Раздельные написания частиц и написания через 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздельные написания частиц и написания через



ДЕФИС

1. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно: Ты же сказал. Я приехал в тот же день. Если бы я знал! Приехал ли он? Тебя ль я вижу! Исключения представляют.случаи, когда эти частицы входят в состав слов неужели, ужели, даже, также, тоже, чтобы.

2. Частицы ~ка, -тка, -с, -де, -то присоединяются к словам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю-с, он-де говорил, книгу-то прочёл.

Частица -таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, так-таки, опять-таки, довольно-таки, а в остальных случаях раздель­но, например: Я таки полагаю. Петр таки не пришёл. 317. Перепишите и объясните (устно) написание частиц.

1) Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие. (Л). 2) Он отворил мне дверь, я вошёл в обширную комнату и что (же) увидел? (П.) 3) Очерки его столько (же) кратки, сколько и резки. (Бел). 4) Поди(ка) принеси огоньку запечатать письмо. (Г.) 5) «Соседка, перестань срамиться,— ей Шавка говорит.— Тебе (ль) с Слоном возиться?» (Кр.) 6) Нет ничего в мире, что (бы) могло прикрыть Днепр. (Г.) 7) «Точно так(с)»,-— промолвил Петр. (Т.) 8) Куда (же) они едут, в город, что (ли)? 9) Так (таки) брат к Тебе и вошёл?.. Дай (ка) мне покачать Митю. (Т.) 10) В последние дни погода была довольно (таки) сырая. (Прж.) 11) «Что еже(лы), сестрица, при красоте такой и петь ты масте­рица, ведь ты, (б) у нас была царь-птица!» (Кр.) 12) Вступило от овец прошение в приказ: «Что волки (де) совсем сдирают кожу с нас». (Кр.) 13) А роман всё (таки) хорош! (Гонч.) 14.) Пора (бы) уже отдохнуть. (П.)

§ 58. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

 

Не пишется

слитно раздельно
1. Со всеми словами, которые не упо-требляются без не: неистовство, необходимый, нельзя» ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый {не входит в состав корня или является приставкой). 1. С глаголами в неопределенной форме н в форме любого наклонения, деепри­частиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покрашен, а также с числитель­ными, предлогами.(кроме несмотря на, невзирая на\ союзами, частицами и неко­торыми наречиями (кроме наречий на -о): не один, не под силу, не тоне то, не только, едва ли не, не Сегодня, не по-на­шему, чуть ли не, вряд ли не, не всегда.

170


Продолжение:


слитно


р а здел ь н о


 


2. С существительными, прилага­
тельными и наречиями на -о, когда с

образуется новое слово (его неред­ко можно заменить близким по смыслу словом, но без не): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).

3. С неопределёнными местоиме­
ниями, а также и отрицательными без

предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем заниматься, неко­го послать.

4. С полными причастиями без зави­симых слов: На столе лежала непро­ читанная книга.

5. С прилагательными, причастиями и наречийми на -о, если к ним относят­ся слова: совсем, совершенно, очень весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: сов­сем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).

6. С отрицательными нареЧиями: негде, некуда, некогда, неоткуда незачем.


 

2. С существительными, прилагатель­ными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) Противопоставлении: Ой говорил не правду, о ложь. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От шкалы-до дома не далеко, в близко.

3. С местоимениями, в том числе отри^ цательными, если при последних есть предлоги:, а) не ты, не он, не каждый, не тот\ б) не у кого спросить, не над чем работать.

 

4. С полными причастиями при нали­чии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.

5. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если отрицание усили­вается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправ­данный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не лёгкое дело, отнюдь не весело.

6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет йЫе значение: не рад, не должен, не готов, не горазд; с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных пред­ложениях: не надо, не жаль, не пора.


1. С краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные, написание не подчиняется тем же правилам, что и написание не с полными прилагательными: Капля невелика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала.

Очень часто написание не с краткими прилагательными зависит от смысла: 1) Он неумён (т. е. почти глуп), но: Он не умён (т. е. нельзя сказать, что он глуп, но и не отличается большим умом). 2) Он небогат (почти беден), но: Он не богат (он не имеет богатства, но и не является бедным, т. е. что человек среднего достатка).

й. В некоторых глаголах и существительных бывает приставка недо-, обозна чающая, что действие совершилось ниже положенной нормы: недоедать (есть меньше, чем требуется), недовыполнить (выполнить меньше чем на 100%) и др

3. Если прилагательные и наречия на -о связаны противительным союзом но, то.частица не обычно пишется слитно: в этом случае нет прямого противо поставления признаков и они приписываются предмету или действию одно­временно, например: 1) Отец купил недорогой, но красивый костюм (т. е, недорогой (дешёвый), и красивый костюм). 2) Ученик прочёл стихотворение негромко, но выразительно (т. е. и негромко (тихо), и выразительно). Ср.: Отец купил не дорогой, а дешёвый костюм (один признак исключает другой, проти воположный). Ученик прочёл стихотворение не громко, а тихо:

171


318. Прочитайте примеры и объясните слитное или раздельное написание
не со словами различных частей речи.

1) Дни лета клонились к осени. Дышал ненастный ветер. (П.)

2) Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной
засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и при­
ветно лучезарное — мирно всплывает из-под узкой и длинной
тучки... (Т.) 3) Небольшой котёльчик висел над одним из огней: в
нём варились «картошки». (Т.) 4) Я невольно полюбовался Пав-
лушей. (Т.) 5) Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же
году Павла не стало. (Т.) 6) Он [приказчик] ненавидел меня уп­
рямо и всё более и более остро. (М. Г.) 7) И как недосмотрел?
И как ты недослышал? (Гр.) 8) Тут явилась на валу Василиса
Егоровна, с нею Маша, не хотевшая отстать от неё. (П.) 9) Даль­
ше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, немигающие огни дерев­
ни. (Ф.) 10) Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра,
и я, несмотря на несносных комаров, скоро засыпал самым креп­
ким сном. (Прж.) 11) Сын поцеловал мать и, не смотря на неё, не
оборачиваясь, вышел из комнаты. 12) Мы бредём по тем дорож­
кам, где не кошена трава. (Исак,) 13) В описаниях его (Рудина|
недоставало красок. (Т.) 14) Этот шест не достаёт до дна колод­
ца. 15) Мимо проходят несокрушимые, отсвечивающие голубым
льдинъ!. (С.-М.) 16) Кипучая, могучая, никем непобедимая,, стра­
на моя, Москва моя, — ты самая любимая. (Л.-К.)

319. Перепишите. Объясните (устно) слитное или раздельное написание не.

I. 1) Она была далеко (не) красавица. (Л.)-2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». (А. Н. Т.)

3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было ды­
шать. (А. Н. Т.) 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда сто­
яла (не) высоко лад лесистыми холмами. (А. Н. Т.) 5) Без тени
робости он (не) торопливой походкой вошёл в кабинет началь­
ника, (Нов.-Пр.) 6) (Не) слыша ответа, Печорин сделал (не)
сколько шагов к двери. (Л.) 7) Только Григорий Александрович,
(не) смотря на дождь и усталость, (не) хотел воротиться. (Л.) 8)
Обломов (не) тупая апатическая натура, без стремлений и чувств,
а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думаю­
щий. (Добр.) 9) (Не) бурная, порывистая сила, а, напротив, мяг­
кость и какая-то поэтическая умеренность служат характерис­
тическими чертами его [Тургенева] таланта. (Добр.) 10) С Фило-
феем пришло двое его братьев, нисколько на него (не) похожих.
(Т.) 11) Большое — вовсе (не) сильная натура. (Добр.) 12) Павел
Петрович — человек очень (не) глупый. (Д. П.) 13) В (не) обык­
новенной тишине зарождается рассвет. (Пауст.) 14) Это (не) на­
стоящий, это сказочный лес. (Пришв.) 15) Матросы с трудом
справлялись с (не) знакомыми для них механизмами. (Нов.-Пр.)
16) Мы поднимаем сеть и вместо дорогой сёмги вытаскиваем мор­
скую свинку, совсем (не) нужную. (Пришв.) 17) Из экипажа

172


«Светлана» (не) досчитали ста шестидесяти семи человек. (Нов.-
Пр.) 18) Она (не) дослушала, отошла прочь. (Л.) 19) Это [Мор-
гач| человек опытный, себе на уме, (не) злой и (не) добрый, а
более расчётливый.(Т.) 20) Только (не) ожиданное выпадение
снегов может принудить пернатых лететь дальше* (не) взимая
на ветерки стужу. (Аре.)                                  111;.

II. 1)гВот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задум­чива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрус­таль. (Гонч.) 2) Печорин был долго (не) здоров, исхудал, бед­няжка. (Л«).3) Анатоль был (не) находчив, (не) быстр и (не) красноречив, но у него зато была драгоценная для света спо­собность спокойствия и ничем (не) изменяемой уверенности. (Л. Т.) 4) Я (не) богат, (не) чиновен, да и по летам, ему совсем (не) пара. (Л.) 5) Выражение этого взора было очень (не) определенно, но (не) насмешливо. (Л;) 6) Онэ [княжна Мери] запела: голос её (не) дурён. (Л.) 7) Она [Татьяна) была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взбра наглого для всех, без притязаний на успех... (П.)

ч

320. Перепишите. Объясните слитное и раздельное написание не. Укажи­те возможные синонимы к существительным, прилагательным и наречи­ям, с которыми не напишете слитно.

1) С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не) здоровье. (Купр.)

2) Мы вели между собой (не) торопливый разговор. (Пауст.)

3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. (Пауст.) 4) На глазах у неё выступили слёзы, (не) роб­кие, (яё)горькие, а гордые, сердитые слёзы. (Ч.) 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой само­варчик. (Кор.) 6) (Не) знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати-, (не) красивым собой и ничем (не) заме­чательным. (Ч.) 7) Лицо у него было такое, как всегда,— (не) умное и (не) глупое; (Ч.) 8) За окном горел, никак (не) мог погаснуть (не) яркий свет. (Пауст.) 9) В характере его [Давыдо­ва] появилась никогда ранее (не) свойственная раздражитель­ность. (Шол). 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) дели­катно сказанное слово волнуют меня. (Ч.) И):Со#овей уже (не) (по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь сад. (Л. Т.) 12) Мо­лодые гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко (не) безупречно. (Газ.) 13) Дождливые дни для меня очень 1(не) приятны. (М.-Мак.) 14) Изба была никуда (не) годна. (А. Н. Т.) 15) Хор у нас был (не) большой, но чудесный. (Ф. Ш.) 16) Давы­дов шёл (не) спешным, но широким шагом. (ЩоЛ.) 17) Каждый колокольчик говорил (по) своему: расстояние уменьшало только силу, но (не) ясность звука. (Кор.) 18) Солдще жгло (по) вчераш­нему, воздух был (не) подвижен и уныл. (Ч.) 19) (На) право и (на) лево от беседки тянулись (не) ровные глинистые берега. (Ч.)

173                                          '


3^1. Перепишите. Объясните(правописание не с причастиями.

I) Вверху (не) погасшим костром тлели Стожары. (Шол.) 2) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на Верхнюк* палу­бу, (Нов.-Пр:) 3) Воспоминания — это (не) пожелтевшие йисьма, (не) старость, (не) засохшие цветы и реликвии, а живой, трепе­щущий* полный поэзии мир. (Пауст.) 4) Только (не) сжата полос­ка одна. (Н.) 5) В (не) видимую, завешенную ковром дверь кто-то Постучал. (Пришв.) 6) Поднималось солнце. Ещё (не) видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых Лучей.... (М. Г.) 7) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не) зависящее,— охоту. (М.-С.) 8) Телегин сложил (не) дочитанное письмо. (А. Н.Т.) 9) Мать с (не) Покрытой головой выбежала из сеней. (Шол.) 10) Солнце, яркое, но (не) греющее, холодно смот­рело с высоты неба. (Стан.) 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не) обещающим ничего хорошего. (Н. О.) 12) Резкий крик вырвался у меня из ещё (не) окрепшего горла. (А. Г.) 13) Подхалюзин — человек сметливый и вовсе (не) привя­занный к своему хозяину. (Добр.) 14) У него [Островского] на первом Плане является всегда общая, (не) зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни. (Добр.) 15) Бедная де­вочка, (не) получившая Широкого теоретического образования, (не) знающая всего, что на свете делается, (не) понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчёта в том, что ей нужно. (Добр.)

16) Команда разошлась, (не) доумевающая и пораженная. (Стан.)

17) Дома давно (не) штукатурены, крыши (не) крашены... Две­ри дачи были (не) заперты. (Ч.)

322. Прочитайте. Какие слова, оканчивающиеся на -мый, являются прила­гательными, какие — причастиями? Перепищите, объясняя устно слит­ное или раздельное написание не.

1) Всё б*>1ЛО полно грустного и сладостного, (не) объяснимого весеннего очарования. (Купр.) 2) Культурный рост рабочего и крестьянина — факт (не) оспоримый. (М. Г.) 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. (П.) 4) Левин, (не) замечаемый народом» продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. (Л. Т.) 5) Все его по­ступки, большие и малые, (не) объяснимы. (В. Бр.) 6) Обе под­руги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. (Дост.) 7) Тишина, (не) нарушаемая ни дви­жением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 8) Князь Андрей мог думать о другом, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете — о своём полке. (Л. Т.) 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. (Гонч.) 10) Райский, (не) шевелясь, смотрел, никем (не) замечаемый, на всю эту сцену. (Гонч.) 11) Источник зна­ния (не) истощим. (Гонч.) 12) Сорока шёл наугад, руководясь

174


ветром и какими-то (не) уловимыми для (не) привычного че­ловеку приметами. (Сераф.) 13) Княгине холодно; в ту ночь мороз был (не) стерпим. (Н.) 14) Какая точность и определён­ность в каждом слове, как на месте и (не) заменимо другим каждое слово! (Бел.) 15) Глубина чеховских произведений для вдумчивого чуткого актера (не) исчерпаема. (Ст^исл.)

323. Перепишите. Объясните (устно) слитное и раздельное написание не.

1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. (Купр.) 3) Иногда он (Авилов) представлял себя известным путешественником... Он откры­вал (не) изведанные ещё землн. (Купр.) 4) Странные, ему са* мому (не) ясные ощущения волновали его. <Т.) 5) Вихорь, (яг) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. (Т.) 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. (М. Г.) 7) Старая барская усадьба стояла на (не) высокой, но заметной горушке. (К. С.) 8) Райский считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отста­лым человеком. (Гонч.) 9) За курганами на востоке лежала жел­товатая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. (А. Н.Т.)

324. Перепишите. Объясните (устно) написание слов, в которых нужно
было вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

— О прошлом вспоминать (не) (за) чем,— возразил База­
ров, а что к..сается до будущего, то о нём то (же) (не) стоит
полову ломать, (по) тому что я намерен (не) медленно ул..з-
нуть. Дайте я вам перев..жу теперь ногу, рана ваша (не) опас­
ная, а всё лучше остановить кровь.

Павел Петрович стирался (не) глядеть на Базарова, по-м..ри..ся с ним он всё (таки) (не) Хотел: он стыдился своей заносчивости, своей (не) удачи, стыдился всего зате..ного им дела. Молчание длилось, тяжёлое и (не) ловкое. Обоим было (не) хорошо. Каждый из них созн..вал, что другой его пон..мает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (не) приятно (не) дру-гам.

(Не) туго (ли) я зав..зал вам ногу? — спросил, наконец,

Базаров.

(По И. С. Тургеневу. «Отцы и дети*.)

§ 59. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НИ

Частица ни усилительная. Она прежде всего употребляет­ся для усиления имеющегося в предложении отрицания: Васи­ лиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами, (П.)

Иногда слово с отрицанием может только подразумевать­ся: На высоком голубом небе ни облачка, (Стан.)

175


Примечание. От указанных предложений надо отличать предложения с. двойным отрицанием — в первой и во второй частях составно­го сказуемого, например: 1) Не мог не знать (т. е. должен знать). 2) Нельзя не сознаться (т. е. надо сознаться). В этих случаях предложение получает утвердительный смысл.

Часто ни входит, в состав повторяющегося соединительного союза нини, например: Казак на север держит путь, ка­зак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дуброве, ни при опасной переправе. (П.)

В этом случае частица ни может быть или заменена союзом и, или вообще опущена, причём основной смысл предложения не изменится (Казак... не хочет отдохнуть и в чистом поле, и в дуброве, и при опасной переправе; или Казак... не хочет отдохнуть в чистом поле, в дубраве, при опасной перепра­ве). Частица «в не допускает такой замены, она не может быть и опущена, так как тогда предложение будет иметь противо­положный смысл (Казак хочет отдохнуть).

Примечания. I. Частица ни употребляется в устойчивых сочетаниях: ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни свет ни заря и др.

2. Следует различать написание сочетаний: не один (а много, не­сколько) и ни один (никто), не раз (а много раз) и ни разу (никогда, совсем), например: 1) В лесу я был не один (а было несколько, много человек). Ни один из экскурсантов не опоздал к поезду (никто не опоз­дал). 2) Мы не раз были в Крыму (а были много раз). Мы ни разу не были в Крыму (совсем, никогда не были).

Частица ни также употребляется при союзных словах, связывающих придаточные предложения с главными; при этом придаточные предложения имеют обобщающий характер, уси­ливают утверждеййе: 1) Куда бы нас ни бросила судьбина и счастие куда б ни повело, всё те же мы... (П.) 2) Где ни про­свищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится, везде главы слетают с плеч... (П.) (Куда (бы) ни = в любую сторо­ну, где ни = всюду.)

От рассмотренных предложений с частицей ни следует от­личать;

а) придаточные времени с союзами пока, покамест и час­
тицей не: 1) Куй железо, пока не остыло. (Даль.) 2) Работай,
покамест не позовут;

б) сложноподчинённые предложения, в которых главные и
придаточные являются отрицательными, например: Нет та­
ких дел, которые не одолел бы человек.
(Поел.) Ср.: Всякое
дело он одолевал, за какое бы ни брался;

в) восклицательные и вопросительные предложения с час­
тицей не (часто со словом только): 1) Где он не бывал? 2) Ка­
кие только мысли не приходили в голову!
(Нов.-Пр.) 3) Кто не
проклинал станционных смотрителей, кто с ними не брани-
вался?
(П.) Во всех указанных выше случаях ни пишется -со
словами раздельно.

176


325. Прочитайте примеры и разберите употребление частицы ни. Укажи­
те, какими частями речи являются выделенные слова и где в них- стоит
ударение. Объясните написание не и ни.

1) Он (экипаж] не был похож ни на тарантас, ни на коляс­ку, ни на бричку, а был скорее похож на толстощёкий арбуз, поставленный на колёса. (Г.) 2) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Г.) 3) Как ни придумы­вал Манилов, как ему быть и что ему делать, но ничего друго­го не мог придумать, как только выпустить изо рта оставший­ся дым очень тонкою струёю. (Г.) 4) Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Поел.) 5) Согнало снег, а зелени ни трав­ки, ни листа. (Н.) 6) Газет он (Иудушка] не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (С.-Щ.) 7) Силы коняге набраться неоткуда. (С.-Щ.) 8) Сколько я ни старался различать вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспеш­но. (Л.) 9) «Куда ты ведёшь нас?.. Не видно ни зги!» — Суса­нину с сердцем вскричали враги. (Р.) 10) Лес кончился, не­сколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.)

326. Перепишите. Объясните (устно) написание не или ни.

I. 1) Загудели, заиграли провода: мы такого (н..) видали
(н..) когда. 2) По всем дворам — где надо и (н..) надо — с утра
идёт весёлый перестук. 3) И был этот край (н„) приветлив и
глух. 4) Куда (я..) глянь — направо и налево,— огни пылают,
плавится руда. 5) Какое б ты (я..) делал в жизни дело, запомни —
цель одна: гори, дерзай, чтоб вечно молодела великая страна.
6) Я (н..) знаю, чрез какие реки, по каким пройду ещё местам,
только знаю, что тебя вовеки (я..) кому в обиду я (я..) дам. 7)
Спой мне, спой, Прокошина, что луга (н..) скошены,, что луга
(я..) скошены, стёжки (я..) исхожены. 8) Кто б ты (п..) был —
ткешь иль пашешь, роешь ли руду, все мы, все в державе нашей
нынче на виду. 9) Нынче всякий труд почётен, где какой (я-.)
есть. Человеку по работе воздаётся честь. 10) Кто работу серд­
цем любит, кто баклуш (я..) бьёт, за того — закон и люди, за
того — народ. 11) А я остаюся с тобою, родная моя сторона!
(//..) нужно мне солнце чужое, чужая земля (я..) нужна.
12) (Н..) мало я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке, и
(я..) было горше печали, чем жить от тебя вдалеке. (Я..) мало
■я дум передумал с друзьями в далёком краю, и (н.:) было боль­
шего долга, чем выполнить волк>твою. 13) (Я..) вражья спесь,
(я..) злая месть отважным (я..) страшна. Народы знают: прав­
да есть! И видят — где она.

(М. Исаковский. «Стихи и песни».)

II. 1) Видя, что (я..) настье принимает затяжной характер,
я решил идти дальше, (н..) взирая на (я..) погоду. (Аре.)

177


2) Как я ("«..) напрягал своё зрение, а рассмотреть его (н.-.)
как (н..) мог. (Т.) 3) В тяжёлом строю пшеница слушает звон,
тишины. (Н..) ветер, (н..) град, (н..) птица колосьям таким
(н..) страшны. (Щип.)4) На небе (я..) было (я..) одного облач­
ка, но в воздухе чувствовался избыток влаги. (Аре.) 5) Когда
мошки много, (н.~) на минуту («..) льзя снять сетку с ляда.
(Аре.) 6) Куда (н..) взглянешь, всюду холмы н всюду одна и та
же растительность. За весь день мы (н„) видели (н..) одного
животного, хотя козьих и оленьих следов попадалось много.
(Аре.) 7) Как бы (я..) был мал дождь, он всегда вымочит до
последней нитки. (Аре.) 8) Дерсу (н..) сколько (я.. ) изменился
и (я..) постарел. (Аре.) 9) До берега слишком далеко: (я,.) один
пловец не мог бы его достигнуть. (Нов.-Пр.) 10) (Н..) один Пе­
чорин любовался хорошенькой княжной. (Л.) 11) (Я..) раз я
видел в горах эти оленьи отстой. (Прж.) 12) Все эти дни я (н..)
разу не отступил от своей системы. (Л.)

327. Перепишите. Сделайте синтаксический разбор выделенных предло­жений. Объясните написание и* или ни.

1) Ой ты, Волга, родимая Волга, кто (н..) любит твоих бере­гов! (Л.-К.) 2) Куда (н..) погляди, везде молодые лица. (Кетл.)

3) Каких предметов и каких курсов он (н..) слушал! (Г.) 4) Как
бы то («..) было, мои предчувствия оказались справедливыми.
(Т.) 5) Как (н..) добивались от него друзья, в чём дело, так и («..)
узнали. (Кетл.) 6) Куда вела дорога дальше, пока (н..) было
известно.
(Перв.) 7) И чего (н..) случалось с нашими странника­
ми! (Гонч.) 8) Боцманы (н..) могли (к..) дружить со мной. (Нов.-
Пр.) 9).Спишь до тех пор, пока (к..) разбудят. (Л. Т.) 10) Он
считался едва ли /«..) первым кавалеристом. (Т. С.) 11) Чуть ли
(н..) вы сами мне об этом рассказывали. (Т. С.) 12) Как (н..)
старался отец казаться спокойным, я заметил его волнение.
(Перв.) 13) Где я только (к..) бродил, нигде их (оленей) (п..) было.
(Пришв.) 14) Наш брат, охотник, куда (н„) заходит! (Т.) 15) Зина
и Алексей долго бродили в лесу, пока (н..) вышли к большому
запущенному пруду. (В. Аж.) 16) Нельзя было (н..) почувство­
вать сурового великолепия северной природы. (Н. Ник.) 17) Всю*
ду, куда бы он (и..) приехал, его уже ждали.
(Горб.) 18) Альпи­
нисты поднялись на горную вершину, куда (н..) ступала ещё
нога человека.
19) Где такая крепость, куда бы пули (н..) зале­
тали? (П.) 20) Я (н..) мог несколько раз (н..) улыбнуться, читая
грамоту доброго старика. (П.) 21) Кто (н..) бывал в низовьях реки
Лефу, тот (н..) может себе представить, что там происходит. (Аре.)
328* Перепишите. Составьте схемы выделенных предложений.

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто оп­ ределил его, этого (и..) кто (н..) мог припомнить. Сколько (н.)

178


переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том-(яге) месте, в том (лее) положении, в той (же) самой должности, тем (же) чиновником для письма... В депар­таменте («..) оказывалось к нему («..) какого уважения. Сторо­жа (н..) только (и..) вставали с мест, когда он проходил, но даже (н..) глядели на него, как будто (бы) через приёмную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как (то) холодно-деспотически. Какой (нибудь) помощник столоначаль­ника прямо совал ему под нос бумаги, (я...) сказав даже: «Пе­репишите», или: «Вот интересное, хорошенькое дельце», или что (нибудь) приятное, как употребляется в благовоспитанных служ­бах. И он брал, посмотрев только на бумагу, (н..) глядя на того, кто ему подложил и имел (ли) на то право. Он брал и тут же пристраивался писать её. Молодые чиновники посмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но (я..) одного слова (я,.) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто (бы) (я..) кого и (я..) было перед ним; это (я..) имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он (я..) делал (я..) одной ошибки в письме. Только если уж слишком была (я..) выносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем

вы меня обижаете?»

(Н. В. Гоголь. «Шинель».)

329. Перепишите. Составьте план этого текста. Составьте схему выде­ленного сложного предложения.

ПИСАРЕВ О РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

I. Новый роман Тургенева даёт нам всё, чем мы привыкли
наел..ждаться в его произведениях. Художеств..ная Сделка (без)
укоризн..но хороша: характеры и положения, сцены и картины
нарисова..ы так наглядно и в то (же) время так мягко, что самый
отча..ный отрицатель иску..тва почу..твует при чтении романа
какое (то) (н..) понятное наел.ждение, которого (н..) объяснишь
(н..) занимательностью рассказываемых событий, (н.) порази­
тельной верностью основной идеи. Дело в том, что события вовсе
(п..) занимательны, а идея вовсе (Н..) поразительно верна. В ро­
мане нет (н~) завязки, (я..) развязки, («») строго обдум..ного
плана; есть типы и характеры, есть сцены и картины, а главное,
сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочу..твованное
отношение автора к вывед..ным явлениям жизни. А явления эти
очень близки нам, так близки, что всё наше молодое поколение с
своими стремлениями и идеями может узнать себя в действую­
щих лицах этого романа.

II. Я этим (н..) хочу сказать, что (бы) в романе Тургенева
идеи н стремления молодого поколения отразились так, как
понимает их само молодое пок.ление; к этим идеям и стремле­
ниям Тургенев относится с своей личной точки зрения, а старик
и юноша почти (н..) когда (н..) сходятся между собою
в убеж-

179


дениях и с.мпатиях. Но,если вы подойдёте к зеркалу, которое, отражая предметы, изменяет (н..) много их цвета, то вы.узнаете свою физиономию, (н..) смотря на погрешности зеркала. Читая роман Тургенева, мы видим в нём типы настоящей минуты и в то (же) время отдаём себе отчёт в тех изменениях, которые и..пытали явления действительности, проходя через сознание художника. Роман Тургенева, кроме своей художеств..ной красоты, заме­чателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе (н..) разрешает (н..) какого вопроса и даже осв..щает ярким светом (/*..)' столько выводимые явления, сколь­ко отношения автора к этим самым явлениям. Наводит он на размышления именно (яо) тому, что весь (на) сквозь проникнут самой полной, самой трогательной искр..ностью. Всё, что напи­сано в последи., романе Тургенева, прочувствовано до последней

строчки.                                                  '  _

(Д. И. Писарев. «Базаров*.)

330. Прочитайте. Укажите, какие буквы пропущены. Перелишите. С выде­
ленными словами составьте словосочетания.

Президиум, привилегия, интеллигенция, беллетристика, сенти­ментализм, р..мантизм, р..ализм, оптимизм, пессмизм, пь..са-ап..феоз, дифирамб, персп..ктива, приоритет, изв..яние, автобиог­рафия, экзаменатор, электрифицировать, незыблемый.

331. Перепишите. Объясните (устно), почему вами выбрано то или иное
написание.                                                                    .

I. Ист..ный любитель северной природы (на) всегда сохранит
(не) изгладимые впечатления от дремучей реки Чуны. Прав­
да, (не)--УЦШ~Т он ТУТ реж..щих глаз красок, но (на) долго
запомнится ему (не) уловимые для (не) опытного глаза тона
осеннего пейзажа. Какие только картины (я..) наблюдаешь
здесь! Берега Чуны поражают многообразием растительности
и богатством животного мира.

(ТУ.,) раз натолкнё(ш, шь)ся в пути на повал., ные деревья: это поработал (я..) кто иной, как бобр — диковинный зверь, (не) давний поселенец этих мест. Частенько встрети(ш, шь) здесь красавца лося, на глазах изумл.,ного пут..шественника переплы­вающего реку. Вылезши на берег и отряхнувшись, спокойно смот­рит на вас (не) пуг..ный зверь. (По) настоящему бывает счаст­лив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брош..ном в лодке, (не) устаёт он любова(т, ть)ся.раскрывшемся перед ним. миром.

II. (//..) чем (не) нарушаемой тишиной, (не) тронутостью
природы привлекла меня Чуна, и отчетливо возникают в памят..
про$ед..ные там дни. Я помню нащ маленький домик* ночевки у
костра, отразившиеся в воде маковки деревьев и похожий на
Щ..П0Т ш..рох их вершин. Потрескивает огонь в очаге, слож..ном
из камней, и (я..) что так (н.л) приятно, как уха, слегка пахнущая
дымком.

(По И. Соколову-Микитову.)

180


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 60. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.074 с.)