Тема: «Нормы произношения и ударения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Нормы произношения и ударения»



Практическая работа № 1

Тема: «Нормы произношения и ударения»

Часа

1. Орфоэпия. Своеобразие норм произношения. Основные черты русско­го литературного произношения.

2. История возникновения и становления произносительной нормы рус­ского литературного языка.

3. Стили произношения и типы произнесения.

4. Причины отступления от нормы. «Старшая» и «младшая» нормы.

5. Своеобразие норм ударения.

6. Типология акцентных вариантов.

7. Причины колебания акцентных норм.

Литература

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984. - С. 12-39; 43-52.

2. Бондарко Л. В. Стили произношения и типы произнесения // Вопросы языкознания. - 1974. - № 2.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов н/Д, 1996.-С. 96-100.

4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1988. - С. 49-80.

5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 332-337.

6. Горбачевич К. С. Нормы русского литературного языка. - М., 1978. -Гл.5.

7. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. - Л., 1971.-Гл. 2,3.

8. Панов М. В. История русского литературного произношения 18-19 вв. -М., 1990.

9. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. - М, 2002. -С.127-149.

10. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М, 2002. -С. 137-161.

Задания

1. Произнесите следующие слова, проверьте соответствие своего произ­ношения орфоэпическим нормам. Какие ошибки в произношении дан­ных слов встречаются в речи малообразованных людей?

Комфорт, обман, коридор, трамвай, компостировать, компли­мент, инцидент, компрометировать, констатировать, почтамт, рубль, спектакль, журавль, эскалатор, пиджак, смородина, почерк, про­чий, яства.

2. Распределите слова по двум группам:

а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;

б) слова, в которых произношение отличается от написания.

Асфальт, астматик, прачечная, бадминтон, яичница, конечно, ди­кобраз, дуршлаг, инцидент, крыжовник, почерк, праздничный, лабора­тория, пуловер, пиджак, туристский, троллейбус, уплачено.

3. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произноси­тельные варианты сочетания -ЧН.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. С. Пушкин)

В глуши, в деревне, все нам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

(А. С. Пушкин)

Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

4. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения -ЧН:

а) слова, где произносится [чн];

б) слова, где произносится [шн];

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, единичный, убыточный, перечница, лавочник, копе­ечный, Кузьминична, лихорадочный, нарочно, отличник, однозвучный, почечный, порядочный, пустячный, Саввична, сердечный, скучный, скворечник, сливочный, тренировочный, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

5. Какой звук: [э] или [о] - произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка» (М., 1989).

Желоб, жернов, жердочка, желчь, шерстка, атлет, акушер, гре­надер, береста, бесхребетный, бревенчатый, новорожденный, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, опека, оседлость, несовремен­ный, никчемный, одновременно, осужденный, приведший, истекший, острие, бытие и сознание, бытие (жизнь, существование).

6. Разделите приведенные слова на 3 группы в зависимости от варианта произношения согласного перед [э]:

а) согласный перед [э] произносится твердо;

б) согласный перед [э] произносится мягко;

в) слова, где возможны оба варианта произношения.

Агрессия, адекватный, академик, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, апартеид, астероид, бартер, бизнес, бестселлер, безе, гене­зис, гипотеза, дебаты, дебют, демагогия, демарш, демпинг, депозит, диспансер, дефицит, компетентный, компьютер, коэффициент, ме­неджер, музей, неологизм, непрезентабельный, паштет, резюме, стра­тегия, темп, террор, энергия.

7. Расставьте ударение в словах в соответствии с литературной нормой. Какие из случаев характеризуются вариантным ударением? Как отража­ются вариантные различия в «Орфоэпическом словаре» и «Словаре уда­рений для работников радио и телевидения»?

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, догмат, фортель, кет­чуп, колледж, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор, пиццерия, каталог, эксперт, диспансер.

8. Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них ударение.

Благовест, мизантроп, еретик, знамение, молох, полисемия, паск­виль, генезис, менеджер, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия, импичмент, саммит, некролог.

9. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных зна­чениях, зависящих от ударения.

Атлас, видение, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

10. Поставьте ударение в существительных мужского рода.

Алкоголь, алфавит, аналог, асбест, бензопровод, досуг, дефис, до­кумент, доллар, дискант, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, мусоропровод, партер, портфель, псевдоним, пурпур, ракурс, созыв, от­свет, столяр, творог, центнер, шофер.

11. Поставьте ударение в существительных женского рода.

Ветеринария, девица, дремота, дьяволица, зевота, индустрия, ис­кра, истерия, иконопись, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, петля, простыня, ракушка, свекла, статуя, хвоя, щеколда, флюорогра­фия.

12. Поставьте ударение в существительных среднего рода.

Вероисповедание, знахарство, изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упроче­ние, ходатайство.

13. Поставьте ударение в прилагательных.

Августовский, атомный, биржевой, валовой, грошовый, джинсо­вый, домовая, кухонный, мизерный, оптовый, тигровый, сливовый, укра­инский.

14. Поставьте ударение в глаголах.

Баловать, бомбардировать, звонить, закупорить, перчить, прину­дить, сгрудиться, углубить.

15. Поставьте ударение в причастиях.

Загнутый, увезенный, погруженный, заключенный, заржавевший, возбужденный.

Практическая работа № 2

Тема: «Лексические нормы русского языка»

Часа

План

1.Проблема нормы в лексике.

2.Наиболее характерные стилистически маркированные лексические средства научного, официально-делового, публицистического, разговор­ного стилей. Случаи смешения стилей: прием и ошибка. Соотношение функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной окраски слов.

3. Речевые ошибки в сфере лексики; их предупреждение.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов н/Д, 2002. - С. 267-270.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М, 1988. - С. 207-227.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М, 1999. - С. 57-75.

4. Горбачевич К. С. Нормы русского литературного языка. - М., 1978.-С. 40-83.

5. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. -М, 1979. -С. 67-85.

6. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М, 1993.

7. Нормы современного русского литературного словоупотребления. -М., 1986.

8. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.-С. 75-111.

9. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литера­турного языка. - М., 1979.

10. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М, 1982.

Задания

1. Проанализируйте речь окружающих вас людей и составьте неболь­шое сообщение на тему: «Реализация лексических средств языка в прагматиконе личности». Обратите особое внимание на ошибки при исполь­зовании лексических средств языка или, наоборот, - на особое соблюде­ние лексических норм. Объясните, какими экстралингвистическими и собственно лингвистическими факторами это вызвано.

2. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки словоупотребления:

1. Линяют лисицы, и у куниц скоро появится наследство.

2. После приезда Хлестакова в городе начался полный адюльтер.

3. Коростов, ты обратно опаздываешь на лекцию.

4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хули­ганов.

6. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване.

7. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.

3. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и вы­бором слова. Исправьте предложения.

1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.

3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждают­ся в дополнительных обоснованиях и рабочей силе.

5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.

7. Первая трудность произошла со стройматериалами.

8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

9. Премьер-министр дает глубокую оценку экономической ситуации в стране.

10. Ты всю жизнь строишь себе идеалы.

11. Наша новая встреча состоялась только глубокой весной.

12. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.

13. Буду в районе двух часов.

14. Вдали охотники заприметили стаю уток и зайцев. 4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.

3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличав­шегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 сто­летия являет более пеструю картину.

4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

5. Нас на занятиях учат высказывать свое мнение по поводу высказыва­ний всемирно известных личностей.

6. Роль ваших примеров очень важна. К примеру, без них бы я не понял темы лекции.

7. Они думают, что о них можно подумать что-то плохое.

5. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Опасный человек - опасливый человек, освоить прочитанное - усво­ить прочитанное, осудить действия - обсудить действия, представить возможность - предоставить возможность, техническое исполнение -техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал.

Практическая работа № 3

Часа

План

1. Понятие морфологической нормы, ее свойства, причины отступления от нормы.

2. Морфологические нормы в области именных частей речи:

а) образование и употребление форм рода, числа, падежа имен существи­тельных;

б) трудности в образовании различных форм имен прилагательных;

в) особенности употребления числительных и местоимений.

3. Колебание как ведущий процесс развития нормы:

а) колебание в роде, числе, падеже, изменения в склонении имен сущест­вительных;

б) колебания в употреблении форм имен прилагательных.

4. Основные ошибки в использовании именных морфологических норм и пути их устранения.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов н/Д, 2002. - С. 248-262.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - С. 84-105.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 213-287.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М, 2002. - С. 300-308.

5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.-М, 1978.-С. 161-192.

6. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. - М., 1976. -С. 65-186; 231-242; 247-268.

7. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М, 1993. - С. 127-139.

8. Люстрова 3. Н. О культуре русской речи / 3. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Л. Дерягин. - М, 1987. - С. 78-91.

9. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 201-231.

10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1987.-С. 111-194.

11. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной прав­ке. - М., 1997. - С. 193-237.

12. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. -М., 1996.-С. 111-134.

13. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 164-242.

14. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розен­таль, М. А. Теленкова. - М., 1985.

15. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литера­турного языка. - Л., 1975.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Новое в грамматике (рекомендуемая литература: Ильина Н. Е. Рост аналитизма в морфологии // Русский язык конца 20 столетия (1985— 1995). - М., 2000. - С. 326-343; Гловинская М. Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. -С. 237-302).

б) Склонение некоторых имен и фамилий (рекомендуемая литера­тура: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. -М., 1989.-С. 189-192).

в) Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д. (литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литератур­ной правке. - М., 1989. - С. 183-185).

г) Особенности употребления числительных (рекомендуемая лите­ратура: Колесников Н. П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь, 1997. - № 6. - С. 41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М., 1998. - С. 128-131).

2. От данных существительных образуйте форму именительного па­дежа множественного числа.

Директор, доктор, договор, бухгалтер, катер, корпус, паспорт, порт, отпуск, кондуктор, профессор, слесарь, торт, шофер, шулер, пропуск, соболь, орден, ордер.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных.

Валенки, молдаване, турки, литры, облака, узбеки, блюдца, кры­лья, калачи, лохмотья, грабли, полусапожки, яблоки, места, рельсы, армяне.

4. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объяс­ните особенности образования падежных форм:

1) Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижера­торных поездах.

2) Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).

3) На фестивале молодежи и студентов можно было видеть нацио­нальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен).

4) В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узор­ных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог).

5) Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки.

6) В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).

7) Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса.

5. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

В компот положили много изюм...и чернослив... Хозяйка протяну­ла гостю чашку горячего ча... Столько этого крик... и визг... было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид... Отбо... нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всем с наскок... Возьмите на складе побольше цемент... и немного алебастр...

6. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор:

1) Для проведения бесед и докладов были приглашены квали­фицированные (лекторы-лектора).

2) Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы-кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками.

3) Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны-тона) свирели.

4) Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы-тормоза), мешающие нашему движению вперед.

5) Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окраси­лись в мягкие темно-синие (тоны-тона).

6) У причала столпились военные (катера-катеры); на внеш­нем рейде стояли (крейсеры-крейсера).

7) Водить автобусы по горным дорогам могут только опыт­ные (шофера-шоферы).

7. От приведенных слов, используя суффиксы -к, -ниц, -ш, -ичк, -иц, -ин,-есса, -их, образуйте существительные женского рода. Определите, какие из них могут быть использованы во всех функциональных стилях, употребление каких ограничено разговорно-обиходным стилем, а какие относятся к просторе­чию?

Приятель, филолог, доктор (звание), доктор (профессия), кандидат, диссертант, журналист, кадровик, солдат, медик, декан, критик, начальник, гример, мастер, бармен, бригадир, свидетель, киоскер, трус, собеседник, программист.

8. Подберите определения к словам.

Рояль, фамилия, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, портмоне, Сочи, Тбилиси, леди, шампунь.

9. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними оп­ределения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, опасн... динго, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, кро-шечн... колибри, остроумн... конферансье, уважаем... кюре, сочн... ман­го, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, справедлив... ре­фери, маленьк... цеце, увлекателън... шоу, установлен... эмбарго, ис­тин... денди, молод... шимпанзе.

10. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы:

1) Мо... импресарио настаива..., чтобы для концерта привезли нов... рояль.

2) Своей внешностью она производила впечатление типичн... инже­ню.

3) У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо.

4) С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини.

5) Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно.

6) Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн... тогда регби.

7) Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей.

8) В Багдаде я учился в больш... медресе у знаменитых ученых.

11. Составьте со словами предложения, в которых четко был бы обозна­чен род.

Диван-кровать, усадьба-музей, школа-интернат, ТАСС, МИД, ВГИК, роман-газета, платье-костюм.

12. Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме.

1) На днях состоялся вечер памяти (Жан Батист Клеман).

2) В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатири­ческий талант (Ярослав Гашек).

3) Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.

4) В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы.

5) Наталья любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

6) Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан).

7) Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

8) У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.

9) Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст).

10) У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей) было много способов раздобыть деньги.

11) Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

12) Село наше находилось под (старинный, Чернигов).

13) После путешествия я все время думаю о (знаменитый, Болдино).

14) В то лето Маяковский проживал в (подмосковный, Пушкино).

15) «Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе.

16) «Джентельмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии.

17) «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой.

18) «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини.

13. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образова­нием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и пред­ложите правильный вариант.

1) Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

2) Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь - ширше.

3) Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

4) Этот костюм мне менее велик, чем тот.

5) Алена гораздо красивше Татьяны.

6) Такой зонт более женский, чем мужской.

7) Он из нас был самый честнейший.

8) Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

14. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование:

а) только краткой формы,

б) только полной формы,

в) обеих форм.

Свой выбор мотивируйте.

1) Я (сыт / сытый).

2) Сегодня он (сердит / сердитый).

3) Профессор (доволен / довольный) успехами студентов.

4) Эти ошибки легко (исправимы / исправимые).

5) Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый).

6) Мясо уже почти (готово / готовое).

7) Стены в этой крепости (высоки / высокие).

15. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существитель­ными) в нужной падежной форме.

1) Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

2) Наша база находилась в 841 (километр) от города.

3) За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

4) Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

5) Мы израсходовали 3А (бак) воды.

6) За новый проект проголосовало 0, 9 (собравшихся).

7) Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

16. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с упот­реблением имен числительных. Предложите правильный вариант.

1) Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.

2) В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.

3) Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными.

4) На площади собралось около четырехсот людей.

5) Победителя наградили полторастами тысячами рублей.

6) После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

17. Объясните ошибки в употреблении местоимений.

1) Больной попросил сестру налить себе воды.

2) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

3) Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в пер­вую очередь.

4) Сзади его ехала нагруженная вещами машина.

5) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родителям; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

6) Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно ждать многое.

7) Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.

8) Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног.

9) Любому должнику важно доверие к себе.

10) Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни пе­ред кем спину и защищая ее интересы.

Практическая работа № 4

Часа

План

1. Понятие красноречия.

2. Информативная насыщенность речи как богатство ее содержания.

3. Многословие, или речевая избыточность. Плеоназм, тавтология, по­вторение слов как разновидности многословия.

4. Сжатость речи, краткость речи как важное условие ее информатив­ной насыщенности.

5. Недостаточная информативность речи как результат речевой недос­таточности.

Литература

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 248-255.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 17-25.

3. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 17-23.

Задания

1. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления рече­вой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавто­логию, повторение слов).

1) Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может вер­ною рукой вонзить... но замысел иной волнует сердце Кочубея (П.).

2) Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит; а он лежит хру­сталь-хрусталем (Фолък).

3) Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.).

4) Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.).

2. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с ре­дактором дайте свои варианты правки.

1.Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зе­лено - голубого моря. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся свет­лыми островками среди зе­лено - голубого моря.
2.Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.   Когда - то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.
3.В одном из концертов я дири­жировал программой из произ­ведений С. Прокофьева - испол­нялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».   3.В одном из концертов я ди­рижировал оркестром, ис­полнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» С. Прокофьева.
4. Белки злаков по биологической ценности уступают как про­дуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.   Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.
5. Побывали мы и у монумента. Он поразил нас своим величием.   Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.  
6. Общежитие - дом, в кото­ром многие студенты жи­вут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей обще­жития.   Общежитие для многих сту­дентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме зависит от них самих.
7. Работая в архиве, знако- мишъся с правилами архивной риалами, испытываешь на- слаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.   Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.  
8. Важное место в жизни сту­дентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности яв­ляются смотры художест­венной самодеятельности. Многие студенты занимают­ся в кружках художествен­ной самодеятельности. На ежегодных смотрах - кон­курсах они показывают свое искусство.  

 

3. Найдите предложения с речевой избыточностью. Отредактируйте приведенные примеры.

1. Неопределнность и неизвестность тоже имеют место быть.

2. Эти мысли близки самому мне.

3. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

4. Эта реклама нагромождена множеством слов.

5. Мы с вами должны и в какой-то мере обязаны пройти через этот труд.

6. Лично для меня этот текст показался интересным.

7. Рассуждая, анализируя, размышляя об определенных проблемах, можно лишь дойти до истины, понять суть ее.

8. Мы ежедневно делаем крошечные шажки в продвижении вперед.

9. Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Наша передача посвящена творчеству ветеранов техническо творчества.

2) Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бу­меранг.

3) Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный суве­нир.

4) Правительство в это трудное и нелегкое время должно представ­лять единый монолит.

5) Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое вос­кресенье.

6) Он рассказал нам о своих планах на будущее.

7) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданно­стей и интересных сюрпризов.

8) Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жиз­нью... Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

9) Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устраше­ния в ожидании землетрясения.

10) Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отве­дать посетители нашего ресторана.

5. Объясните, почему данные выражения являются плеонастическими.

1. Огромный массив. 2. Короткое мгновение. 3. Первый лидер. 4. Первый пионер. 5. Май месяц. 6. Коллеги по специальности. 7. Пора курортного сезона. 8. Завещать в наследство. 9. В конечном итоге. 10. Аморальный проступок. 11. Отступать назад. 12. Спуститься вниз.

6. Проанализируйте причины недостаточной информативности предло­жений. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложе­ния.

1) Студент Белов занял первое место по английскому языку.

2) Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства.

3) Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

4) Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

5) На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

6) Сдается квартира с ребенком.

7) В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

8) Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на об­работку резанием.

9) Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

10) Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго.

Практическая работа № 5

Часа

План

1. Смысловая точность речи. Выбор слова. Слово - основа для по­нимания текста. Поиск нужного слова.

2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: ис­пользование слова без учета его семантики, эвфемистичность речи, ана­хронизм, алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или су­жение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных по­нятий.

3. Лексическая сочетаемость. Случаи стилистически оправданного и неоправданного нарушения лексической сочетаемости. Процессы и ме­ханизмы сочетаемости современной лексики.

4. Точность словоизменения и формообразования.

5. Ясность синтаксических конструкций.

6. Предметная и понятийная точность.

Литература

1) Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. - С. 150 -156.

2) Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 256-258; 261-264.

3) Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 5-17; 210-212; 362-365; 392-394.

4) Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 1996. - С. 272-302.

5) Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 7-16.

6) Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1987.-С. 75-77.

7) Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 33-41.

8) Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языко­вом отображении. - М., 1998. - С. 160-187.

Задания

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого ма­ло. Он. (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и со­стояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) сло­вами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспро­изводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения,... (про­исходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутству­ет жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искус­ства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, ука­зать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обо­значения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обоб­щенных идей и понятий.

(По С. М. Маршаку)

2. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1) Принимаемые меры морального и материального поощрения к не-радивым работникам желаемого результата не принесли. 2) На экзаме­не он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3) С конца VI века до н. э. поток греческих туристов устремился в Египет. 4) В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 5) В течение февраля в Подмоско­вье продолжительность суток возрастет на 2 часа, б) Хороших работ­ников на нашем предприятии награждают Доской почета. 7) Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 8) Творчество компо­зитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

3. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лек­сической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1) Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2) В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3) Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4) Два пернатых в одной берлоге не жи­вут. 5) Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авто­ров посетить павильоны. 6) В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 7) Эта политика уже приносит положительные плоды. 8) Большое внимание будет оказано благоуст­ройству города. 9) Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 10) Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. 11) Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации иг­рает ее отношение к труду. 12) После долгих хлопот работников нако­нец ремонт библиотеки состоялся. 13) Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза. 14) Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную се­динами голову обрушилась слава. 15) В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возмож­ные варианты.

 

Античный, классический, Мифология, языки,

врожденный, найти, устранить, обрести, недостатки, ошибки, опора,

наложить, оставить, отпечаток, след,

обнаружить, открыть, закон, закономерность,

доказать, обосновать, теорема, теория,

предвещатъ, предсказать, поражение, успех,

расширить, увеличить, повысить возможности, потенциал

5. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художест­венных произведениях. С какой целью писатели используют этот стили­стический прием в каждом конкретном случае?

1) Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня пере­листать (Вол.).

2) Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинирован­ным зверем (Булг.).

3) Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости -ему было 38 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 949; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (1.177 с.)