Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласныеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Для проверки написания парных звонких и глухих согласных (б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш) надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы вслед за проверяемым согласным был гласный или р, л, м, я: мороз — морозы, просьба — просить, грёб — гребли. Для некоторых слов, однако, нельзя подобрать проверочного слова, их надо запомнить, например: вокзал, футбол, кафтан. Слово свадьба пишется с буквой д (хотя сватать). 2. Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн,стл, здн, лнц, рдц) необходимо подобрать такие родственные слова, где бы эти соглас- 72 ные произносились: сердце — сердечко, местный — место, праздник — празден, и т. п. Нельзя вставлять лишних букв, которых при проверке в корне не оказывается: ужасный — ужасен, опасный — опасен, словесный — словеса (устарелое) и т. п. Запомните написание слов: лестница (но: лесенка), чувство, блеснуть (но: блестеть), ресницы, ровесник, яства (кушанья; от старинного глагола ясти), сверстник (от старинного слова съвьрсть — одинаковый возраст). 98. Перепишите. Подберите проверочные слова. 1) В сумерки Никита побежал через двор к лю.хкой, откуда на лиловой сне., падал свет двух замер..ших окошек. (А. Н. Т.) 2) За большою печью пилил деревя..ку сверчок. 3) Мишка сидел на краю коло..ца и макал в воду кончик варе..ки, 99. Перепишите. Объясните написание слов, в которых были пропущены 1) Никита сви..нул три раза. (А. Н. Т.) 2) Заросли сирени с дйух сторон балконной ле..ницы пригнулись под снегом. (А. Н. Т.) 3) И вот одна, одна Татьяна! Увы! Подруга стольких лет, её голубка молодая, её напер..ница родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлучена. (П.) 4) Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались ре..ницы. (А. Н. Т.) 5) Всего в обозе было ше..надцать саней. (А. Н. Т.) 6) Бездонное небо переливалось, словно по звёз.люй пыли шёл ветерок. Разос.лался светящимся туманом Млечный Путь. (А. Н. Т.) 7) Свирепеет мороз ненави..ный. (Н.) 8) Река была в версте от деревни, извилистая, с чудесными берегами. (Ч.) 9) По нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чу..твовал, что несча..ная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы. Денисов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опасностям, берёг его и после дела особенно радо..но встречал его целым и невредимым. (Л. Т.) 10) Девочка была невесомой, почти бестелесной. (Гл.) 11) Рове..ники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались. (Т.) 100. От данных слов образуйте прилагательные или глаголы. К каждому 1) Страсть — страстный (рыболов), ужас — ужасный (вид), корысть, вкус, словеей, уста, доблесть, комплекс, небеса, 73 ненастье, прелесть, интерес. 2) Комендант — комендантский (патруль), гигант, президент," интеллигент. 3) Зависть — завистливый (человек), совесть, жалость, участие. 4) Участь — участвовать ($ соревновании), власть, честь, предчувствие. 101. Перепишите. Объясните правописание выделенных слов. 1) Она вставала только затем, чтобы в..леть подать к..кое-нибудь новое я..тво. (Т.) 2) И ше..твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под у..цы мужичок. (Н.) 3) Я послал себе на диване и стал раздаваться. (Ч.) 4) И человека человек послал к анчару вла..ным взглядом. (II.) 5) Здра..твуй, племя младое, незнакомое. (П.) 6) Всё безмол..вует, кроме ветра. (Григ.) 7)' Рано чу..тва в нём остыли. (П.) 8) В области иску..т-ва, в творчестве сер..ца русский народ обнаружил изумительную силу. (М. Г.) 9) Когда в России появились театры, из неграмотных крепо..ных народ выдвинул величайших театральных актёров. (Мих.) 10) Сборная команда школы уча..вовала в кроссе. 11) Победителей соревнований чествовали все присутствующие. 12) Над детским домом ше..ствует коллектив металлургического завода. 13) Выпавший ночью снег покрывал широкое па..бище. (С.-М.) 14) Над баштанами не чу..твова-лось заботливого хозяйского глаза. (Ф.) 15) Утра луч из-за усталых бледных туч бл..снул над тихою столицей. (II.) 16) Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твёрдый росчерк. (Л. Т.) 17) Бабушка стала изредка принимать гостей, в особенности детей — наших свер..никое и свер..ниц. (Л. Т.) § 21. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ 1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные со Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт. Буквы се пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский; Белоруссия (но: Русь, белорус). Примечания: 1. Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если конечная согласная приставки и начальная корня являются одной и той же буквой, например: поддержать, оттащить, расстроить, беззвёздный, воззвать, бессрочный. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставок, например: бессменный, воссоединение. (Все эти случаи рассматриваются далее, в § 24.) 2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и 74 3. Тройные согласные в русском языке не пишутся, например: рассориться (из рас- + ссориться), одесский (из Одесса + -ск>). 2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных словах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и т-аких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю. 102. Перепишите. Объясните написание пропущенных букв. 1) ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ён-ные письма,..жать рожь,..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..жи, купить дро..жи, подружиться в школе, заросли можжевельника, изредка брю..жать, брьь.жет искрами, вы..женные склоны гор, дребезжащий голос, чуть бре..жить. 2) с или ее: судьбы Ро..ии, ро..ийский пролетариат, родная Ру..ь, партизаны Белору..ии, крестьяне-белору..ы. 103. Прочитайте. Устно укажите лексические значения слов с двойными I. Агрессор, аннотация, аннулировать, апелляция, аппарат, II. Коллектив, колонна (но колонка), колосс, комиссия, 104. С данными словами составьте словосочетания и запишите их. Под Аннотация, апелляция, ассоциация, дискуссия, дифференциация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация. 105. Из упражнения 103 выпишите слова, относящиеся к общественно-политической лексике. Подчеркните двойные согласные. Составьте восемь словосочетаний с этими словами (по своему выбору). 106. Выпишите из упражнения 103 слова, относящиеся: а) к области спорта, б) к области литературы и театра, в) к области транспорта. 75 107. Выпишите из упражнения 103 слова, относящиеся к области науки и техники. Подчеркните двойные согласные. Составьте и запишите шесть словосочетаний с некоторыми из этих слов. . 108. От данных слов образуйте глаголы, используя суффикс -овать или - (из)ировать. Подчеркните двойные согласные,- Апелляция, баллотировка, группа, дифференциация, аттестат, иллюстрация, коллектив, комментарий, оккупация, режиссёр, сумма, иллюминация. 109. От данных существительных образуйте другие: а) с уменьшительными суффиксами (-ик, -ник, -очк-а или -к-): аппарат, баллон, ванна, группа, программа, терраса; б) с суффиксами, обозначающими лицо (-ант, -ер, -ист, -ург): 110. От данных слов образуйте прилагательные, используя суффиксы -йен-, Агрессия, аккумулятор, аппетит, баррикада, группа, диссертация, интеллигент, иллюстрация, класс, коллектив, коммуна, компромисс, кристалл, масса, металл, параллель, пассажир, профессия, режиссёр, территория, троллейбус, целлулоид, шоссе, экспрессия. 111. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, привилегия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюминий, дифирамб. 112. Перепишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре. 1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, туберкулёзная баци..а, алюминиевая посуда, криста..ическое состояние, криста..ьная форма, картинная га..ерея, дружный ко..ек-тив, некоторые привилегии, дисти..ированная вода; 2) с или се: водный ба..ейн, а..йстент профе..ора, свободная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ре..урсы; 3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..е'нтарии, глубокая дра..а, и..итация кожи, правительственное ко..юнике; 4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, остроумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе. 113. Перепишите. Удвоенные согласные подчеркните. 1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програм... (С.-Щ.) 2) Впереди у него [Степана] был только один рес.рс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был громадный, с колон..ми. (Ч.) 4) Егор Семенович и Таня сидели на тер..се и пили чай. (Ч.) 5) Жук жуж..л. (П.) 6) Юноша выпустил во..жи из рук. (Ф.) 7) После множества заворотов тун..ль окончился низкой, сводчатой пещерой. (А. Н. Т.) 8) Вверху неподалёку раздался резкий, 76 метал..ческий визг. (А. Н. Т.) 9) В кор.доре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгруп..ровались в каких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петровичу-свои ат..статы. (П.) 12) Свет бесчисленных звезд отражается в каждом кристал..ке снегов. (С. М.) 13) Они [сатирики] писали иногда пышные дифирамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал д..сер-тант, была полна. (Т. С.) 114. Перепишите, расставляя знаки препинания. На полях укажите со Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рассказывал мне в темноте содержание своей пь..сы [«На дне»1 о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь Нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой значительно углублённой редакции. Рассказы Горького разожгли нас и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция в которой участвовали многие артисты театра игравшие в пь..се. Под предводительством писателя Гиляровского изучавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний «университет» с б.хяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из грамотных людей занимавшихся перепиской ролей для актёров и- для театра. Экскурсия на Хитров рынок лучше чем всякие б..седы о пь..се или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу..тво. Спектакль имел потрясающий ■успех. (По К- С. Станиславскому. «Моя жизнь в искусстве».) 115. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте 1) Чайковский утверждал что вдохновение это состояние когда человек работает во всю свою силу а не кокетливо помахивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что {бы) вызвать их из глубины его существа. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (Песков.) 4) Бригада нас встретит работой и ты улыбнёшься друзьям с которыми труд и забота и встречи и жизнь — пополам. (Корнилов.) § 22. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК, НЕ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ И ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ НА ПИСЬМЕ 1. В соответствии с морфологическим принципом русского правописания (см. § 13) согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменейия произ- 77 ношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, отдать, надстроить, переслать, подбросить, представить. 2. Приставки на з (без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез- (через-), раз-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежный — беспомощный, возраст — восстание, изжарить — исчислить, низвергать — ниспровергать, чрезмерный — чересчур, разбросать — распилить; рассчитать, расчёт. 3. В приставке раз- (рас-) — роз- (рос-) под ударением, когда слышится о, то и пишется о, без ударения пишется а: розвальни — развил, рбспись — расписка, розыгрыш — разыгрывать. 116. Разместите слова по трём столбикам: 1) с приставками, не меняющи Безвкусица,..жечь дотла (что-нибудь), бе..жалостный, бе..форменный, бе..шумный, обтекаемый, во..зрение, восстание, надсмотрщик, наслаждение, восторжествовать, п..дучить, о..блеск, изжога, и..подтишка, подписчик, по..шипник, бе..кормица, происшествие, ни..падать, просвещать,..дельщина, предпочтение, предшественник, чере..полосица, чере..седельник, з..движка, зачинщик, перемирие, пер..шеек, раззнакомиться, растворять, расщелина, д..веренный, д..верчивый, ра..чёт, рассчитать, расхвораться, бе..кровный. 117. Составьте, с данными словами словосочетания и запишите их, обозна Р..звальни — р..звалиться; р..зыгрыш — р..зыграть; розыск — р..зыскать; р.спись — р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь — р..ссыпать; р..ссказ — р..ссказни; р..спустить (на каникулы) — р..спуск. 118. Перепишите. Объясните правописание. Обозначьте состав выделен 1) Во время чаепития Артём спокойно ра..спрашивал Павку о прои..шедшем в классе. 2) Буфет вокзала торговал бе..прерывно целые сутки. 3) По-хорошему..дружился поварёнок с черноглазым кубовщиком. 4) Павка незаметно „близился с суровым монтёром. 5) Рассудительный и серьёзный матрос терпеливо выслушивал все ра..сказы о житье-бытье. 6) Машинист, его помощник № кочегар..бежали с паровоза. 7) Паровоз, как бы и..тратив последние силы, дышал всё реже и реже. 8) Тоне скучно от этих ра..чищенных, ра..черченных дорожек. 9) Каждый квадрат пола был и..следован. 10) Бе..жалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. 11) С каждым днём полоса в..копанной и в..рых-лённой земли уходила всё дальше и дальше. 12) От спички конец шнура в..пыхнул фосфорическим огоньком. 13) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. 14) Людской поток бе..конечен. 15) Книги, в которых были ярко описаны мужественные, сильные 78 духом и волей революционеры, бесстрашные, бе..заветно преданные нашему делу, оставляли во мне неизгладимое впечатление и желание быть таким, как они. (Н. Островский. «Как закалялась сталь».) 119. Перепишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения. Произвести ра..чёт, рассчитаться с кем-либо, расчётливый хозяин, великолепная..дравница, искусный работник, искусственный шёлк, чересчур горячая вода, бе..форменная груда обломков, безвкусная вещь, бесценный подарок, материалистическое мировоззрение, восстановленный вокзал,..беречь силы, иссякающий источник, во..хождение на гору, ни..ходящий порядок цифр, уничтожить чере..полосицу, поднять чере..седельник, совершенная бе..вкусица, ни..кая температура, ни..шая ступень. § 23. ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ- Правильное написание приставок пре- и при- связано с пониманием различия их значений. Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: приделать, пристроить, приехать, прикрепить, прикупить; 2) неполноту действия: присесть, притворить, приоткрыть; 3) расположение, нахождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский, Приставка пре- обозначает: 1) высшую степень действия или качества: пресытиться, преувеличение, предлинный, 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить — перегородить, прервать — перервать. В некоторых словах значение приставок пре- и при- не выступает с достаточной ясностью, и такие слова следует запомнить, например: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебрежение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать. В следующих, сходных по произношению словах различие в написании связано с различием в значении: презирать (не уважать, считать недостойным) — призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически выдать кого-нибудь) — придать (добавить), пребывать (находиться где-нибудь) — прибывать (приезжать), преступить (нарушить) — приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) — приёмник (то, во что или чем принимают что-либо или кого-либо), преклоняться (относиться с глубоким уважением)— приклоняться (наклоняться, пригибаться), претворить (воплотить, осуществить) — притворить (закрыть). Следует запомнить написание некоторых слов иноязычного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском языке 79 имеется приставка пре- (ргае — пред); привилегия (от лат. ргмИедшт — исключительное право); приоритет — первенство (от лат. ргюг — первый). 120. Перепишите. Устно объясните правописание приставок пре- и при- Присоединиться к демонстрации, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь примирения, преломление солнечных лучей, пр..сечь разговоры, преискусный кузнец, сделать пр..вивку, седой пр..вратник, не пренебрегать советами товарища, вступать в пр..рекания, искать пристанища, найти пребежище, преграждать дорогу, пр..вратности судьбы, несправедливые пр..тязания, преодолевать все пр..грады, преобладающая отр.хль хозяйства, давать пр..сягу, пр..про-вождать документы, пр..непр..ятное известие, быть камнем преткновения, искатели приключений. 121. Перепишите, заменяя выделенные слова или словосочетания другими Образец. Площадь около вокзала — привокзальная площадь; совсем закончить занятия — прекратить занятия. Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насытиться чем-нибудь, значительно переоценить, увеличить опасность. .122. Перепишите. Объясните значения иноязычных слов (при затруднениях используйте словари). Составьте предложения с данными сочетаниями. Изб..рать пр..зидиум, пресутствовать на пр..мьере спектакля, визит пр..зидента, пользоваться привилегиями, пр.оритет советских учёных во многих областях науки. 123. Перепишите. С выделенными словами устно составьте предложения. замысловатый, или причудливый; воплотить в жизнь, или претворить в жизнь; слегка задеть что-либо, или пр..коснуться; вытерпеть, перенести, или пр..терпеть; привыкнуть к чему-либо неприятному, или пр..терпеться; человек с большими прихотями, капризами, или пр..вередливый человек; помехи, или препятствия; лицемерный, неискренний, или пр..творный; возбуждающий восхищение, обаятельный, или пр..лестный; призрак, или пр..видение. 124. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках. 1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инженер оказался достойным... погибшего конструктора (преемник,1 приёмник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, приступить). 3) Для... нужной формы металл раскалили. Собравшиеся требовали увольнения 80 злостных нарушителей порядка и... их товарищескому суду (предание, придание). 4) Группа альпинистов осуществила... восхождение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются... условием любого спортивного успеха (непременный, беспримерный). 5) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий). 125. Перепишите. Объясните написание слов с приставками пре- и при- 1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и преемник. — Максим Горький — гениальный преемник великих писателей-реалистов XIX века. (Т. С.) 2) Деревцо приклонило ветви к самой земле. — Современники приклонялись перед замечательным талантом Щепкина. 3) Во время пребывания в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я пр..творился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила преданьям простонародной старины. (П.) С доверчивой надеждой первых лет друзьям иным душой пр..дался нежной. (П.) — Присутствие товарища пр..дало ему храбрости. (Т. С.) 126. Перепишите. Приставки обозначьте. 1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Мужичок тут же стал его тулуп примеривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр„влекательности. 4) «Василиса Егоровна — пр..храбрая дама», — заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примирённые. 6) Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее [Машу] пр..следовал. 7) «Подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будут ли препятствия?» 8) Пр..небрежение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедливым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожидает пленных и принимает пр.хягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и притворной насмешливости. 12) «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успокоил». 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринёва. (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».) 127. Составьте с данными словами словосочетания и запишите. Укажите Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, примирить, прибытие, пребывание, превосходный. 81 128. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста. Всемирной славой и в-сеобщим признанием окружено имя великого преобразователя пр..роды И. В. Мичурина. Его жизнь является примером настоящего научного трудового подвига. Мичурин рано нашёл своё жизн..ное призвание. Он прекрасно выр..зил это в следующих словах: «Я-, как помню себя, всегда и всецело был погл..щён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие р..стения». Мичурин собственными руками сеет, пр..вивает, черенкует, непрерывно ведёт широкие экспериментальные исследования. Дневники Мичурина показывают, какие трудности, препятствия преходилось ему преодолевать. Материальные заботы непрестанно ВеСят над творческим трудом исследователя. Царское правительство никакой действительной помощи Мичурину не оказывало, царские ч..новники с пренебрежением относилась к его работе. Однако учёный не прекращал своего труда. С удивительной настойчивостью и непреодолимым упорством работал он над тем, чтобы создать новый сказочный мир северных плодов, превосходных по вкусу, величине и красоте. Пр..шла Великая Октябрьская социалистическая революция. Коммунистическая партия и Советское правительство проявили большую заботу о Мичурине, ок..зали всемерную под..ржку его работе. Идеи и методы Мичурина нашли ш..рокое пр..Менение в социалистическом земледелии, его учение претворяется в жизнь. Преемники учёного продолжают начатое им дело. (По книге «Люди русской науки».) § 24. ПРАВОПИСАНИЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ. СОЧЕТАНИЕ СОГЛАСНЫХ БУКВ 129. Объясните написание согласных на стыке приставки и корня, указы Бесстрашный, бесформенный, вверенный, воззрение, восстание, воскликнуть, иззябнуть, оттенить, оттепель, оттирать, поддать, подать, поддувало, подорожник, рассвет, расцвет, преддверие, ссылка, ссадина. 130. Из слов, помещённых в скобках, при помощи указанных приставок Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вое- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (тащить, таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); разили рас- (знакомиться, жечь, писание, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чёт, считать, чистка). 82 131. Перепишите. Обозначьте состав выделенных слов. 1) Было начало марта, стояла оттепель. (Ч.) 2) Центр дивизии от.хнён почти к самой Волге. (А. Н. Т.) 3) И скоро я в лесах чужих нашёл товарищей лихих, б,.страшных, твёрдых, как булат.. (Л.) 4) Старик, р..стелив халат, мирно спал под деревом. (Ф.) 5) В отряд он вернулся днём, похудевший, с в..спалёнными глазами и головой, тяжёлой от бс.сонницы. (Ф.) 6) Павел Петрович слегка накл..нил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не п..дал. (Т.) 7) Промёрзшая земля не п.-давалась лопатам и ломам. (К. С.) 8) Сын, согнув широкую спину, п.. дер жив ал мать под мышки. (Нов.-Пр.) 9) Долгий и унылый звук подержался в морозном воздухе и зам..р. (Сераф.) 10) Поезд углублялся в леса Севера, пр..дверие Кольского полуострова. (Лидин.) 11) Покончив р..счёты, Александра Михайловна спрятала деньги. (Вер.) 12) Григорий с р..считанной медлительностью затягивал п..дпруги. (Шол.) 13) Долго говорил мне этот человек о своём миров..зрении. (Аре.) 14) Множество р..золоченных карет стояло уже на лугу. (П.) 15) Война разорила его, л..шила прежнего рвения к работе. (Шол.) 16) Дымов без сюртука в р..стёгнутой жилетке с.дел за столом. (Ч.) 17) «КВ» [танк] почти в упор р,.стре-лял третий танк. (А. Н. Т.) Употребление разделительных ъ и ь Разделительный ъ пишется: а) после приставок на согласную; I перед е (е), ю, я (отъезд, Разделительный ь пишется: перед е (е), и, ю, я во всех остальных случаях (в улье, пьёт, воробьи, шьют, деревья). Примечания. 1. ъ не ставится перед а, о, у, э {сагитировать, подоконник, суметь, сэкономит), а также в сложносокращённых словах (детясли). 2. ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад~, ин-, кон-, об-, суб- и после первой части сложного слова (адъютант, инъекция (вливание), конъюнктура, объект, субъект, фельдъегерь). 3. ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, павильон, почтальон, компаньон, медальон, бульон и др.). 132. Перепишите. Объясните выбранные написания. Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (явленный, экзаменовать); пред- (убеждение, уведомление, являть); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естественный)%; двух- (ярусный, этажный); с- (ёжиться, ездить, экономить, агитировать). 133. Прочитайте. Объясните (устно) лексическое значение выделенных слов. Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фел..етон, интервью, 83 из..ять, из..яны, под..ячий, д..явол, компаньон, (с) обезьянничать, (с) узить, ц..еса, волеизъявление, (пред) октябрьский, барел..-еф, п..едестал, премьера, павильон, (двух) актная комедия, (трёх) язычный словарь, (трёх) осный автомобиль, ад..ютант, субъективный, объективный, (четырёх) элементный, бар..ер. 134. Перепишите, оформив 1-е и 2-е предложения как цитаты. К выделен 1) Задача серьёзного писателя — построить п..есу на фигурах художественно убедительных. (М. Г.) 2) Художник-писатель должен быть объективен. (Гонч.) 3) Луна чуть светит над горою; об..яты рощи темнотою. (П.) 4) Одиноко и затерянно стоят дикие яблони с об..еденной червем, осыпавшейся сухой л..ствой. (Сераф.) 5) По сторонам в..днелись помещич..и усадьбы, деревни. (С.-Щ.) 6) Батал..он, с которым я шёл из крепости N. остался в ар..ергарде. (Л. Т.) 7) Адъютант встал, заложив руки в карманы, и стал ходить по площадке. (Л. Т.) 8) Зари б.тряной полоса об..еадлет ярко небеса. (П.) 9) Полукольцом из..гнулся одноэтажный павильон. (М. Г.) 10) День начинался солнечный, безоблачный и жаркий. (Гонч.) 11) Князь Андрей был в ту же ночь отправлен кур..ером. (Л. Т.) 12) Подняв кулаки над сп..ной ямщика, неистово мчится фельдъегерь. (Н.) Буквы ы и и после приставок После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется ы согласно произношению, например: отыскать, безыскусственный, безыдейный, безынициативный. Буква и сохраняется: 1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиздательский (договбр), сверхизысканный (вкус); 2) в словах с иноязычными приставками, например: контригра, дезинфекция. Примечание. В сложносокращённых словах начальное и второго корня сохраняется, например: мединститут. 135. Перепишите данные слова. Составьте с ними восемь словосочетаний. инициативный); из- (искать); от- (играть, искивать); под- (итожить); раз- (искать); пред- (история); (спорт) инвентарь. § 25. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и латинского языков. Эти слбва относятся главным образом к области науки, техники и общественно-политической жизни (например, термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространённые международные словообразовательные элементы. Обратите внимание на их написание. 84 ави(а) (лат. аогз — птица) — авиация, авиасвязь авт(о) (греч. аи1оз — сам) — автограф, автомат агр(о) (греч. адгоз — поле) — агроном, агротехника акв (лат. адиа — вода) — аквариум, акваланг архе(о) (греч. агсНаюз — древний) — археология архи (греч. агсНё — начало, главенство; сверх) — архиреакционный ауди (лат. аисИге — слушать) — аудитория, аудиенция аэр(о) (греч. оёг — воздух) — аэроплан, аэростат баро (греч. Ьагоз — тяжесть) — барометр библио (греч. ЫЫюп — книга) — библиотека био (греч. Ыоз — жизнь) — биография, биология ге(о) (греч. дё — земля) — география. грамма (греч. дгатта — запись, буква) — телеграмма граф (греч. дгаркб — пишу) — биограф гуман (лат. Нитапиз — человечный) — гуманист дем (греч. ёётоз — народ) — демократия дром (греч. йготоз — бег, путь) — аэродром, велодром крат (греч. кга1оз — власть) — демократия косм (греч. козтоз — Вселенная) — космический, космонавт лабор (лат. 1аЬог — труд) — лаборатория, лаборант лог (греч. 1о$оз — слово, понятие, учение) — геология метр (греч^те(гоп — мера) — метр микро (греч. тЬкгоз — малый) — микрометр, микрофон .моно (греч. топоз — один) — монолог, монография навт (греч. паи(ёз — мореплаватель) — аэронавт оним (греч. опута — имя) — антоним пери (греч. рег1 — около, вокруг) — периферия поли (греч. ро1у — много) — поликлиника пре (лат. ргае — перед) — президиум, прелюдия прото (греч. ргд1оз — первый) — прототип псевдо (греч. рзеийоз — ложь) — псевдонаучный, псевдоним сан (лат. запаге — лечить, исцелять) — санаторий скоп (греч. скорей — смотрю) — микроскоп тека (греч. (Иёкё — вместилище, ящик) — картотека теле (греч. Ше — далеко) — телевидение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.165.105 (0.025 с.) |