Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие сведения о Русской орфографииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов. I. Правила, устанавливающие написание значимых частей сло Во мйогих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением; являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например: 1) собйка — собйчка, Собакёвин; 2) авантгдра — авантюрист, авантгдрный; 3) ковш — кбвшик, нефть — нефтянбй. Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.. В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, например: полагйть — положить; збрька — зарА, отпереть — от парить. Морфологический принцип удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начертания слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного. 50 В нашей орфографии есть и основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слова, отражающие изменение произношения звуков, например: 1) излечить — искоренить, безмолвный — бесправный; 2) розвальни (сани) — развил; 3) имя — безымянный; 4) лезть — лестница, блестеть — блеснуть. Таких написаний немного, их большая часть относится к обозначению приставок на -з. Безошибочное применение на практике многих орфографических правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова. II. Раздельное написание слов основывается на принципе: В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами,.к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке; например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке). Используются в русской орфографии и написания с Дефисом (чёрточкой) — прежде всего в наречиях и сложных словах, например: читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический. III. Употребление прописных букв связано с выделением Примечание. -С прописной буквы пишутся имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие связь с носителем собственного имени, например: Надо показать, в каком отношении находится Базаров к разным Онегиным, Печориным, Бельтовым (Д. П.) (т. е. подобным Онегину, Печорину, Бельтову). При полном переходе собственных имен в нарицательные пишется строчная бу^ва, например: Он настоящий геркулес (силач) (от имени героя античных сказаний Геркулеса). * IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: пе-да-гог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше. При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Института русского языка Академии наук СССР (все издания начиная с 1974 г.). Специально для учащихся средней школы в течение многих лет издаётся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова (в конце этого словаря помещены и важнейшие правила орфографии). 51 В «Школьном грамматико^орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Шнова и А. В. Текучева (2-е издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только написание слов,, но во многих случаях г* Их деление на значимые части, лексическое значение, особенности произношения. 59. Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологические I. Посадил, сбегай, низкий^ река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба. П. Бездарный, беспомощный* запах, глинистый, шефство, 60. Перепишите. Объясните устно, на чём основано раздельное или слит \, Укрыться от до>кдя под («а) вес, ценить ' (щ) вес золота; умчаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, заболеть (во) время каникул; войти (^) плотнунэ массу облаков, подойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу^ обрабатывать детали (в) ручную. 61. Перепишите. Объясните устно, на чём основано употребление пропис I. Наблюдать (С, суеверную Ночь на побережье (С, север II. Подвиги (И, и)льи (М, л*)уромца, бесстрашие горьков- 62. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфо Ид..ал, вопл..щение, либеральный, обаятельный, отражение, перспектива, подлинный, обличать, прокламации, пропагандист, свидетель, традиция, ц..тадель. 52 УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ I. С прописной буквы пишутся: а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдо б) географические и административные названия, напри в) названия периодических изданий, литературных произ Примечание. С прописной буквы пишутся имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие сходство с носителем собственного имени, например; Надо показать, в каком отношении находится Базаров к разным Онегиным, Печориным, Бельтовым (Д. П.) (-подобным Онегину, Печорину, Бельтову). При полном переходе собственных имен в нарицательные пишется строчная буква, например: Он настоящий геркулес (— силач) (от имени героя греческих мифов Геркулеса). ,11. Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций Российской Федерации, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах. 1. С прописной буквы пишутся: а) все слова, кроме служебных, в названиях высших госу б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных назва Примечание. Если название знака отличия заключено в кавычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За оборону Москвы», орден «Мать- героиня» (но орден «Знак Почёта»). 53 в) все слова в названиях высших должностей и почётных Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист России, лауреат Государственной премии и т. д. г) два первых слова в названиях двух исторических собы 2. С прописной буквы пишется первое слово: а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), в) в названиях современных и исторических политических 63. Прочитайте и объясните употребление прописных букв. Перепишите п. 2, подчеркните прописные буквы. 1. Роман «Война и мир» писателя Льва Николаевича Толстого, князь Иван Калита, море Лаптевых, река Енисей, Ладожское озеро, созвездие Большая Медведица, Тверская область, город Нижний Новгород, бульвар Генерала Карбышева, Арбатская площадь, взгляды Фамусовых, угодничество Молчалиных, быть чьим-либо ментором^ экскурсия по Закарпатью, Южный полюс. 2. Приветствие Президента Российской Федерации, Государственная Дума, ветераны Великой Отечественной войны, встреча Нового года, День работников печати, Куликовская битва, Дом архитектора, участник гражданской войны, деканат химического факультета Казанского государственного университета, ректорат Российской академии образования, Государственный академический Большой театр (Большой театр). 54 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объяс 1. Няня повествует ему о подвигах наших (Л,а)хиллов и (У,1/)лиссов, об удали (И,и)лън (М, ле)уромца, (Д, <?)обрыни (Н, «Никитича, (А, а)лёши (П, л)оповича, о (77, я)олкане-бога-тыре (Гонч.). 2. Ей хотелось учиться или, лучше, знать не учась, он взялся быть ее (М, л)ентором (Герц.)* 3. Неужели представители ру..кого общества все (Ф, Фамусовы, (М, л)олчалины, (С, с)офьи, (3, з)агорецкие, (X, Хлестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.). 4. В (77, я)олтавской битве, 27 июня 1709 г., (Р, р)усские войска под предводительством Петра (П, я)ервого разгромили (Ш, ш)вёдскую армию' (Э. С). 5. Я м.лтал написать книгу о творческой работе (М, лс)осков-ского (X, Художественного театра (Станисл.). 65. Ответьте письменно на следующие вопросы. 1. Какому историческому событию посвящена поэма 2. Какой праздник мы отмечаем 8 марта? 3. На заседании какого высшего государственного органа утверждается государственный бюджет Российской Федерации? 4. Когда произошла Куликовская битва? 5/Какую знаменательную дату мы отмечаем 9 мая? б. В ведении какого министерства находится ваша школа? § 15. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ 1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср. кон), изморозь. (ср. мороз), фонарь {ср. удар). 2. В середине слова буква ь пишется: а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёр б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым со в) между двумя мягкими согласными только в том случае, 3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн,,нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный: 4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия. 66. Перепишите. Устно объясните, почему на месте точек вы поставили 1. Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябр.. уж 55 у двора. (П.) 2) Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел... (Ч.) 3) Он век свой нян..чится с малыми ребятами. (Даль.) 4) Он (Корчагин) был принят в эскадрон по коллективной прос.бе бойцов. (Н. О,) 5) Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос. (Аре.) 6) Измороз.. — похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 7) Смеются гости, и брен..чат стаканы. (Л.) 8) В награду любого возьмёшь ты коня. (П.) 9) На столе лежала карта Волги, вся ис-чер..ченная синими и красными знач..ками. (Верш.) 10) Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. (Пришв.) 11) Не откажите мне в моей прос.бе. (П.) 12) Она села за письменный столик. (П.) 13) На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. (Т.) 14) Гон..щики приняли старт ран..ним утром. (Газ.) 15) Я раболепства не терплю, не л.-сти, не унижайся! (Н.) 67. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие со I. 1. Веточка — ветвь, кисточка, косточка, весточка, трос II. Черви — червь, гвозди, грузди, области, верфи, повести, 68. Перепишите. Объясните устно, почему вы поставили или не поставили 1) Вет..ви сирени закрыли вес. домик. 2) Кисти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собрании говорили о бор..бе с вредителями садов и огородов. 4) Исполни мою про-с.бу: воз..ми пис.ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спиче-ч..ной коробоч..ке лежали рыболовные крюч..ки. 6) Мал.лики копали чер..вей для рыбной ловли. 7) Сел..д.. шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез..бе по кости. 9) Заводу требуются рабочие разных специальностей: гранил..щики, бетон..щи-ки, камен..щики, электросвар..щики, печ.ники, жестян..щики. 10) На писменном столе стояла удобная настол..ная лампа. 11) Жен..щины пели песню. § 16. УПОТРЕБЛЕНИЕ В ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ В некоторых, случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов. Употребление ь после шипящих После шипящих ь употребляется: а) в именах существительных женского рода единственно- 56 го числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужск. рода: мяч, шалаш, сторож); б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, в) в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь, бе г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь. Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве разделительного знака, например: рожью. Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных (например, детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.); б) в неопределённой форме: возить — возиться, брить — в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, 69. Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где 1. Ночи — ночь1 лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи. 2. Клеят — клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются. 70. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в Приготовляйтесь к походу — приготовьтесь к походу; назначайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть. 57 71. Перепишите данные словосочетания. Устно объясните, почему вы на месте точек поставили или не поставили ь. Увлеч.хя игрой с дет..ми, пробить бреш.. во вражеской обороне, прийти поздней ноч..ю, поговорить с интеллигентными люд..ми, почувствовать фал..ш.., открыть двер.. настеж.., возвратиться лиш.. на рассвете, время за полноч.., покраснеть как кумач.., привлеч., всеобщее внимание. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ I. По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова выделяется прежде всего основа и окончание, например: 1) Глубок Щя] рек$а\ — глубок [1Щ рек[$ — глубок\йё\ рек\и\. 2) Пил )ит\ бревн 0— пил \ят\ брёвн\а] 3) РасскажЩтоварищЩ^ — расскаж \ешь\ товарищЩ — расскаж [уЩ товарищ \ам\. В основе заключено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица). Иногда окончание бывает не выражено звуками (на письме — буквами). Такие окончания называются нулевыми, например: ,Я/?#с{ Р рлубок^ З. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: прудл [Щ глубок | \1Г\: Ср. также: Идём к пруду^]. Река гглубокЩ\. Озеро шглубокЩ ]. Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например: 1),Удобнр разместились (удобно — наречие). Сравните: помещение идобнШ(удобно — краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода). 2) Спускаюсь вниз^(вниз — наречие). Сравните: Уберу рюк зак в низ П шкафа (вниз — существительное с предлогом, стоит в форме единственного числа винительного падежа). Основа слова может состоять только из корня (например, 58 рекщ, прудр, но может включать в себя приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице). Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными. Таблица родственных слов и их состава Состав слов Родственные слова Приставка Основа слова корень суффикс Окончание
безу^орчиз^ёнчнбстчьп безукоризнен |ый| у(со^й5не>5н[ый! ук"оЭи?нрП | УК°Р, Р .корн^ть] без-, -у- без-, -у- 1 У- "1 У' 1 у- -кор- чсор- -кор--кор--кор- -кор* ■изн-, -енн-,-ость -нзн-, -енн- ■изн-, -енн- /ч -изн- Цнулевое Ш \ый Цнулевое - 1т»1 Примечание. В процессе развития языка части слова, могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а основу слова плотина нельзя раздели ть на корень плот- и суффикс -«я-, современное членение слова плотинЩ. Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разорительство (следует — разорение). 2) Яков Верный долго раболепски служил барину (надо — раболепно). При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестьян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно было бы, например, заменить слово обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова правдивые уместно было взять, например, слово убедительные (или реалистические). Следует заметить, однако, что повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребитель- 59 ные фразеологические обороты: ливмя лить, стоном стонать, сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и. п. Такие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение и используются в различных стилях литературного языка, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.) 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда сочетания однокоренных слов являются единственным способом передачи нужного значения; петь песни, письмо писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п., например: Терентий Бочкин очень любил писать письма. (Фурм.) Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например: 1) У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип, 2) Сила силе доказала: Есть металл прочней металла. (Твард.) Ср. название книги К. Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». Как уже говорилось, нередко ошибки в употреблении однокоренных слов связаны с тем, что пишущий недостаточно разграничивает их лексические значения (например, крепостной —■ крепостник, дворянин — дворовый и др.; см. § 2). II. В пополнении словарного состава русского языка большую роль играет с л о вообразование, создание новых слов на основе имеющихся в языке. Так, от слова целинный при помощи суффикса ~ик образовалось слово целинник («тот, кто работает на целине, осваивает целинные земли»), от слова стыковаться при помощи приставок со- и рас- были образованы слова состыковаться («соединиться, осуществить стыковку»)^ расстыковаться («разъединиться, произвести расстыковку»); от слов космос и видеть путем сложения основ и при помощи суффикса -ни-е было образовано слово космовидение («телевизионные передачи из космоса»). Образование слов в русском языке происходит следующими основными способами: 1) при помощи п р и с т а в о к (приставочный способ), например: подкомитет, неудачный, предыстория; 2) при помощи суффиксов (суффиксальный способ), например: смелость, серебряный, алеть; 3) при помощи приставок и суффиксов одновременно (приставочно-суффйксальный способ), например: безвкусица, подземный, выпрямить, докрасна; 60 Примечание. Более редким способом образования слов является б е с - суффиксный способ. С помощью бессуффиксного способа образуются от глаголов имена существительные, обычна обозначающие результат действия; обозначенйого глаголом, например: взрывать -+ взрыв, рассветать -+ рассвет, ёздохнить -» в'здох, насыпать -► насыпь. 'Бес суффиксным способом существительные образуются и от некоторых прилагательных, например: тихий ~* тишь (ср. тишина), синий -» синь (ср. синева). Как видно из примеров, при 'бессуффиксном способе иногда происходит чередование звуков в основе исходного слова. 4) при помощи ело жен и я: а) ц е л ы х ел о.в, например: времяисчисление, меч-рыба, б) основ слов с помощью соединительных гласных о Нередко при сложении основ в словообразовании одновременно участвуют и суффиксы, например: стихотворец, судо ходство, правобережный; в) ч а с т и о с н о в ы с целым словом или час г) при помощи слияния слов из словосочетания или (ред Ь) при помощи перехода слов из одн ой ч ас-ти речи в другую, например: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное); любоваться лунной ночью (существительное) — возвратиться (когда?) ночью (наречие). Показать, как образуются слова в современном русском языке, какие словообразовательные средства при этом используются, ставит своей целью «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Т кхо н о в а (1978 г.). III. Следует различать разбор слова щ> составу и словообразовательный разбор. При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо: 1) выделить основу и окончание; 2) последовательно подбирая родственные (примеры см. в таблице на с. 59), указать все имеющиеся/в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную); 3) выделить корень, При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (ос- 61 нов) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо: 1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу; 2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (словй), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы); 3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых оно образовано; Разбор по С л овообразовательный •\ ,сверхмощн,|ый| сверхмощный «- мощн ый рхотни^ р окотник <- рхо'у а рНе^а; ?лева^ ч- левый ^ново " згйновб4^-.нодый .ск^лол^азД скалолаз <- ,ска^ а, ,ла^ ать <1(оро^оволн<&|| ый | коротковолнб^ый <~ короткий, вшша 72. Перепишите. Разберите слова по составу. При помощи графических Темнота, кр..енота, свежесть, весние (дни), ос.ний (дождь), вор..ний (крик), укр..пляю, проел..вляющий, наслаждение, прорастание, поглощение, привкус, безвкусица, изд..вна, п..р..до-вица, нетрудный, (ширь) степей, (грохот) батарей, выжж'..-ная (трава), лесопарк, нефтепродукты, черноморец. 73. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные слова. Объясни 1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Аре.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить — не поле перейти. (Поел.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым трескоу трещит затопл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.) 8) Повесть пам.тной годины, Посв..тить любимый труд Я и начал с сер..дины Всем друзьям поры военной, И закончил без конца Всем сердцам, чей дорог суд. Смыслью, может, дерзновенной (Твард.) 62 74. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении одно- 1) Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества. 2) С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины, распада семьи Голов-лёвых. 3) Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника. 4) Старик Дубровский не мог вынести измываний богатого соседа. 5) Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такую черту характера Иудушки, как лицемерие. 6) От самодурности Дикого страдают не только его домочад 75. Прочитайте. Сделайте синтаксический разбор простых предложений. Пелена тумана медленно покрывала окрестные горы. Выпишите из первых трёх предложений все словосочетания и укажите в них виды синтаксической связи. 1) В пустынных ущельях бродят туманы. (Сераф.) 2) Вдали бело заклубились гигантские облака пыли. (Сераф.) 3) Отчего с гиком и посвистом скачут по улице казаки в черкесках? (Сераф.) 4) Северный ветер. Небо топорщится и хмурится. (Ч.) 5) Слышу трели соловья. (Песня.) 6) Шила в мешке не утаишь. (Поел.) 7) На небе чуть брезжило. (Ч.) 8) Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.) 76. I. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя на полях упот Когда заходит речь о сильной воле и твёрдом характере мне 1 Объяснение, почему употреблён здесь тот или иной знак препинания, можно делать кратко, при помощи условных сокращений: од. чл. — однородные члены, вв. ел. или ее. пр. — вводные слова или вводные предложения, прид. пр. — придаточные предложения, ел. с. — сложносочинённое предложение, ел. б. — сложное бессоюзное предложение, д. — одиночное деепричастие, д. об. *~ деепричастный оборот, пр. об. — причастный оборот, об. оп. — обособленное определение, выраженное прилагательным, ут. об. — уточняющее обстоятельство. 63 всегда приходит на память образ замечательного русского путешественника и учёного Николая Михайловича Пржевальского... Огромного напряжения сил потребовали от него тысячевёрстные переходы по безводным каменистым пустыням по головокружительным горным кручам по высочайшим плоскогорьям над которыми бушуют ураганы. И тут нужна была не только физическая выносливость но и необычайная твёрдость духа горячая любовь к Родине к избранному делу. Все эти качества не возникли неожиданно вдруг. С детства Пржевальский любил охоту и она развила в нём любовь к природе наблюдательность терпеливость. С детства его неразлучными друзьями были книги и они помогали ему накопить большой запас знаний. С детства он мечтал о путешествиях и всё свободное время проводил в зоологическом музее ботаническом саду чтобы быть во всеоружии науки. Я горячо советую молодёжи прочитать увлекательные книги Н. М. Пржевальского и хотя бы мысленно повторять его великие путешествия. Но надо помнить о том что Н. М. Пржевальский жил в иное время, в иных условиях. Современному молодому человеку готовящемуся посвятить свою жизнь творческому труду на благо Родины нужно приобрести очень много качеств которыми люди прошлого не обладали. (Акад. В. А. Обручев. «Слово к молодым».) II. По «Школьному словообразовательному словарю» определите, какие гнёзда (цепочки) слов образованы от исходных слов готовый, ликовать, сосед, из каких значимых частей состоит каждое образованное слово и какой способ словообразования был использован при этом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.179 (0.015 с.) |