Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие и полные страдательные причастия

Поиск

В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется два я, а в кратких — одно: решитьрешённаярешена, сделатьсделаннаясделана, купитькуплен* наякуплена, читатьчитаннаячитана.

272. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких
используйте формы всех родов и множественного числа), запишите и в
соответствии с приведёнными образцами расставьте ударение; н и нн в
причастиях подчеркните.

1) Организовйтьорганизбванныйорганизбванорганизбванаорганизбваноорганизованы; основать, Приковать, изжевать.

2) Внестивнесённыйвнесёнвнесенйвнесенбвнесенй; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

3) Возложитьвозлбженныйвозлбжен — возлбженавозлбженовозлбжены; восстановить, добавить, допилить, за­учить, обстричь, предусмотреть.

273. Перепишите. Обозначьте, каким членом предложения является каж­
дое причастие.

В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в избра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэто­му в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Ге­рой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вло-же..ых в одну большую раму, которая состоит в названии рома­на и единстве героя. Части этого романа располож..ы сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть только отдельные случаи из жизни хотя и одного и. того же человека, то могли б быть замене, ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им единство, и общ­ность их впечатления поразительна.

(В. Г. Белинский. «Герой нашего времени».)

§49. ПРАВОПИСАНИЕ Я И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ

О правописании н и нн в полных и кратких страдательных причастиях говорилось,выше (см. § 48).

В одних прилагательных, образованных от глаголов, пишется н, в других — нн.

В следующих прилагательных пишется нн:

а) в прилагательных, образованных от страдательных при­
частий на -ованный и -ёванный, например: организованный,
электрифицированный, балованный, корчёванный
и т. д. (но:
кованый, жёваный);

б) в прилагательных, образованных от глаголов с пристав-

ив


ками, например: поношенный (костюм), подержанные (книги), растерянный (вид), умеренный (климат), отвлечённое (изло­жение), доверенное (лицо), отчаянный, окаянный и т. д.

Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое.

в) в немногих прилагательных, образоваяных от беспри­ставочных глаголов несовершенного вида (иногда с приставкой не-), например: желанный, священный, неслыханный, неждан­ный, негаданный, нечаянный, невиданный и др.

Одно я пишется в прилагательных, образованных от бес­приставочных глаголов несовершенного вида, например: бе­шеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (писаная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, мешаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тка­ная скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), также и существительное мороженое.

Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сход­ных с ними причастий, которые пишутся через два я. Такие при­частия имеют при себе зависимые слова: раненный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д.

Примечания. 1. Приставка не- на написание м или нн не влияет, например: званые гостинезваные гости; кипячёная воданекипя­чёная водах вскипячённая водане в скипячённая вода.

2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глагольных при­лагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, со­ответственно пишутся с одним или двумя «, например: путаныйпута­никпутаница; учёныйученикученица; но: воспитанныйвос­ питанник; посланныйпосланник.

О правописании я или нн в прилагательных, образованных не от глаголов, говорилось выше (см. § 38). 274. Перепишите. I. Объясните (устно) написание я или нн,

Ране..ый боец — изране..ый солдат;, сея..ая мука •*— посея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё.,ое молоко; краше..ый пол — покраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая воро­на — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — по-гаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — сожжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые сте­ны; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избало­вала родителями; кова..ый меч — некова..ое железо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стриже..ые под польку воло­сы.— остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода, линова..ая тет­радь, асфальтирова..ая улица.

II. От данных слов образуйте существительные при помощи суф­фикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. С образованными суще­ствительными составьте словосочетания (устно).

Воспитанный, варёный, масленый, посланный.

147


275. Перепишите. Объясните (устно) написание и или як.

I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья
и пашни. (А. Н. Т.) 2) В небольшом, оклес.ом белым, совер­
шенно пустом зале было светло, пахло масля..ой краской, на
блестящем, краше..ом полу у стены стояли две китайские вазы.
(А. Н. Т.) 3) На конюшни, сараи и кухни были употреблены
полновесные брёвна, определё..ые на вековое стояние..: Всё было
пригн..но плотно и как следует. (Г.) 4) С отчая..ым криком
Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5) Больных и ране..ых было
немного. Тяжёлых двое: сучанский партизан Фролов, ране..ый
в живот, и Мечик. (Ф.) 6) Рита вынула из сумки тиснё..ый
золотом билет. (Н. О.) 7) Смышлё..ый мальчишка понравился
матросу. (Н. О.) 8) В сенях встретила его [Дубровского] няня и
с плачем обняли своего воспита..ика. (П.) 9) Что такое станци-
о..ый смотритель? Сущий муче..ик четырнадцатого класса. (П.)
10) Зала и гости..ая были темны. (П.)

II. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза..ой
хате. (А. Н. Т.) 2) Алексей развернул тряпочку, вынул воро­
не..ые часы. (А. Н. Т.) 3) Его нечёса..ые волосы ниспадали на
глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4) В 'доме были высокие комнаты
с выбеле..ыми стенами и некрашеными полами. 5) Никогда не
забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по пес­
ку, смеша..ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6) Свеча была погашена. (Кор.)
7) Степь была пусты..а, ужасающе тиха. (Шол.)

276. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот.текст.
Мотивируйте свой ответ. Перепишите, расставляя пропущенные знаки
препинания. Обозначьте суффиксы в страдательных причастиях и в при­
лагательных, в которых были пропущены буквы.

Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..ну­ты когда он не читал; очки спускались ниже на большом ор-ли.-ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особ..ным выражением а губы грус.но улыбались. В комн..те тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с еге­рем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорв..ные но искусно подкле..ные рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой была дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна изрез..ная, наша, другая нове..кая, собств..ная, употребляемая им более дл-я поощрения чем для линования, с другой — чёрная доска.

В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёрной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края из-рез..ные перочин..ми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ых но от долгого употребления залакиров..ных табу­ретов. Последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..ко-

148


мы и милы мне; за дорогой — стриж..ная липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плет..ный частокол; через аллею ВИД..Н и луг.

(По Л. Н. Толстому. «Детство».)

Деепричастие

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Таблица образования деепричастий

 

Несовершенный вид Совершенный вид
читатьчитаютчиша- 1 \я рисоватьрисуютрису-. ^ кричатькричаткрич- Г слышатьслышатслыш-) прочитатьпрочита-л —    1 прочита- \ в(ши) закрытьзакры-лзакры-) испечьиспёкиспёк-    1 засохнуть.засохзасох- г ши заперетьзаперзапер-)
1. Деепричастия от глаголов, у ко­ торых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, образуются от основы неопределённой формы: узна­ ватьузнавая, вставатьвставая, издаватьиздавая. 2. От глагола быть деепричастие — будучи. 3. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов на -чь (стричь), на -ну- (пахнуть, гнуть) и от глаголов бежать, писать, вязать, ехать, ждать, лгать, шить и неко­торых других. 1. У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего простого времени посредством суффикса или -я: прочт-утпрочтя, увид-ятувидя. Иногда употребляются обе формы: принестипринёсшипринеся, отме­титьсяотметившисьотметясь. 2. У'глаголов с основой на д и т деепричастия образуются или от основы простого будущего времени при помощи суффикса -л; приобрестиприоб­ ретутприобретя; привестипри­ ведутприведя, или от основы прошедшего времени при помощи суффикса -вши (дншв таком случае выпадают): сестьсел — севши.

1. Деепричастие и е с о в е р ш е н н о г о вида означает не­
законченное добавочное действие, одновременное с главным
действием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замед­
лял ход, подходя к
какой-то станции.

Деепричастие совершенного вида обозначает доба­вочное действие, предшествовавшее главному, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изуми­тельную панораму.

2. В личных предложениях деепричастия относятся к глаго­
лу-сказуемому и обозначают добавочное действие подлежаще­
го: Волны шумят, ударяясь в скалы (глагол и деепричастие

149


обозначают действия подлежащего: волны шумят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено, например, такое предложение: Найдя лодку, радость охватила туристов. Поскольку деепричастие обозначает добавочное действие под­лежащего, то получается бессмыслица («нашла лодку радость»). Это предложение следовало построить так: Найдя лодку, ту­ристы обрадовались; или: Когда туристы нашли лодку, они обрадовались.

Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второстепенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или при­частием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер,спавший, опершись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.)

3. В безличных предложениях деепричастие может упот­ребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд'. (Л.) (** нам надо было возвращаться домой и нам же нужно было переезжать Подку­мок). 2) Изучая иностранный язык, необходимо много читать (= тот, кто изучает иностранный язык, должен и много чи­тать). 3) Не любя, невозможно понять жизни. (М. Г.) (= тому, кто не любит жизни, невозможно и понять её).

277. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Ука­
жите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, за­ведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, при­знавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться.

П. Образуйте и запищите деепричастия совершенного вида.

Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести.

278. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответству­
ющего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах.
Сделайте разбор выделенных слов.

1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускал­ся в путь. 2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3) Большими спираль­ными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сеЬть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы. 4) Обижен­ные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 5) (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 6) Ночью горящие палы представляют великолепную картину. (Извиваться) змеёю, бежит огненная струя и вдруг,

150


(встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой. 7) (Под­няться) с восходом солнца и (указать) направление, по ко­торому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

(Н. М. Пржевальский. «Путешествие в Уссурийском крае».)

279. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно
из двух указанных предложений. Объясните, почему вами' выбран толь­
ко один вариант, а другой не подходит.

1) Дойдя до реки,... а) усталость овладела нами; б) мы устро­или привал. 2) Плывя в лодке,... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки мно­жество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей,... а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Собираясь в поход,... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5) Подъезжая к станции,... а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Набирая скорость,... а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

280. Прочитайте, укажите обособленные обстоятельства, выраженные
деепричастиями и деепричастными оборотами. Перепишите, расставляя
знаки препинания.

1) Оставшись одна она [Ниловна] подошла к окну и встала перед ним глядя на улицу. 2) В сенях зашаркали чьи (то) шаги мать вздрогнула и напряжённо подняв брови встала. 3) Улыба-ясь.она прислушивалась к разговору в комнате. 4) Он [Челкаш] пошёл пошатываясь и всё поддерживая голову ладонью левой руки а правой дёргая свой бурый ус. 5) Он шёл (не) торопясь твёрдо ударяя ногами в землю. 6) Толпа отступая ахала. 7) Ма­ленький Федя слушая чтение беззвучно двигал губами точно по­вторяя слова книги а его товарищ согнулся поставив локти на колена и подп..рая скулы ладонями задумчиво улыбался. 8) Мать стараясь (не) шуметь посудой нал..вала чай и вслушивалась в плавн.. речь девушки. 9). Толпа солдат вздрогнула и раствори­лась как две половины дерев..ных ворот танцуя и фыркая между ними проехали лошади раздался крик офицера.

(А. М. Горький.)

281. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построе­
нии деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их.

1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из горо­да, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив населе­ние крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело.

151


282. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст,
определите его стилистическую принадлежность. Составьте план тек­
ста. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Начер­
тите схему выделенного предложения.

I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная не­
жели умение стандартно пользовался, ть)ся так называемы­
ми правилами стихосложения...

Здесь я хотел (бы) привести один пример. Я сошлюсь на изве­стное стихотворение Некрасова «(7/е)сжатая полоса». Как вы помн.те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская полоса. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на работе и тяжко заболел.

Я изл.-жил это событие довольно точно но в моей передач.. оно всё же (не) производит ровно (ни) какого впечатления.

В д..ном случае я это сделал нарочно сделал для того что­бы показать как много завис..т от поэта от того духовного поэтического «вклада» который он внос.т в жизн..ный мате­риал полож..ный в основу произведения.

II. Теперь посмотр..м как это же событие воспринял и пе­
редал читателю Некрасов...

С первых же строк вас б..рёт за сердце какая (то) щемя­щая боль хотя вы вначале может быть даже и (не) зна..те для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой од.-нокой крестьянской полоске которою и буря б..ёт и заяц топч..т и птицы разоряют.

И чем дальше вы чита..те тем всё ощ..тимей всё ярче вста­ёт перед вами образ русского мужика задавл.ного нуждой и (яе)посильной работой и не только образ д..ного конкретного мужика о котором говори^т, ть)ся в стихотворении но и об­раз всех подобных ему образ тогдашней деревни подневольной нищей раз..р..ной темной...

Дело всё в том что Некрасов за казалось бы рядовым (ке)значительным фактом увид..л гораздо больше того что можно увид..ть при поверхностном рассмотрени... Светом сво­его поэтического таланта он проник в него и осв..тил те его стороны которые на первый взгляд были незаметны. Он на­шёл в своём сердце такие взв..лнов..ные такие прон..кнов..ные поэтические слова которым нельзя (не) поверить. Это были слова глубоко прочувствованные вынош.ные слова если хотите выстрад..ные. Это были те единств..ные (не) заменимые слова при помощи которых только и можно было с наибольшей полно­той и убедительностью сказать то что хотел сказать Некрасов.

(М. В. Исаковский.)

283. Перепишите. С выделенными словами составьте словосочетания.

Дистиллированный, компоновать, комбинировать, следующий, будущность, сведущий (человек), а..нулировать, апеллировать,

152


мультипликационный (фильм), стипендия, кол..квиум, с.нса-ция, с.нсационный, с..лекция, с..лекционный.

Наречие

284. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксическую роль. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор выделен­ных наречий.

1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокой­ но. Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна.

2) Справа, шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик.

3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич ча­сто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось за­ново. 7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью.

(А. Н. Толстой.)

§ 51. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Буквы нинн

В наречиях на -о и -е пишется одно н, если они образованы от прилагательных с одним н, и пишется нн, если наречия образо­ваны от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причастий), например: путано от­ вечать (путаный ответ); искренне сожалеть (искреннее со­ жаление); говорить обдуманно (обдуманная речь).

Буква ь после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, на­ отмашь, настежь. Но: уж, невтерпёж, замуж.

Буквы а, о, у на конце наречий

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, например: изредка* досуха, слева. Эти наречия обра­зуются от прилагательных (редкий, сухой, левый) пр.иста-вочно-суффиксальным способом. Так же наречие

сначала.

Примечания. 1. Такие наречия следует отличать от наречий, имею­щих эти приставку, но образованных суффиксальным способом, например: изустно (ср. изустный), дословно (ср. дословный), исправ­но (ср. исправный).

2. В некоторых наречиях с приставкой с- (например, смолоду, сосле­пу, сроду) на конце произносится звук [у] и пишется буква у.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о, например: 1^лево, направо, зЗяово. Такие наречия об­разуются от прилагательных (левый, правый, новый) п р и -ставочно-суффиксальным способом.

153


Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

Не и ни в местоименных отрицательных наречия^ являются приставками и пишутся слитно, причём под ударением пишет­ся не, без ударения — ни: негде, нигде, некуда, никудй, неког­да, никогдй, неоткуда, ниоткуда, никйк, нискблько, нипочём, незачем (бесцельно), также нимйло, ничуть.

Примечание. Надо отличать указанные местоименные наречия от ше­сти местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно (ни у когб, не у кого, ни на какой, ни в чьей), отвечают эти местоимения на падежные вопросы или на вопросы какой? чьей?

285. Перепишите.

1) Море взволновало. 2) Охотник взволновало рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожиданным выстре­лом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул. 5) Всё в этом деле взве­шено и обдума..о. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступление было организовало драматическим кружком нашей школы. 8) Выступление прошло очень органи­зовало, по строгому плану. 9) Мой товарищ — всесторо..е раз­витой человек. 10) На запасных путях, у разброса..ых вагонов, где време..о жили железнодорожники, копаются в песке дети. (Сераф.) 11) Я очень ветре..о, быть может, поступила. (Гр.)

286. Перепишите.

1) Лошади шарахнулись и рванулись вскач... (Пауст.) 2) Фи-лофей несколько раз провёл рукой набтмаш.. (Т.) 3) Было далеко за полноч... (Г.) 4) Она [Наташа) распахнула настеж.. окно. (А. Г.)

5) Чёрные тучи, сплош.. покрывшие небо, тихо сеяли мелкий
дождь. (Нов.-Пр.) 6) Пётр упал навзнич... (Нов.-Пр.) 7) Мимо
прошёл последний вагон и покатился проч... (Сераф.) 8) Анна
Сергеевна недавно вышла замуж... (Т.) 9) Уж., небо осенью ды­
шало. (П.) 10) И стало спорить ей [Неве] невмоч... (П.)

287. Перепишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в
которых были пропущены буквы.

1) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. (Н.) 2) Смотри, гроза поднимается слев... (Маяк.) 3) Русское население издавн.. живёт на Белом море. (Т. С.) 4) Снов., тучи надо мною собралися в вышине. (П.) 5) Обстоятельства разлучили их надолг... (П.)

6) Береги честь смолод... (Поел.) 7) Кирила Петрович заезжал
запрост.. в домишко своего старого товарища. (П.) 8) Стало сыз-
нов.. смеркаться; средний брат пошёл сбираться. (Ерш.) 9) Го­
стиная и зала понемног.. наполнялись гостями. (Л. Т.) 10) У.Кати
для раздумья времени было досыт... (А. Н. Т.) 11) Нева точно
спала; изред.., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в
берег и замолчит. (Гонч.) 12) Представители враждебной сторо­
ны вели себя на конференции вызывающ... 13) Он поглядел на
меня и угрожающ., поднял руку; 14) Публика горяч., аплодиро­
вала певцу.

154


288. Прочитайте словосочетания. Укажите, в каких примерах имеются
отрицательные местоименные наречия, в каких — отрицательные место­
имения, Перепишите. Отрицательные местоимения и наречия подчерк­
ните. Расставьте в местоимениях и наречиях ударение.

(Ни) кому не писать, (ни) (к) кому не обращаться, (ни) куда не ездить; (ни) кого не спрашивать, (ни) (от) кого не зависеть, (ни) (от) куда не получать писем; (не) кем заме­нить, (не) (с) кем переслать, (не) где разместить; (не) (о) чем говорить, (ни) (о) чём не спорить, (не) (за) чем понапрас­ну беспокоиться; (не) кого позвать, (не) (от) кого ждать те­леграммы; (не) (от) куда позвонить по телефону, (ни) мало не беспокоиться, (ни) сколько не волноваться, (ни) чуть не тревожиться, приобрести (не) сколько книг, (ни) когда не уны­вать, (ни) (от) чего не падать духом, (ни) чего не скрывать.

289. Перепишите. Расставьте в словах с пропущенными буквами ударение.

1) Настала ночь. (Я..) кто во граде очей бессонных не умы­кал. (П.) 2) Обломовцы (н,.) (от) куда не получали новейших известий, да и (я..) откуда их было получать. (Гонч.) 3) Сочув­ствий он (Лучков) (н..) (в) ком возбуждать не мог. (Т.) 4) (7/..) сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [ов­рага] бокам. Невесёлый вид, (к..) чего сказать. (Т.) 5) (Н..) (в) какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. (Т.) 6) Он [Моргач] (н..) когда был кучером. (Т.) 7) Я остался (н..) (с) чем, (н..) (при) чём. (Даль.) 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему (н..) (по) чём. (Л.) 9) Дожди иногда лились потоками^ но (н..) сколько не прохлаждали атмосферы. (Гонч.)

290. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составь­
те схемы выделенных предложений.

Анна Сергеевна была довольно странное существо. (Н..) имея (н..) каких предр..судков, (н..) имея даже («..) каких сильных верований она (н..) перед чем (ц..) отступала и (н..) куда (н..) шла. Она многое ясно видела многое её занимало, и (н..) что (не) удовлетворяло её вполне да она едва ли и жела­ла полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время; её сомнения (не) утихали (ни, не) когда до забывчивости и (ни, не) когда (не) дор..стали до тревоги. (Не) будь она богата и независима, она быть может броси­лась бы в битву узнала бы страсть.

Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продол­жала провожать день за днём (не) спеша и лиш.. изредк.. вол­нуясь.Радужные краски загорались иногда и у ней перед глаза­ми но она отдыхала, когда они уг.хали и (не) жалела о них. Воображение её уносилось даже за пределы того что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь её (по) прежнему тихо катилась в её об..ятельно стройном и спо­койном теле.

(И. С. Тургенев. «Отцы и дети».)

155


Написание наречий слитно, раздельно, через дефис

Дефис пишется:

1. В наречиях на -ки, -ьи, -ому с приставкой по-: по-товари­
щески, по-немецки
(также по-латыни), по-волчьи, по-прежнему,
по-пустому, по-видимому
(употребляется только в качестве ввод­
ного слова), по-моему (но: потому, почему, поэтому).

Примечание. Приставка по- пишется слитно:

а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой при­
ставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку, например: попросту, попусту^
поровну, помаленьку, потихоньку;

б) с формами сравнительной степени наречий, например: повыше,
покрасивее, поглубже.

2. В наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образован­
ных от порядковых числительных, например: во-первых, во-вто­
рых, в-третьих
(эти наречия употребляются в речи лишь как
вводные слова, указывающие на последовательность мыслей).

3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, ког­да-нибудь, кое-где,

4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, дивным-дав но, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-неволей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием си­нонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову.

Примечания. 1. Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу На глаз. Сочетания точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные.

2. Пишется через дефис наречие: на-горй (технический термин).

■ Слитно пишутся:

1. Наречия, образованные соединением предлогов с наре­
чиями, например: доныне, извне, навсегда, напротив, насквозь,
позавчера, послезавтра, донельзя.

Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существи­тельных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура.

2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с соби­рательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному).

3. Наречия, образованные соединением предлогов с полны­ми прилагательными, например: вкрутую, вплотную, вруко­пашную, зачастую, напропалую, наудалую, наверное, а так­же впервые и вничью.

Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилага­тельного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, на­пример: в открытую, в общем.

156


4. Как правило, наречия, образованные соединением пред­
лога и существительного, например: наверх, вниз, вначале,
впоследствии, налицо, наперебой, напоказ
и др. В отличие от
существительных с предлогами такие наречия по большей ча­
сти не имеют при себе пояснительных слов, например: В дали
голубой виднелись горы (в дали
— существительное, имею­
щее определение — прилагательное голубой), но: Вдали мель­
кнул парус (вдали
— наречие, имеет значение «далеко»). Ср.
ещё: Во время отпуска он много путешествовал, хорошо,
отдохнул и вовремя возвратился домой.

Примечание. Следует иметь, однако, в виду, что в современном рус­ском языке имеется много таких сочетаний существительных с предлога­ми, которые по значению похожи на наречия. К этим наречным выраже­ниям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени приближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, например: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочетания с предлогом без и обычно до, например: без устали, без толку, до упаду,до зарезу; в) сочетания существительных с другими предлогами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу- (уехал), за границей (жил) (также под мыш­ками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного» метафорического характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку> (попасть) в тупик.

Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю.

5. Наречия, образованные путем соединения предлога с
вопросительными и указательными местоимениями, например:
почему» отчего, потому, поэтому, оттого, зачем, затем.

Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с место­имением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом можно заменить прила­гательным или существительным. Сравните:

1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, потому (поэтому) и не пришёл. По чему (по какому учебнику ^луч­ше заниматься? Лучше заниматься по этому (по новому)учеб-нику. По тому (по старому) учебнику заниматься не надо.

2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (пото­му), что хочет получить консультацию.

3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем, что ты мне обещал. Я пришёл за словарём,

4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта де­таль от того (от прежнего) магнитофона.

291. Перепишите. Объясните употребление дефиса в наречиях.

1) Фёдор Фёдорович что (то) сказал солдату (по) немецки. (Ф.)2) Заморосил мелкий, (по) осеннему холодный дождик. (Степ.) 3) (По) настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 4) Небо (по) весеннему безоблачно, и ослепительно бле­стит степь. (Сераф.) 5) Мало (по) малу стемнело. (Пришв.)

157


6) Говорил Гречкин многозначительно, (по) волжски окая. (В. Аж.)

7) Ямщики засвистели (по) степному, сытые тройки рванули (в) скачь. (А. Н. Т.) 8) Печорин (чуть) чуть побледнел и отвернул­ся. (Л.) 9) (По) прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 10) Боц­ман (всё) таки поступил (по) своему. (Нов.-Пр.) 11) Герман (волею) неволею согласился быть моим помощником. (Акс.) 12) В чертах у Ольги жизни нет, точь (в) точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 13) Где (то), когда (то), (давно) давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.). 14) Он [Андрей Бол­конский] предполагал, (во) первых, сосредоточить всю артил­лерию в центре, (во) вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. (Л. Т.) 15) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле) еле освещала дорогу. (Ч.)

292. Перепишите словосочетания.

Жить (по) новому, запомнить (крепко) накрепко, говорить (с) (глазу) (на) глаз, исполнить (точка) (в) точку, хлопо­тать (по) пустому, тратить время (по) пусту, пойти (куда) либо, знать (мало) мальскй, приделать (шиворот) навыво­рот, приехать (нежданно) негаданно, продвигаться (шаг) (за) шагом, прибыть (во) время, выдать уголь (на) гора, согла­ситься (в) (конце) концов, распределить (по) ровну, сделать (по) лучше и (по) красивее, ворочаться (с) богу (на) бок, сегодня, (по) видимому, будет дождь.

293. Перепишите. Подчеркните наречия.

(На) всегда запомнить, перенести на (после) завтра, отло­жить (до) завтра, жить (на) против, видеть (на) сквозь, све­сти (на) нет, сохранить (до) ныне, сложить (в) двое, разде­лить (на) двое, идти (по) одному, думать (по) своему, плыть (по) двое, увеличивать (по) немногу', сказать (с) горяча, биться (в) рукопашную, окончить (в) ничью, действовать (в) откры­тую, решить (в) общем, говорить (во) обще.

294. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при помощи
соединения их с предлогами с, в и на по три наречия и запишите эти
наречия в словосочетаниях с глаголами.

Образец. Смотреть вверх.

296. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами.

296. Перепишите словосочетания. Для справок используйте словарь.

Запомнить (на) век, (на) веки, записаться (на) кануне, прийти (тот) час, побежать (в) догонку, разбить (в) дребез­ги, сгореть (до) тла, обращаться (за) панибрата, подготовить (ис) подволь, смотреть (ис) подлобья, ударить (ис) подтиш-ка, схватить (в) охапку, глядеть (в) упор, рассчитывать (на) верняка, считать (под) ряд, соскочить (на) ходу, стрелять (на)

158


лету, спрашивать (по) одиночке, собираться (с) позаранку, измучиться (в) конец, сделать (в) отместку, покупать- (на) расхват, нужно (до) зарезу, работать (без) устали, танцевать (до) упаду, заполнить (до) отказа.

297. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю.
Прикинуть (на) глаз, (на) глазок; разбить (в) пух и (в) прах;

поднять (на) смех; подняться (на) дыбы; наскочить (с) разма­ху; добавить (в) заключение; сказать (в) насмешку; попробо­вать (на) вкус; выучить (на) память; поработать (на) славу.

298. Перепишите.

I. 1) Потёмкин сложил бумагу в (двое), в (четверо), в (вось­
меро),
стремясь к какой-то последней, уже неделимой дроби.
(Леон.) 2) Шхуна, постояв на рейде, ушла во (свдяси), видно до­
гадавшись, что остров прочно занят советскими людьми. (Горб.)
3) Ленингра<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.208 (0.017 с.)