Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы.(2ч.)

Поиск

1. Определение дислалии.

2. Исторический аспект развития проблемы.

1.Дислалия (от греч. dis приставка, означающая частичное расстройство, и lalio говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном, слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и реже их пропусках.

2.Термин дислалия одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк. Несколько позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р.Шультесс также вводит в свои работы термин дислалия, но в более узком, нежели у И. Франка, значении: он причисляет к дислалии лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции.
Несколько иную позицию занимал польский исследователь В.Олтушевский, который относил к дислалиям случаи нарушения произношения, не обусловленные анатомическими дефектами речевого аппарата. Но уже в 30-50-е годы это понятие претерпевает существенные изменения. М.Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). М.Е. Хватцев выделяет три формы дислалии: механическую, обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка, слабостью выдыхаемой струи воздуха и т.д.
В начале 50-х годов А.М. Смирнова на основе большого клинического материала публикует классификацию дефектов произношения, которая заметно отличается от классификации, предложенной М.Е. Хватцевым. В это же время О.В. Правдива дает иную трактовку дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. В дальнейшем в 60-е годы, в работах С.С. Ляпидевского и О.В. Правдиной прослеживается тенденция к делению произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказу от обобщающего термина косноязычие. В эти же годы в работе С.С. Ляпидевского и Б.М. Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. Это определенным образом сузило понятие дислалии и сделало его более четким. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов. В настоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что недостатки произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (56 лет), у 17-20% детей школьного возраста (III классы). У учащихся старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%.

Лекция 2. Формы дислалии.(6ч.)

1. Функциональная дислалия.

2. Механическая (органическая) дислалия

3. Уровни нарушенного произношения.

4. Простые и сложные дислалии.

1. Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих де­фект звукопроизношения; функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, че­люстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском возрас­те в процессе усвоения системы произношения, а механичес­кие — в любом возрасте вследствие повреждения перифери­ческого речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. Функциональная дислалия.

К ней относятся дефекты вос­произведения звуков речи (фонем) при отсутствии органичес­ких нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения — биологические и социальные:

- общая физическая ослабленность ребенка вследствие сомати­ческих заболеваний, особенно в период активного формирова­ния речи;

- задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;

- неблагоприят­ное социальное окружение, препятствующее развитию обще­ния ребенка (ограниченность социальных контактов, подра­жание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него разви­тие звукопроизношения).

Выделяются три основные формы функциональной дислалии:

- акустико-фонематическая;

- артикуляторно-фонематическая;

- артикуляторно-фонетическая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.009 с.)