Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Публицистический стиль»

Поиск

Часа

План

1. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки выделения публицистического стиля.

2. Под стили и жанры публицистического стиля, преломление в них черт публицистического стиля.

3. Функции публицистического стиля.

4. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в языковых средствах. Сочетание стандарта и экспрессии как стилистическая доми­нанта публицистического текста.

5. Соотношение понятий стандарта (клише) и штампа.

6. Экспрессивность публицистического стиля; средства речевой выра­зительности.

7. Средства массовой информации и культура речи.

8. Язык рекламы.

9. Динамика нормы в публицистике.

Литература

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 44-58.

2. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 182-200.

3. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971.

4. Культура русской речи. - М, 2000. - С. 238-280.

5. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. - М., 1972. -С.82-104.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М, 1987.-С. 44-56.

7. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. -С. 27-35.

8. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. - М, 1996.

9. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. - М, 1989.

Задания

1. Подготовьте сообщения по статьям:

а) Дунаевская О. В. Фразы, подброшенные в «воздух», или несколько со­ветов публицистам // Рус. речь. -1997. - № 1. - С. 51-55.

б) Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского обще­ства // Вопр. языкознания. - 1996. - № 3. - С. 23-32.

в) Какорина Е. В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Рус­ский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1998.

2. Подберите текст публицистического стиля и проанализируйте его стилистику, указав черты: 1) инвариантные и 2) обусловленные жанрово-ситуативной принадлежностью текста. Рассмотрите средства ре­чевой выразительности и изобразительности, сделайте вывод о жанрово-ситуативном характере тропов и фигур речи в публицистическом дискурсе.

Практическая работа № 13

Тема: «Разговорный стиль и разговорная речь»

Часа

План

1. Общая характеристика разговорного стиля. Экстралингвистические и стилевые черты разговорного стиля.

2. Прагматика и стилистика разговорной речи. Условия успешного об­щения.

3. Причины коммуникативных неудач.

4. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

5. Жанры речевого общения.

6. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

Литература

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М, 2002. - С. 26-33.

2. Горшков А. И. Русская стилистика. - М, 2001. - С. 277-309.

3. Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987. - С. 5-34.

4. Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка. -М, 1979.-С. 175-201.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 213-218.

6. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 47-94.

7. Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь и ее особенности. - М., 1974.-С. 6-40.

8. Сметанина С. И. Разговорный стиль: учеб. пособие. - СПб., 1998. -36 с.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) по статье Едличка А. Проблематика разговорного языка и стиля // Но­вое в зарубежной лингвистике. - М., 1988. - Вып. 20. - С. 111 - 122.

б) по разделам главы 1 «Культуры русской речи». - М., 2000:

- Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы.

- Жанры речевого общения.

- Причины коммуникативных неудач.

2. Из произведений художественной литературы подберите фрагменты текстов, иллюстрирующие функционирование элементов разговорного стиля. Определите функции «разговорной стилистики» в художествен­ном тексте.

Практическая работа № 14

Тема: «Основы мастерства публичной речи»

Часа

План

1. Оратор и его аудитория.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Речевые тактики и стратегия общения.

8. Контакт оратора с аудиторией.

9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?

10. Как готовиться к выступлению.

11. Оценка эффективности публичного выступления.

Литература

1. Введенская Л. А. Деловая риторика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 2002. - С. 271-324.

2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. - Ростов н/Д, 2000. - С. 211-302.

3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. -М., 2001.-С. 207-220.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 348-361.

5. Ивин А. А. Теория аргументации: учеб. пособие. - М., 2000.

6. Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция: учебное пособие для высших учебных заведений. - М, 1999. - С. 22-137.

7. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95; 102-133.

8. Львов М. Р. Риторика. - М., 1995. - С. 23-55.

9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов н/Д, 2002.

10. Савкова 3. В. Искусство оратора. - СПб., 2000. - С. 143-187.

11. Сергеечева В. Как говорить убедительно. - СПб., 2002. - С. 4—157.

12. Леммерман. X. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234.

13. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. -Ростов н/Д, 1999.

14. Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480.

Задания

1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргумента­ции.

 

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933 г.)

 

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые госуда­ри! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском го­роде, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чув­ствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писа­тельской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грае, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писа­тельского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской пре­мии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующий­ся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсе­гда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать облас­ти полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола нахо­дятся представители всяческих мнений, всяческих философских и рели­гиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писа­теля эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к сво­боде есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов - для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш на­род, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благо­родной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свобод­ному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1) Читайте, читайте, читайте!

2) О времена! О нравы!

3) Отцы и дети.

4) Ученье - свет.

5) Ода здоровому образу жизни.

6) Ода студенчеству.

7) Легко ли быть молодым.

8) О красоте.

9) Дарите людям радость.

10) Человек и природа.

3. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по кото­рым будет оцениваться ваше выступление.

Критерии оценки речей (по книге «Русский язык и культура речи» / под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002).

Аспекты Возможные ситуации Кол-во баллов
1. Соответствие содержа­ния речи теме   а) соответствует полностью  
б) не полностью  
в) не соответствует  
2.     Использование фактов     а) в достаточном количестве  
б) в недостаточном количестве  
в) в излишнем количестве  
г) не использованы  
3. Характер использован­ных фактов   а) интересные факты  
б) свежие факты  
в) всем известные факты  
4. Интерпретация фактов     а) удачная интерпретация  
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)  
в) неудачная (большинство фактов объ­ясняется неверно, неумело или явно предвзято)  
5.     Количество аргументов а) аргументы содержатся в достаточном количестве  
б) в недостаточном количестве  
  в) в излишнем количестве  
    г) аргументов по существу нет  
6.   Характер аргументов   а) аргументы впечатляющие (убедитель­ные, оригинальные, броские и др.)  
б) аргументы среднего качества (недос­таточно логичны, недоказательны, рас­тянуто изложены и др.)  
в) аргументы слабые (совсем неубеди­тельные, недейственные)  
7.     Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к че­ловеку, к пользе)     а) использование аргументов разных ти­пов  
б) типовое однообразие аргументов  
8.   Ориентация содержа­ния речи на аудито­рию (насколько вы­ступающий ощущает конкретный состав слушателей   а) заметна ориентация на всю аудито­рию  
б) ориентация только на часть аудито­рии  
в) отсутствие ориентации  
9.   Композиционная (структурная) сторона речи   а) композиция четкая, хорошо различа­ются приступ, основная часть, заключе­ние); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и ло­гически связаны  
б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной час­ти или подчасти к другой)  
в) композиция и структура речи нечет­кие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие-то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)  
10.   Выразительность речи   а) используется большой запас слов, бо­гатый словарь; представлены разнооб­разные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нуж­ной мере используются периоды  
б) лексикон оратора средний; граммати­ческие конструкции однообразны; ис­пользуется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не ис­пользуются  
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют  
11. Ортологическая сторона речи а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, упот­ребления слов в неправильном значении, тавтологии и т. п.  
        б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер  
        в) перечисленное наблюдается в боль­шом количестве (четыре случая и более)  
12.   Подготовленность речи   а) речь хорошо подготовлена (высту­пающий лишь изредка пользуется кон­спектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)  
б) речь недостаточно подготовлена (вы­ступающий часто смотрит в текст, дела­ет заметные неоправданные паузы, не­сколько раз делает поправки и т. д.)  
в) речь плохо подготовлена (оратор фак­тически читает ее либо долго вспомина­ет, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т. п.)  
13.   Соблюдение правил произнесения речи   а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слиш­ком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; высту­пающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют от­влекающие моменты - частое использо­вание платка и т. п.)  
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замед­ленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соот­ветствуют содержанию речи; высту­пающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна  
в) речь произносится плохо: присутст­вуют все перечисленные недостатки или большинство из них  
14.     Реакция выступающе­го на поведение аудитории     а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на вос­приятие его речи (по необходимости пе­рестраиваясь); заметен его интерес к ау­дитории как к своего рода собеседникам  
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль  
         

 

Практическая работа № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.008 с.)