Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Недостатки произношения шипящих звуков «ш», «ж», «ч», «щ».(4ч.)



1. Механизм образования шипящих фонем «ш», «ж», «ч», «щ».

2. Недостатки произношения шипящих фонем «ш», «ж», «ч», «щ» сигматизм и парасигматизм шипящих.

1.Механизм образования фонемы ш состоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык под­нят «чашечкой» («ковшом») к небу. Боковыми краями он приле­гает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо под­нято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и рото­вую полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесе­нии с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу языком и передними зубами. Некоторое дополнительное понижение шума достигает­ся округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание го­лосовые связки, несколько слабее становится напор струи выды­хаемого воздуха, несколько уже щель между языком и небом.

Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высо­ким положением спинки языка и легким перемещением его кпе­реди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ. В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и бо­ковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.

 

2. Основные виды нарушений звуков ш и ж.

Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное»произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при из несении звонкого ж к шуму прибавляется голос; проне­сение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее»произношение щ и ж. Щель образуется сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

Заднеязычноепроизношение ш и ж. Щель образуетсясближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х звонком фрикативном г, как в южнорусских областях. Кроме случаев искаженного произношения ш и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими.

Недостатки произношения звуков щ и ч.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблю­дается правильное звучание фонем щ и ч.

Для исправления фонемы щ, произносимой как с′ проще всего воспользоваться зондом или шпателем.

При замене фонемы ч посредством ц' (или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ.

 

Лекция 8. Недостатки произношения «j» (йотацизм), «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).(4ч.)

План:

1. Механизм образования «j».

2. Недостатки произношения «j» - йотацизм.

3. Приемы постановки «j».

4. Механизм образования фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,».

5. Недостатки произношения «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,» каппацизм, гаммацизм, хитизм.

6. Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,»

1.Уклад органов артикуляции. Губы несколь растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резц ами 1—2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

2.Недостатки произношения фонемы j(йот) встречается преимуще­ственно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л′.

Взамен артикуляции, присущей фонеме j, используется ниж­ний или верхний вариант артикуляции фонемы л'.

3.Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены фонемы j гласной фонемой и. Ребенку предлагается произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио, аи, ои и т.п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами; иа, иаблоко; ио, иожик; аи, играи; ои, стои и т.п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т.п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т.п.

Постепенно длительность гласного и сокращается и из слого­вого звука он превращается в неслоговой.

Можно воспользо­ваться механическим способом постановки j от фонемы з'. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на са­мую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между (з'а) и (ж'а). Затем шпатель продвигается несколь­ко глубже, пока не послышится четкое йа.

4. Механизм образования фонемы к состоит в следующем. Поло­жение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое рас­стояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом, место смычка колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе между твер­дым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь нахо­дящемуся позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает про­ход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличается от к лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состо­ит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, ос­тавляя по средней линии щель, проходя через которую струя вы­дыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме х

Мягкие фонемы к′, г', х' отличаются от парных твердых пере­мещением смычки или щели, образуемых языком и нёбом, впе­ред, к средней части твердого нёба.

5.Встречаются три основных вида каппацизма.

В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на т. В третьем случае взрывная фонема к заменяет­ся фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

6.Исправление недостатков произношения фонем «к» - «к,», «г» - «г,», «х» - «х,».

Если не удается исправить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изобра­жения смычки языка с нёбом кистями рук, то следует воспользо­ваться механическим способом постановки к от т с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. По­вторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпа­телем на переднюю часть спинки языка, удержание ее за нижни­ми резцами. При таких условиях вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка.

Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к.

Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.008 с.)