Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Некоторые суффиксы служат для образования от имён существительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттенками лексического значения, например: нос — носик (уменьш.), глаза — глазки (лас-кат.), изба — избёнка (пренебреж.). мороз — морозище, жара — жарища. Для правописания следует запомнить главные из таких суффиксов.
102 Продолжение
170. От данных слов образуйте имена существительные с уменьшительны Составьте четыре словосочетания, используя существительные с каждым из названных выше суффиксов. п Л Л . Л А ~ Лист — листик, листики; орех — орешек, орешки. Бант, мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огурец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, дубок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок. 171. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные 1) -ец или -иц-а\ хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель. 2) -ечк- или -к-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мельница, Феня. 3) -ец-6 или -иц-е: серебро, платье, пальто, строение, здоровье. 4) -оные- или -еньк-\ лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря. 5) -ёнк-, -онък- или -к-: изба, река, черешня, яблоня, нога, лодка, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, баранина, кухня, вишня. 172. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих 103 1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня,'море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро; 2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь; 3) город, нос, мужик, сын*, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод. 173. Перепишите. Суффиксы обозначьте, объясните их написание. 1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была маленькая облезлая собач..нка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лест.чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд.'.чко с мороженым, а она кушала ло-ж.-чкой. (Ч.) 5) В течение нескольких секунд пастуш..нок и Метелица смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк.. '. (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбросанные по саду. (Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки и каждого кусточка! (Кр.) 10) Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; махинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ.., какой нет у лошади. (Г.) 11) Дело под вечер зимой и мороз..ц знатный, по дороге столбовой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож.же сошлись семь мужиков. (Н.) 14) Маленький зелёный сундуч..к стоял на широких розвальнях. (Г. Н.) 15) Воропаев шёл, почти не замечая подъёма. Городишк.. остался позади. (Павл.) 16) Вечно тёплая шапч..нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.) 17) На палубе появляются всё новые и новые тюки, ящики, бочонки. (Сераф.) 18) Ребятишки на бегу стаскивают с себя рубаш..нки и кидаются в воду. (Сераф.) 19) Мужич..нка отвязал под повозкой ведро и стал поить лошадь. Детишки вылезали, расправляя затёкшие нож..нки. (Сераф.) 20) Майданников достал засаленную записную книж..нку. (Шол.) 174. Перепишите. Обозначьте суффиксы в тех существительных, в кото 1) Клоч..к земли, соха да борона — такой была родная сторона. 2) На заре, на зор..шке туманной, по скупым, неласковым полям, это я — оратай безымянный — сеял хлеб с тоскою пополам. 3) Не у вас ли, подруже..ки, под весенними зорями 104 пели вечером девушки о цветке о лазоревом? 4) Не по этой ли улице с нами шла горделивая наша вольная вол..шк.м наша доля счастливая? 5) Каждый куст..к, каждая берёзка радовались нам. 6) Ой ты, песня, пес.нка девичья. 7) Спи, моя крошка, мой птенч..к пригожий, баюшки-баю-баю. 8) Спи, мой во-робыш..к, спи, мой сыноч..к, спи, мой звоноч-.к родной. (М. Исаковский.) 175. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Составьте его план. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных. Великие деятели нашей отечественной науки всегда обращали свои труды на благо народа. Служение Родин., страс.ное стремление принести пользу человечеству прекрасная традиция наших уч..ных. Со времён Ломоносова вышедшего из недр народа и отдавшего все силы служени.. народу определился демократический гум..нный характер русской науки её смел..сть д..рзание её упорство в борьбе за глубокое познание законов пр..роды постоянное стремление св..зать теорию с практ..кой. На дальнейшее развитие русской науки и в особенности материалистического естествознания ок..зали большое и плод-..творное вл..яние великие идеи революционеров-дем..кратов Белинского Чернышевского и Добролюбова. Из лучших чаян.. и прогрессивных стр..млен.. народа родились гуманные идеи величайших естествоиспытателей конца прошлого и начала настоящего века Сеченова Павлова Тимирязева Мичурина. •Любовью к человеку к расцвету жизн.. на земле к свобод.. народа и к его лучезарному буд„щему был одухотворён каждый шаг одного из величайших уч..ных нашего века — И. П. Павлова. (По статье акад. К. М. Быкова.) § 34. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Общие правила правописания сложных слов были изложены в § 26. Кроме того, следует иметь в виду ещё некоторые правила правописания сложных существительных. 1. Слитно пишутся: а) сложные существительные с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, мото-, псевдо-, фото и т. п.: авиасъёмка, авиамотор, агротехника, аэросев, гидросамолёт, зоопарк, кинотеатр, контратака, мотогонки, псевдонаука, фотоснимок; радиотелеателье, автомотовелогонки (слитное написание не зависит от количества таких частей в слове); Примечание. Если в сложных существительных при одинаковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис, например: радио- и телеателье. 105 б) сложные существительные, второй частью которых явля в) сложные существительные с глагольной первой частью 2. С дефисом (чёрточкой) пишутся: а) сложные существительные, обозначающие политические б) сложные существительные, обозначающие единицы изме в) сложные существительные, обозначающие промежуточ г) существительные, имеющие в составе начальные части: Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»). (О написании сложных слов с первыми частями пол- (половина), полу- см. ранее, § 26.) 176. Укажите, из каких частей состоят данные сложные существитель Агроминимум (но: агрикультура), авиапочта, градостроительство, Волгоград, Новгород, газобаллон, газификация, лесотундра, скопидом,' времяпрепровождение, семяпочка, семядоля, социал-демократ, тонно-километр, человеко-час, гектоватт-час, трудодень, юго-запад, северо-восток, кинобудка, мотогонки, фотоэлемент, гидростанция, экс-министр, обер-кондуктор, унтер-офицер, вице-председатель, контрпроект, мировоззрение, тысячелетие, сорокалетие. 177. I. Перепишите и подчеркните первые части данных слов. Устно укажи Агрономия, антропология, аэровокзал, монография, монолит, монополия, некролбг, панорама, перифраза, прототип, псевдоним, радиолокация, философия. Слова для справок: антроп(о) (греч. апггоров) — человек; лит. (греч. Шов) — камень; лок (лат. 1осиб) — место; некр (греч. пекгов) — мёртвый; ном(ия) (греч. потов) — закон; орама (греч. погата) — вид, зрелище; пан (греч. рап) — всё; под(ео) (греч. роТео) — продаю; радио (лат. гасНиз — луч; соф(ия) (греч. зорЫа) — мудрость. II. С выделенными словами составьте словосочетания и запишите их. 106 178. Лерепишите. Подчеркните первые части сложных слов. (гидро) (метео) службы, выступление (теле) и (радио) комментаторов, строительство (тепло) (электро)цецтрали, увлекаться (вело) (леогао)спортом, установить регулярную (а#ц..)связь, доклад (вице) президента Академии наук СССР, оплата (тр//до)дней, перейти в (коктр)наступление, переехать с (юго)востока на (северо)запал области, овладеть (кино) с.ёмкой, поражение ^э/сс)чемпиона, приказ (контр) адмирала, материалистическое (мир..) в..зрение, (теле)репортаж со стадиона, проплыть (яол)озера, применить (зле/стп/>..)сварку, план (электрификации и (радиофикации окрестных сёл, (пол)жизни провести на Севере, до (лолу)ночи ожидать поезда на (полу) станке. 179. Перепишите, вставляя вместо точек подходящий по смыслу синоним 1) Лесн......, не умолкая, повторяет удары топора. С ка 180. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов. 1) Автор сосредоточивает наше внимание на раскрывание психологического состояния главного героя. 2) Ребята младшего отряда ухаживали за телятами-второгодниками. 3) Не без труда удалось Якову Лукичу пробраться в правительство колхоза. 4) Тургенев пополнил плеяду «лишних людей» ещё одним типом. 5) В сущности у Базарова нет настоящих друзей и „сообщников. 6) Ларра является большим индивидуумом. 7) Май-данников не сразу преодолел тяготу к частной собственности. 8) Судьба Барона свидетельствует о выражении господствующего класса. 9) Актёр мечтает о больнице, где лечат от алкоголя. 10) После революции на страну напала интервенщина. 107 181. Прочитайте и скажите, какие буквы пропущены в словах. Проверьте Мон..лог, д..алог, пер..фраза, п..ртрет, беллетристика, биография, вариант, д..фирамб, инициатива, публ..цист, п..еса, кульминация, эп..грамма, фель..тон, хрестоматия, ш..девр. 182. Прочитайте. Сформулируйте основные мысли текста. Незадолго до появления на сцен.. Грозы мы разбирали очень подробно все произведения Островского... Если читатели не забыли мы пр..шли тогда к тому результату что Островский обладает глубоким пониманием русской жизн.. и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны. Гроза вскоре послужила новым доказательством справедливости нашего заключения. Мы х..тели тогда же говорить о ней но поч..ствовали что нам необходимо пр..шлось бы при этом повторить многие из прежних наших соображен..й и потому решились молчать о Грозе... Но теперь снов., встречая п..есу Островского в отдельном издани.. и припоминая всё что было о ней написано мы находим что сказать о ней несколько слов с нашей стороны будет совсем не лишнее. Она даёт нам повод дополнить кое-что в наших заметках о «Тёмном царств..» провести далее некоторые из. мысл..й высказанных нами тогда и — кстати — объясниться в коротких словах с некоторыми из критиков... (Н. А. Добролюбов.) Имя прилагательное § 35. УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 183. Прочитайте. Выделите имена прилагательные и разберите их. 1) Ветер гудит между красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками. (Сераф.) 2) Тяжело надвигались ледяные поля. (Сераф.) 3) Тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь. (Сераф.) 4) Длинна зимняя ночь. (Акс.) 5) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением. (Акс.) 6) Лиса редко вырывает нору сама в таких местах, где есть норы сурочьи или барсучьи. (Акс.) 7) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. (Акс.) „ 184. Перепишите, образуя от данных в скобках прилагательных сравни I. 1) Смородина (вкусный) крыжовника. 2) Олово (плавкий) металл, чем свинец. 3) Ключевая вода (чистый) речной. 4) Твой рисунок (красивый) моего. 5) Малина (сладкий) брус- 108 ники. 6) Старая мебель (громоздкий), чем новая. 7) У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего. II. 1) При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. 2) Школьник из Ленинграда был (молодой) участником шахматного турнира. 3) Боксёр из общества «Трудовые резервы» одержал победу в (лёгкий) весе. 4) (Низкий) зимние температуры бывают у нас в посёлке Оймякон Якутской АССР. 185. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении сте 1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к ещё глубшему познанию тайн природы. 2) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. 3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татьяны. 5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой. 186. Перепишите, образуя по данным образцам краткие формы прила 1. Знойный день. — День зноен. Стройный юноша. Спокойный ребёнок. Достойный уважения человек, — Человек достоин уважения. Недостойный внимания поступок. 2. Непреклонный характер. — Характер непреклонен. Безукоризненный ответ. Несомненный успех. 187. Прочитайте. Обратите внимание на образование краткой формы Образец. Труд поэта родствен любому труду. Бездейственный — бездействен, безнравственный — безнравствен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочисленный — многочислен, мужественный — мужествен, невежественный — невежествен, ответственный — ответствен, посредственный — посредствен, торжественный — торжествен. 188. Перепишите, вставляя вместо точек полную или краткую форму при 1) Цель похода была... для всех участников. Погода стояла..., но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень.... Журнал «Знание — сила»... и интересный (нужный, нужен). 3) В течение недели брат был... ангиной (больной, болен). 4) Тёплый сентябрь... для Подмосковья (обычный, обычен). 5) Наш класс... за организацию школьной выставки (ответственный, ответствен). 6) Стилю рассказов А. П. Чехова... лаконизм (свойственный, свойствен). 109 § 36. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 1. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее всего проверять постановкой вопроса к а к о й? в нужном падеже, так как окончания прилагательных и вопроса совпадают. Исключение составляет имелительный (и сходный с ним винительный) падеж единственного числа мужского рода. 2. В именительном падеже единственного числа в мужском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый или *ий (при ударении на основе); в женском роде — -ая или -яя; в среднем роде ое или -ее, например: яркий голубой (зелёный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее платье. Во множественном числе всех трёх родов пишется -ые или ~ие, например: яркие голубые (цвета, краски, платья). 3. В творительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос как им?), а в предложном------ ом или -ем (отвечает на вопрос каком?), например: пробирались мрачным, дремучим (к а к и м?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (к а к о м?) лесе. 4. В винительном падеже единственного числа прилагатель на вопрос к а к у ю?), а в творительном------- ой или -ей {-ою или -ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрасной (-ою) утренней (-ею) (какой? какою?) &арёй. II. В прилагательных на -ий, -ья, -ье {охотничий, охотни III. В краткой форме прилагательных мужского рода един 189. Перепишите примеры. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните. Образец: В синем (каком?) небе звезды блещут. I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века (Пословицы.) II. 1) Туман прогнало утрени., ветерком. (Ч.) 2) Сквозь про- 110 дождём и свеж., сеном.. (Ч.) 5) Бричка взвизгивала при ма-лейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху столетн.., древн.. не посетил он — не спит. (Н.) 7) По верхушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.) 8) С огромн.. силой Нагульнов толкнул лев.. плеч..м дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго сидел за столом в мрачн.. раздумь.. (Шол.) 190. Перепишите примеры и согласуйте поставленные в скобках прила 1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.) 2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.) 3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.) 4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.) 5) Для довершения сходства фрак на нём был совершенно (медвежий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Анна вышла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у большого подъезда своего (бывший) дома. (Л. Т.) 7) Зверолов заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Волчий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий) погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жаркий ключ. (Л.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув через ров на (проворный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.) 11) Сотни разбились по (окрестный) (помещичий) усадьбам. (Шол.) 12) Советским лесничим пришлось проделать (огромный), ещё (небывалый) работу: исследовать (бескрайний) площадь лесов. (С.-М.) 191. Перепишите, заменяя полные формы прилагательных краткими. Ког 1) Морозец жгучий. — Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий..4) Ситец довольно линючий. 5) Мотив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий. §37. ПРАВОПИСАНИЕ ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА НЕКОТОРЫХ ФАМИЛИЙ И НАЗВАНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Многие притяжательные прилагательные на -ин — -ын и -ов — -ев превратились в имена существительные собственные — фамилии, названия населённых пунктов, например: Кузьмин (от имени Кузьма), Глебов (от имени Глеб), село Марьино (от имени Марья) и т. п. По образцу этих слов создавались и создаются новые существительные, в том числе и от названий неодушевлённых предметов, например: слесарь Спицын, село Крюково. Для правописания таких слов важно знать следующее: 1. В фамилиях на -ин — -ын и на -ов — -ев пишется в творительном падеже единственного числа -ым (как у прила- 111 гательных), например: с Фёдором Мухиным, Пив лом Лисицыным, Олегом Смирновым, Андреем Карасёвым (но: Дарвином). 2. В названиях населённых пунктов на ~ин ------------ ын, -ов — -ев, -ино — -ыно, ~ово — -ево в творительном падеже единственного числа пишется -ом (как у существительных), например: под городом Калязином, городом Саратовом, селом Бородином, селом Крюковом. 192. Просклоняйте. Художник Репин, поэт Некрасов, артистка Федотова, товарищ Большое, город Львов, город Куйбышев, город Калинин, город Тушино, село Царицыно, село Павшино, село Кол-шево. 193. Перепишите, раскрывая скобки и ставя данные слова в нужных 1) Экскурсанты любовались (город Самара). 2) За (город Тверь) расстилаются широкие поля. 3) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино). 4) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 5) За (село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план которого создан (архитектор Баженов). 6) Опера «Князь Игорь» написана (композитор Бородин). 7) Ученики читали рассказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов). 8) Мы отдыхали летом на Волге под (город Саратов). 9) Пассажиры с палубы теплохода любовались (город Ростов). 10) Денисов ехал рядом с (Петя Ростов). § 38. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ Для образования имён прилагательных от разных частей речи используются различные суффиксы. Наиболее употребительными из них являются суффиксы -Н-, -онн-, -енн-, -ин; -к-, ~ск-, -ов~ (степной, станционный, искусственный, орлиный, веский, городской, берёзовый и т. д.). Другие суффиксы не образуют новых прилагательных, а только вносят различные оттенки значения (неполноты качества, ласки и т. д.), например: беловатый, рыжеватый, старенький, легонький.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.46.192 (0.017 с.) |