Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные

Поиск

1. Для проверки написания парных звонких и глухих со­гласных п, вф, гк, дт, жш) надо изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы вслед за проверяемым согласным был гласный или р, л, м, я: морозморозы, просьбапросить, грёбгребли. Для некоторых слов, однако, нельзя подобрать проверочного слова, их надо запомнить, например: вокзал, футбол, кафтан. Слово свадь­ба пишется с буквой д (хотя сватать).

2. Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (обычно это сочетания стн,стл, здн, лнц, рдц) необ­ходимо подобрать такие родственные слова, где бы эти соглас-

72


ные произносились: сердцесердечко, местныйместо, празд­никпразден, и т. п. Нельзя вставлять лишних букв, которых при проверке в корне не оказывается: ужасныйужасен, опас­ныйопасен, словесный — словеса (устарелое) и т. п.

Запомните написание слов: лестница (но: лесенка), чувство, блеснуть (но: блестеть), ресницы, ровесник, яства (кушанья; от старинного глагола ясти), сверстник (от старинного слова съвьрсть — одинаковый возраст).

98. Перепишите. Подберите проверочные слова.

1) В сумерки Никита побежал через двор к лю.хкой, отку­да на лиловой сне., падал свет двух замер..ших окошек. (А. Н. Т.)

2) За большою печью пилил деревя..ку сверчок.

3) Мишка сидел на краю коло..ца и макал в воду кончик варе..ки,
надетой на руку. 4) Никита возвращался с моло..ьбы. (А. Н. Т.)
5) Объе..чик задумчиво поглядел на даль. (Ч.) 6) Услыхав своё
имя, помесь таксы с дворня..кой вышла из-под верстака, где
она спала на стру..ках, ела..ко потянулась и побежала за хо­
зяином. (Ч.) 7) В самый жар ко..ьба показалась ему [Левину]
не так трудна. (Л. Т.) 8) Вскоре после обеда гости уехали,
чтобы успеть переодеться к сва..ьбе. (Л. Т.) 9) К вечеру гроза
начала стихать; дождь превратился в изморо..ь. (Аре.) 10) Уда­
рили холода, изморо..ь покрыла деревья.

99. Перепишите. Объясните написание слов, в которых были пропущены
буквы.

1) Никита сви..нул три раза. (А. Н. Т.) 2) Заросли сирени с дйух сторон балконной ле..ницы пригнулись под снегом. (А. Н. Т.) 3) И вот одна, одна Татьяна! Увы! Подруга стольких лет, её го­лубка молодая, её напер..ница родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлучена. (П.) 4) Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипались ре..ницы. (А. Н. Т.) 5) Всего в обозе было ше..надцать саней. (А. Н. Т.) 6) Бездонное небо переливалось, словно по звёз.люй пыли шёл ветерок. Разос.лался светящим­ся туманом Млечный Путь. (А. Н. Т.) 7) Свирепеет мороз нена­ви..ный. (Н.) 8) Река была в версте от деревни, извилистая, с чудесными берегами. (Ч.) 9) По нежной дружбе, которую коман­дир оказывал своему офицеру, Ростов чу..твовал, что несча..ная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы. Денисов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опасностям, берёг его и после дела особенно радо..но встречал его целым и невредимым. (Л. Т.) 10) Девочка была невесомой, почти бестелесной. (Гл.) 11) Рове..ники годами, близ­кие родственники, они почти никогда не разлучались. (Т.)

100. От данных слов образуйте прилагательные или глаголы. К каждому
образованному слову подберите подходящее существительное и эти сочета­
ния запишите.

1) Страстьстрастный (рыболов), ужасужасный (вид), корысть, вкус, словеей, уста, доблесть, комплекс, небеса,

73


ненастье, прелесть, интерес. 2) Коменданткомендантский (патруль), гигант, президент," интеллигент. 3) Завистьзави­стливый (человек), совесть, жалость, участие. 4) Участьучаствовать ($ соревновании), власть, честь, предчувствие. 101. Перепишите. Объясните правописание выделенных слов.

1) Она вставала только затем, чтобы в..леть подать к..кое-нибудь новое я..тво. (Т.) 2) И ше..твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под у..цы мужичок. (Н.) 3) Я послал себе на диване и стал раздаваться. (Ч.) 4) И человека человек послал к анчару вла..ным взглядом. (II.) 5) Здра..твуй, племя младое, незнакомое. (П.) 6) Всё безмол..вует, кроме ветра. (Григ.) 7)' Рано чу..тва в нём остыли. (П.) 8) В области иску..т-ва, в творчестве сер..ца русский народ обнаружил изумитель­ную силу. (М. Г.) 9) Когда в России появились театры, из не­грамотных крепо..ных народ выдвинул величайших театраль­ных актёров. (Мих.) 10) Сборная команда школы уча..вовала в кроссе. 11) Победителей соревнований чествовали все присут­ствующие. 12) Над детским домом ше..ствует коллектив ме­таллургического завода. 13) Выпавший ночью снег покрывал широкое па..бище. (С.-М.) 14) Над баштанами не чу..твова-лось заботливого хозяйского глаза. (Ф.) 15) Утра луч из-за ус­талых бледных туч бл..снул над тихою столицей. (II.) 16) Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искусный, большой и твёрдый росчерк. (Л. Т.) 17) Бабушка стала изред­ка принимать гостей, в особенности детей — наших свер..ни­кое и свер..ниц. (Л. Т.)

§ 21. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные со­
гласные жж и ее. Такие слова немногочисленны.

Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них родственных словах, на­пример: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут), на­пример: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт.

Буквы се пишутся в слове ссора и образованных от него род­ственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский; Белоруссия (но: Русь, белорус).

Примечания: 1. Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если конечная согласная приставки и начальная кор­ня являются одной и той же буквой, например: поддержать, оттащить, расстроить, беззвёздный, воззвать, бессрочный. Ср. также написание двой­ных согласных на стыке приставок, например: бессменный, воссоединение. (Все эти случаи рассматриваются далее, в § 24.)

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и
суффикса, например: естественный, станционный, лимонный, русский. Эти
случаи рассматриваются далее в правописании различных частей речи.

74


3. Тройные согласные в русском языке не пишутся, например: рассо­риться (из рас- + ссориться), одесский (из Одесса + -ск>).

2. Двойные согласные пишутся во многих иноязычных сло­вах, например: пресса, аннулировать, аттестат, апелляция. Но среди иноязычных слов есть значительное число и т-аких, в которых двойные согласные не пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресурсы. Поэтому слова с двойными согласными надо запоминать, а при сомнении обращаться к орфографическому словарю.

102. Перепишите. Объясните написание пропущенных букв.

1) ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со..ён-ные письма,..жать рожь,..жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..жи, купить дро..жи, подружиться в школе, заросли можже­вельника, изредка брю..жать, брьь.жет искрами, вы..женные склоны гор, дребезжащий голос, чуть бре..жить.

2) с или ее: судьбы Ро..ии, ро..ийский пролетариат, родная Ру..ь, партизаны Белору..ии, крестьяне-белору..ы.

103. Прочитайте. Устно укажите лексические значения слов с двойными
согласными (при затруднении обращайтесь к Школьному толковому сло­
варю или словарю иностранных слов).

I. Агрессор, аннотация, аннулировать, апелляция, аппарат,
аппетит, ассистент, ассоциация, аттестат, аттракцион; бал­
лада, баллотировка, баррикада, бассейн, бацилла, беллетри­
стика, бюллетень; ванна; группа; дискуссия, диссертация, ди­
стиллированный, дифференциация; иллюзия, иллюминация,
иллюстрация, илежунитет, интеллигенция.

II. Коллектив, колонна (но колонка), колосс, комиссия,
комментарий, коммунизм, коммюнике, компромисс, конгресс,
концессия, корреспондент, кристалл, кристаллический (но
кристальный), кросс; масса, металл, миллион, миссия; оккупа­
ция, оппозиция, оппонент, параллель, пассивный, перрон, песси­
мизм, пресса, программа, прогресс, пропеллер, профессия, про­
цесс; режиссёр, репрессия, рессора; суррогат; телеграмма, тен­
нис, терраса, территория, террор, тонна (но трёхтонка), трасса,
троллейбус, труппа, туннель; хоккей; целлулоид, целлюлоза;
шасси, шоссе; экспрессия, эффект.

104. С данными словами составьте словосочетания и запишите их. Под­
черкните двойные согласные.

Аннотация, апелляция, ассоциация, дискуссия, дифферен­циация, комментарий, коммюнике, компромисс, пассивный, трасса, эффект, кросс, оккупация.

105. Из упражнения 103 выпишите слова, относящиеся к общественно-политической лексике. Подчеркните двойные согласные. Составьте восемь словосочетаний с этими словами (по своему выбору).

106. Выпишите из упражнения 103 слова, относящиеся: а) к области спорта, б) к области литературы и театра, в) к области транспорта.

75


107. Выпишите из упражнения 103 слова, относящиеся к области науки и техники. Подчеркните двойные согласные. Составьте и запишите шесть словосочетаний с некоторыми из этих слов.

. 108. От данных слов образуйте глаголы, используя суффикс -овать или - (из)ировать. Подчеркните двойные согласные,-

Апелляция, баллотировка, группа, дифференциация, атте­стат, иллюстрация, коллектив, комментарий, оккупация, ре­жиссёр, сумма, иллюминация.

109. От данных существительных образуйте другие:

а) с уменьшительными суффиксами (-ик, -ник, -очк-а или -к-):

аппарат, баллон, ванна, группа, программа, терраса;

б) с суффиксами, обозначающими лицо (-ант, -ер, -ист, -ург):
металл, миллион, оккупация, пессимизм, хоккей, теннис.

110. От данных слов образуйте прилагательные, используя суффиксы -йен-,
-к-,
-(иче)ск~, -ое-, -они- или -(он)альн- (в некоторых случаях могут быть
использованы и два суффикса). Двойные, согласные подчеркните. К каждо­
му прилагательному подберите подходящее существительное.

Агрессия, аккумулятор, аппетит, баррикада, группа, дис­сертация, интеллигент, иллюстрация, класс, коллектив, ком­муна, компромисс, кристалл, масса, металл, параллель, пас­сажир, профессия, режиссёр, территория, троллейбус, целлу­лоид, шоссе, экспрессия.

111. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите в них
двойных- согласных!). Составьте словосочетания с этими словами.

Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, приви­легия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюминий, дифирамб.

112. Перепишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре.

1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, тубер­кулёзная баци..а, алюминиевая посуда, криста..ическое состо­яние, криста..ьная форма, картинная га..ерея, дружный ко..ек-тив, некоторые привилегии, дисти..ированная вода;

2) с или се: водный ба..ейн, а..йстент профе..ора, свободная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ре..урсы;

3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..е'нтарии, глу­бокая дра..а, и..итация кожи, правительственное ко..юнике;

4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, ост­роумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе.

113. Перепишите. Удвоенные согласные подчеркните.

1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програм... (С.-Щ.) 2) Впереди у него [Степана] был только один рес.рс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был громадный, с колон..ми. (Ч.) 4) Егор Семенович и Таня сидели на тер..се и пили чай. (Ч.) 5) Жук жуж..л. (П.) 6) Юноша выпустил во..жи из рук. (Ф.) 7) После множества заворотов тун..ль окончился низкой, сводча­той пещерой. (А. Н. Т.) 8) Вверху неподалёку раздался резкий,

76


метал..ческий визг. (А. Н. Т.) 9) В кор.доре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгруп..ровались в каких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петровичу-свои ат..статы. (П.) 12) Свет бесчисленных звезд отражается в каждом кристал..ке снегов. (С. М.) 13) Они [сатирики] писали иногда пышные дифи­рамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал д..сер-тант, была полна. (Т. С.)

114. Перепишите, расставляя знаки препинания. На полях укажите со­
кращённо, почему поставили тот или иной знак. К выделенным словам
подберите синонимы.                                                                                     •

Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рассказы­вал мне в темноте содержание своей пь..сы [«На дне»1 о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь Нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой значительно углублённой редакции.

Рассказы Горького разожгли нас и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена эк­спедиция в которой участвовали многие артисты театра играв­шие в пь..се. Под предводительством писателя Гиляровского изу­чавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний «универ­ситет» с б.хяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из грамотных людей занимавшихся перепиской ро­лей для актёров и- для театра. Экскурсия на Хитров рынок луч­ше чем всякие б..седы о пь..се или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу..тво. Спектакль имел потрясающий ■успех.

(По К- С. Станиславскому. «Моя жизнь в искусстве».)

115. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте
схемы этих сложных предложений (образцы см. в § 83, 86) и подготовьте
их устный синтаксический разбор.

1) Чайковский утверждал что вдохновение это состояние когда человек работает во всю свою силу а не кокетливо пома­хивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что {бы) вызвать их из глубины его существа. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (Песков.) 4) Бригада нас встретит работой и ты улыбнёшься друзьям с которыми труд и забота и встречи и жизнь — пополам. (Корнилов.)

§ 22. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК, НЕ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ И ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ НА ПИСЬМЕ

1. В соответствии с морфологическим принципом русского правописания (см. § 13) согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменейия произ-

77


ношения, например: срубить, сбить, сшить, сжать, вперед, доставить, забежать, написать, обрубить, отдать, надстро­ить, переслать, подбросить, представить.

2. Приставки на з (без-, воз-(вз-), из-, низ-, чрез- (через-), раз-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими соглас­ными и с буквой с перед глухими согласными: безбрежныйбеспомощный, возраствосстание, изжаритьисчислить, низвергатьниспровергать, чрезмерныйчересчур, раз­бросатьраспилить; рассчитать, расчёт.

3. В приставке раз- (рас-)роз- (рос-) под ударением, ког­да слышится о, то и пишется о, без ударения пишется а: роз­вальниразвил, рбсписьрасписка, розыгрышразыгрывать.

116. Разместите слова по трём столбикам: 1) с приставками, не меняющи­
ми на письме согласного; 2) с приставками на з — с; 3) с приставками на
гласный. С выделенными словами составьте словосочетания.

Безвкусица,..жечь дотла (что-нибудь), бе..жалостный, бе..фор­менный, бе..шумный, обтекаемый, во..зрение, восстание, надсмотр­щик, наслаждение, восторжествовать, п..дучить, о..блеск, изжо­га, и..подтишка, подписчик, по..шипник, бе..кормица, происше­ствие, ни..падать, просвещать,..дельщина, предпочтение, предшественник, чере..полосица, чере..седельник, з..движка, зачин­щик, перемирие, пер..шеек, раззнакомиться, растворять, расще­лина, д..веренный, д..верчивый, ра..чёт, рассчитать, расхворать­ся, бе..кровный.

117. Составьте, с данными словами словосочетания и запишите их, обозна­
чая ударение в словах с пропущенными буквами.

Р..звальни — р..звалиться; р..зыгрыш — р..зыграть; ро­зыск — р..зыскать; р.спись — р..списать, р..списание, р..списка; р..ссыпь — р..ссыпать; р..ссказ — р..ссказни; р..спустить (на ка­никулы) — р..спуск.

118. Перепишите. Объясните правописание. Обозначьте состав выделен­
ных слов и укажите способ их образования.

1) Во время чаепития Артём спокойно ра..спрашивал Павку о прои..шедшем в классе. 2) Буфет вокзала торговал бе..прерыв­но целые сутки. 3) По-хорошему..дружился поварёнок с черно­глазым кубовщиком. 4) Павка незаметно „близился с суровым монтёром. 5) Рассудительный и серьёзный матрос терпеливо выс­лушивал все ра..сказы о житье-бытье. 6) Машинист, его помощ­ник № кочегар..бежали с паровоза. 7) Паровоз, как бы и..тратив последние силы, дышал всё реже и реже. 8) Тоне скучно от этих ра..чищенных, ра..черченных дорожек. 9) Каждый квадрат пола был и..следован. 10) Бе..жалостная осень сорвала их [деревьев] пышные одеяния. 11) С каждым днём полоса в..копанной и в..рых-лённой земли уходила всё дальше и дальше. 12) От спички конец шнура в..пыхнул фосфорическим огоньком. 13) Город ра..сыпал в темноте миллионы огней. 14) Людской поток бе..конечен. 15) Книги, в которых были ярко описаны мужественные, сильные

78


духом и волей революционеры, бесстрашные, бе..заветно предан­ные нашему делу, оставляли во мне неизгладимое впечатление и желание быть таким, как они.

(Н. Островский. «Как закалялась сталь».)

119. Перепишите данные словосочетания. С выделенными словами устно составьте предложения.

Произвести ра..чёт, рассчитаться с кем-либо, расчётливый хозяин, великолепная..дравница, искусный работник, искусст­венный шёлк, чересчур горячая вода, бе..форменная груда об­ломков, безвкусная вещь, бесценный подарок, материалистичес­кое мировоззрение, восстановленный вокзал,..беречь силы, исся­кающий источник, во..хождение на гору, ни..ходящий порядок цифр, уничтожить чере..полосицу, поднять чере..седельник, со­вершенная бе..вкусица, ни..кая температура, ни..шая ступень.

§ 23. ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-

Правильное написание приставок пре- и при- связано с по­ниманием различия их значений.

Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближе­ние, прибавление: приделать, пристроить, приехать, при­крепить, прикупить; 2) неполноту действия: присесть, при­творить, приоткрыть; 3) расположение, нахождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский,

Приставка пре- обозначает: 1) высшую степень действия или качества: пресытиться, преувеличение, предлинный, 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградитьперегородить, прерватьперервать.

В некоторых словах значение приставок пре- и при- не высту­пает с достаточной ясностью, и такие слова следует запомнить, например: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебре­жение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать.

В следующих, сходных по произношению словах различие в написании связано с различием в значении: презирать (не ува­жать, считать недостойным) — призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически выдать кого-нибудь) — придать (добавить), пребывать (находиться где-нибудь) — прибывать (приезжать), преступить (нарушить) — приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, про­должает работу кого-нибудь) — приёмник (то, во что или чем принимают что-либо или кого-либо), преклоняться (относиться с глубоким уважением)— приклоняться (наклоняться, пригибать­ся), претворить (воплотить, осуществить) — притворить (закрыть).

Следует запомнить написание некоторых слов иноязыч­ного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском языке

79


имеется приставка пре- (ргае — пред); привилегия (от лат. ргмИедшт — исключительное право); приоритет — пер­венство (от лат. ргюг — первый).

120. Перепишите. Устно объясните правописание приставок пре- и при-
(слова, где значение этих приставок затемнено, подчеркните).

Присоединиться к демонстрации, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь прими­рения, преломление солнечных лучей, пр..сечь разговоры, преис­кусный кузнец, сделать пр..вивку, седой пр..вратник, не пренеб­регать советами товарища, вступать в пр..рекания, искать приста­нища, найти пребежище, преграждать дорогу, пр..вратности судьбы, несправедливые пр..тязания, преодолевать все пр..гра­ды, преобладающая отр.хль хозяйства, давать пр..сягу, пр..про-вождать документы, пр..непр..ятное известие, быть камнем преткновения, искатели приключений.

121. Перепишите, заменяя выделенные слова или словосочетания другими
с приставками пре- и при-. Объясните значение приставок во вновь обра­
зованных словах (устно).

Образец. Площадь около вокзала привокзальная площадь; совсем закончить занятия прекратить занятия.

Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Вол­ги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень стран­ный случай, сделать ручным дикое животное, быстро прохо­дящее явление, загородить дорогу, с избытком насытиться чем-нибудь, значительно переоценить, увеличить опасность.

.122. Перепишите. Объясните значения иноязычных слов (при затруднениях используйте словари). Составьте предложения с данными сочетаниями.

Изб..рать пр..зидиум, пресутствовать на пр..мьере спектак­ля, визит пр..зидента, пользоваться привилегиями, пр.оритет советских учёных во многих областях науки.

123. Перепишите. С выделенными словами устно составьте предложения.
Гнаться за кем-нибудь, или преследовать; прихотливый,

замысловатый, или причудливый; воплотить в жизнь, или претворить в жизнь; слегка задеть что-либо, или пр..коснуть­ся; вытерпеть, перенести, или пр..терпеть; привыкнуть к чему-либо неприятному, или пр..терпеться; человек с большими при­хотями, капризами, или пр..вередливый человек; помехи, или препятствия; лицемерный, неискренний, или пр..творный; воз­буждающий восхищение, обаятельный, или пр..лестный; при­зрак, или пр..видение.

124. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.

1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инженер ока­зался достойным... погибшего конструктора (преемник,1 приём­ник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, приступить). 3) Для... нужной формы металл раскалили. Собравшиеся требовали увольнения

80


злостных нарушителей порядка и... их товарищескому суду (пре­дание, придание). 4) Группа альпинистов осуществила... восхож­дение на недоступную горную вершину. Систематические трени­ровки являются... условием любого спортивного успеха (непре­менный, беспримерный). 5) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).

125. Перепишите. Объясните написание слов с приставками пре- и при-
(устно).

1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и преемник. — Максим Горький — гениальный преемник вели­ких писателей-реалистов XIX века. (Т. С.) 2) Деревцо прикло­нило ветви к самой земле. — Современники приклонялись пе­ред замечательным талантом Щепкина. 3) Во время пребыва­ния в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я пр..творился, будто сплю. (Л. Т.) 6) Татьяна верила предань­ям простонародной старины. (П.) С доверчивой надеждой пер­вых лет друзьям иным душой пр..дался нежной. (П.) — Присут­ствие товарища пр..дало ему храбрости. (Т. С.)

126. Перепишите. Приставки обозначьте.

1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Мужичок тут же стал его тулуп примеривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр„влекательности. 4) «Василиса Егоровна — пр..храб­рая дама», — заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примирён­ные. 6) Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее [Машу] пр..следовал. 7) «Подумай хорошенько, — прибавила она, — со стороны твоих родных не будут ли препятствия?» 8) Пр..небрежение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ива­новне, казалось мне столь же непристойным, как и несправедли­вым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закрича­ли в толпе, что государь на лошади ожидает пленных и принима­ет пр.хягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть презрение, и он отворотился с выражением искрен­ней злобы и притворной насмешливости. 12) «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успокоил». 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекращаются записки Петра Ан­дреевича Гринёва.

(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

127. Составьте с данными словами словосочетания и запишите. Укажите
способы синтаксической связи главного и зависимого слова.

Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, примирить, прибытие, пребывание, превосходный.

81


128. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность текста.
Составьте план его. Перепишите. Обозначьте состав выделенных слов.

Всемирной славой и в-сеобщим признанием окружено имя великого преобразователя пр..роды И. В. Мичурина. Его жизнь является примером настоящего научного трудового подвига.

Мичурин рано нашёл своё жизн..ное призвание. Он прекрас­но выр..зил это в следующих словах: «Я-, как помню себя, все­гда и всецело был погл..щён только одним стремлением к за­нятиям выращивать те или другие р..стения». Мичурин соб­ственными руками сеет, пр..вивает, черенкует, непрерывно ведёт широкие экспериментальные исследования. Дневники Мичурина показывают, какие трудности, препятствия прехо­дилось ему преодолевать. Материальные заботы непрестанно ВеСят над творческим трудом исследователя. Царское прави­тельство никакой действительной помощи Мичурину не оказы­вало, царские ч..новники с пренебрежением относилась к его работе. Однако учёный не прекращал своего труда. С удиви­тельной настойчивостью и непреодолимым упорством рабо­тал он над тем, чтобы создать новый сказочный мир северных плодов, превосходных по вкусу, величине и красоте.

Пр..шла Великая Октябрьская социалистическая революция. Коммунистическая партия и Советское правительство проявили большую заботу о Мичурине, ок..зали всемерную под..ржку его работе. Идеи и методы Мичурина нашли ш..рокое пр..Менение в социалистическом земледелии, его учение претворяется в жизнь. Преемники учёного продолжают начатое им дело.

(По книге «Люди русской науки».)

§ 24. ПРАВОПИСАНИЕ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ. СОЧЕТАНИЕ СОГЛАСНЫХ БУКВ

129. Объясните написание согласных на стыке приставки и корня, указы­
вая в каждом слове приставку и корень. В результате чего в некоторых
словах появляются удвоенные согласные?

Бесстрашный, бесформенный, вверенный, воззрение, вос­стание, воскликнуть, иззябнуть, оттенить, оттепель, оттирать, поддать, подать, поддувало, подорожник, рассвет, расцвет, преддверие, ссылка, ссадина.

130. Из слов, помещённых в скобках, при помощи указанных приставок
образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные согласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злоб­ный, сонный); воз- или вое- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (тащить, таять, тяжелеть, тол­кнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); раз­или рас- (знакомиться, жечь, писание, пороть, седлать, спра­шивать, таять, тратить, чёт, считать, чистка).

82


131. Перепишите. Обозначьте состав выделенных слов.

1) Было начало марта, стояла оттепель. (Ч.) 2) Центр дивизии от.хнён почти к самой Волге. (А. Н. Т.) 3) И скоро я в лесах чужих нашёл товарищей лихих, б,.страшных, твёрдых, как бу­лат.. (Л.) 4) Старик, р..стелив халат, мирно спал под деревом. (Ф.) 5) В отряд он вернулся днём, похудевший, с в..спалёнными глазами и головой, тяжёлой от бс.сонницы. (Ф.) 6) Павел Петро­вич слегка накл..нил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не п..дал. (Т.) 7) Промёрзшая земля не п.-давалась лопатам и ломам. (К. С.) 8) Сын, согнув широкую спину, п.. дер жив ал мать под мышки. (Нов.-Пр.) 9) Долгий и унылый звук подержал­ся в морозном воздухе и зам..р. (Сераф.) 10) Поезд углублялся в леса Севера, пр..дверие Кольского полуострова. (Лидин.) 11) Покончив р..счёты, Александра Михайловна спрятала день­ги. (Вер.) 12) Григорий с р..считанной медлительностью затяги­вал п..дпруги. (Шол.) 13) Долго говорил мне этот человек о своём миров..зрении. (Аре.) 14) Множество р..золоченных карет стояло уже на лугу. (П.) 15) Война разорила его, л..шила прежнего рве­ния к работе. (Шол.) 16) Дымов без сюртука в р..стёгнутой жи­летке с.дел за столом. (Ч.) 17) «КВ» [танк] почти в упор р,.стре-лял третий танк. (А. Н. Т.)

Употребление разделительных ъ и ь

Разделительный

ъ пишется: а) после приставок на согласную; I перед е (е), ю, я (отъезд,
б) в сложных словах после двух-, У объём, предъюбилейный,
трёх-, четырёх-
                            ^ объять, двухъярусный).

Разделительный

ь пишется: перед е (е), и, ю, я во всех остальных случаях (в улье, пьёт, воробьи, шьют, деревья).

Примечания. 1. ъ не ставится перед а, о, у, э {сагитировать, подокон­ник, суметь, сэкономит), а также в сложносокращённых словах (детясли).

2. ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад~, ин-, кон-, об-, суб- и после первой части сложного слова (адъютант, инъекция (влива­ние), конъюнктура, объект, субъект, фельдъегерь).

3. ь пишется в некоторых иноязычных словах перед о (батальон, па­вильон, почтальон, компаньон, медальон, бульон и др.).

132. Перепишите. Объясните выбранные написания.

Без- (ответственный, аварийный, укоризненный); из- (явить, езженный, обильный); об- (едать, являть); от- (явленный, экза­меновать); пред- (убеждение, уведомление, являть); раз- (учить, уверить, яриться); сверх- (естественный)%; двух- (ярусный, этаж­ный); с- (ёжиться, ездить, экономить, агитировать).

133. Прочитайте. Объясните (устно) лексическое значение выделенных слов.
Перепишите. Составьте с каждым выделенным словом словосочетание.

Изъясняться, подъёмный, фельдъегерь, фел..етон, интервью,

83


из..ять, из..яны, под..ячий, д..явол, компаньон, (с) обезьянничать, (с) узить, ц..еса, волеизъявление, (пред) октябрьский, барел..-еф, п..едестал, премьера, павильон, (двух) актная комедия, (трёх) язычный словарь, (трёх) осный автомобиль, ад..ютант, субъективный, объективный, (четырёх) элементный, бар..ер.

134. Перепишите, оформив 1-е и 2-е предложения как цитаты. К выделен­
ным словам подберите синонимы.

1) Задача серьёзного писателя — построить п..есу на фигу­рах художественно убедительных. (М. Г.) 2) Художник-писатель должен быть объективен. (Гонч.) 3) Луна чуть светит над горою; об..яты рощи темнотою. (П.) 4) Одиноко и затерянно стоят дикие яблони с об..еденной червем, осыпавшейся сухой л..ствой. (Сераф.) 5) По сторонам в..днелись помещич..и усадьбы, дерев­ни. (С.-Щ.) 6) Батал..он, с которым я шёл из крепости N. остался в ар..ергарде. (Л. Т.) 7) Адъютант встал, заложив руки в карма­ны, и стал ходить по площадке. (Л. Т.) 8) Зари б.тряной полоса об..еадлет ярко небеса. (П.) 9) Полукольцом из..гнулся одноэтаж­ный павильон. (М. Г.) 10) День начинался солнечный, безоблач­ный и жаркий. (Гонч.) 11) Князь Андрей был в ту же ночь от­правлен кур..ером. (Л. Т.) 12) Подняв кулаки над сп..ной ямщи­ка, неистово мчится фельдъегерь. (Н.)

Буквы ы и и после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется ы согласно произношению, например: отыскать, бе­зыскусственный, безыдейный, безынициативный. Буква и сохра­няется: 1) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межиз­дательский (договбр), сверхизысканный (вкус); 2) в словах с ино­язычными приставками, например: контригра, дезинфекция.

Примечание. В сложносокращённых словах начальное и второго кор­ня сохраняется, например: мединститут.

135. Перепишите данные слова. Составьте с ними восемь словосочетаний.
Без- (известный, исходный, искусный, интересный, идейность,

инициативный); из- (искать); от- (играть, искивать); под- (ито­жить); раз- (искать); пред- (история); (спорт) инвентарь.

§ 25. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и ла­тинского языков. Эти слбва относятся главным образом к об­ласти науки, техники и общественно-политической жизни (на­пример, термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространённые международные словообразова­тельные элементы. Обратите внимание на их написание.

84


ави(а) (лат. аогз — птица) — авиация, авиасвязь авт(о) (греч. аи1оз — сам) — автограф, автомат агр(о) (греч. адгоз — поле) — агроном, агротехника акв (лат. адиа — вода) — аквариум, акваланг архе(о) (греч. агсНаюз — древний) — археология архи (греч. агсНё — начало, главенство; сверх) — архиреак­ционный

ауди (лат. аисИге — слушать) — аудитория, аудиенция аэр(о) (греч. оёг — воздух) — аэроплан, аэростат баро (греч. Ьагоз — тяжесть) — барометр библио (греч. ЫЫюп — книга) — библиотека био (греч. Ыоз — жизнь) — биография, биология ге(о) (греч. дё — земля) — география. грамма (греч. дгатта — запись, буква) — телеграмма граф (греч. дгаркб — пишу) — биограф гуман (лат. Нитапиз — человечный) — гуманист дем (греч. ёётоз — народ) — демократия дром (греч. йготоз — бег, путь) — аэродром, велодром крат (греч. кга1оз — власть) — демократия косм (греч. козтоз — Вселенная) — космический, космонавт лабор (лат. 1аЬог — труд) — лаборатория, лаборант лог (греч. 1о$оз — слово, понятие, учение) — геология метр (греч^те(гоп — мера) — метр

микро (греч. тЬкгоз — малый) — микрометр, микрофон .моно (греч. топоз — один) — монолог, монография навт (греч. паи(ёз — мореплаватель) — аэронавт оним (греч. опута — имя) — антоним пери (греч. рег1 — около, вокруг) — периферия поли (греч. ро1у — много) — поликлиника пре (лат. ргае — перед) — президиум, прелюдия прото (греч. ргд1оз — первый) — прототип псевдо (греч. рзеийоз — ложь) — псевдонаучный, псевдоним сан (лат. запаге — лечить, исцелять) — санаторий скоп (греч. скорей — смотрю) — микроскоп тека (греч. (Иёкё — вместилище, ящик) — картотека теле (греч. Ше — далеко) — телевидение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.165.105 (0.025 с.)