Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие и полные страдательные причастияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется два я, а в кратких — одно: решить — решённая — решена, сделать — сделанная — сделана, купить — куплен* ная — куплена, читать — читанная — читана. 272. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких 1) Организовйть — организбванный — организбван — организбвана — организбвано — организованы; основать, Приковать, изжевать. 2) Внести — внесённый — внесён — внесенй — внесенб — внесенй; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить. 3) Возложить — возлбженный — возлбжен — возлбжена — возлбжено — возлбжены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть. 273. Перепишите. Обозначьте, каким членом предложения является каж В «Онегине» все части органически сочлене..ы, в избра..ой рамке романа своего Пушкин исчерпал всю свою идею, и поэтому в нём ни одной части нельзя ни изменить, ни заменить. «Герой нашего времени» представляет собой несколько рамок, вло-же..ых в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа располож..ы сообразно с внутреннею необходимостью; но как они суть только отдельные случаи из жизни хотя и одного и. того же человека, то могли б быть замене, ы другими, ибо вместо приключения в крепости с Бэлой или в Тамани могли б быть подобные же и в других местах, и с другими лицами, хотя при одном и том же герое. Но тем не менее основная мысль автора даёт им единство, и общность их впечатления поразительна. (В. Г. Белинский. «Герой нашего времени».) §49. ПРАВОПИСАНИЕ Я И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ О правописании н и нн в полных и кратких страдательных причастиях говорилось,выше (см. § 48). В одних прилагательных, образованных от глаголов, пишется н, в других — нн. В следующих прилагательных пишется нн: а) в прилагательных, образованных от страдательных при б) в прилагательных, образованных от глаголов с пристав- ив ками, например: поношенный (костюм), подержанные (книги), растерянный (вид), умеренный (климат), отвлечённое (изложение), доверенное (лицо), отчаянный, окаянный и т. д. Исключения: смышлёный (мальчик), названый (брат), посажёный (отец), а также существительное приданое. в) в немногих прилагательных, образоваяных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (иногда с приставкой не-), например: желанный, священный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный и др. Одно я пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, например: бешеный, жареный, копчёный, кошеный (луг), писаный (писаная красавица), ломаный (ломаная линия), краденый, мешаный, сеяный (сеяная мука), правленый (текст), мощёный (тротуар), кованый (сундук), топлёный (топлёное масло), тканый (тканая скатерть), непрошеный (гость), мороженое (мясо), также и существительное мороженое. Эти бесприставочные прилагательные надо отличать от сходных с ними причастий, которые пишутся через два я. Такие причастия имеют при себе зависимые слова: раненный (пулей), правленный (мною текст), писанные (людьми законы) и т. д. Примечания. 1. Приставка не- на написание м или нн не влияет, например: званые гости — незваные гости; кипячёная вода — некипячёная водах вскипячённая вода — не в скипячённая вода. 2. Существительные на -ник, -ниц-а, образованные от глагольных прилагательных с одним или двумя н или от страдательных причастий, соответственно пишутся с одним или двумя «, например: путаный — путаник — путаница; учёный — ученик — ученица; но: воспитанный — вос питанник; посланный — посланник. О правописании я или нн в прилагательных, образованных не от глаголов, говорилось выше (см. § 38). 274. Перепишите. I. Объясните (устно) написание я или нн, Ране..ый боец — изране..ый солдат;, сея..ая мука •*— посея..ое зерно; кипячё..ая вода — вскипячё.,ое молоко; краше..ый пол — покраше..ый забор; коше..ый или некоше..ый клевер — скоше..ая трава; стреля..ый воробей — подстреле..ая птица; пуга..ая ворона — испуга..ая лошадь; гашё..ая или негашё..ая известь — по-гаше..ый костёр; тка..ая скатерть — вытка..ый ковёр; жжё..ый кофе — сожжё..ое письмо; копчё..ая колбаса — закопчё..ые стены; балова..ый ребёнок — избалова..ое дитя — девочка избаловала родителями; кова..ый меч — некова..ое железо — скова..ые движения; стриже..ый мальчик — стриже..ые под польку волосы.— остриже..ая голова; дистиллирова..ая вода, линова..ая тетрадь, асфальтирова..ая улица. II. От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ик или -иц-а и подчеркните н или нн. С образованными существительными составьте словосочетания (устно). Воспитанный, варёный, масленый, посланный. 147 275. Перепишите. Объясните (устно) написание и или як. I. 1) День был серый и ветре..ый. Кругом пусты..ые жнивья II. 1) Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза..ой 276. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот.текст. Иногда я заст..вал его [Карла Ивановича] и в такие м..нуты когда он не читал; очки спускались ниже на большом ор-ли.-ом носу голубые полузакрытые глаза смотрели с каким-то особ..ным выражением а губы грус.но улыбались. В комн..те тихо; только слышно его равномерное дыхание и бой часов с егерем. На другой стене в..сели ландкарты все почти изорв..ные но искусно подкле..ные рукою Карла Ивановича. На третьей стене в середине которой была дверь вниз с одной стороны в..сели две линейки: одна изрез..ная, наша, другая нове..кая, собств..ная, употребляемая им более дл-я поощрения чем для линования, с другой — чёрная доска. В середине комнаты стоял стол покрытый оборв..ой чёрной клеёнкой из-под которой во многих местах виднелись края из-рез..ные перочин..ми ножами. Кругом стола было несколько некраш..ых но от долгого употребления залакиров..ных табуретов. Последняя стена была зан..та тремя окошками. Вот какой был вид из них прямо под окнами дорога на которой каждая выб..ина каждый камеш..к каждая колея давно зн..ко- 148 мы и милы мне; за дорогой — стриж..ная липовая ал..ея из-за которой кое-где виднеется плет..ный частокол; через аллею ВИД..Н и луг. (По Л. Н. Толстому. «Детство».) Деепричастие УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ Таблица образования деепричастий
1. Деепричастие и е с о в е р ш е н н о г о вида означает не Деепричастие совершенного вида обозначает добавочное действие, предшествовавшее главному, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму. 2. В личных предложениях деепричастия относятся к глаго 149 обозначают действия подлежащего: волны шумят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено, например, такое предложение: Найдя лодку, радость охватила туристов. Поскольку деепричастие обозначает добавочное действие подлежащего, то получается бессмыслица («нашла лодку радость»). Это предложение следовало построить так: Найдя лодку, туристы обрадовались; или: Когда туристы нашли лодку, они обрадовались. Примечание. Иногда деепричастие может относиться к второстепенным членам предложения, выраженным неопределённой формой глагола или причастием, например: 1) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперёд, то и дело подёргивая и почёсывая бороду. (Т.) 2) Кучер,спавший, опершись на локоть, начал пятить лошадей. (Гонч.) 3. В безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действие того же лица, что и сказуемое, например: 1) Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд'. (Л.) (** нам надо было возвращаться домой и нам же нужно было переезжать Подкумок). 2) Изучая иностранный язык, необходимо много читать (= тот, кто изучает иностранный язык, должен и много читать). 3) Не любя, невозможно понять жизни. (М. Г.) (= тому, кто не любит жизни, невозможно и понять её). 277. I. Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Ука Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться. П. Образуйте и запищите деепричастия совершенного вида. Вынести, развеять, развить, обессилеть, обессилить, сберечь, прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести. 278. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответству 1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь. 2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сеЬть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы. 4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 5) (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 6) Ночью горящие палы представляют великолепную картину. (Извиваться) змеёю, бежит огненная струя и вдруг, 150 (встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой. 7) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд. (Н. М. Пржевальский. «Путешествие в Уссурийском крае».) 279. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно 1) Дойдя до реки,... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2) Плывя в лодке,... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3) Заметив со всех сторон лодки и людей,... а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4) Собираясь в поход,... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5) Подъезжая к станции,... а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6) Набирая скорость,... а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов. 280. Прочитайте, укажите обособленные обстоятельства, выраженные 1) Оставшись одна она [Ниловна] подошла к окну и встала перед ним глядя на улицу. 2) В сенях зашаркали чьи (то) шаги мать вздрогнула и напряжённо подняв брови встала. 3) Улыба-ясь.она прислушивалась к разговору в комнате. 4) Он [Челкаш] пошёл пошатываясь и всё поддерживая голову ладонью левой руки а правой дёргая свой бурый ус. 5) Он шёл (не) торопясь твёрдо ударяя ногами в землю. 6) Толпа отступая ахала. 7) Маленький Федя слушая чтение беззвучно двигал губами точно повторяя слова книги а его товарищ согнулся поставив локти на колена и подп..рая скулы ладонями задумчиво улыбался. 8) Мать стараясь (не) шуметь посудой нал..вала чай и вслушивалась в плавн.. речь девушки. 9). Толпа солдат вздрогнула и растворилась как две половины дерев..ных ворот танцуя и фыркая между ними проехали лошади раздался крик офицера. (А. М. Горький.) 281. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построе 1) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2) Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3) Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4) Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5) Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6) Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7) Услышав о разведке, Пете стало весело. 151 282. Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст, I. Творческий проц..с вещь неизмеримо более сложная не Здесь я хотел (бы) привести один пример. Я сошлюсь на известное стихотворение Некрасова «(7/е)сжатая полоса». Как вы помн.те содержание его таково: наступила поздняя осень а в поле всё ещё стоит (не)сжатая крестьянская полоса. (Не)сжата она потому что её хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Я изл.-жил это событие довольно точно но в моей передач.. оно всё же (не) производит ровно (ни) какого впечатления. В д..ном случае я это сделал нарочно сделал для того чтобы показать как много завис..т от поэта от того духовного поэтического «вклада» который он внос.т в жизн..ный материал полож..ный в основу произведения. II. Теперь посмотр..м как это же событие воспринял и пе С первых же строк вас б..рёт за сердце какая (то) щемящая боль хотя вы вначале может быть даже и (не) зна..те для чего поэт начал свой разговор. Вас охватывает жалость к этой од.-нокой крестьянской полоске которою и буря б..ёт и заяц топч..т и птицы разоряют. И чем дальше вы чита..те тем всё ощ..тимей всё ярче встаёт перед вами образ русского мужика задавл.ного нуждой и (яе)посильной работой и не только образ д..ного конкретного мужика о котором говори^т, ть)ся в стихотворении но и образ всех подобных ему образ тогдашней деревни подневольной нищей раз..р..ной темной... Дело всё в том что Некрасов за казалось бы рядовым (ке)значительным фактом увид..л гораздо больше того что можно увид..ть при поверхностном рассмотрени... Светом своего поэтического таланта он проник в него и осв..тил те его стороны которые на первый взгляд были незаметны. Он нашёл в своём сердце такие взв..лнов..ные такие прон..кнов..ные поэтические слова которым нельзя (не) поверить. Это были слова глубоко прочувствованные вынош.ные слова если хотите выстрад..ные. Это были те единств..ные (не) заменимые слова при помощи которых только и можно было с наибольшей полнотой и убедительностью сказать то что хотел сказать Некрасов. (М. В. Исаковский.) 283. Перепишите. С выделенными словами составьте словосочетания. Дистиллированный, компоновать, комбинировать, следующий, будущность, сведущий (человек), а..нулировать, апеллировать, 152 мультипликационный (фильм), стипендия, кол..квиум, с.нса-ция, с.нсационный, с..лекция, с..лекционный. Наречие 284. Прочитайте, укажите наречия и определите их синтаксическую роль. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор выделенных наречий. 1) На батарее Телегина первая половина дня прошла спокой но. Грохотало где-то за горизонтом, но равнина была безлюдна. 2) Справа, шагах в полутораста, послышался сторожевой окрик. 3) Жёлтая немигающая звезда стояла невысоко над лесистыми холмами. 4) В этот день обедали поздно. 5) Кузьма Кузьмич часто-часто закивал красным, весёлым лицом. 6) Всё началось заново. 7) Узкая полоса заката, тусклого и по-осеннему багрового, догорала над степью. (А. Н. Толстой.) § 51. ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ Буквы нинн В наречиях на -о и -е пишется одно н, если они образованы от прилагательных с одним н, и пишется нн, если наречия образованы от прилагательных с нн (в том числе и от прилагательных, возникших из страдательных причастий), например: путано от вечать (путаный ответ); искренне сожалеть (искреннее со жаление); говорить обдуманно (обдуманная речь). Буква ь после шипящих на конце наречий После шипящих на конце наречий пишется ь: вскачь, на отмашь, настежь. Но: уж, невтерпёж, замуж. Буквы а, о, у на конце наречий В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, например: изредка* досуха, слева. Эти наречия образуются от прилагательных (редкий, сухой, левый) пр.иста-вочно-суффиксальным способом. Так же наречие сначала. Примечания. 1. Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставку, но образованных суффиксальным способом, например: изустно (ср. изустный), дословно (ср. дословный), исправно (ср. исправный). 2. В некоторых наречиях с приставкой с- (например, смолоду, сослепу, сроду) на конце произносится звук [у] и пишется буква у. В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о, например: 1^лево, направо, зЗяово. Такие наречия образуются от прилагательных (левый, правый, новый) п р и -ставочно-суффиксальным способом. 153 Не и ни в местоименных отрицательных наречиях Не и ни в местоименных отрицательных наречия^ являются приставками и пишутся слитно, причём под ударением пишется не, без ударения — ни: негде, нигде, некуда, никудй, некогда, никогдй, неоткуда, ниоткуда, никйк, нискблько, нипочём, незачем (бесцельно), также нимйло, ничуть. Примечание. Надо отличать указанные местоименные наречия от шести местоимений: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. При этих местоимениях, когда есть предлог, не и ни пишутся раздельно (ни у когб, не у кого, ни на какой, ни в чьей), отвечают эти местоимения на падежные вопросы или на вопросы какой? чьей? 285. Перепишите. 1) Море взволновало. 2) Охотник взволновало рассказывал о встрече с медведем. 3) Дитя испуга..о неожиданным выстрелом. 4) Ребёнок испуга..о вскрикнул. 5) Всё в этом деле взвешено и обдума..о. 6) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума..о. 7) Выступление было организовало драматическим кружком нашей школы. 8) Выступление прошло очень организовало, по строгому плану. 9) Мой товарищ — всесторо..е развитой человек. 10) На запасных путях, у разброса..ых вагонов, где време..о жили железнодорожники, копаются в песке дети. (Сераф.) 11) Я очень ветре..о, быть может, поступила. (Гр.) 286. Перепишите. 1) Лошади шарахнулись и рванулись вскач... (Пауст.) 2) Фи-лофей несколько раз провёл рукой набтмаш.. (Т.) 3) Было далеко за полноч... (Г.) 4) Она [Наташа) распахнула настеж.. окно. (А. Г.) 5) Чёрные тучи, сплош.. покрывшие небо, тихо сеяли мелкий 287. Перепишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в 1) Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. (Н.) 2) Смотри, гроза поднимается слев... (Маяк.) 3) Русское население издавн.. живёт на Белом море. (Т. С.) 4) Снов., тучи надо мною собралися в вышине. (П.) 5) Обстоятельства разлучили их надолг... (П.) 6) Береги честь смолод... (Поел.) 7) Кирила Петрович заезжал 154 288. Прочитайте словосочетания. Укажите, в каких примерах имеются (Ни) кому не писать, (ни) (к) кому не обращаться, (ни) куда не ездить; (ни) кого не спрашивать, (ни) (от) кого не зависеть, (ни) (от) куда не получать писем; (не) кем заменить, (не) (с) кем переслать, (не) где разместить; (не) (о) чем говорить, (ни) (о) чём не спорить, (не) (за) чем понапрасну беспокоиться; (не) кого позвать, (не) (от) кого ждать телеграммы; (не) (от) куда позвонить по телефону, (ни) мало не беспокоиться, (ни) сколько не волноваться, (ни) чуть не тревожиться, приобрести (не) сколько книг, (ни) когда не унывать, (ни) (от) чего не падать духом, (ни) чего не скрывать. 289. Перепишите. Расставьте в словах с пропущенными буквами ударение. 1) Настала ночь. (Я..) кто во граде очей бессонных не умыкал. (П.) 2) Обломовцы (н,.) (от) куда не получали новейших известий, да и (я..) откуда их было получать. (Гонч.) 3) Сочувствий он (Лучков) (н..) (в) ком возбуждать не мог. (Т.) 4) (7/..) сколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его [оврага] бокам. Невесёлый вид, (к..) чего сказать. (Т.) 5) (Н..) (в) какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. (Т.) 6) Он [Моргач] (н..) когда был кучером. (Т.) 7) Я остался (н..) (с) чем, (н..) (при) чём. (Даль.) 8) Но скалы, и тайные мели, и бури ему (н..) (по) чём. (Л.) 9) Дожди иногда лились потоками^ но (н..) сколько не прохлаждали атмосферы. (Гонч.) 290. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составь Анна Сергеевна была довольно странное существо. (Н..) имея (н..) каких предр..судков, (н..) имея даже («..) каких сильных верований она (н..) перед чем (ц..) отступала и (н..) куда (н..) шла. Она многое ясно видела многое её занимало, и (н..) что (не) удовлетворяло её вполне да она едва ли и желала полного удовлетворения. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время; её сомнения (не) утихали (ни, не) когда до забывчивости и (ни, не) когда (не) дор..стали до тревоги. (Не) будь она богата и независима, она быть может бросилась бы в битву узнала бы страсть. Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (не) спеша и лиш.. изредк.. волнуясь.Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами но она отдыхала, когда они уг.хали и (не) жалела о них. Воображение её уносилось даже за пределы того что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь её (по) прежнему тихо катилась в её об..ятельно стройном и спокойном теле. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети».) 155 Написание наречий слитно, раздельно, через дефис Дефис пишется: 1. В наречиях на -ки, -ьи, -ому с приставкой по-: по-товари Примечание. Приставка по- пишется слитно: а) в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой при б) с формами сравнительной степени наречий, например: повыше, 2. В наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-(в-), образован 3. В неопределённых наречиях с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое-: где-то, куда-то, куда-либо, когда-нибудь, кое-где, 4. В наречиях, образованных: а) повторением слов и основ слов: еле-еле, чуть-чуть, дивным-дав но, мало-мальски, мало-помалу, крепко-накрепко, как-никак, волей-неволей, шиворот-навыворот, крест-накрест, точь-в-точь; б) сочетанием синонимических слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову. Примечания. 1. Словосочетания, имеющие значения обстоятельств и состоящие из двух существительных с одним или двумя предлогами, пишутся раздельно: в конце концов, точка в точку, бок о бок, шаг за шагом, с боку на бок, с глазу На глаз. Сочетания точь-в-точь, крест-накрест, шиворот-навыворот пишутся с дефисом потому, что это уже наречия, а не существительные. 2. Пишется через дефис наречие: на-горй (технический термин). ■ Слитно пишутся: 1. Наречия, образованные соединением предлогов с наре Примечание. От таких наречий следует отличать сочетания предлогов с неизменяемыми словами, которые употребляются в значении существительных, например: до завтра, на авось, на нет (свести на нет), на ура. 2. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо и т. д., надвое, натрое (но: по двое, по трое, также по одному). 3. Наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными, например: вкрутую, вплотную, врукопашную, зачастую, напропалую, наудалую, наверное, а также впервые и вничью. Примечание. Наречия, состоящие из предлога в и полного прилагательного, начинающегося с гласного звука, пишутся раздельно, например: в открытую, в общем. 156 4. Как правило, наречия, образованные соединением пред Примечание. Следует иметь, однако, в виду, что в современном русском языке имеется много таких сочетаний существительных с предлогами, которые по значению похожи на наречия. К этим наречным выражениям, которые пишутся раздельно, принадлежат: а) сочетания из предлога в и слов, в той или иной степени приближающихся к наречиям и начинающихся с гласной буквы, например: в отместку, в обмен, в обрез, в охапку, в упор; б) сочетания с предлогом без и обычно до, например: без устали, без толку, до упаду,до зарезу; в) сочетания существительных с другими предлогами, например: на ходу, на лету, с ходу, с лёту, за границу- (уехал), за границей (жил) (также под мышками, под мышки, под мышкой, из-под мышки); г) выражения образного» метафорического характера, например: в корне (не прав), (это мне) на руку> (попасть) в тупик. Чтобы усвоить правописание наречий, необходимо при затруднениях обращаться к орфографическому словарю. 5. Наречия, образованные путем соединения предлога с Чтобы отличить наречие от сочетания предлога с местоимением, надо помнить, что наречие можно заменить только наречием, а местоимение с предлогом можно заменить прилагательным или существительным. Сравните: 1) Почему (отчего) он не пришёл? Простудился, потому (поэтому) и не пришёл. — По чему (по какому учебнику ^лучше заниматься? Лучше заниматься по этому (по новому)учеб-нику. По тому (по старому) учебнику заниматься не надо. 2) Зачем (почему) он остался? Он остался затем (потому), что хочет получить консультацию. 3) За чем (за каким предметом) ты пришёл? Я пришёл за тем, что ты мне обещал. Я пришёл за словарём, 4) От чего (от какого предмета) эта деталь? Эта деталь от того (от прежнего) магнитофона. 291. Перепишите. Объясните употребление дефиса в наречиях. 1) Фёдор Фёдорович что (то) сказал солдату (по) немецки. (Ф.)2) Заморосил мелкий, (по) осеннему холодный дождик. (Степ.) 3) (По) настоящему понравился ей [Даше] только Телегин. (А. Н. Т.) 4) Небо (по) весеннему безоблачно, и ослепительно блестит степь. (Сераф.) 5) Мало (по) малу стемнело. (Пришв.) 157 6) Говорил Гречкин многозначительно, (по) волжски окая. (В. Аж.) 7) Ямщики засвистели (по) степному, сытые тройки рванули (в) скачь. (А. Н. Т.) 8) Печорин (чуть) чуть побледнел и отвернулся. (Л.) 9) (По) прежнему качается пароход. (Нов.-Пр.) 10) Боцман (всё) таки поступил (по) своему. (Нов.-Пр.) 11) Герман (волею) неволею согласился быть моим помощником. (Акс.) 12) В чертах у Ольги жизни нет, точь (в) точь в Вандиковой Мадонне. (П.) 13) Где (то), когда (то), (давно) давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.). 14) Он [Андрей Болконский] предполагал, (во) первых, сосредоточить всю артиллерию в центре, (во) вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. (Л. Т.) 15) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле) еле освещала дорогу. (Ч.) 292. Перепишите словосочетания. Жить (по) новому, запомнить (крепко) накрепко, говорить (с) (глазу) (на) глаз, исполнить (точка) (в) точку, хлопотать (по) пустому, тратить время (по) пусту, пойти (куда) либо, знать (мало) мальскй, приделать (шиворот) навыворот, приехать (нежданно) негаданно, продвигаться (шаг) (за) шагом, прибыть (во) время, выдать уголь (на) гора, согласиться (в) (конце) концов, распределить (по) ровну, сделать (по) лучше и (по) красивее, ворочаться (с) богу (на) бок, сегодня, (по) видимому, будет дождь. 293. Перепишите. Подчеркните наречия. (На) всегда запомнить, перенести на (после) завтра, отложить (до) завтра, жить (на) против, видеть (на) сквозь, свести (на) нет, сохранить (до) ныне, сложить (в) двое, разделить (на) двое, идти (по) одному, думать (по) своему, плыть (по) двое, увеличивать (по) немногу', сказать (с) горяча, биться (в) рукопашную, окончить (в) ничью, действовать (в) открытую, решить (в) общем, говорить (во) обще. 294. От существительных верх, низ, перёд, бок образуйте при помощи Образец. Смотреть вверх. 296. Образуйте от существительных высь, глубь, даль, ширь, круг, век, начало, новь при помощи соединения их с предлогом в (во) наречия и запишите эти наречия в словосочетаниях с глаголами. 296. Перепишите словосочетания. Для справок используйте словарь. Запомнить (на) век, (на) веки, записаться (на) кануне, прийти (тот) час, побежать (в) догонку, разбить (в) дребезги, сгореть (до) тла, обращаться (за) панибрата, подготовить (ис) подволь, смотреть (ис) подлобья, ударить (ис) подтиш-ка, схватить (в) охапку, глядеть (в) упор, рассчитывать (на) верняка, считать (под) ряд, соскочить (на) ходу, стрелять (на) 158 лету, спрашивать (по) одиночке, собираться (с) позаранку, измучиться (в) конец, сделать (в) отместку, покупать- (на) расхват, нужно (до) зарезу, работать (без) устали, танцевать (до) упаду, заполнить (до) отказа. 297. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю. поднять (на) смех; подняться (на) дыбы; наскочить (с) размаху; добавить (в) заключение; сказать (в) насмешку; попробовать (на) вкус; выучить (на) память; поработать (на) славу. 298. Перепишите. I. 1) Потёмкин сложил бумагу в (двое), в (четверо), в (вось
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.208 (0.017 с.) |