательных, части которых обозначают неоднородные признаки, например: военно-революци­ онный комитет (военный революционный), массово-политическая рабо­та (массовая политическая), народно-освободительное движение (народ­ное освободительное), научно-популярный журнал (научный популярный), учебно-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагательных много традиционных написаний, например: всемирно-истори­ческий (но: всемирно известный), народно-поэтический (но: народнохозяйственный). Поэтому при сомнениях в написании следует обращаться к орфографическому словарю.

3. В первой основе сложных прилагательных пишется одно
н, если она образована.рт существительного на н, и пишется
нн, если она образована от прилагательного с нн, например:
вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагон-
но-паровозный парк
(парк вагонный и паровозный).

206. Прочитайте. Объясните правописание сложных прилагательных. С выделенными словами составьте предложения.

Лесозащитный, круглогодичный, засухоустойчивый, восточ­но-европейский, древнерусский, вечнозелёный, вечно занятый, многоступенчатый, малокультурный, мало интересующийся,

119


северо-западный, рабоче-крестьянский, социально-экономичес­кий, социально опасный, общественно-политический, обще­ственно полезный, тёмно-красный, иссиня-чёрный, историчес­ки важный, историко-литературный, диалектико-материалис-тический, подлинно народный, юго-восточный.

207. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и
запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде
ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2\ трубка (кото­рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фаб­рик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) го­сударство (буржуазное и помещичье); 12) промышленность (ко­жевенная и обувная); 13) литература (по сельскому хозяй­ству); 14) секция (шахматная и шашечная); 15) завод (где ремонтируют вагоны); 16) депо (вагонное и паровозное).

208. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжелта) оранжевый мандарин, (розова­тый) жёлтые плоды, (белый) снежная.скатерть, (синева­тый) голубое небо, (лштовьш) бледное лицо, (серебристый). серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёл­тые лимоны.

209. Перепишите примеры, образуя сложные прилагательные.

1) Накануне вечером со стороны (север) восточной опять появился туман. (Аре.) 2) Озаряемые сиянием луны, палатки нашего бивака казались (иссиня) белыми. (Аре.) 3) Время было осеннее, и утренние морозы уже разукрасили древесную и ку­старниковую растительность в (тёмный) фиолетовые, пурпур­ные и (золотыстьш)оранжевые тона. (Аре.) 4) Мы плыли в сплошной (молочный) белой пелене, закрывшей берег и море. (С.-М.) 5) (Дальний) восточная природа поражала с первых же шагов. (В. Аж.) 6) Склоны сопки, на которую поднялся Алек­сей, покрывал (низкий) рослый дубняк. (В. Аж.) 7) По холод­ному бледному небу уныло ползли лохмотья (изжелта) серых облаков. (В. Аж.) 8) Они [Беридзе и инженер] подошли к цен­тру площадки, где рыли котлован под здание (насосный) ди­зельной станции. (В. Аж.) 9) (Жёлтый) крылые бабочки пере­летают с травки на транку. (Л. Т.) 10) В тесной гавани на (рыбо)лоъных ботах были развернуты р,ля просушки (разный) цветные паруса. (Пауст.) 11) До полудня лежала (свинцовый) тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

120


210. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении при­
лагательных. Перепишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Собакеви-ча украшали представительные собой люди. 3) Партизаны про­двигались в неприглядной тьме. 4) В течение дельных суток лил дождь. 5) Вначале Павел вёл себя как обычный слободской па­рень. 6) Боязно оглянувшись, женщина осторожно переступила порог и остановилась. 7) Химия очень завлекательная наука. 8) На родине поэта установлен мемориальный памятник.

211. Перепишите, подчеркивая те буквы, которые вы вставляете. Обо­
значьте суффиксы прилагательных.

Авантюра — авантюрист — авантюристический; авангард — ав..нгардный; аллегория — ал..горический; брезент — брезенто­вый; кипарис — кипарисовый; фантазия — фантастика — фанта­стический; оптимизм — опт.-мист — оптимистический; пессимизм — песс.мист — пес..мистический; атлет — тяжёлая..тлетика —..тлетический; эстафета — эстг.фетный; кульминация — куль­минационный; миниатюра — мин-.атюрный; монумент — мону­ментальный.

212. Перепишите, расставляя знаки препинания. На полях кратко объяс­
ните, почему вы поставили тот или другой знак.

Ок^ один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь-Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значительно южнееМосквы. В верхн..м течен.. реки можно ознакомиться с (Белев)(Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Серпухов) и други­ми стар..ными ру..кими городами. Чудесные берега возле го­рода Тарусы запечатлены в- картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (живо)иисных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зеленые луга какие дубравы!

Ока перес.кает земли на которых наши предки осели (ты-сяч..)летия назад и поэтому картины героич.-ского прошлого вос­кресают перед нами при (пут..)шествии по реке. Жителям не раз преходилось отбывать натиски врагов наступавших на Русь.

Сегодня над куполами приземистого храма XVI века ветер гудит проводами (высоко) вольтных переда., а города назва­ния которых упоминались чуть ли не в «Слове о полку Игоре-ве» славны теперь своими огромными заводами. (Лвто^моби-ли (радиоаппаратура (азотяо)фосфатные удобрения, (хлоп-чатпо) бумажные ткани (разно) образные сложные соврем..ные машины всё это производится в Пр..оковь...

(По книге «На Волгу!».)

213. Перепишите. Составьте схемы предложений и сделайте их синтак­
сический разбор. Выделенные слова разберите по частям речи, подчёрк­
нутые — по составу.

1) Уж проходят караваны через те скалы, где носились лишь

121


туманы да цари-орлы. (Л.) 2) Яков встал рано утром, когда сол­нце ещё не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. (М. Г.) 3) Когда кто-нибудь заслонял лампочку и большая тень падала на окно, то виден был яркий лунный свет. (Ч.)

Имя числительное

§ 40. ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

214. Прочитайте. Назовите числительные, сделайте их морфологический
разбор.

1) Обоз нашей экспедиции состоял из семи нарт и двадца-тивосьми собак. 2) С четвёртого до десятого ноября стояла холодная и ветреная погода. 3) На изготовление лодок ушло четверо суток.4) Мы хотели встать пораньше, но рба проспа­ли. 5) Двадцатого января мы покинули [реку] Самаргу.

(Из произведений В. К- Арсеньева.)

215. Перепишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­
лег... 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четыре,
четверо)
друз., отправились в турист..ий поход. 4) (Шесть,
шестеро)
девуш.. поступили на курсы комбайнеров. 5) Нас
было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоста­
вало (три, трое) нож., и (четыре, четверо) щипц...

II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоньь
2) Город расположен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба,
обе)
сестёр были одинаковые платья.

§ 41. ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. У количественных числительных пятьдевятнадцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у числительных пятьдесятвосемьдесят, пятьсотдевятьсот — в сере­дине слова.

2. Числительные триста и четыреста пишутся с буквой а на конце, девяносто — с буквой о в именительном и винитель­ном падежах и с а в остальных падежах.

3. Слитно пишутся количественные числительные, последней частью которых являются -десят, -ста, -сот, и образованные от них порядковые числительные, например: семьдесятсемиде­сятый, четырестачетырёхсотый, семьсот'семисотый.

4. Раздельно пишутся составные количественные числитель­ные и образованные от них порядковые числительные, напри­мер: семьдесят пятьсемьдесят пятый, семьсот семьде­сят пятьсемьсот семьдесят пятый.

5. Сложные прилагательные, первой составной частью ко-

122


торых являются числительные, пишутся слитно: сорокаградус­ный', двадцатипятиметровый.

Слитно пишутся сложные порядковые числительные, которые оканчиваются на -сотый, ^тысячный, -миллионный, -миллиард­ный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотр ид цатипятитыс ячнрьй, стовосьмиде.сятитрёх-миллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -миллион­ный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый, Ь-тысячный, 5-миллионный, 8-миллиардный, \ЗЬ-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся раз­
дельно, например: 5 1— пять с половиной, 3 \три с четвертью,
2                                                                 4

7 I — семь с восьмой, 3,5 — три целых пять десятых и т. д. 8

В порядковых числительных, в состав которых входят дроб­ные обозначения с половиной, с четвертью и т. п., первую часть предпочтительно писать цифрами, а после них ставить дефис, например: 5 1 миллионное население, 3 I тысячное количество мест и т. п.

216. Перепишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны), 10 (яблоки), 6 пар (са­поги, валенки и ботинки), 4 пары (чулки и носки), 500 (грам­мы) вермишели, 15 (килограммы) (помидоры), 8 банок (бакла­жаны, томаты), сила тока в 5 (амперы) напряжение в 127 и 220 (вольты) 16 (спортсмены-грузины), 60 (студенткытата­ры, башкиры, туркмены), 300 (туристыболгары, румыны, венгры), площадь в 890 (гектары), расстояние в 480 (километры).

217. Прочитайте примеры, заменяя числа словами, а затем перепишите.
1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От

8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к полученному про­изведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то оста­нется 594. 5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очеред­ной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирова­на 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7)-Теплоход-с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Партизаны захватили вра­жеский склад с 895 винтовками, 311 автоматами и 16 500 патро­нами. 9) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 10) Альпинистская группа в составе 11 человек подня­лась на труднодоступную гору высотой 3785 метров-над уровнем моря:

218. Перепишите словосочетания.

(Сорок) летний мужчина; (семьдесят пять) летний юбилей:

123


(тридцать) градусные морозы; (восемьсот тридцать пять) километровый переход; (сорок) ведёрная бочка; (триста сорок пять) квартирный дом; (2 I) тысячный коллектив; (4 I) тысяч-

ный коллектив; (пятьсот) миллионный народ.

219. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Числа пишите словами.

Один из важнейших показателей культурного строитель­ства в СССР широко развитая сеть м..совых (унебно)научиых технических справочных и других специальных библиотек со-зд..ная у нас в стране. Здесь сосредоточены огромные книж­ные богатства. Так к концу 70-х годов в Советском Союзе было более 350 000 библиотек книжный фонд которых превысил 4 000 000 000 экземпляров. По сравнению с 1913 годом фонды библиотек увеличились в 91 раз!

Ведущее место в этой систем., занимают м..совые библио­теки обладающие универсальными книжными собраниями. (В) начале 80-х годов у нас было более 13 100 таких библиотек а на их полках в общей сложности ст..яло 1,6 (миллиард) экзем­пляров книг и журналов. Теперь в м..совых библиотеках в сред­нем на сто человек населения страны преходится 611 (книга) и (журнал). При этом на сто сельских жителей приходится 692 (книга) и (журнал).

(По газете «Правда».)

Местоимение

220. Прочитайте. Выделите местоимения и разберите их.

1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь протрубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезл... Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высокую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнул­ся чей-то голос. 5) С каждым часом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что можно увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по дороге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.

(Из произведений К- Паустовского.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.210 (0.01 с.)