Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздельные написания частиц и написания черезСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДЕФИС 1. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно: Ты же сказал. Я приехал в тот же день. Если бы я знал! Приехал ли он? Тебя ль я вижу! Исключения представляют.случаи, когда эти частицы входят в состав слов неужели, ужели, даже, также, тоже, чтобы. 2. Частицы ~ка, -тка, -с, -де, -то присоединяются к словам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю-с, он-де говорил, книгу-то прочёл. Частица -таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, так-таки, опять-таки, довольно-таки, а в остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю. Петр таки не пришёл. 317. Перепишите и объясните (устно) написание частиц. 1) Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие. (Л). 2) Он отворил мне дверь, я вошёл в обширную комнату и что (же) увидел? (П.) 3) Очерки его столько (же) кратки, сколько и резки. (Бел). 4) Поди(ка) принеси огоньку запечатать письмо. (Г.) 5) «Соседка, перестань срамиться,— ей Шавка говорит.— Тебе (ль) с Слоном возиться?» (Кр.) 6) Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр. (Г.) 7) «Точно так(с)»,-— промолвил Петр. (Т.) 8) Куда (же) они едут, в город, что (ли)? 9) Так (таки) брат к Тебе и вошёл?.. Дай (ка) мне покачать Митю. (Т.) 10) В последние дни погода была довольно (таки) сырая. (Прж.) 11) «Что еже(лы), сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты, (б) у нас была царь-птица!» (Кр.) 12) Вступило от овец прошение в приказ: «Что волки (де) совсем сдирают кожу с нас». (Кр.) 13) А роман всё (таки) хорош! (Гонч.) 14.) Пора (бы) уже отдохнуть. (П.) § 58. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
170 Продолжение: слитно р а здел ь н о
2. С существительными, прилага образуется новое слово (его нередко можно заменить близким по смыслу словом, но без не): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко). 3. С неопределёнными местоиме предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем заниматься, некого послать. 4. С полными причастиями без зависимых слов: На столе лежала непро читанная книга. 5. С прилагательными, причастиями и наречийми на -о, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво). 6. С отрицательными нареЧиями: негде, некуда, некогда, неоткуда незачем.
2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) Противопоставлении: Ой говорил не правду, о ложь. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От шкалы-до дома не далеко, в близко. 3. С местоимениями, в том числе отри^ цательными, если при последних есть предлоги:, а) не ты, не он, не каждый, не тот\ б) не у кого спросить, не над чем работать.
4. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга. 5. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не лёгкое дело, отнюдь не весело. 6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет йЫе значение: не рад, не должен, не готов, не горазд; с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не жаль, не пора. 1. С краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные, написание не подчиняется тем же правилам, что и написание не с полными прилагательными: Капля невелика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала. Очень часто написание не с краткими прилагательными зависит от смысла: 1) Он неумён (т. е. почти глуп), но: Он не умён (т. е. нельзя сказать, что он глуп, но и не отличается большим умом). 2) Он небогат (почти беден), но: Он не богат (он не имеет богатства, но и не является бедным, т. е. что человек среднего достатка). й. В некоторых глаголах и существительных бывает приставка недо-, обозна чающая, что действие совершилось ниже положенной нормы: недоедать (есть меньше, чем требуется), недовыполнить (выполнить меньше чем на 100%) и др 3. Если прилагательные и наречия на -о связаны противительным союзом но, то.частица не обычно пишется слитно: в этом случае нет прямого противо поставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно, например: 1) Отец купил недорогой, но красивый костюм (т. е, недорогой (дешёвый), и красивый костюм). 2) Ученик прочёл стихотворение негромко, но выразительно (т. е. и негромко (тихо), и выразительно). Ср.: Отец купил не дорогой, а дешёвый костюм (один признак исключает другой, проти воположный). Ученик прочёл стихотворение не громко, а тихо: 171 318. Прочитайте примеры и объясните слитное или раздельное написание 1) Дни лета клонились к осени. Дышал ненастный ветер. (П.) 2) Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной 319. Перепишите. Объясните (устно) слитное или раздельное написание не. I. 1) Она была далеко (не) красавица. (Л.)-2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». (А. Н. Т.) 3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было ды 172 «Светлана» (не) досчитали ста шестидесяти семи человек. (Нов.- II. 1)гВот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задумчива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. (Гонч.) 2) Печорин был долго (не) здоров, исхудал, бедняжка. (Л«).3) Анатоль был (не) находчив, (не) быстр и (не) красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не) изменяемой уверенности. (Л. Т.) 4) Я (не) богат, (не) чиновен, да и по летам, ему совсем (не) пара. (Л.) 5) Выражение этого взора было очень (не) определенно, но (не) насмешливо. (Л;) 6) Онэ [княжна Мери] запела: голос её (не) дурён. (Л.) 7) Она [Татьяна) была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взбра наглого для всех, без притязаний на успех... (П.) ч 320. Перепишите. Объясните слитное и раздельное написание не. Укажите возможные синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми не напишете слитно. 1) С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не) здоровье. (Купр.) 2) Мы вели между собой (не) торопливый разговор. (Пауст.) 3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. (Пауст.) 4) На глазах у неё выступили слёзы, (не) робкие, (яё)горькие, а гордые, сердитые слёзы. (Ч.) 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой самоварчик. (Кор.) 6) (Не) знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати-, (не) красивым собой и ничем (не) замечательным. (Ч.) 7) Лицо у него было такое, как всегда,— (не) умное и (не) глупое; (Ч.) 8) За окном горел, никак (не) мог погаснуть (не) яркий свет. (Пауст.) 9) В характере его [Давыдова] появилась никогда ранее (не) свойственная раздражительность. (Шол). 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) деликатно сказанное слово волнуют меня. (Ч.) И):Со#овей уже (не) (по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь сад. (Л. Т.) 12) Молодые гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко (не) безупречно. (Газ.) 13) Дождливые дни для меня очень 1(не) приятны. (М.-Мак.) 14) Изба была никуда (не) годна. (А. Н. Т.) 15) Хор у нас был (не) большой, но чудесный. (Ф. Ш.) 16) Давыдов шёл (не) спешным, но широким шагом. (ЩоЛ.) 17) Каждый колокольчик говорил (по) своему: расстояние уменьшало только силу, но (не) ясность звука. (Кор.) 18) Солдще жгло (по) вчерашнему, воздух был (не) подвижен и уныл. (Ч.) 19) (На) право и (на) лево от беседки тянулись (не) ровные глинистые берега. (Ч.) 173 ' 3^1. Перепишите. Объясните(правописание не с причастиями. I) Вверху (не) погасшим костром тлели Стожары. (Шол.) 2) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на Верхнюк* палубу, (Нов.-Пр:) 3) Воспоминания — это (не) пожелтевшие йисьма, (не) старость, (не) засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий* полный поэзии мир. (Пауст.) 4) Только (не) сжата полоска одна. (Н.) 5) В (не) видимую, завешенную ковром дверь кто-то Постучал. (Пришв.) 6) Поднималось солнце. Ещё (не) видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых Лучей.... (М. Г.) 7) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не) зависящее,— охоту. (М.-С.) 8) Телегин сложил (не) дочитанное письмо. (А. Н.Т.) 9) Мать с (не) Покрытой головой выбежала из сеней. (Шол.) 10) Солнце, яркое, но (не) греющее, холодно смотрело с высоты неба. (Стан.) 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не) обещающим ничего хорошего. (Н. О.) 12) Резкий крик вырвался у меня из ещё (не) окрепшего горла. (А. Г.) 13) Подхалюзин — человек сметливый и вовсе (не) привязанный к своему хозяину. (Добр.) 14) У него [Островского] на первом Плане является всегда общая, (не) зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни. (Добр.) 15) Бедная девочка, (не) получившая Широкого теоретического образования, (не) знающая всего, что на свете делается, (не) понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчёта в том, что ей нужно. (Добр.) 16) Команда разошлась, (не) доумевающая и пораженная. (Стан.) 17) Дома давно (не) штукатурены, крыши (не) крашены... Двери дачи были (не) заперты. (Ч.) 322. Прочитайте. Какие слова, оканчивающиеся на -мый, являются прилагательными, какие — причастиями? Перепищите, объясняя устно слитное или раздельное написание не. 1) Всё б*>1ЛО полно грустного и сладостного, (не) объяснимого весеннего очарования. (Купр.) 2) Культурный рост рабочего и крестьянина — факт (не) оспоримый. (М. Г.) 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. (П.) 4) Левин, (не) замечаемый народом» продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. (Л. Т.) 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. (В. Бр.) 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. (Дост.) 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 8) Князь Андрей мог думать о другом, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете — о своём полке. (Л. Т.) 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. (Гонч.) 10) Райский, (не) шевелясь, смотрел, никем (не) замечаемый, на всю эту сцену. (Гонч.) 11) Источник знания (не) истощим. (Гонч.) 12) Сорока шёл наугад, руководясь 174 ветром и какими-то (не) уловимыми для (не) привычного человеку приметами. (Сераф.) 13) Княгине холодно; в ту ночь мороз был (не) стерпим. (Н.) 14) Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и (не) заменимо другим каждое слово! (Бел.) 15) Глубина чеховских произведений для вдумчивого чуткого актера (не) исчерпаема. (Ст^исл.) 323. Перепишите. Объясните (устно) слитное и раздельное написание не. 1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. (Купр.) 3) Иногда он (Авилов) представлял себя известным путешественником... Он открывал (не) изведанные ещё землн. (Купр.) 4) Странные, ему са* мому (не) ясные ощущения волновали его. <Т.) 5) Вихорь, (яг) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. (Т.) 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. (М. Г.) 7) Старая барская усадьба стояла на (не) высокой, но заметной горушке. (К. С.) 8) Райский считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. (Гонч.) 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. (А. Н.Т.) 324. Перепишите. Объясните (устно) написание слов, в которых нужно — О прошлом вспоминать (не) (за) чем,— возразил База Павел Петрович стирался (не) глядеть на Базарова, по-м..ри..ся с ним он всё (таки) (не) Хотел: он стыдился своей заносчивости, своей (не) удачи, стыдился всего зате..ного им дела. Молчание длилось, тяжёлое и (не) ловкое. Обоим было (не) хорошо. Каждый из них созн..вал, что другой его пон..мает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (не) приятно (не) дру-гам. — (Не) туго (ли) я зав..зал вам ногу? — спросил, наконец, Базаров. (По И. С. Тургеневу. «Отцы и дети*.) § 59. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НИ Частица ни усилительная. Она прежде всего употребляется для усиления имеющегося в предложении отрицания: Васи лиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами, (П.) Иногда слово с отрицанием может только подразумеваться: На высоком голубом небе ни облачка, (Стан.) 175 Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с. двойным отрицанием — в первой и во второй частях составного сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т. е. должен знать). 2) Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл. Часто ни входит, в состав повторяющегося соединительного союза ни — ни, например: Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дуброве, ни при опасной переправе. (П.) В этом случае частица ни может быть или заменена союзом и, или вообще опущена, причём основной смысл предложения не изменится (Казак... не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дуброве, и при опасной переправе; или Казак... не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной переправе). Частица «в не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противоположный смысл (Казак хочет отдохнуть). Примечания. I. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др. 2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, несколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоздал). 2) Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (совсем, никогда не были). Частица ни также употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, усиливают утверждеййе: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы... (П.) 2) Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч... (П.) (Куда (бы) ни = в любую сторону, где ни = всюду.) От рассмотренных предложений с частицей ни следует отличать; а) придаточные времени с союзами пока, покамест и час б) сложноподчинённые предложения, в которых главные и в) восклицательные и вопросительные предложения с час 176 325. Прочитайте примеры и разберите употребление частицы ни. Укажи 1) Он (экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий арбуз, поставленный на колёса. (Г.) 2) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Г.) 3) Как ни придумывал Манилов, как ему быть и что ему делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струёю. (Г.) 4) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.) 5) Согнало снег, а зелени ни травки, ни листа. (Н.) 6) Газет он (Иудушка] не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (С.-Щ.) 7) Силы коняге набраться неоткуда. (С.-Щ.) 8) Сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. (Л.) 9) «Куда ты ведёшь нас?.. Не видно ни зги!» — Сусанину с сердцем вскричали враги. (Р.) 10) Лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.) 326. Перепишите. Объясните (устно) написание не или ни. I. 1) Загудели, заиграли провода: мы такого (н..) видали (М. Исаковский. «Стихи и песни».) II. 1) Видя, что (я..) настье принимает затяжной характер, 177 2) Как я ("«..) напрягал своё зрение, а рассмотреть его (н.-.) 327. Перепишите. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Объясните написание и* или ни. 1) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто (н..) любит твоих берегов! (Л.-К.) 2) Куда (н..) погляди, везде молодые лица. (Кетл.) 3) Каких предметов и каких курсов он (н..) слушал! (Г.) 4) Как АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ Когда и в какое время он поступил в департамент и кто оп ределил его, этого (и..) кто (н..) мог припомнить. Сколько (н.) 178 переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том-(яге) месте, в том (лее) положении, в той (же) самой должности, тем (же) чиновником для письма... В департаменте («..) оказывалось к нему («..) какого уважения. Сторожа (н..) только (и..) вставали с мест, когда он проходил, но даже (н..) глядели на него, как будто (бы) через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как (то) холодно-деспотически. Какой (нибудь) помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, (я...) сказав даже: «Перепишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что (нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н..) глядя на того, кто ему подложил и имел (ли) на то право. Он брал и тут же пристраивался писать её. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но (я..) одного слова (я,.) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто (бы) (я..) кого и (я..) было перед ним; это (я..) имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он (я..) делал (я..) одной ошибки в письме. Только если уж слишком была (я..) выносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» (Н. В. Гоголь. «Шинель».) 329. Перепишите. Составьте план этого текста. Составьте схему выделенного сложного предложения. ПИСАРЕВ О РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» I. Новый роман Тургенева даёт нам всё, чем мы привыкли II. Я этим (н..) хочу сказать, что (бы) в романе Тургенева 179 дениях и с.мпатиях. Но,если вы подойдёте к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет (н..) много их цвета, то вы.узнаете свою физиономию, (н..) смотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём типы настоящей минуты и в то (же) время отдаём себе отчёт в тех изменениях, которые и..пытали явления действительности, проходя через сознание художника. Роман Тургенева, кроме своей художеств..ной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе (н..) разрешает (н..) какого вопроса и даже осв..щает ярким светом (/*..)' столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно (яо) тому, что весь (на) сквозь проникнут самой полной, самой трогательной искр..ностью. Всё, что написано в последи., романе Тургенева, прочувствовано до последней строчки. ' _ (Д. И. Писарев. «Базаров*.) 330. Прочитайте. Укажите, какие буквы пропущены. Перелишите. С выде Президиум, привилегия, интеллигенция, беллетристика, сентиментализм, р..мантизм, р..ализм, оптимизм, пессмизм, пь..са-ап..феоз, дифирамб, персп..ктива, приоритет, изв..яние, автобиография, экзаменатор, электрифицировать, незыблемый. 331. Перепишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное I. Ист..ный любитель северной природы (на) всегда сохранит (ТУ.,) раз натолкнё(ш, шь)ся в пути на повал., ные деревья: это поработал (я..) кто иной, как бобр — диковинный зверь, (не) давний поселенец этих мест. Частенько встрети(ш, шь) здесь красавца лося, на глазах изумл.,ного пут..шественника переплывающего реку. Вылезши на берег и отряхнувшись, спокойно смотрит на вас (не) пуг..ный зверь. (По) настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брош..ном в лодке, (не) устаёт он любова(т, ть)ся.раскрывшемся перед ним. миром. II. (//..) чем (не) нарушаемой тишиной, (не) тронутостью (По И. Соколову-Микитову.) 180 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ § 60. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.169 (0.026 с.) |