Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание суффиксов, вносящих в существительные добавочные оттенки значения

Поиск

Некоторые суффиксы служат для образования от имён суще­ствительных существительных с уменьшительным, ласкательным, пренебрежительным, усилительным оттенками лексического зна­чения, например: носносик (уменьш.), глазаглазки (лас-кат.), избаизбёнка (пренебреж.). морозморозище, жаражарища. Для правописания следует запомнить главные из та­ких суффиксов.

 

Суффиксы Правило Примеры
1) -ек, ~ик, Если гласный при склонении кусочек (кусочка), горо-
(-чик)3 -ок слова выпадает, пишется -ек\ если шек (горошки), но: ключик
  не выпадает------- шс(-чик) (ключика), столик (столи­ка), барабанчик (барабан­чика)
  Под ударением после шипящих звонбчек — крючдк,
  вместо суффикса -ек пишется -ок горбшекпетушдк
2)-ец, -иц-а В словах мужского рода пишется е, в словах женского рода — и братец, Лужица
3) -ечк- -инк- пишется в словах, обра- синичка (синица), луко-
(-ич-к-) зованных от существительных на вичка (луковица) у но: вре-
  -иц~, в остальных случаях------ ечк- мечко, Сонечка
А)-ец-6, -ец-6 пишется тогда, когда ружъецб, письмецб, но:
-иц-е ударение падает на окончание; когда ударение на основе, пи­шется -иц-е креслице
5) 'ОНЬК; Суффиксы -оньк-, -еньк- имеют берёзонька, тётенька,
-енък-, уменьшительно-ласкательное шубёнка, клячбнка
-ёнк~ значение и пишутся с 6. Суф-  
(-ОНК-) фикс -ёнк- имеет пренебрежи­тельное значение и пишется без ь (после шипящих под ударением пишется -онк-)  
  От слов на -ня уменьшительные пашняпашенпашен-
  существительные образуются от ка, песняпесенпесенка,
  основы род. пад. множ. числа деревнядеревеньдере-
  посредством суффикса -к- венька
6) (-ин-)к-а Пишется в словах, образованных телятинка (телятина),
  от существительных на -им-а при горошинка (горошина), за-
помощи суффикса -к- валинка (завалина)

102


Продолжение

 

Суффиксы Правило Примеры
7) -ЫШК~, -ушк-, -юшк- 8) -шц- В словах среднего рода пишется -ышк-, в словах мужского и жен­ ского рода------ ушк- -юшк- пишется в словах всех трёх родов После этих суффиксов и суф­фикса -шик- в окончании пишется о: 1) в словах среднего рода и 2) в словах мужского рода неодушев­лённых; пишется а: 1) в словах женского рода и 2) в словах муж­ского рода одушевлённых После -ищ- пишется е в словах мужского и среднего рода и а в словах женского рода перышко, донышко, но; голубушка, соседушка Исключения: колышек, клинышек полюшко, волюшка, ба­тюшка солнышко, городишко,, но: матушка, батюшка, сы­нишка ' / бревнище (бревно), стол­би ще (столб), пылища (пыль)

170. От данных слов образуйте имена существительные с уменьшительны­
ми суффиксами -ек, -ик, -чик или -ок. Запишите эти существительные в
формах именительного падежа единственного и множественного числа.
Обозначьте суффиксы Существительных.

Составьте четыре словосочетания, используя существительные с каж­дым из названных выше суффиксов.

п                           Л              Л .                           Л          А ~

Листлистик, листики; орехорешек, орешки. Бант,

мост, ящик, карман, флигель, платок, горох, друг, сапог, огу­рец, станок, поясок, шкаф, каблук, узор, пиджак, земляк, ду­бок, стих, пастух, сад, листок, дождь, жук, кирпич, футляр, костюм, ножик, червяк, цветок.

171. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные
уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.

1) -ец или -иц-а\ хлеб, каша, мороз, книга, сюжет, метель.

2) -ечк- или -к-: блюдо, Ваня, Соня, семя, пуговица, мель­ница, Феня.

3) -ец-6 или -иц-е: серебро, платье, пальто, строение, здоровье.

4) -оные- или -еньк-\ лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.

5) -ёнк-, -онък- или -к-: изба, река, черешня, яблоня, нога, лодка, басня, смородина, трещина, глаза, жемчужина, бара­нина, кухня, вишня.

172. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих
суффиксов: 1) -ушк-, -юшк- или -ышк-; 2) -ищ-; 3) ~ишк-. Обозначьте суф­
фиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а
или от рода существительного, а иногда от одушевленности или нео­
душевлённости.

103


1) Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле, дед, соловей, солнце, перо, голова, Ваня,'море, дно, детина, беседа, дядя, горло, ядро;

2) парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, хо­лод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь;

3) город, нос, мужик, сын*, пальто, вор, амбар, человек, зем­ля, шалун, платье, забор, здоровье, ружьё, плут, завод.

173. Перепишите. Суффиксы обозначьте, объясните их написание.

1) Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольчики заплакали, бубенч..ки засмеялись. (Ч.) 2) Мушка была маленькая облез­лая собач..нка. (Ч.) 3) Из прихожей во второй этаж вела узкая деревянная лест.чка. 4) Штабс-капитан Полянский держал перед ней [Варей] блюд.'.чко с мороженым, а она кушала ло-ж.-чкой. (Ч.) 5) В течение нескольких секунд пастуш..нок и Ме­телица смотрели прямо в глаза друг друга. (Ф.) 6) Вдруг к машине подбежал парнишк.. '. (Твард.) 7) Пальтишк.. надень да одеяло возьми, а то к утру холодно станет. (М. Г.) 8) Резко отделялись от тёмной зелени деревьев красноватые баше..ки и беседки, кое-где разбросанные по саду. (Т.) 9) Как осторожно бы вода моя текла и мимо хижи..ки и каждого кусточка! (Кр.)

10) Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете; махинищ.. такая, что в эту комнату не войдёт. А в плечищах у него была такая силищ.., какой нет у лошади. (Г.)

11) Дело под вечер зимой и мороз..ц знатный, по дороге столбо­вой едет парень молодой — ямщич..к обратный. (Н.) 12) Если сын чернее ночи, грязь лежит на рож..це, ясно, это плохо очень для ребячьей кож..цы. (Маяк.) 13) В каком году — рассчиты­вай, в какой земле — угадывай, на столбовой дорож.же со­шлись семь мужиков. (Н.) 14) Маленький зелёный сундуч..к стоял на широких розвальнях. (Г. Н.) 15) Воропаев шёл, почти не замечая подъёма. Городишк.. остался позади. (Павл.) 16) Вечно тёплая шапч..нка вся в пуху на нём, туго стянут сюртуч..нко узким ремешком. (Н.) 17) На палубе появляются всё новые и новые тюки, ящики, бочонки. (Сераф.) 18) Ребя­тишки на бегу стаскивают с себя рубаш..нки и кидаются в воду. (Сераф.) 19) Мужич..нка отвязал под повозкой ведро и стал поить лошадь. Детишки вылезали, расправляя затёкшие нож..нки. (Сераф.) 20) Майданников достал засаленную за­писную книж..нку. (Шол.)

174. Перепишите. Обозначьте суффиксы в тех существительных, в кото­
рых были пропущены буквы.

1) Клоч..к земли, соха да борона — такой была родная сто­рона. 2) На заре, на зор..шке туманной, по скупым, неласко­вым полям, это я — оратай безымянный — сеял хлеб с тоскою пополам. 3) Не у вас ли, подруже..ки, под весенними зорями

104


пели вечером девушки о цветке о лазоревом? 4) Не по этой ли улице с нами шла горделивая наша вольная вол..шк.м наша доля счастливая? 5) Каждый куст..к, каждая берёзка радова­лись нам. 6) Ой ты, песня, пес.нка девичья. 7) Спи, моя крош­ка, мой птенч..к пригожий, баюшки-баю-баю. 8) Спи, мой во-робыш..к, спи, мой сыноч..к, спи, мой звоноч-.к родной.

(М. Исаковский.)

175. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Составьте его план. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препи­нания. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Великие деятели нашей отечественной науки всегда обраща­ли свои труды на благо народа. Служение Родин., страс.ное стремление принести пользу человечеству прекрасная тради­ция наших уч..ных. Со времён Ломоносова вышедшего из недр народа и отдавшего все силы служени.. народу определился демократический гум..нный характер русской науки её смел..сть д..рзание её упорство в борьбе за глубокое познание законов пр..роды постоянное стремление св..зать теорию с практ..кой.

На дальнейшее развитие русской науки и в особенности материалистического естествознания ок..зали большое и плод-..творное вл..яние великие идеи революционеров-дем..кратов Белинского Чернышевского и Добролюбова. Из лучших чаян.. и прогрессивных стр..млен.. народа родились гуманные идеи величайших естествоиспытателей конца прошлого и начала настоящего века Сеченова Павлова Тимирязева Мичурина.

•Любовью к человеку к расцвету жизн.. на земле к свобод.. народа и к его лучезарному буд„щему был одухотворён каждый шаг одного из величайших уч..ных нашего века — И. П. Павлова.

(По статье акад. К. М. Быкова.) § 34. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Общие правила правописания сложных слов были изложе­ны в § 26. Кроме того, следует иметь в виду ещё некоторые правила правописания сложных существительных.

1. Слитно пишутся:

а) сложные существительные с первой частью авиа-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, контр-, мото-, псевдо-, фото и т. п.: авиасъёмка, авиамотор, агротехника, аэросев, гидросамолёт, зоопарк, кинотеатр, контратака, мотогонки, псевдонаука, фотоснимок; радиотелеателье, автомотовелогонки (слит­ное написание не зависит от количества таких частей в слове);

Примечание. Если в сложных существительных при одинаковом по­следнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис, например: радио- и телеателье.

105


б) сложные существительные, второй частью которых явля­
ется -град или -город: Ленинград, Белгород]

в) сложные существительные с глагольной первой частью
нам: горицвет, держидерево, держиморда, вертишейка,
вертихвостка, скопидом, сорвиголова
(но: перекати-поле).

2. С дефисом (чёрточкой) пишутся:

а) сложные существительные, обозначающие политические
партии, их членов (или сторонников: социал-демократия, со­
циал-демократ
и т. п.;

б) сложные существительные, обозначающие единицы изме­
рения: человеко-день, грамм-молекула, киловатт-час и т. п.
(но: трудодень);

в) сложные существительные, обозначающие промежуточ­
ные страны света: северо-восток, юго-запад, норд-ост, зюйд-
вест.',

г) существительные, имеющие в составе начальные части:
обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-, штабе-: обер-мас­
тер, унтер-офицер, вице-адмирал, экс-чемпион, лейб-медик,
штаб-квартира, штабс-капитан.

Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»).

(О написании сложных слов с первыми частями пол- (поло­вина), полу- см. ранее, § 26.)

176. Укажите, из каких частей состоят данные сложные существитель­
ные. Спишите. Подчеркните первую часть сложных существительных одной
чертой, а вторую — двумя.

Агроминимум (но: агрикультура), авиапочта, градострои­тельство, Волгоград, Новгород, газобаллон, газификация, ле­сотундра, скопидом,' времяпрепровождение, семяпочка, семя­доля, социал-демократ, тонно-километр, человеко-час, гекто­ватт-час, трудодень, юго-запад, северо-восток, кинобудка, мотогонки, фотоэлемент, гидростанция, экс-министр, обер-кон­дуктор, унтер-офицер, вице-председатель, контрпроект, миро­воззрение, тысячелетие, сорокалетие.

177. I. Перепишите и подчеркните первые части данных слов. Устно укажи­
те их лексическое значение, используя «Школьный словарь иностранных
слов» или материал из § 25 этого пособия и слова для справок, данные ниже.

Агрономия, антропология, аэровокзал, монография, моно­лит, монополия, некролбг, панорама, перифраза, прототип, псевдоним, радиолокация, философия.

Слова для справок: антроп(о) (греч. апггоров) — человек; лит. (греч. Шов) — камень; лок (лат. 1осиб) — место; некр (греч. пекгов) — мёртвый; ном(ия) (греч. потов) — закон; орама (греч. погата) — вид, зрелище; пан (греч. рап) — всё; под(ео) (греч. роТео) — продаю; радио (лат. гасНиз — луч; соф(ия) (греч. зорЫа) — мудрость.

II. С выделенными словами составьте словосочетания и запишите их.

106


178. Лерепишите. Подчеркните первые части сложных слов.
Приехать в (аэро)порт, экскурсия в (Ужгород, бюллетень

(гидро) (метео) службы, выступление (теле) и (радио) ком­ментаторов, строительство (тепло) (электро)цецтрали, ув­лекаться (вело) (леогао)спортом, установить регулярную (а#ц..)связь, доклад (вице) президента Академии наук СССР, оплата (тр//до)дней, перейти в (коктр)наступление, переехать с (юго)востока на (северо)запал области, овладеть (кино) с.ёмкой, поражение ^э/сс)чемпиона, приказ (контр) адмира­ла, материалистическое (мир..) в..зрение, (теле)репортаж со стадиона, проплыть (яол)озера, применить (зле/стп/>..)сварку, план (электрификации и (радиофикации окрестных сёл, (пол)жизни провести на Севере, до (лолу)ночи ожидать поез­да на (полу) станке.

179. Перепишите, вставляя вместо точек подходящий по смыслу синоним
из данных в скобках. Предложения, где возможно использование обоих
синонимов, выпишите отдельно.

1) Лесн......, не умолкая, повторяет удары топора. С ка­
ким-то однообразным... капля за каплей падает с крыш
вода. (Купр.) (отзвук, эхо) 2) Река Вангоу имеет... горной
таёжной речки. (Аре.) С высоты открывается чудесн........... ок­
рестных гор (панорама, вид). 3) Вдоль реки проходи., ког­
да-то оборонительн......... Чувство красоты в человеке не зна­
ет... и рамок. (Ч.) (граница, рубеж) 4) Я снова в тех местах,
которые были... моего детства. (С.-Щ.) Статья неизвестно­
го"... носит драгоценную печать истины. (П.) (свидетель, оче­
видец)
5) Солдаты шли чётким строем, строго держа....
Танки, отойдя на приличн.........., открыли огонь. (Бек.) (дис­
танция, расстояние)
6) С... ехала молодёжь на покорение
целинных земель. Всё наше искусство, весь его... направ­
лен к становлению и утверждению высоких моральных цен­
ностей правды! (А. Н. Т.) (пафос, энтузиазм).

180. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов.
Исправьте эти ошибки и перепишите предложения.

1) Автор сосредоточивает наше внимание на раскрывание психологического состояния главного героя. 2) Ребята млад­шего отряда ухаживали за телятами-второгодниками. 3) Не без труда удалось Якову Лукичу пробраться в правительство кол­хоза. 4) Тургенев пополнил плеяду «лишних людей» ещё одним типом. 5) В сущности у Базарова нет настоящих друзей и „со­общников. 6) Ларра является большим индивидуумом. 7) Май-данников не сразу преодолел тяготу к частной собственности. 8) Судьба Барона свидетельствует о выражении господствую­щего класса. 9) Актёр мечтает о больнице, где лечат от алкого­ля. 10) После революции на страну напала интервенщина.

107


181. Прочитайте и скажите, какие буквы пропущены в словах. Проверьте
по орфографическому словарю. Спишите.

Мон..лог, д..алог, пер..фраза, п..ртрет, беллетристика, биог­рафия, вариант, д..фирамб, инициатива, публ..цист, п..еса, куль­минация, эп..грамма, фель..тон, хрестоматия, ш..девр.

182. Прочитайте. Сформулируйте основные мысли текста.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему выде­
ленного предложения.

Незадолго до появления на сцен.. Грозы мы разбирали очень подробно все произведения Островского... Если читатели не забыли мы пр..шли тогда к тому результату что Островский обладает глубоким пониманием русской жизн.. и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные её стороны. Гроза вскоре послужила новым доказательством спра­ведливости нашего заключения. Мы х..тели тогда же говорить о ней но поч..ствовали что нам необходимо пр..шлось бы при этом повторить многие из прежних наших соображен..й и по­тому решились молчать о Грозе...

Но теперь снов., встречая п..есу Островского в отдельном издани.. и припоминая всё что было о ней написано мы нахо­дим что сказать о ней несколько слов с нашей стороны будет совсем не лишнее. Она даёт нам повод дополнить кое-что в наших заметках о «Тёмном царств..» провести далее некото­рые из. мысл..й высказанных нами тогда и — кстати — объяс­ниться в коротких словах с некоторыми из критиков...

(Н. А. Добролюбов.)

Имя прилагательное

§ 35. УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

183. Прочитайте. Выделите имена прилагательные и разберите их.

1) Ветер гудит между красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками. (Сераф.) 2) Тяжело надвигались ледяные поля. (Сераф.) 3) Тихо дрем­лет над спокойным морем полярная ночь. (Сераф.) 4) Длинна зимняя ночь. (Акс.) 5) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением. (Акс.) 6) Лиса редко вырывает нору сама в таких местах, где есть норы сурочьи или барсучьи. (Акс.) 7) Мать приказала отпереть дедушкин кабинет. (Акс.) „

184. Перепишите, образуя от данных в скобках прилагательных сравни­
тельную или превосходную степень (простую или составную).

I. 1) Смородина (вкусный) крыжовника. 2) Олово (плав­кий) металл, чем свинец. 3) Ключевая вода (чистый) речной. 4) Твой рисунок (красивый) моего. 5) Малина (сладкий) брус-

108


ники. 6) Старая мебель (громоздкий), чем новая. 7) У млад­шего брата голос был (звонкий), чем у старшего.

II. 1) При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок. 2) Школьник из Ленинграда был (моло­дой) участником шахматного турнира. 3) Боксёр из общества «Трудовые резервы» одержал победу в (лёгкий) весе. 4) (Низ­кий) зимние температуры бывают у нас в посёлке Оймякон Якутской АССР.

185. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении сте­
пеней сравнения прилагательных. Перепишите, исправляя предложения.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к ещё глубшему познанию тайн природы. 2) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. 3) Сло­ва Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 4) Ольга была более моложе Татья­ны. 5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

186. Перепишите, образуя по данным образцам краткие формы прила­
гательных.

1. Знойный день.День зноен. Стройный юноша. Спокой­ный ребёнок. Достойный уважения человек,Человек досто­ин уважения. Недостойный внимания поступок.

2. Непреклонный характер. — Характер непреклонен. Бе­зукоризненный ответ. Несомненный успех.

187. Прочитайте. Обратите внимание на образование краткой формы
мужского рода данных прилагательных. Составьте восемь небольших пред­
ложений с этими краткими прилагательными.

Образец. Труд поэта родствен любому труду.

Бездейственный — бездействен, безнравственный — без­нравствен, величественный — величествен, воинственный — воинствен, двусмысленный — двусмыслен, искусственный — искусствен, легкомысленный — легкомыслен, многочислен­ный — многочислен, мужественный — мужествен, невежествен­ный — невежествен, ответственный — ответствен, посредствен­ный — посредствен, торжественный — торжествен.

188. Перепишите, вставляя вместо точек полную или краткую форму при­
лагательных, данных в скобках.

1) Цель похода была... для всех участников. Погода стояла..., но ветреная (ясная, ясна). 2) Учебник по физике мне очень.... Журнал «Знание — сила»... и интересный   (нужный, нужен).

3) В течение недели брат был... ангиной (больной, болен).

4) Тёплый сентябрь... для Подмосковья (обычный, обычен).

5) Наш класс... за организацию школьной выставки (ответ­ственный, ответствен). 6) Стилю рассказов А. П. Чехова... ла­конизм (свойственный, свойствен).

109


§ 36. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее всего проверять постановкой вопроса к а к о й? в нужном падеже, так как окончания прилагательных и вопроса совпадают. Ис­ключение составляет имелительный (и сходный с ним вини­тельный) падеж единственного числа мужского рода.

2. В именительном падеже единственного числа в мужском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый или *ий (при ударении на основе); в женском роде — -ая или -яя; в среднем роде ое или -ее, например: яркий голубой (зелё­ный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее платье. Во мно­жественном числе всех трёх родов пишется -ые или ~ие, напри­мер: яркие голубые (цвета, краски, платья).

3. В творительном падеже единственного числа прилага­тельных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или

-им (отвечает на вопрос как им?), а в предложном------ ом или

-ем (отвечает на вопрос каком?), например: пробирались мрачным, дремучим (к а к и м?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (к а к о м?) лесе.

4. В винительном падеже единственного числа прилагатель­
ных женского рода пишется окончание -ую или -юю (отвечает

на вопрос к а к у ю?), а в творительном------- ой или -ей {-ою или

-ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрас­ной (-ою) утренней (-ею) (какой? какою?) &арёй.

II. В прилагательных на -ий, -ья, -ье {охотничий, охотни­
чья, охотничье) ь
пишется во вс'ех формах, кроме именитель­
ного (и сходного с ним винительного) падежа единственного
числа мужского рода [охотничий), например: охотничью со­
баку, охотничьим ружьём, охотничьих приключений
и т. д.

III. В краткой форме прилагательных мужского рода един­
ственного числа после шипящих ъ не пишется: жгуч, блестящ.

189. Перепишите примеры. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.

Образец: В синем (каком?) небе звезды блещут.

I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века
живёт. 3) Вчерашн.. дня не воротишь. 4) В согласи., стаде волк
не страшен. 5) Худ., сетью рыбы не наловишь. 6) Бездонн..
бочку водой не наполнишь. 7) На остр., косу много покосу. 8) В
летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч., кустарнике не
спрячешься.

(Пословицы.)

II. 1) Туман прогнало утрени., ветерком. (Ч.) 2) Сквозь про-
шлогодн.. бур., листву кое-где растут высокие травы. (Т.)
3) Компания охотников ночевала на свеж., сене. (Ч.) 4) Пахло

110


дождём и свеж., сеном.. (Ч.) 5) Бричка взвизгивала при ма-лейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху столетн.., древн.. не посетил он — не спит. (Н.) 7) По верхушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.) 8) С огромн.. силой Нагуль­нов толкнул лев.. плеч..м дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго си­дел за столом в мрачн.. раздумь.. (Шол.)

190. Перепишите примеры и согласуйте поставленные в скобках прила­
гательные с теми существительными, к которым они относятся.

1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.)

2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.)

3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.)

4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточ­ки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.) 5) Для довершения сходства фрак на нём был совершенно (медве­жий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Анна выш­ла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у большого подъез­да своего (бывший) дома. (Л. Т.) 7) Зверолов заранее осмат­ривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Волчий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий) погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жаркий ключ. (Л.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув через ров на (провор­ный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.) 11) Сотни разбились по (окрестный) (помещичий) усадьбам. (Шол.) 12) Советским лес­ничим пришлось проделать (огромный), ещё (небывалый) работу: исследовать (бескрайний) площадь лесов. (С.-М.)

191. Перепишите, заменяя полные формы прилагательных краткими. Ког­
да (до или после замены) утверждение выражено более категорично?

1) Морозец жгучий.Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий..4) Ситец довольно линючий. 5) Мо­тив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий.

§37. ПРАВОПИСАНИЕ ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА НЕКОТОРЫХ ФАМИЛИЙ И НАЗВАНИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Многие притяжательные прилагательные на -ин-ын и -ов-ев превратились в имена существительные собствен­ные — фамилии, названия населённых пунктов, например: Кузь­мин (от имени Кузьма), Глебов (от имени Глеб), село Марьино (от имени Марья) и т. п. По образцу этих слов создавались и со­здаются новые существительные, в том числе и от названий неоду­шевлённых предметов, например: слесарь Спицын, село Крюково. Для правописания таких слов важно знать следующее: 1. В фамилиях на -ин-ын и на -ов-ев пишется в творительном падеже единственного числа -ым (как у прила-

111


гательных), например: с Фёдором Мухиным, Пив лом Лисицы­ным, Олегом Смирновым, Андреем Карасёвым (но: Дарвином).

2. В названиях населённых пунктов на ~ин ------------ ын, -ов

-ев, -ино-ыно, ~ово-ево в творительном падеже един­ственного числа пишется -ом (как у существительных), напри­мер: под городом Калязином, городом Саратовом, селом Бо­родином, селом Крюковом.

192. Просклоняйте.

Художник Репин, поэт Некрасов, артистка Федотова, то­варищ Большое, город Львов, город Куйбышев, город Кали­нин, город Тушино, село Царицыно, село Павшино, село Кол-шево.

193. Перепишите, раскрывая скобки и ставя данные слова в нужных
падежах.

1) Экскурсанты любовались (город Самара). 2) За (город Тверь) расстилаются широкие поля. 3) Наши войска выиграли сражение под (село Бородино). 4) С глубокой любовью описана русская природа (писатель Иван Сергеевич Тургенев). 5) За (село Царицыно) стоят стены недостроенного дворца, план ко­торого создан (архитектор Баженов). 6) Опера «Князь Игорь» написана (композитор Бородин). 7) Ученики читали рассказ «Ионыч», написанный (Антон Павлович Чехов). 8) Мы отдыха­ли летом на Волге под (город Саратов). 9) Пассажиры с палу­бы теплохода любовались (город Ростов). 10) Денисов ехал рядом с (Петя Ростов).

§ 38. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУФФИКСАМИ

Для образования имён прилагательных от разных частей речи используются различные суффиксы. Наиболее употребительны­ми из них являются суффиксы -Н-, -онн-, -енн-, -ин; -к-, ~ск-, -ов~

(степной, станционный, искусственный, орлиный, веский, город­ской, берёзовый и т. д.).

Другие суффиксы не образуют новых прилагательных, а только вносят различные оттенки значения (неполноты каче­ства, ласки и т. д.), например: беловатый, рыжеватый, ста­ренький, легонький.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.46.192 (0.017 с.)