Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления



Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружа­ющего нас мира (предметы, их признаки, действия, состоя­ния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение, которое называется лекси­ческим значением.

В лексическом значении слова получают отражение, сло­жившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сши­тых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления б существенных при­знаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчет, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о су* щественных признаках такого действия. Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый», «цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках-такого признака. Точность словоу­потребления и состоит в соблюдении лексических норм рус­ского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной н устной речи в полном соответствии с их сложив­шимися и закрепившимися в языке лексическими значениями.

К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведет упот­ребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение ко­торых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», на­пример: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) Из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездить («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать допущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. «Гар­цевать на бричке», естественно, нельзя, у А. П. Чехова в расска­зе «Ионыч» говорится, что доктор Старцев «„.едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидит на козлах».

11


Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так, слово пле­яда имеет лексическое значение «группа выдающихся деяте­лей на каком-либо поприще в одну эпоху», например: Можно только восхищаться волей и умением, проявленными в нача­ле Х^Х века славной плеядой русских кругосветные морепла­вателей. (Т. С.) Это слово совершенно неоправданно исполь­зовано в таком предложении: В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь мож­но было бы использовать, например, слово галерея — <-длин­ный ряд чего-либо»).

Нередко к ошибкам ведёт, недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так» слово заглавный имеет значение «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названы пьеса, опера, фильм и т. д.»* например: Мне была поручена заглавная роль в новой постановкев «Дон Кихоте» (Н. Черкасов). Нару­шает лексические? нор мы русского литературного языка упот­ребление слова заглавный в значении «главный, основной, наи­более важный», например: Заглавная роль в комедии «Реви­зор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный).

При выборе слова необходимо учитывать и его возмож­ную, сложившуюся в языке сочетаемость с другими слова­ми. Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж,) На­рушение лексической сочетаемости этого слова допущено в сле­дующем предложении: Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян (следовало йместо слова львиную исполь­зовать слово ббльшую Или, лучше, слово часть заменить

СЛОВОМ доля).. ■ >:

Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многосло­вие - употребление слов лишних, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложе­нии Павка впервые познакомился с Тоней случайно таким лиш­ним словом является слово впервые, поскольку глагол позна­комиться уже означает «вступить в знакомство». Ср. в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»: Тут же (на «домашней вече­ринке») у губернатора познакомился он (Чичиков) с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и неуклю­жим на взгляд Собакевичем...

Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лекси­ческое значение и при сомнении обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка (см. § 10).

12


I. 1. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Про­верьте по «Школьному толковому словарю русского языка». Расскажите, какие способы применяют составители данного словаря для раскрытия лексического значения слов. Перепишите словосочетания.

Говорить с чувством собственного достоинства» вдохнов­лять на трудовые подвиги, проявить большое мужество, ре­шить сложную проблему, проектировать спортивный комплекс, созидательный труд советских людей, полезная инициатива, справедливые требования.

II.-Подберите к каждому выделенному в пп. I слову-по одному однокорен-
но.му слову, составьте словосочетания и запишите их.                        * ■ .. -

2-4. Перепишите, вставля'я вместо точек нужные по смыслу слова и объяс­няя (устно) их значение.

1.1) Смеяться... смехом. Перенести... болезнь (заразныщ заразительный). 2) Это был человек отсталый,.... Заболеть... туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь... намерения. Об­ладать... характером (скрытый* скрытный). 4)... мастер.... шёлк (искусственный, искусный). 5)...женщина.,., слово (обид­ный, обидчивый). 6) Стоять в... позе. Принять... меры против нарушителей дисциплине (эффективный, эффектный),

И. 1) Наблюдать за... развития растения. Идти впереди... (процесс, процессия). 2) Боро1ъся за технически.... Реш'ать задачи на... (прогрессия, прогресс)* 3) Оказаться человеком невоспитанным,.... Мало читать, быть.., (невежда* невежа). 4) Взять... над школой. Участвовать в факельном... (шефство, Шествие). 5) Произнести... в честь кого-либо. Уехать отдыхать в... (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе... Герасима. Троекуров был жестоким... (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный.... В пьесе выведен отрицательный... (персонаж, персонал).. ■III. 1) На дворе стало.... Сирень начала:» (расцветать, рассветать). 2)... ребенка.... ботинки и калоши (одеть, на­деть). 3).., плохого работника.... разные краски (смешать, сместить). 4) „. на вершину горы.... в класс (войти, взойти).

5. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения слова,' смешение значения одно-коренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и. др.). При затруднениях обратитесь к.толковому словарю. Внесите необходи­мые исправления и перепишите предложения.

1) Друзья, попробуем оглянуться н будущее. 2) Читая «Мо­лодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши совре­менники. 3) Через весь роман проходит фабула патриотизма. 4) Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно Пересекаясь. 5) В момент пре-

13


бывання на юге Пушкин пишет романтические произведения.

6) Очень рано я понял, что биология - завлекательная Наука;

7) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление.

8) С первого взгляда он может показаться даже очень пре­красным человеком. 9) Ав1гор по-новому решает вопрос о мес­те поэта в жизни* о гражданстве поэзии. 10) Наиболее дарови­тые произведения созданы писателем уже в послереволюцион­ные годы. 11) Скоропостижный отъезд Хлестакова' и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оце­пенение. 12) Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. 13) Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. 14) Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.005 с.)