Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Содержательность речи»

Поиск

Часа

План

1. Понятие красноречия.

2. Информативная насыщенность речи как богатство ее содержания.

3. Многословие, или речевая избыточность. Плеоназм, тавтология, по­вторение слов как разновидности многословия.

4. Сжатость речи, краткость речи как важное условие ее информатив­ной насыщенности.

5. Недостаточная информативность речи как результат речевой недос­таточности.

Литература

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 248-255.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 17-25.

3. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 17-23.

Задания

1. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления рече­вой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавто­логию, повторение слов).

1) Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может вер­ною рукой вонзить... но замысел иной волнует сердце Кочубея (П.).

2) Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит; а он лежит хру­сталь-хрусталем (Фолък).

3) Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.).

4) Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.).

2. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с ре­дактором дайте свои варианты правки.

1.Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зе­лено - голубого моря. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся свет­лыми островками среди зе­лено - голубого моря.
2.Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.   Когда - то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.
3.В одном из концертов я дири­жировал программой из произ­ведений С. Прокофьева - испол­нялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный».   3.В одном из концертов я ди­рижировал оркестром, ис­полнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» С. Прокофьева.
4. Белки злаков по биологической ценности уступают как про­дуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.   Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.
5. Побывали мы и у монумента. Он поразил нас своим величием.   Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.  
6. Общежитие - дом, в кото­ром многие студенты жи­вут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей обще­жития.   Общежитие для многих сту­дентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме зависит от них самих.
7. Работая в архиве, знако- мишъся с правилами архивной риалами, испытываешь на- слаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.   Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.  
8. Важное место в жизни сту­дентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности яв­ляются смотры художест­венной самодеятельности. Многие студенты занимают­ся в кружках художествен­ной самодеятельности. На ежегодных смотрах - кон­курсах они показывают свое искусство.  

 

3. Найдите предложения с речевой избыточностью. Отредактируйте приведенные примеры.

1. Неопределнность и неизвестность тоже имеют место быть.

2. Эти мысли близки самому мне.

3. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

4. Эта реклама нагромождена множеством слов.

5. Мы с вами должны и в какой-то мере обязаны пройти через этот труд.

6. Лично для меня этот текст показался интересным.

7. Рассуждая, анализируя, размышляя об определенных проблемах, можно лишь дойти до истины, понять суть ее.

8. Мы ежедневно делаем крошечные шажки в продвижении вперед.

9. Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

1) Наша передача посвящена творчеству ветеранов техническо творчества.

2) Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бу­меранг.

3) Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный суве­нир.

4) Правительство в это трудное и нелегкое время должно представ­лять единый монолит.

5) Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое вос­кресенье.

6) Он рассказал нам о своих планах на будущее.

7) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданно­стей и интересных сюрпризов.

8) Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жиз­нью... Катерина заранее предчувствует свою гибель... Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

9) Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устраше­ния в ожидании землетрясения.

10) Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отве­дать посетители нашего ресторана.

5. Объясните, почему данные выражения являются плеонастическими.

1. Огромный массив. 2. Короткое мгновение. 3. Первый лидер. 4. Первый пионер. 5. Май месяц. 6. Коллеги по специальности. 7. Пора курортного сезона. 8. Завещать в наследство. 9. В конечном итоге. 10. Аморальный проступок. 11. Отступать назад. 12. Спуститься вниз.

6. Проанализируйте причины недостаточной информативности предло­жений. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложе­ния.

1) Студент Белов занял первое место по английскому языку.

2) Переплет сделался неотъемлемой деталью комнатного убранства.

3) Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

4) Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

5) На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

6) Сдается квартира с ребенком.

7) В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

8) Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на об­работку резанием.

9) Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке.

10) Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго.

Практическая работа № 5

Тема: «Точность, ясность речи»

Часа

План

1. Смысловая точность речи. Выбор слова. Слово - основа для по­нимания текста. Поиск нужного слова.

2. Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова: ис­пользование слова без учета его семантики, эвфемистичность речи, ана­хронизм, алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или су­жение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных по­нятий.

3. Лексическая сочетаемость. Случаи стилистически оправданного и неоправданного нарушения лексической сочетаемости. Процессы и ме­ханизмы сочетаемости современной лексики.

4. Точность словоизменения и формообразования.

5. Ясность синтаксических конструкций.

6. Предметная и понятийная точность.

Литература

1) Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000. - С. 150 -156.

2) Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 256-258; 261-264.

3) Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 5-17; 210-212; 362-365; 392-394.

4) Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 1996. - С. 272-302.

5) Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 7-16.

6) Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1987.-С. 75-77.

7) Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 33-41.

8) Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языко­вом отображении. - М., 1998. - С. 160-187.

Задания

1. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для все­го, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого ма­ло. Он. (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и со­стояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) сло­вами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспро­изводит, определяет, отображает, фиксирует) все изменения,... (про­исходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутству­ет жизни,... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искус­ства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, ука­зать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обо­значения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обоб­щенных идей и понятий.

(По С. М. Маршаку)

2. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1) Принимаемые меры морального и материального поощрения к не-радивым работникам желаемого результата не принесли. 2) На экзаме­не он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3) С конца VI века до н. э. поток греческих туристов устремился в Египет. 4) В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 5) В течение февраля в Подмоско­вье продолжительность суток возрастет на 2 часа, б) Хороших работ­ников на нашем предприятии награждают Доской почета. 7) Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака. 8) Творчество компо­зитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

3. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лек­сической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1) Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2) В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3) Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4) Два пернатых в одной берлоге не жи­вут. 5) Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авто­ров посетить павильоны. 6) В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 7) Эта политика уже приносит положительные плоды. 8) Большое внимание будет оказано благоуст­ройству города. 9) Этому вопросу мы придаем первоочередное внима­ние. 10) Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. 11) Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации иг­рает ее отношение к труду. 12) После долгих хлопот работников нако­нец ремонт библиотеки состоялся. 13) Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза. 14) Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную се­динами голову обрушилась слава. 15) В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

4. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возмож­ные варианты.

 

Античный, классический, Мифология, языки,

врожденный, найти, устранить, обрести, недостатки, ошибки, опора,

наложить, оставить, отпечаток, след,

обнаружить, открыть, закон, закономерность,

доказать, обосновать, теорема, теория,

предвещатъ, предсказать, поражение, успех,

расширить, увеличить, повысить возможности, потенциал

5. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художест­венных произведениях. С какой целью писатели используют этот стили­стический прием в каждом конкретном случае?

1) Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня пере­листать (Вол.).

2) Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинирован­ным зверем (Булг.).

3) Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости -ему было 38 лет.

4) Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдер­жанные советские сны.

5) Козлевич против своей воли погрузился в пучину Уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных престу­плениях (И. и П.).

Практическая работа № 6

Тема: «Логичность речи»

Часа

План

1. Логические ошибки в словоупотреблении:

а) сопоставление несовместимых понятий - алогизм;

б) неоправданное расширение или сужение понятия;

в) подмена понятия.

2. Логические ошибки в синтаксических конструкциях. Уровни логич­ности в тексте.

3. Соблюдение законов логики:

а) закон тождества;

б) закон противоречия;

в) закон исключенного третьего;

г) закон достаточного основания.

4. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.

Литература

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростовн/Д, 2000. - С. 187-200.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 338-347.

3. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев, Н. В. Нефедова - Ростов н/Д, 2001. - С. 156-157.

4. Ивин А. А. Теория аргументации. - М., 2000.

5. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать. - М., 2002. - С. 55-77; 213-247.

Задания

1. Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1) Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ла­ниты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в худо­жественной литературе колорит древности.

2) Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку.

3) Балерина создает проникновенный образ Жизели — от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини.

4) Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело - производить молоко, выращи­вать скот и птицу.

5) Принятый кодекс даже прогрессивный в какой-то мере, но в сего­дняшнем виде этот кодекс все-таки имеет репрессивный уклон, то есть это кодекс мордобойного свойства, например по финансам (из речи де­путата в Думе).

6) Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами.

7) Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

8) Борьба с гриппом - очень важное мероприятие, сокращающее здо­ровье работников фирмы.

9) Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вына­шивалась художником в течение ряда лет.

10) Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

2. В выступлениях политических лидеров и общественных деятелей укажите речевые ошибки, ставшие причиной абсурдности, нелогичности высказывания.

1) У нашего президента столько поклонников! И у нас в стране, и в Петербурге, и в России.

2) Согласитесь: провести с президентом Белоруссии - это немало!

3) Как ни странно, я вам скажу правду: мне это не известно.

4) Мне кажется, для всех для нас это что-то совершенно особенное, несмотря на то, что он большой (о храме Христа Спасителя).

5) Говорят, что я брал взятки. Это невозможно, но это факт!

6) Мы должны заменить вакуум, который там существует в лице правоохранительных органов.

7) Российское государство и до сих пор направлено дружественно, ми­ролюбиво и никому не причинит зла в ближайшее время.

3. Расположите предложения в приведенных абзацах в соответствии с требованиями логичности.

Согласно подсчетам писателя-фантаста Г. Алътова, из 66 част­ных предсказаний «дилетанта» Г. Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибочными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шеллинг в своем произведении «Философия искусства» рассматривает фунда­ментальную проблему предвосхищения искусством открытий в науке.

Если взять таких фантастов, как Жюлъ Берн и А. Беляев, то их прогностический потенциал приближается к 90 %.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с уче­ными-специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко спе­циальных вопросах.

Практическая работа № 7

Тема: «Чистота речи»

Часа

План

1. Источники засорения речи:

а) территориальные диалекты, местные говоры;

б) профессионально-социальные жаргоны и арготическая лексика;

в) неуместное употребление иностранных слов;

г) вульгарно-бранная (обсценная) лексика;

д) слова-сорилки, слова-паразиты;

е) неоправданное индивидуальное словотворчество;

ж) канцеляризмы, речевые штампы.

2. Диалектная лексика:

а) проникновение диалектной лексики в литературный язык;

б) диалектизмы в художественной речи;

в) стилистически не оправданное употребление диалектизмов.

3. Профессиональная лексика:

а) использование профессиональной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление профессионализмов.

4. Жаргонная лексика:

а) использование жаргонной лексики в литературном языке;

б) стилистически не оправданное употребление жаргонизмов.

5. Стилистическая оценка заимствованных слов:

а) приток иноязычной лексики в русский язык в 80-90-е годы XX в.;

б) стилистическая классификация заимствованных слов;

в) заимствованные слова в художественной и публицистической речи;

г) стилистически не оправданное употребление заимствованных слов.

6. Культура языка и экология культуры.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 117-137.

2. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов н/Д, 2002. - С. 122-131.

3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 258-260.

4. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 76-85; 100-112.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики Правила хорошей речи / Д. Э. Ро­зенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 52-57; 73-82.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стили­стика. - М, 2001. - С. 81-87.

7. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С.46-62; 105-113.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Функционирование лексики «неактивных» сфер языка в современной речи (рекомендуемая литература: Какорина Е. В. Трансформация лексиче­ской семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 67-88; Береговская Э. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопр. языко­знания. - 1996. - № 3).

б) Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (рекомендуемая лите­ратура: Баранова Л. А. О папарацци, стингерах и таблоидах // Рус. речь. - 1998. - № 4; Величко А. Р. О «русскости» русского языка наших дней // Рус. речь. - 1995. - № 6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999. - С. 110-144; Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте совре­менной общественной жизни // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М, 1996. - С. 142-160; Крысин Л. П. Иноязычное слово в кон­тексте современной общественной жизни // Рус. язык в школе. - 1994. -№ 6; Новикова Н. В. Звонкое иноязычие // Рус. речь. - 1992. - № 3; Ро­зенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. -М, 1997. - С. 62-73; Сергеева Е. В. Заимствования 80-90 гг. в социолин­гвистическом аспекте // Рус. речь. - 1996. - № 5; Скворцов А. И. Эколо­гия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996. - С. 85-98; Улуханов И. С. О новых заимствованиях в русском языке // Рус. язык в школе. - 1994. - № 1; Шапошников В. Н. Иностранные слова в совре­менной российской жизни // Рус. речь. - 1997. - № 3.).

в) О «черных» словах и жаргонизмах (рекомендуемая литература: Сквор­цов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. -М, 1996. - С. 52-72; Галь Н. Слово живое и мертвое. - М, 1987).

г) Культура языка и экология слова (рекомендуемая литература: Вереща­гин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М, 1983; Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. - М, 1989; Головин Б. Н. Как го­ворить правильно, Заметки о культуре русской речи. - М., 1988; Горелов А. А. Экология-культура-моделирование. - М., 1985; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - Л., 1988; Костомаров В. Г. Жизнь языка. - М., 1984; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб., 1999; Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987; Ожегов Ю. П., Никоно-рова Е. В. Экологический импульс. Проблемы формирования экологиче­ской культуры молодежи. - М., 1990; Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996; Экологическая аль­тернатива: сб. ст. -М., 1990; Экология культуры: научно-аналитический обзор. -М., 1990.

2. Дайте стилистическую оценку использованию в газетных материалах диалектизмов и просторечных слов (за справками обращайтесь к толко­вым словарям русского языка). Подберите литературные синонимы к словам, использование которых вы считаете стилистически неоправдан­ным

1) Не переступая порога, с крыльца, он произносил в шибку слова.

2) Мы выехали, когда уже ободняло.

3) Дети редко навещали родительскую оселю.

4) Приходят, когда вздумается, уходят, когда схочется.

5) До окончания зимника остается каких-то двадцать дней.

6) Вернулся с войны - снова за пасево. А какой я пастух без рожка?

7) Подстреленный волк ткнулся в снег; завопил, забрылял ногами...

8) Редко бывало незапамятное такое зазимье грибное.

3. Проанализируйте примеры авторедактирования В. М. Шукшина. Объ­ясните отказ писателя в процессе правки от употребления слов, заклю­ченных в скобки, и лексические замены; дайте стилистическую оценку использованию им разговорной, просторечной и диалектной лексики:

1) За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде забывать про Глеба... И тут он (попер) пошел в атаку на кандидата.

2) - Петя! - чуть не плачет Лялька. -Яуж и так (смучилась) измучилась.

3) - Ты это... не говори никому, что (стунил) слупил с меня четвертной.

4) - Что вы, они вечерами никуда не (ходят) ходют.

5) Ты знаешь Талицкую (церкву) церковь?

6) Надо только, думал он, собраться, крепко (подумать) обмозговать.

4. Сравните предложения. Укажите в неотредактированных вариантах профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Про­анализируйте стилистическую правку, укажите, какие стилистические недочеты устранил редактор. В случае несогласия с ним дайте свои вари­анты стилистической правки.


1. Остаточные карбонаты воз-никли в результате окарбона-чивания почв.

2. Цехи осуществляют телефонизацию, электрочасофика-цию и радиофикацию.

3. Выполнены работы по зачист­ке, запарке и погрузке капусты.

4.Перед нами возник даже та­кой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?

5. Двигатель - пускач трактора подлежит замене.

Остаточные карбонаты воз­никли в результате отложения солей угольной кислоты в почве.

Все больше телефонов, элек­трических часов, радиоточек появляется в цехах.

Капусту очистили, уложили в тару и погрузили.

 

Мы не знали даже, как кле­ить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.

Пусковой двигатель тракто­ра следует заменить.

6. Опережение движения по маршруту с повышенной, от­носительно заданной, средней скоростью пенальтизируется.

 

 

Опережение движения по мар­шруту с повышенной, относи­тельно заданной, средней ско­ростью наказывается штраф­ными очками.


5. Укажите, насколько мотивировано в контексте употребление профессио­нальной, профессионально-жаргонной и просторечной лексики. В случае необходимости исправьте предложения, заменяя профессионализмы и жар­гонизмы соответствующими терминами или общеупотребительными сло­вами; устраните другие стилистические недочеты в предложениях.

1) Зеленин пришел к выводу, что для пластики необходимо использовать ткани самого пациента, не нарушая га физиологическую целостность.

2) Темы, поднимаемые стенновкой, самые различные.

3) Было семь вечера, когда мы, группа учителей и учащихся нашей ве­черки, прибыли в Хатынь.

4) У нас объявлен общественный смотр по зачистке территории рай­она от металлолома.

5) Шкурование производится при помощи шкуровки.

6) Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сей­час впервые обкатал ее перед зрителями.

7) В автобусную службу прислал жалобу один инженер, опоздавший подряд десять раз на работу и схлопотавший по этой причине выгово-решник.

8) Иван Тимофеевич требует от своих учеников выкладываться до предела.

9) Заказы шли клево, и мы вкалывали на славу, чтобы оправдать поездку.

6. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях.

1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!

3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюлле­тенями уже к двенадцати часам.

5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

7. Самостоятельно подберите примеры немотивированного использова­ния заимствованных слов в устной или письменной речи (газеты, журна­лы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.

Практическая работа № 8

Тема: «Богатство речи»

Часа

План

1. Словарный состав языка и его изменение.

1) Устаревшие слова:

а) процесс архаизации лексики;

6) состав устаревших слов;

в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;

г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов. 2) Новые слова:

а) пополнение лексики новыми словами;

б) типы неологизмов;

в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публици­стической речи;

г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов.

2. Многообразие значений слова. Многозначность лексики - неисчер­паемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмыс­ления слова.

а) полисемия;

б) омонимия и смежные с ней явления;

в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;

г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;

д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.

3. Паронимия и парономазия.

а) паронимы; их отношение к омонимам;

б) парономазия;

в) стилистические функции паронимов;

г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

4. Лексическая синонимия.

а) типы лексических синонимов;

б) стилистические функции синонимов;

в) стилистически не оправданное употребление синонимов.

5. Лексическая антонимия.

а) стилистические функции антонимов;

б) стилистически не оправданное употребление антонимов.

6. Стилистические возможности словообразования.

7. Стилистическое использование частей речи.

8. Многообразие синтаксических конструкций.

Литература

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 1996. - С. 67-75.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 265-296.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 25-56.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С 77-94.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Ро­зенталь, И. Б. Голуб. - М., 1996. - С. 23-44.

6. Русский язык и культура речи / под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 21-32; 62-84.

Задания

1. Определите стилистические функции устаревших слов.

1) Вот Вы-то когда пришлете мне Ваш роман? Алчу, чтобы написать Вам длинную критику (Ч.).

2)...Лавров предложил тост за своего дорогого, хорошего друга А. П. Чехова и облобызался со мной (Ч.).

3) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. и П.).

4) «Наталья Борисовна! - крикнул он, махая на себя шляпой. - Благовер­ного вашего лицезрел!» (Бун.).

2. Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов (немотивированное введение в речь высоких слов, ус­таревших канцеляризмов, смешение стилей, использование архаизма без учета его семантики, искажение устаревшего слова, анахронизм, нару­шение лексической сочетаемости и др.); исправьте предложения.

1) В начале 1900-х годов Л. Н. Толстой напряженно внимает голосам бастующих рабочих, бунтующих крестьян и манифестирующих с крас­ными флагами студентов.

2) Оземь поклонился князь Александр праху воеводы Ратмира Всесла-вича.

3) По итогам недавней проверки издан приказ, к нему приложен и список первоочередных мероприятий, долженствующих улучшить работу.

4) Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы.

5) Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе.

6) Тициан - из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрож­дения.

3. В приведенных предложениях укажите языковые и окказиональные неологизмы. Дайте стилистическую оценку их употреблению в контек­сте. Предложите варианты стилистической правки тех фраз, которые вы считаете неприемлемыми для публикации в газете.

1) Основные системы корабля были дублированы и троированы, т. е. имели очень высокую надежность.

2) Старая жирафиха, опекая свое стадо, постоянно бегает.

3) Лунологи уже думают о первой круголунной экспедиции.

4) Как проявляется эта «нянъкомания»? Студенту разжевывают даже то, что он должен усвоить сам.

5) Я не принадлежу к любителям фрейдятины. Но с тех пор как меня сразил страшный недуг, я собираю материалы о президенте (фотогра­фии, вырезки из газет и др.)... Эту коллекцию я назвала ельцинианой (из письма в редакцию газеты «МК»).

4. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.

1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.

2) Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.

3) Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.

4) Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.

5) Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.

6) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.

7) Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.

5. Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины словесной игры в каждом случае.

1) Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, Но вы бои­тесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, изда­тельствам, редакторам»),

2) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

3) Бывает гол король на сцене, но и на поле гол - король! (Е. Ильин).

4) Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.).

5) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засы­пать на лекциях его (Марш.).

6) Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс).

6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справ­ками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Абонемент - абонент, добрый - добротный, жесткость -жестокость, консервация - консервирование, будний - будничный, дипломатический - дипломатичный, доверительный - доверчивый, исполнительный - исполнительский, лирический - лиричный, эффек­тивный - эффектный, надеть - одеть, новшество - новинка, суще­ство - сущность.

7. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.

1) Испытания новой машины... (проводиться-производиться) уже третью неделю.

2) В работах художников и скульпторов... (отражаться-отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев.

3) Впечатлений от поездки много, но главное - это исключитель­но... (дружеский-дружественный) отношение к нам французского народа.

4) Конькобежцы США... (опробовать-апробировать) костюм из но­вого синтетического материала.

5) Эти модели после... (опробирование-апробация) переданы в серий­ное производство.

6) На мебель были... (одеты-надеты) чехлы.

7) Молодой актер играет... (главную-заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А. Н. Островского.

8) Перед подвигом защитников отечества мы... (преклоняем-склоняем) голову.

8. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их.

1) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии.

2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

3) Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, на­копившиеся в нем из-за плохого питания.

4) Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поедин­ками команд.

5) Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.

6) Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

7) Реальные люди, события силой писательского таланта превраща­ются в художественные прообразы.

9. Укажите стилистические функции синонимов.

1) Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь - до дна, но их подмена словесами измене может быть рав­на (Твард.)

2) И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Наг.).

3) Уста и губы - суть их не одна. И очи - вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... - глубокие тарелки (Марк).

4) Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Сл.).

10. Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; ис­правьте предложения.

1) В своей работе руководители детских учреждений руководству­ются методической литературой.

2) Повышение ответственности студентов на старших курсах при­водит к высоким результатам в учебе.

3) Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.

4) Каждый пейзаж этого художника - законченное ювелирное произ­ведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любо­ваться.

11. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоп­равданного употребления антонимов (нелогичность, неясность выска­зывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюмо­рон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической па­ры, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданно­го использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.

1) На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасно­го пола.

2) Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углуби­лась.

3) Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.

4) Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает на­много легче.

5) В этом г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.021 с.)