Управление при словах , близких ПО значению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление при словах , близких ПО значению



Некоторые слова, близкие по значению или составу, по-раз­ному управляют другими словами. Например, глагол тормо­зить требует после себя винительного падежа, а глагол препятствовать — дательного. Плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперёд, но: Плохая погода пре­пятствовала е м у?) продвижению отряда вперёд. Необхо-

187


димо поэтому уметь правильно ставить вопрос к управляемо­му слову, например:

а) наполнен (чем?) г— полон (чего?) воды, впечатлений и т. д.
(«о; полон тобой), писать (о чём?) — описывать (ч т о?), пла­
тить (з а что?) — оплачивать (ч т о?), вера (во что?) — уверен­
ность (в чём?), быть участником (чего?) — участвовать (в
ч ё м?), думать (о ч ё м?) — задумать (ч т о?), отчитываться (в
чём?) — делать отчёт (о ч ё м?), удивляться (чему?)— быть
удивлённым (ч е м?), упрекать (в ч ё м?) — попрекать (ч е м?),
порицать (за ч то?), опираться (на что?) — упираться (в о
что?);

б) беспокоиться (о чём?)— тревожиться (за ч т о?), доволен
(чем?) — рад (чем у?), дорожить (чем?) — ценить (ч то?), на­
чать (ч т о?) — приступить (к ч е м у?), поделиться (чем?) — рас­
сказать (о ч ё м?), предостеречь (от чего?) — предупредить (о
ч ё м?), удивляться (чему?) — восхищаться (ч е м?), разочароваться
(в чём?) — быть недовольным (ч е м?), коснуться (чего?) — го­
ворить (о чём?).

341. Перепишите, присоединяя к выделенным управляющим словам
вместо точек управляемые слова, данные в скобках с соответствующи­
ми вопросами. Слова эти измените, где следует, как необходимо по
смыслу.

1). Пловец был недоволен... (ч е м? свой результат). Пловец был разочарован... (в чём? свой результат). 2) Учительница была награждена...(чем? орден Трудового Красного Знамени). Она была удостоена...(чего? высо­кая правительственная награда). 3) Старый рабочий поде­лился...(чем? свои воспоминания). Он рассказал... (о чём? первые субботники). 4) Знатный каменщик посвятил слушателей... (во что? все детали организации труда). Он говорил... (о чём? полное использование рабочего времени).

342. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках, и соответ­
ствующие предлоги. Устно укажите, в каком падеже вы употребили эти
слова.

Хранить твёрдую веру...— хранить твёрдую уверенность... (победа), быть участником...— участвовать... (вело­гонка), отчитываться...— сделать отчёт... (проделанная ра­бота), удивляюсь...— удивлён... (приезд брата); платить...— оплатить... (путёвка в санаторий). Рассказать...— поделиться... (свои впечатления); рад...— доволен... (встреча со школьными товарищами), начать... — присту­пить... (расследование причин аварии); предостеречь... -т-предупредить... (опасность); дорожить...— ценить... (здоровье).

188


343* Перепишите, ставя в нужном падеже слова, данные в скобках. В необхо­димых случаях добавляйте и соответствующие предлоги.

, I) В доэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробнво пи;шет. .,. (положение пореформенного крестьянства)* Некра-сор с глубоким сочувствием описывает... (тяжёлая судьба щнщины-$рестьянки). 2) Арина Петровна попр..к^лз риррт-дле-мяннид. :. (каждый кусок хлеба). Павла Владимировича уп-р..к;ала она. '. * (недостаточная почтительность). 3) В разго­вора собеседники к..снулись... (самые разнообразные вопр<?~ сы). Они говорили... (самые разнообразные дела). 4) Мать тревожилась... (судьба сыца). Она беспокоилась... (состоя­ние его здоровья). 5) Осуществление проекта уц..ралось... (от­сутствие необходимых средств). Каждый научный вывод дол­жен опираться... (строго проверенные факты).

344. Перепишите предложения, выбирая из слов, данных в скобках, нуж­
ный вариант. Составьте устно, где возможно, предложения, используя дру­
гие, не взятые вами слова из скобок.

1) Учительница... (уделяла много внимания, обращала мно­го внимания) работе с отстающими учениками. 2) Страшная жара... (тормозила, препятствовала) нормальной работе геологиче­ской экспедиции. 3) Школа.. (отличается, занимает первое место) по охвату учащихся внеклассной работой. 4) Девочка очень бережно... (обращалась, относилась) с книгами. 5) Бан­ка была... (полна, переполнена) воды. 6) Ваня... (рассказал, поделился) о своих йпечатлениях от поездки в Москву.

ПАДЕЖ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ВКЛЮЧЁННЫХ В СОЧЕТАНИЕ,

СОСТОЯЩЕЕ ИЗ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ДВА, ТРИ И ЧЕТЫРЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.005 с.)