Тема: «Культура письменной речи: русская орфография» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Культура письменной речи: русская орфография»



Часа

План

1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии.

2. Орфографическая норма. Орфографическое правило. Орфограмма.

3. Трудные случаи русской орфографии.

Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. -С. 150-151.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной прав­ке.-М, 2002.

3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. - М., 2006. - С. 175-178.

Задания

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание буквы о или е после шипящих.

Горяч..., танц...вщик, облуч...нный, алыч...вый, гребет...к, верб-люж...нок, девч...нка, распаш...нка, свеж..., закопч...нный, ситц... вый, понож...вщина, борщ...к, коч...вка, облиц... ванный, добряч...к, крюч...чек, парч...вый, выкорч...вывать, изображ...н.

2. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солн­ца Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было еще сложнее. (Не)боятъся в условиях (не)воли (не)возможно.

Как всякая (не)позноваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам - (не) преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам - (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (неизвестности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу гла­за, еще (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (непримиримости с рабством.

3. Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъяс­ните их значение.

Пр...образователъ, пр...школьный, пр...успевать, пр...луниться, пр...красный, пр...рвать, пр... остановить, пр...прятать, пр...верженный, пр...касаться, пр...мерять, пр...бытие, пр...ображатъ, пр... взойти, пр...верженец, пр...тяжение, пр... возносить, пр...сечь, пр...служиватъся, пр...низить, пр...бирать, пр...одеть, пр...забавный, пр...беречь, пр...поднять, пр...восходить, пр...выше всего, прообразованный, пр... полярный, пр...дисловие, пр...избыток, пр... мириться, пр...нуждение, пр... командированный, пр...емлемый, пр...вносить, пр...одолеть, пр...гнуть, пр...мудрый, пр...вить.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание н или нн.

Кипяче...ая вода - вскипяче...ое молоко; краше...ый пол -покраше...ый забор, рама покраше...а; коше...ый или некоше...ый луг, скоте... ая трава, трава скоте... а; стреля...ый воробей -под стреле... ая птица; жже...ый кофе - сожже...ое письмо; копче...ая колбаса - закопче...ые стены; балова...ый ребенок -избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистилирова...ая вода.

5. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное на­писание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1. (С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не по­чувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время по­ездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудес­ными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Березка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туман­ную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

6. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущен­ные буквы.

1. (В) следств... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем на­правлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М. Г). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) ви­ду бурной погоды за него беспокоились (Сим.). 11. (По) среди обшир­ных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (П.). 12. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 13. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс). 14. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение явля­лось причиной ващей задержки (Акс). 15. У многих русских рек, (на) под оби... Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 16. Телеграф­ные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде ма­леньких палочек (Ч.). 17. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Практическая работа № 16

Тема: «Культура письменной речи: русская пунктуация»

Часа

План

1. Понятие пунктуации.

2. История возникновения пунктуационных знаков.

3. Рекомендательный характер русской пунктуации.

4. Трудные случаи русской пунктуации.

Литература

1. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. - М, 2002. -С. 150-151.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2002.

3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. - М., 2006. - С. 175-178.

Задания

1. Определите функции знаков препинания и объясните их постановку.

1) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским язы­ком с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелями, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он рос­сийскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях крат­кость греческого и латинского языка... Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие фило­софские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в чело­веческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие ре­чи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но не довольному своему в нем искусству приписывать долженствуем.

Кто от часу далее в нем углубляется... то увидит безмерно широ­кое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море (М. В. Ломоно­сов. Российская грамматика).

2) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей роди­ны - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев).

2. Разделите предложения по группам, соответствующим правилам пунктуации:

(1) запятые, выделяющие части сложного предложения;

(2) запятые, выделяющие обособленные члены предложения (опреде­ления, обстоятельства и т. д.);

(3) запятые, оформляющие сравнительный оборот;

(4) запятые, оформляющие вводные слова и конструкции. Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например, Вал-гина Н. С, Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: справочник. -М: Высшая школа, 1993; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русская орфогра­фия и пунктуация. - М.: Русский язык, 1990), если выделенные жирным шрифтом понятия требуют дополнительного разъяснения.

Примеры использования пунктуационных знаков Группа правил
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни од­ного закона (А. Сталь) (2)
Люди любят удивляться, и это служит семенами науки (Р. Эмерсон) (1)
Бежать, кстати, это - известная манера побеждать (П. Кальдерон) (4)
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью (Пифагор) (3)
Быть умным - значит не спрашивать, на что нельзя ответить (В. Ключевский)  
Любовь к ближнему, хорошо понятая, начинается с самого себя (В. Гете)  
Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним (Ф. Ларошфуко)  
Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными (Р. Эмерсон)  
Воображение - горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всад­ника (Р. Соути)  
Свет переполнен глупцами, и кто не желает этого видеть, тот должен держаться особняком и разбить свое зеркало (Н. Буало)  
Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и зараз­ные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей (У. Шекспир)  
В процессе перенесения мысли на бумагу, по-видимому, ускользает самая тонкая ее часть (О. Уайльд)  
Гордость - это скользкая покатость, в низу которой ожидает нас вы­сокомерие и тщеславие (П. Декурселъ)  
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений (В. Гюго)  
Человек, полностью не владеющий собственным языком, никогда не ов­ладеет другим (Б. Шоу)  

3. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях.

1) Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным вен­чикам (Т. Тассо).

2) Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а на­против проходим мы (П. Буаст).

3) Люди забывают какие отвратительные мысли приходят им в голо­ву и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).

4) На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдатель­ностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с острым мышлением (Г. Бокль).

5) Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).

6) Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недос­татков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).

7) Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить уче­нику желание учиться кует холодное железо (X. Манн).

8) Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В. Ключевский).

9) Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).

Чтобы правильно выполнить это упражнение, сначала нужно отве­тить на следующие вопросы:

1. Всегда ли следует ставить запятую в сложносочиненном предложе­нии перед союзом и?

2. Всегда ли ставится запятая перед союзом как"?

(Тем, кто сомневается в правильности ответов, необходимо восполь­зоваться любым справочником по пунктуации).

 

4. Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

 

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остыв­шем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую ку­терьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню... В четыре прорези многоэтажной коло­кольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).

Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о сво­ей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском го­роде где я жил стояло знойное затишье. И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не захо­дя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В Августе).

Очаровательное утро. Свободно без прежнего трения оно прони­кало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом. Новосель­ем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая ска­терть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Темы рефератов

1. Словари и справочники - наши помощники (литература: Богачев Ю. П. Языковая норма и современные словари //Русский язык в на­циональной школе. - 1986. - № 8; Будагов Р. И. Толковые словари в нацио­нальной культуре народов. - М., 1989; Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Деря-гин В. Я. Беседы о русском слове. - М., 1978. - С. 129-143; Сергеев В. Н. Словари Советской эпохи // Русская речь. - 1987. - № 5; Сергеев В. Н. Куль­тура речи и словари - справочники Советской эпохи // Русская речь. - 1977. -№ 3; Скворцов Л. И. Верные помощники и друзья (Словари-справочники) // О культуре речи: сб. ст. - М., 1981; Потиха 3. А., Розенталь Д. Э. Лингвисти­ческие словари и работа с ними в школе: пособие для учителя. - М., 1987).

2. Почему мы так говорим (из истории слов и выражений) (литера­тура: Будагов Р. А. История слов в истории общества. - М., 1971; Косто­маров В. Г. Жизнь языка. - М., 1994; Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И. В мире слов. - М., 1975; Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. -Л., 1962; Чуковский К. И. Живой как жизнь. О русском языке. - М., 1963).

3.Культура поведения, культура речи и речевой этикет (литерату­ра: Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. - М, 1986; Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1983; Правила хорошего тона. - М., 1991; Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989; Шмелева Т. В. Кодекс речевого поведения // Русский язык за рубе­жом. - 1983. -№ 1; Этикет и мы. - М., 1983).

4. Язык и культура общения сегодня (литература: Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М., 1989; Форма­новская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. - М., 2002; Этикет и мы. - М., 1993).

5. Образно-эмоциональная выразительность речи (литература: Богачев Ю. П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. - М., 1995; Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. - М, 1995; Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. - М., 1999; Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994; Михайлов М. М. Стилистика русской речи. - М., 1968; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., 1998; Шкатова Л. А. Средства и приемы выразительной речи. - М., 1985).

6. Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (литература: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1997; Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И. В мире слов. - М., 1975; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М, 1996; Чуковский К. И. Живой как жизнь. О русском языке. - М, 1963).

7. О «черных» словах и жаргонизмах (литература: Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Калинин А. В. Культура русского слова. - М., 1984; Мандельштам О. Слово и культура. -М., 1987; Успенский Л. В. Слово о словах. - М., 1960; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996).

8. Канцеляризмы и штампы в русском языке (литература: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1997; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М., 1996; Солганник Г. Я. Стилистика русского языка. - М., 1996; Практическая стилистика русского языка. - Киев, 1975).

9. Алфавит. Графика и принципы орфографии (литература: Дирин-гер А. Алфавит. - М., 1963; Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976; Иванова В. Ф. Современная русская орфография. - М., 1991; Пронштейн А. П., Овчинникова В. С. Развитие графики кирилловского письма. - Ростов н/Д, 1987).

10. История письма(литература: Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов н/Д, 1987; Истрин В. А. Воз­никновение и развитие письма. - М., 1965; Маслов Ю. С. Введение в языкознание. - М., 1975; Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. - М., 1983).

2. Контрольные задания

Вариант 1

1. Поставьте ударения в следующих словах:

квартал, алкоголь, пломбировать, начала, феномен, хвоя, кухон­ный, партер, ветеринария, откупорить.

2. Правильно прочитайте слова и затранскрибируйте их. Укажите слу­чаи возможного нарушения норм и их источники.

Опека, легкий, романтизм, новорожденный, афера, скучно.

3. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Остроумн... конферансье, сочн... манго, стар... рантье, маленък... цеце, установлен... эмбарго, уважаем... кюре, ярк... бикини, густ... кон­тральто, популярн... регби, заморск... кольраби.

4. От данных существительных образуйте форму именительного па­дежа множественного числа:

директор, бухгалтер, корпус, порт, кондуктор, слесарь, шофер, пропуск, орден.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

яблоки, чулки, полотенца, граммы, туркмены, кочерги, ясли, ман­дарины, туфли.

6. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных, исправьте их.

1. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 2. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

7. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений:

1. Ни о какой-либо помощи не приходилось и думать. 2. В доме ца­рил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

8. Исправьте ошибки, возникшие при употреблении глагола:

1. В случае раздражения носоглотки ее полоскают 2 % раствором соды или водой. 2. Через год закончил факультет и возвращается на должность начальника штаба.

9. Замените цифры словами.

Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более 11800 тонн народнохозяйственных грузов.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1. Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 2. Аспирант должен представить отчет о проделанной им работе.

11. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не посылал.... 2. По стенам навешан... был... весьма тесно и бес­толково несколько картин. 3. И молча (тешился, тешились) забавой майор с научным стариком.

12. Укажите ошибки в построении сложных предложений, в употребле­нии деепричастных оборотов, отредактируйте их.

1. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специ­альности. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

13. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного по­строения антитезы.

Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем умен, чем чаще энергичен, чем и наоборот (Л. Толстой).

14. Определите стилистические функции антонимов:

1. Бедная богатая Света (заголовок).

2. Передо мной - холодный мрак могилы, Перед тобой - объятия любви (Н).

15. Какие языковые средства использованы для создания шуток, каламбуров?

1. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его. (Марш.). 2. Бывает гол король на сцене, но и на поле гол - король! (Е. Ильин).

16. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения парони­мов или неправильного употребления синонимов. Исправьте предложения.

1. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

2. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.

3. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивав­шихся отменных результатов на соревнованиях.

17. Определите характер ошибок, допущенных в данных предложениях (алогизм, подмена понятия, употребление отвлеченного существительно­го вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, речевая избыточность (плео­назм, тавтология).

1. Десять лет назад постановка такой темы была совершенной но­визной. 2. За бесплатный проезд штраф 10 тысяч. 3. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 4. День рождение начнется в три ча­са. 5. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесар­ное дело он начал постигать с самых начальных азов. б. Беседа, кото­рую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 7. При­менение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее сред­ство. 8. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 9. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жиз­нью. 10. В один из летних дней ночью друзья отправились на рыбалку.

Вариант 2

1. Поставьте ударения в следующих словах:

маркетинг, договор, каталог, добыча, гастрономия, понял, кок­люш, щавель, камбала, ходатайствовать.

2. Правильно прочитайте слова и затранскрибируйте их. Укажите слу­чаи возможного нарушения норм и их источники.

Сессия, Кузьминична, острие, форель, желчь, яичница.

3. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Юн... кабальеро, больш... гну, крошечн... колибри, заброшен... ранчо, справедлив... рефери, увлекательн... шоу, жирн... иваси, миловидн... шимпанзе, больш... медресе, истин... денди.

4. От данных существительных образуйте форму именительного па­дежа множественного числа:

доктор, катер, паспорт, отпуск, профессор, торт, шулер, соболь, ордер.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

апельсины, сапоги, носки, англичане, рельсы, мандарины, килограммы, армяне, цапли.

6. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных, исправьте их.

1. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 2. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

7. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений.

1. Ни о какой-либо помощи не приходилось и думать. 2. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

8. Исправьте ошибки, возникшие при употреблении глагола.

1. «Езжай и забудем об инциденте», - хотел я сказать таксисту, но промолчал. 2. Героиня романа полюбила крестьянского парня и бе­жит с ним из дома свекра, где влачит жалкое существование.

9. Замените цифры словами.

В 1985 году из 1, 5 тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 857 гектаров не дали урожая.

10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлогов.

1. Редакция получила много откликов по этому произведению. 2. Статья написана по той же теме. 3. Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина.

11. Согласуйте сказуемое с подлежащим:

1. В одном из флигелей его дома жил... шестнадцать горничных. 2. В санях сидел... три мужика и баба. 3. Старик крестьянин с батра­ком (шел, шли) под вечер, леском.

12. Укажите ошибки в построении сложных предложений, в употребле­нии деепричастных оборотов, отредактируйте их:

1. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества про­дукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 2. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основнаямысль.

13. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного по­строения антитезы.

Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и ...(Ч.).

14. Определите стилистические функции антонимов.

1. Эти непростые простые вопросы (заголовок). 2. Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (из газет).

15. Какие языковые средства использованы для создания шуток, калам­буров?

1. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. (Ч.).

2. Одно, брат, дело - огурцов посол, Другое - если ты посол. (Козл.).

16. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения па­ронимов или неправильного употребления синонимов. Исправьте пред­ложения.

1. Перед нами целая галантерея образов. 2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 3. Тогда механизации было очень мало.

17. Определите характер ошибок, допущенных в данных предложениях (алогизм, подмена понятия, употребление отвлеченного существительно­го вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, речевая избыточность (плео­назм, тавтология):

1. Он долго не навещал свою мать. 2. Большая половина террито­рии Тургайской впадины расположена в степной полосе. 3. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искус­ства. 4. Владелец «Жигулей» Гуляев оказался на улицах города с неис­правными тормозами и поврежденным крылом. 5. Большое внимание бу­дет оказано благоустройству города, б. Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета. 7. Старое, умирающее страстно сопротивляется новому. 8. Сейчас наши дети на­чинают постигать первые школьные трудности. 9. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную се­динами голову обрушилась слава. 10. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

3. Тестовые задания

1. Выберите слова с ударением на втором слоге: квартал, пломбиро­вать, феномен, хвоя, кухонный, партер, откупорить, маркетинг, каталог, коклюш, щавель, ходатайствовать.

1. Пломбировать, феномен, хвоя, кухонный, маркетинг, каталог.

2. Квартал, феномен, партер, откупорить, коклюш, щавель, ходатайст­вовать.

3. Квартал, пломбировать, хвоя, откупорить, маркетинг.

4. Пломбировать, феномен, партер, маркетинг, щавель.

2. Выберите слова, в которых произносится [шн].

1. Убыточный, горчичник, перечница, пустячный, Саввична, скучный.

2. Копеечный, сливочный, скворечник, шапочный, яичница, ячневая.

3. Кузьминична, нарочно, скучный, булочная, ячневая, скворечник.

3.Определите, в каких словах под ударением произносится [о].

1. Желоб, желчь, акушер, опека.

2. Осужденный, истекший, острие, маневр.

3. Шерстка, многоженство, новорожденный, маневр.

4. Определите, в каких словах согласных перед [э] произносится твердо.

1. Агрессия, адекватный, антитеза, демарш.

2. Музей, резюме, энергия, темп.

3. Апартеид, анестезия, декан, террор.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.014 с.)