Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Употребление знаков препинания (свод правил)

Поиск

1. Точка

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёртвом
молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий ветер
шевелил рыжую выгоревшую траву.
(Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начинается самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подготовленных в силу неожиданности. Но чаще самые крупные дела провали­ваются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокойном тоне
речи): Напиши письмо. Пойдём.

2. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:-

1. В конце повествовательных и побудительных предложе­ний, сопровождаемых выражением сильного чувства, напри-

254


мер: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.) 2) Глупое серд­це, не бейся! (Ее.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ес.)1 б) междометий: Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т1); Ага! Увидел ты. (П.); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.) /

Примечание. Восклицательными бывают и вопросительные предложен ния, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопроси­тельного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

Вопросительный зйак

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения: Чей это конь неутомимый бежит в степи нео­бозримой? (П.); О чём жалеть? (П.)

В том числе и после прямой речи перед авторскими словами: «Давно ты замужем за мельником?»спросил я её наконец. (Т.)

Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставит­ся: Выясните у него, что нам делать. Я не знаю, будет ли завтра спек­такль, Меня часто спрашивают, как я стал писателем. (Н. О.) Исклю­чение представляет тот случай, когда вопросительным является всё слож­ное предложение в целом: Неужели вы не знаете, когда это было?

Многоточие

' Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придется с вами про­ститься. Помогите мне собраться... А потом посидим напос­ледок вместе, как сиживали когда-то... Давно... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяющих­ся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угловатый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, столпились тучи... Молния! Ждешь удара... Загрохотал и прокатился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах — для указания на пропуски слов и предло­жений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно видим, по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкновенных, дю­жинных людей».

5. Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения: а) если они не соединены союзами: Степь застонала под зво­ном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного гро­ма. (Фурм.) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.);

255


Примечание. 1. Не являются однородными два определения, если пер­вое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный товарный поезде (Ч.)

2, Не являются однородными и не разделяются запятой два глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в чём дело. Пойти по­смотреть на ребят.

б) если они связаны противительными союзами а, но, да (=яо): И растет ребёнок там не по дням, а по часам. (П.) Она говорила мало, но толково. (Т.) Мал золотник, да (=но) дорог. (Поел.);

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами ии, нини, дада, илиили, либолибо, тото, не тоне то: Простим горяч-ке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (П.);

Примечания. 1. Перед одиночными соединительными и разделитель­ными союзами и, да (=и), или* либо, стоящими между однородными чле­нами, запятая не ставится: Дни стояли тёплые и ласковые. (Ф.) Мы сиде­ли на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.) С весны до поздней осени дед брал грибы да (и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ставится меж­ду парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовав­шиеся из. слов с противоположным значением, соединённых повторяющими­ся союзами ии, нини, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо.

г) если однородные члены соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е. между однородными членами): Он хорошо знает как русский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь
ты без оглядки?
(Кр)

Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется запя­той от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложений: Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.) Ты, я вижу, слав­ный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: Ах, как скоро ночь минула! (Гр.) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо, отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделяются от после­дующего слова, как междометия, а, наоборот, сливаются с ним; после этих усилительных частиц знаки препинания не ставятся, например: Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (П.) Ох ты гой еси, царь Иван Васи­льевич! (Л.) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обозна­
чающих утверждение, слова нет, обозначающего отрицание, и

256


слова что, употребляемого для вопроса, например; Да,, были люди в наше время, (Л.) Нет, рано чувства в нём остыли/ (П.) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны?Как же, я её шить учила. (Л. Т.) «Что, испугался давеча?»спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)

6. Для выделения обособленных второстепенных членов:

а) определений, особенно причастных оборотов: Мазепа, в думу
погруженный, взирал на битву, окруженный толпой мятежных
казаков.
(П.) Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч.)
Я погрузился в размышления, большей частью печальные. (П.)
Усталая, она замолчала. (М. Г.) Ободрённый знаками всеобще­
го удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.) Варвара Пав­
ловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки.
(Т.) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот
ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид.
(Ч.);

б) приложений: Могучий лев, гроза ледов, лишился силы. (Кр.);

Примечание. Предложения могут вводиться словами: по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.)

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричаст­
ными оборотами: Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (П.)
Я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем. (П.) Его
лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь.
(П,);

г) распространённых обстоятельств, выраженных существи­
тельными с предлогами: Несмотря на все мои старания, я ни­
как не мог заснуть.
(Т.) Старый и седобородый Януш, за неиме­
нием квартиры, приютился в одном из.подвалов замка.
(Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: Недалеко от нас, выстрела
за два, был аул Хунзах.
(Л. Т.) Однажды в субботу, рано
утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей.
(М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо,
сверх, за исключением
и др.: Кроме Веленчука, около костра
грелись ещё пять человек солдат моего взвода.
(Л. Т.) Лекарь
второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок.
(Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: Пруд местами,
как сталь, сверкал на солнце.
(Т.) Откуда-то тянуло затх­
лой сыростью, точно из погреба.
(М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с со­
юзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме
ночной перекликался часовой.
(П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союзом и, да (=а), или, либо имеется общий второстепенный член, относящийся к обо­им предложениям, или общее придаточное предложение, то запятая не ставится: В нашей стране растут новые города и строятся тысячи мощных предприятий. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.)

9. Для отделения придаточных предложений от главного:

257


Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было про­сторно. (М. Г.) Кто живёт без печали и гнева, тот не лю­бит отчизны своей. (Н.) Тому, что было, уж не бывать. (П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные предложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяются; С затаённым дыханием дети слушали, как отворились ворота, как колеса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения, если они обозначают од­новременно или последовательно происходящие события и если они не содержат внутри себя запятых; такие предложения про­износятся тоном перечисления, как однородные члены: Лоша­ди тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.)

Точка с запятой

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри них уже есть запятые: Во мраке смутно представлялись мне те же неясные предметы; в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущие­ся пятна; подле самого меня круп лошади* которая, помахи­вая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле., (Л. Т.) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными союзами (но, и, и и др.) или без союзов, если они сильно распространены, если внут­ри них есть уже запятые или если они достаточно самостоятель­ны по значению: У меня была только синяя краска; но, несмот­ря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) В тихие июль­ские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежности. (Т.) Почти каж­дый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореан-ду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизмен­но всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.)

3. Для разделения очень распространённых соподчинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обоб­щающих слов: Нас было двое: брат и я. (П.) Острогою бьёт­ся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс.)

258


Я посетил крупнейшие города СССР, а именно: Москву, Ле­нинград, Киев, Бакуи возвратился на Урал.

Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсут­ствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-либо перечень: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и еще кое-какие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили; фрезе­ровщик Федоров, инженер Кубарев и директор завода Кузьмин,

2. Перед предложением, обозначающим причину, доказа­тельство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: Сержусь-то я на самого себя: сам кругом виноват, (П.) Тут открылась картина до­вольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опи­ралась на два закопченные столба, была полна народа, (Л.) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь, (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цита­тами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчини­тельных союзов и союзных слов: Швейцар поразил его слова­ми: «Не приказано принимать», (Т.) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С, Пушкину портрет с надписью: «По­бедителю-ученику от побежденного учителя»,

Тире

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выра­
жено именем существительным, числительным, неопределён­
ной формой глагола и связка отсутствует (нулевая): Книга
источник знания. Трижды тридевять. Учитьум то­
чить,
(Поел.) Наша задачаучиться,

Примечания. 1. Если между подлежащим и сказуемым — сущест­вительным без связки, числительным иди неопределённой формой — встав­лено слово это или вот, тире ставится перед ним: Поэзияэто огнен­ный взор юноши, кипящего избытком сил, (Бел.) Романтизмвот пер­вое слово, огласившее пушкинский период, (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именитель­
ном падеже, стоит отрицание не или сравнительный союз (как, точно, как
будто, словно
и т. д.), то тире обычно не ставится, например: Бедность не
порок. Наш сад как проходной двор.
(Ч.) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обобщаю­щим словом: Надежду и пловцавсё море поглотило. (Кр.) В поле, роще, в воздухевсюду царствовало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: Как вдруго чудо, о позор!заговорил оракул вздор. (Кр.) Тут делать нечегодрузья поцеловались. (Кр.) Я слышалправда ль?будто встарь судей таких видали. (Кр.)

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между
предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для вы-

259


ражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: Левей, левей и с возомбух в канаву. (Кр.) Шагнул -^— и царство покорил. (Держ.) Проснулся — пять станций убе­жало назад. (Г.)

5. Для выражения резких противопоставлений: Я царья раб, я червья бог. (Держ.) Ввысь взлетает Сокол ^~ жмет­ся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или время:
Много снегумного хлеба. (Поел.);

б) если то, о чём говорится в одном, сравнивается с содержа­
нием второго: Молвит словосоловей поёт. Посмотрит
рублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат
того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы при­
манчивы
как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они вставлены в пря­мую речь или когда они следуют за прямой речью: «Выслу­шайте меня,сказала Надя,когда-нибудь до конца». (Ч.) «Что вы тут делаете?»промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?»«Да наши предки Рим спас­ли».—, «Всё так, да вы что сделали такое?»«Мы? Ниче­го!»«Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)

9. Между двумя словами, обозначающими.меодо* время, ко­личество. Здесь тире обозначает «от.,. до»: На линии Горький;■•*— Москва ходят комфортабельные теплоходы.

9. Скобки

В скобки ставятся вводные слова и предложения, приводи­мые в качестве замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: В жаркое летнее утро (зто было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее Обыкновенного. (Акс.) Печально (как говорится, машиналь­но) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь. (П.) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. (Т.)

Кавычки

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою по­ник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых не в своём обычном значении; слов, употребляемых иронически; слов, впервые пред­лагаемых или, наоборот, устарелых, а также слов необычных: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлягпь меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт

260


снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «пали», или лесные пожары. (Акс.)

УПРАЖНЕНИЯ К СВОДУ «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

437. Спишите, ставя вместо II точку,, многоточие, вопросительный или
восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод
правил, разделы 1, 2, 3, 4).

1) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо II Прелесть II Точно изваяние,— но из какого чудесного материала II 2) Мама, мама II Я Ьомню твои руки с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете II 3) «Да разве мы будем просто так жить II — с блестящими глазами говорил Володя II — Мы будем бороться, правда, Толя II» 4) Валько резко поднял голову и некоторое вре­мя внимательно изучал лицо Олега II 5) Учитель II Легко ска­зать II В нашей стране, где учится каждый ребёнок, учитель -7 это первый человек II 6) Он ищет её глаза, а она всё прячет глаза в его шелковистых волосах и шепчет, шепчет: «Всегда II везде II не бойся II будь сильным II орлик мой 11 до последнего дыхания II»

(А. Фадеев. «Молодая гвардия».)

438, Спишите примеры, расставляя, где нужно, запятые. На полях кратко
объясните, почему поставили или не поставили запятой (см. свод правил,
раздел 5, п. 1—5).

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам проби­
раются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Смутно по­
блёскивает река в предрассветной дымке журчит по прибреж­
ным камешкам-голышам. (Н. О.) 3) Тёмная грозная туча ушла
уже далека и унесла с собой грозу. (Ч.) 4) На опушке молодого
дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 5) Я хочу пойти
позвонить по телефону товарищу. 6) Не по словам судят а по
делам. (Поел.) 7) Есть в осени первоначальной короткая но див­
ная пора. (Тютч.) 8) Мал язык да всем телом владеет. (Поел.)
9) Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюха­
ет пороху да будет солдат а не шаматон. (П.) 10) Не всё же
гулять пешком по невскому граниту иль на балу лощить паркет
или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 11) Либо ткать либо
прясть либо песенки петь. (Пог.) 12) В знакомой сакле огонёк то
трепетал то снова гас. (Л.) 13) Сквозь шум волн до них долетали
не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.) 14) Соба­
ка лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 15) Этот
ветер принесёт нам дождь либо снег.

II. 1) Курганами славы покрыта родная равнина и Днепр и
Морава и Висла и Волга-река. (Сурк.) 2) Крепни Советская наша
держава радуйся вольной земли человек! (Л.-К.) 3) Москва моя
советская Москва как ты красива в синий летний вечер! (Л.-К.)
4) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и
горы и тундры и моря и озёра. (Ильин.) 5) Расступись о старец-
море дай приют моей волне! (Л.) 6) Старик стоял ни жив ни

261


мёртв. 7) С другими я и так и сяк с тобою говорю несмело. (Гр.) 8) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 9) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 10) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 11) Мальчик всматривается в гремящее небо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 12) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был дово­лен. (Ч.) 13) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 14) С Швабриным разу­меется виделся я каждый день. (П.) 15) Вы верно недавно на Кав­казе? (Л.) 16) Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (Л.) 17) Тьфу господи прости. Пять,тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 18) Да полноте-с. (Гр.) 19) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 20) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 21) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 22) Ну вот у праздника! Ну вот вам и потеха! (Гр.) 23) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

439. Спишите примеры, расставляя, где нужно, запятые. На полях кратко объясните, почему поставили или не поставили запятой (см. свод правил, раздел 5, п. 1, 6, 7).

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
(М, Г.) 2) Окруженное лёгкой мутью показалось громадное
багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яровые охва­
ченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звонко куковала
кукушка. Осторожная и пугливая она не сидела на месте то и
дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой поды­
мая хвост кверху. (Аре.) 5) Изодранные и окровавленные мы
добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю в за­
росли ландышей. (Пауст.) 6) Из избушки вышел человек ста­
рый но крепкий с сивой бородой крепкими морщинами с сер­
дито взлохмоченными бровями. (Сераф.) 7) Прилетел белый
лунь большой любитель птичьих яиц. (Пришв.) 8) Эта картина
нарисована акварелью то есть водяными красками. 9) Кучер
молодой краснощёкий парень остриженный в скобу в синеватом
армяке и низкой бараньей шапке подпоясанный ремнем почти­
тельно сидел с ним рядом. (Т.)

II. 1.) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул голо­
вой капитану. (Л. Т.) 2) Бакланов свирепо покосившись на шаш­
ку круто обернулся к отряду. (Ф.) 3) Тумайы клубясь р извива­
ясь сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 4) Давыдов стоял
не шевелясь то хмурясь то удивленно подымая выгоревшие бро­
ви: (Шол.) 5) Голос глухо отдавался в подземелье и дробясь зати­
хал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.) 6) В школе не­
смотря на вечернюю прохладу было нестерпимо душйо. (Шол.)
7) В чайной кроме меня пили за столиком чай две женщины.
(Пауст.) 8) На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвиц-
ким- приехали в Сокольницкий лес. (Л. Т.) 9) Поезд мчал его на
юг к морю увозя от сырой дождливой осени к тёплым берегам
Крыма. (Н. О.) 10) Тайны умирают как ночные бабочки обожжён-

262


ные огнем дуговых фонарей. (Пауст.) 11) Будто весной с утра до самой темноты орали в старых вязах суетливые галки. (Пауст.)

440. Перепишите, расставляя знаки препинания (см. раздел 5, п. 9, 10).
Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предложений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо грустно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тём­ного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отли­чить в потёках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмеялись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы. (Ч.) 11) Пари­ло невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай. (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно бывает напротив лицо её стало неестественно и от­того неприятно. Старшая, Вера, была хороша была неглупа учи­лась прекрасно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все; и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали неловкость. (Л. Т.)

441. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (тире, двоето­
чие, запятую, кавычки). Устно объясните употребление каждого постав­
ленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7, 8, 10).

1,1) Кремль сердце нашей земли. (Мих.)2) Партия это миллио­нов плечи друг к другу прижатые туго. (Маяк.) 3) Дело чести советских писателей создать в своих книгах образ молодого революционера нашей эпохи. (Н. О.) 4) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоро­вод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 5) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 6) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 7) Хотел рисо­вать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками- (Л.) 8) Любишь кататься люби и саночки возить. (Поел.) 9) Лишь один раз да и то в самом начале произо­шёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 10) Отовсюду под­нялись казаки от Чигирина от Переслава от Батурина от Глухо-ва от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 11) Оглянулся Андрий перед ним Та^ас! (Г.) 12) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 13) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кон-

263


чился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выс­какивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 14) Павел чувствует чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя. (Н.О.) 15) Я слышу у ворот тихо журча останавливается автомобиль. (Н. О.) 16) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпирайтесь. (П.)

II. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на площадях и ули­цах незаметно никаких признаков пробуждения. (Леск.)З) В блед­ном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и я вдруг заме­тил почти вся она за ночь пожелтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает вокруг нестер­пимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы рабо­тают веселее мало-помалу с души спадает тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.) 442. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

огоньки

Как-то давно тёмным осенним вечером случалось мне плыть по. угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Далече!

Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из неопре­делённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действительно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Кажется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оставаясь назади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенён­ная скалистыми горами этот живой огонёк. Много огней и рань­ше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди огни!..

(В. Г. Короленко.)

264




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.154 (0.016 с.)