Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чередование гласных в корнях словСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е — и: а, я — им-, — ин-;о — а) основано на ряде особых правил. Чередование и — е В корнях с чередующимися гласными е — и (бер --------- бир-, пер ---- пир-, мер ------ мир-, стел ------ стил-, дер ------ дир- и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать — выберут, запирать — запереть, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, блистать — блестеть. з * 67 На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин~, например: сжать — 'сжимать, примять — приминать, начать — начинать, снять — снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда', когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание. 87. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующие Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — от-п..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, удирает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, проклинать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — занимать позицию. 88. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, Но которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе понимать дело. (Герц.) 3) Книжные полки занимают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вниманием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.)7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл.хтал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу блистательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (Л.) 11) Он проверял сложение и вычитание у Вани и нашёл две ошибки. (Гонч.) 12) Я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной. (М.-С.) 13) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой заст..лает всё доступное для глаза. (Ч.) 14) Было тихо, дым весь пал в лощину и всё заст..лил. (Пришв.) Чередование а — о 1. В корнях лаг ------ лож- и кас -------- кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-: полагать — положить (исключение: полог), касаться — коснуться. 2. В корнях плав ------ плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. 3. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага. 68 89. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения (устно). Излагать, изложить, предполагать, предположить, прикасаться, прик.-снуться, предположение, предполагаемый, соприкасаться, налагать, ул..жение, прилагательное, разложение, разл..гать; пл-.вцы, попл-.вок, расплавлять, выпл..вка, пл..вучесть, выплавлять; обувь пром..кает, обмакнуть кисть в краску, хорошая промокашка, непромокаемое пальто, вым..кнуть под дождём. 90. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела служились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве приложения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения налагается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к.халась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обМоКнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Пред-пол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.) 13) Я на вас могу положиться. (Т.) 14) Ранняя зимняя ночь укрыла селение тёмным пол.том. (В. Аж.) Чередование а — о (продолжение) 4. В корнях клан- — клон-, твар -------- твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корне гар ----- гор- в безударном положении также обыч Исключение: выгарки. 5. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корне з<ф- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: зарА, зарница, озарённый, но зори, зарево. 6. В корне скак ----- скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о — перед ч, например: ска-кать — вскочить, подскакать — подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение). 91. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. I. Скл..ниться над ручьём, склоняться над водой, накл..нить голову, наклоняться над чертежом, преклоняться перед кем-нибудь, преклонить колена, откл..нение в сторону; затворить калитку, затворять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, растворять ворота, нерастворимые вещества, растворитель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на бе- 69 регу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, догоравший костёр; оз..-рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие зарницы, утренняя з..ря. II. Ск..кать вдоль дороги, перескочить через препятствие, заек..кать от радости, выск..чить на улицу, доск..кать до деревни, небольшой ск..чок, заносчивый выск..чка, вск..чить на ходу, остановить на ск..ку, степные ск..куны, ск..чите к командиру. 92. Перепишите и объясните (устно), почему выбрано то или другое написание. 1) В сенях на полу лежал коврик; все двери запирались на замок. 2) Лучков никогда при других не упом..нал имени Кисте-ра. 3) Маша, не раскрывая пялец, слегка приложилась к ним грудью и подп..рла голову руками. 4) Ярко и пышно зарделась з..ря. Перед берёзовой рощей расстилался ровный и широкий луг. Маше вздумалось играть в г..релки. 5) Она наклонилась, подн..л^ цветок. 6) Дней через пять Лучков сам предл..жил Кис-теру съездить к Перекатову. 7) Присутствие Кистера облегчало её и распол.тало к весёлости, хотя не радовало её и не волновало: с ним Маша могла болтать по часам, оп..раясь на руку его. 8) Не оттого ли так неприятно пор„зило его [Кистера] признание Лучкова, что дело к.халось Маши? 9) Взгляды тихо разгорались и быстро пог..сали. 10) «Вы желали меня видеть?..» — голос её зам..р.. 11) Он [Лучков] покл..нился и вышел. (И. С. Тургенев. «Бретёр».). 93- Перепишите. 1) Лёгкий ветер беззвучно шевелил рыжую, выг..ревшую траву. (Шол.) 2) Лампа чуть светит, выг..рает. (В. Ш.) 3) Солнце клонилось к закату. (Т. С.) 4) Серная кислота является раств..рителем для многих металлов. (Т. С.) 5) Берёза в моём стародавнем саду зелёные ветви скл..няла к пруду. (Ог.) 6) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя з..ря, и на плечо богатыря лицо спокойное скл..нила. (П.) 7) Когда разговор к..сался симпатичных ей поступков, чёрные глаза заг..рались радостным блеском и щёки оз..рялись ещё сильнее пылающим румянцем. (Фед.) 8) В непроглядных тучах открывались невиданные з..рницы, оз..ряя серую равнину. (А. Н. Т.) 9) Воля и труд человека дивные дива тв..рят. (Н.) 10) В тереме тесовом вмиг раств..рится окно. (Кольц.) 11) Просёлочным путём люблю ск..кать в телеге; (Л.) 12) Заяц выск..чил из лесу и по-б..жал полем. (П.) 13) Казбич т..лкнул лошадь, и она д..ла ск-.чок в сторону. (Л.) 14) Казачий полк летит на ск..кунах. (Софр.) 15) Наскочила коса на камень. (Пог.) Чередование а — о (продолжение) 7. Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), напри- 70 мер: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. 8. В корне раст ------ рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д. 94. Перепишите, объясните правописание. Держать равнение в рядах, совершать равномерное движение, разр..внять грядки, сравнить два числа, несравнимые величины, подр..внять кусты сирени, увеличить уровень производства, равняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..ель, р..сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор..ело мхом, новая отр.хль промышленности, нар.хтить силы, отвратительный р..стовщик. 95. Перепишите. 1) Весь мир увидел, как выр..с советский человек, увидел его богатство, его душевную силу. (Тих.) 2) Р..стём от года к году мы. (Маяк.) 3) Равнодушия, успокоения, удовлетворённости у писателя не должно быть — вечная тревога. (А. Н. Т.) 4) Над широкой водной р..вниной встают и торжественно сия 96. Перепишите. К выделенным словам подберите синонимы. 1) Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России. (П.) 2) Благосл..ви, поэт... В т..ши парнасской сени я с треп..том скл..нил пред музами колени. (П.) 3) Я стал писать охотничьи рассказы, прославляющие радость жизни. (Пришв.) 4) Гиацинты изл..вали в маленькой комнатке сильный зап..х. (Гонч.) 5) Очарование сна ещё не рассеялось. (Пол.) 6) Мартьянов с..дел 71 реи, и. из-под оврага поднимался растущий туман. (Л. Т.) 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень белыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. (М. Г.) 13) По р..внине быстро разливалась тьма, погл..щая очертания. (Кор.) 97. Прочитайте и укажите, к какому тицу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится этот текст. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование. Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литературы. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и самое искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира. Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров. «Воспоминания».)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.255 (0.01 с.) |