Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение, которое называется лексическим значением. В лексическом значении слова получают отражение, сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления б существенных признаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчет, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о су* щественных признаках такого действия. Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый», «цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках-такого признака. Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной н устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями. К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведет употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) Из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездить («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать допущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. «Гарцевать на бричке», естественно, нельзя, у А. П. Чехова в рассказе «Ионыч» говорится, что доктор Старцев «„.едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидит на козлах». 11 Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так, слово плеяда имеет лексическое значение «группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще в одну эпоху», например: Можно только восхищаться волей и умением, проявленными в начале Х^Х века славной плеядой русских кругосветные мореплавателей. (Т. С.) Это слово совершенно неоправданно использовано в таком предложении: В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь можно было бы использовать, например, слово галерея — <-длинный ряд чего-либо»). Нередко к ошибкам ведёт, недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так» слово заглавный имеет значение «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названы пьеса, опера, фильм и т. д.»* например: Мне была поручена заглавная роль в новой постановке — в «Дон Кихоте» (Н. Черкасов). Нарушает лексические? нор мы русского литературного языка употребление слова заглавный в значении «главный, основной, наиболее важный», например: Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный). При выборе слова необходимо учитывать и его возможную, сложившуюся в языке сочетаемость с другими словами. Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж,) Нарушение лексической сочетаемости этого слова допущено в следующем предложении: Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян (следовало йместо слова львиную использовать слово ббльшую Или, лучше, слово часть заменить СЛОВОМ доля).. ■ >: Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многословие - употребление слов лишних, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложении Павка впервые познакомился с Тоней случайно таким лишним словом является слово впервые, поскольку глагол познакомиться уже означает «вступить в знакомство». Ср. в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»: Тут же (на «домашней вечеринке») у губернатора познакомился он (Чичиков) с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и неуклюжим на взгляд Собакевичем... Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лексическое значение и при сомнении обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка (см. § 10). 12 I. 1. Прочитайте и укажите лексическое значение выделенных слов. Проверьте по «Школьному толковому словарю русского языка». Расскажите, какие способы применяют составители данного словаря для раскрытия лексического значения слов. Перепишите словосочетания. Говорить с чувством собственного достоинства» вдохновлять на трудовые подвиги, проявить большое мужество, решить сложную проблему, проектировать спортивный комплекс, созидательный труд советских людей, полезная инициатива, справедливые требования. II.-Подберите к каждому выделенному в пп. I слову-по одному однокорен- 2-4. Перепишите, вставля'я вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение. 1.1) Смеяться... смехом. Перенести... болезнь (заразныщ заразительный). 2) Это был человек отсталый,.... Заболеть... туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь... намерения. Обладать... характером (скрытый* скрытный). 4)... мастер.... шёлк (искусственный, искусный). 5)...женщина.,., слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в... позе. Принять... меры против нарушителей дисциплине (эффективный, эффектный), И. 1) Наблюдать за... развития растения. Идти впереди... (процесс, процессия). 2) Боро1ъся за технически.... Реш'ать задачи на... (прогрессия, прогресс)* 3) Оказаться человеком невоспитанным,.... Мало читать, быть.., (невежда* невежа). 4) Взять... над школой. Участвовать в факельном... (шефство, Шествие). 5) Произнести... в честь кого-либо. Уехать отдыхать в... (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе... Герасима. Троекуров был жестоким... (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный.... В пьесе выведен отрицательный... (персонаж, персонал).. ■III. 1) На дворе стало.... Сирень начала:» (расцветать, рассветать). 2)... ребенка.... ботинки и калоши (одеть, надеть). 3).., плохого работника.... разные краски (смешать, сместить). 4) „. на вершину горы.... в класс (войти, взойти). 5. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения слова,' смешение значения одно-коренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и. др.). При затруднениях обратитесь к.толковому словарю. Внесите необходимые исправления и перепишите предложения. 1) Друзья, попробуем оглянуться н будущее. 2) Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники. 3) Через весь роман проходит фабула патриотизма. 4) Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно Пересекаясь. 5) В момент пре- 13 бывання на юге Пушкин пишет романтические произведения. 6) Очень рано я понял, что биология - завлекательная Наука; 7) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 8) С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 9) Ав1гор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни* о гражданстве поэзии. 10) Наиболее даровитые произведения созданы писателем уже в послереволюционные годы. 11) Скоропостижный отъезд Хлестакова' и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 12) Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздревым. 13) Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. 14) Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.184.186 (0.021 с.) |