Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Поиск
Часть речи Слитное написание частицы НЕ Раздельное написание частицы НЕ
Имя существительное Если можно подобрать синоним без не: неправда - ложь, недруг - враг. 1.Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не ложь, а правда. 2.В вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания: Не правда ли?  
Имя прилагательное 1. Если можно подобрать синоним без не: нелегкий - трудный. 2. Если есть противопоставле­ние, выраженное союзом НО: пруд небольшой, но рыбный. 3. Наличие пояснительных (зависимых) слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными: недостойное товарища поведение, незнакомые нам песни, неизвестный мне писатель, ненужные нам сведения, неправильные в некотором отношении выводы. 1.Если есть противопоставление, выраженное союзом А (не большой, а маленький). Примечание: надо помнить, что противопоставляемые слова должны быть словами - антонимами. 2.Сотносительными прилагательными: дом не блочный, часы не золотые.
  4.При наличии наречия меры и степени: АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ, ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.: совсем неприспособленный, весьма нелегкая задача, очень несовершенный рассказ, абсолютно неверное решение, крайне некрасивое поведение, почти незнакомый текст. .3.С притяжательными прилагательными: 3. С притяжательными прилагательными шубка не лисья, пиджак непапин 4. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕраздельно: книга не интересна, а скучна. -
  5.С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не слитно: невысокий - невысок. 5. При наличии таких пояснительныхслов, которые усиливают отрицание: отрицательные местоимения (НИКОМУ, НИЧЕМ др.) и наречия, начинающиеся с НИ (НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО): никому не известный писатель никому и нигде не знакомые песни, никому не нужные сведения ничуть не привлекательные кар тина.
  6.В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ем, -им: неувядаемый, неиссякаемый, непреодолимый, неукротимый, несокрушимый, необитаемый, непобедимый. 6.При наличии пояснительных слов: ДАЛЕКО,OTНЮДЬ,ВОВСЕ, которые, как магниты, притягивают к себе НЕ: далеко не известный писатель отнюдь не знакомые песни вовсе н е интересная книга.
    7. С прилагательными, обозначающими вкус и цвет: не горький шоколад, не соленый суп, не синее небо, не розовый слон С прилагательными в сравнительной степени: не лучше, не хуже, не вь красивее. В вопросительных npez s ниях при логическом пол: вании отрицания: Не верный ли это ответ? Яс вый ли костю С краткими 8. 8.С прилагательными в форме сравнительной степени: не лучше не хуже не выше не красивее 9.В вопросительных предложениях при логическом подчеркивании отрицания: Не верный ли это ответ? Не новый ли костюм? 10.С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, неготов,  не согласен, не склонен
Имя числительное -------------- Всегда пишется с НЕ раздельно: не трое, не восьмой.
Местоимение 1. В неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов: нечему, некому, несколько, нечто и т.д. 1.В неопределенных и отрицательных местоимениях, когда НЕ от последующего слова отделено предлогом не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что.
    2.С другими разрядами местоимений: С другими разрядами местоимений: в не моем классе, не на нашем этаже
    3.НЕ и НИ с местоимением может писаться раздельно и без предлога, если выступает в роли союза в придаточных предложениях: НЕ и НИ с местоимением может писаться раздельно и без предлога, если выступает в роли союза в придаточных предложенияхмение Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.
Глагол В глагольной приставке НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, недостаток или нехватку чего-либо: недовыполнить план (выполнить ниже требуемой нормы), постоянно недосыпать (спать меньше нормы). 1.В глаголах с приставкойДО -,имеющей впереди себя отрицаниеНЕ В глаголах с приставкой до-, имеющей впереди себя отрицание НЕ и обозначающей не доведённое до конца действие: В глаголах с приставкой до-, имеющей впереди себя отрицание и обозначающей не доведённое до конца действие: недочитать книгу, недопить чай, недосмотреть пьесу. 2.Со всеми остальными глаголами: Со всеми остальными глаголами: небыть, неиметь, незнать, недумать.
Деепричастие В деепричастиях, образованных от глаголов с приставкой недо-, пишутся слитно: постоянно недосыпая, недовыполнив норму. В деепричастиях, которые могут употребляться без НЕ: недумая, незная.
  1. Если полные причастия не имеют при себе зависимые слова: нераспустившийся цветок. 2.Если зависимыми словами при причастии являются наречия МЕРЫ, СТЕПЕНИ: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, НО: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия при причастии другого зависимого слова, не имеющего значения меры и степени). 1.Если полные причастия имеют при себе зависимые слова: не пришедший (когда?)вовремяученик, не написанное (кем?)ученикомсочинение. 2.С краткими причастиями: здание непостроено, телеграмманеполучена, письмонепрочитано. 3.При наличии противопоставления, выраженного союзом А: не засохшие, араспускаю щиеся цветы    
Наречие 1.Внаречиях, оканчивающихся на – о, - е, если к ним можно подобрать синоним без НЕ: неглупо – умно недалеко - близко В наречиях, оканчивающихся на -о, -е, если к ним можно подобрать синоним без НЕ: 2.Вотрицательных наречиях: некогда - никогда, негде - нигде, некуда - никуда, неоткуда - ниоткуда, ничуть, нисколько, нипочем, незачем. 1.В наречиях, оканчивающихся на -о,-е, если есть противопоставление, выраженное союзом А: не смешно, агрустно. 2.Если при наречиях естьпояснительные слова ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, вовсе не смешно. 3.Если наречие пишется через дефис: не по-товарищески, не по - русски 4.При усилительных наречиях: не очень, не вполне, не совсем 5.В наречиях, оканчивающихся не наО, Е: не всегда, неповсюду.
Союзы В составе уступительного союза: Несмотря на то что (в значениихотя) Не всегда пишется раздельно с сочинительными союзами не то, не то.
Частицы В вопросительной частице неужели Остальные частицы, кроме неужели, пишутся с НЕ раздельно: не только.
Предлоги В производных предлогах: несмотря на, невзирая на (в значении вопреки) С непроизводными предлогами не из..., не под..., не над нами

Примечание:

1. Следует различать сочетания

• ни один (= никто) и не один (= много);

• ни разу (== никогда) и не раз (= часто).

В данных примерах усилительная частица НИ употребляется только при отрицании (при сказуемом обязательно имеется частица НЕ):

Ни один мускул не дрогнул на его лице. – Не одна во поле дороженька пролегла.

Я ни разу не видел этого человека. - Я не раз видела этого человека.

2. Следует отличать обороты

не кто иной, как,

не что иное, как...

никто иной не...;

ничто иное не....

1) Если в составе оборота есть слово КАК, то в нем употребляется частица НЕ, которая пишется раздельно:

НЕ раздельно пишет всяк,

Если дальше слово КАК.

Примеры:

Это было не что иное, как пожар.

Это был не кто иной, как твой родной брат.

2) Если в составе оборота нет слова КАК, то в нем употребляется частица НИ, которая пишется слитно!

Примеры:

Ни кто иной не мог этого сказать.

Ни что иное не могло бы меня испугать.

Задание А18 предполагает знание темы:

«Употребление частицы НЕ и частицы НИ»

НЕ НИ
1.Частица НЕ придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам: Не бывать этому. Озеро не большое, а маленькое. 1.Используется для усиления отрицания в предложениях без подлежащего: Кругом ни деревца. В классе не было ни одного человека
2.Частица НЕ пишется в независимых восклицательных и вопросительных предложениях: Куда только мы не обращались! Почему не спишь? 2.Пишется в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.д.: Куда ни поеду, всюду встречаю друзей. Куда только мы ни обращались, везде нам помогали.
3.Частица НЕ употребляется при двойном отрицании: Я не мог не обратиться. 3.Пишется для усиления отрицания, которое выражается частицей НЕ или словом НЕТ: Не слышно ни звука. Нет ни облачка
  4.Отрицательная частица НИ с существительным в родительном падеже и с глаголом в форме повелительного наклонения (или инфинитива) употребляется для выражения категорическогоприказания или запрещения: Стоять и нис места!
  5.В устойчивых оборотах (в этих фразеологизмах перед второй частью повторяющегося союза запятая не ставится): ни живнимертв, ни светнизаря, ни днемниночью, ни взад нивперед, ни туданисюда, ни тотнидругой, ни конномунипешему, ни к селуник городу, ни то нисе, ни рыбанимясо, ни два ниполтора, ни за чтонипро что, ни с тогони с сего, ни большенименьше, ни многонимало, ни слуху нидуху, ни статьнисесть, во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало.

 

 

ЗАДАНИЕ № А 20

Формулировка задания: укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении:

Горел яркий костер и дорогу заносило дымом.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2)Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 3)Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Ваш ответ № 2? Правильно!

Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, которые соединяет сочинительный соединительный союз И. Первое предложение двусоставное (грамматическая основа: «горел костер»), распространенное, второе - односоставное (грамматическая основа: «заносило»), безличное, распространенное. На границе двух простых предложений в составе сложносочиненного мы ставим запятую перед союзом И.

Что требуется от учеников: знание темы: «Пунктуация в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами».

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

В этом задании проверяются знания учащимися трех пунктограмм:

1.Пунктуация в сложносочиненном предложении, части которого соединяет сочинительный союз И.

2.Пунктуация в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

3.Пунктуация в простом предложении с однородными членами.

Для выполнения этого задания используйте следующий алгоритм:

1.Выделите грамматические основы в предложении (это действие сразу поможет вам определить, какая перед вами синтаксическая конструкция): простое предложение (в нем одна грамматическая основа);

сложное (в нем две и более грамматических основы).

2.Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного:

если в предложении есть однородные сказуемые, то названное ими действие производит ОДНО лицо;

если предложение является сложносочиненным, то в нем РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

3.Определите, нужна ли запятая перед союзом И:

• запятая нужна, если предложение сложносочиненное;

• запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединенными одиночным союзом И.

Приведем примеры простых предложений с однородными членами, соединенными одиночными сочинительными союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА, перед которыми запятая не ставится:

Человек рождается и оставляет по себе память (Д.С. Лихачев).

Нет ничего более неприятного в облике и поведении человека, чем важность или шумливость (По Д.С. Лихачеву).

В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности либо внести радость, свет (Д.С. Лихачев).

Интеллигентность - это способность к пониманию, воспитанию да терпимое отношение к людям (По Д.С. Лихачеву).

Примечание:

В некоторых случаях запятая перед союзом И в сложном предложении не ставится:

1.Если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член:

Во множестве правил нельзя путаться учителям и пропадать ученикам.

2.Если простые предложения в составе сложного имеют общее придаточное предложение:

Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться

3.Если простые предложения в составе сложного имеют общее вводное слово.

Возможно, душевная слабость ведет к физической слабости и долголетний опыт меня в этом убедил (По Д.С. Лихачеву).

4..Если в состав сложносочиненного предложения входят НАЗЫВНЫЕ предложения

Чтение классиков и обучение грамоте.

5.Если в состав сложносочиненного предложения входят побудительные предложения:

- Забудьте об обидах и будьте умны!

6.Если в состав сложносочиненного предложения входят вопросительные предложения:

Будем лечиться или пусть живет?

7.Если в состав сложносочиненного предложения входят восклицательные предложения:

Искусство идет от человека к человеку и оно служит единению душ! (По Д.С. Лихачёву)

8.Если в состав сложносочиненного предложения входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемых:

Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий (А. Круглов)

 

ЗАДАНИЕ № А 21

Формулировка задания: В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

1) 1,3 2) 1,2 3)2,3 4) 1,2,3,4

Правильный ответ: 2

Что требуется от учеников: найти в предложении обособленные определения и обстоятельства, указать среди предложенных вариантов правильную расстановку знаков препинания, связанную с тем или иным видом обособления.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: случаи постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами:

· отличие причастного оборота от деепричастного (причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, а деепричастный - что делая? и что сделав?);

· правила постановки знаков препинания при причастном обороте в зависимости от его расположения по отношению к определяемому имени существительному: до или после определяемого имени существительного в предложении стоит причастный оборот;

· правила постановки знаков препинания при деепричастном обороте;

· правила постановки знаков препинания в тех случаях, когда два причастных или два деепричастных оборота соединены союзом И, то есть являются однородными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.008 с.)