Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пунктуация перед союзом И в сложном предложенииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В задании А 26 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И. Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены): • Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах. • В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишневый компот невкусный. В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4. Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4. Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм: 1. Обозначьте в предложении грамматические основы. 2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции. 3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой. 4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет: • если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая; • если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая; 5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО: • если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов; • если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ставится на стыке двух союзов. 6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые. Образец применения алгоритма при выполнении задания А26: Расставьте знаки препинания в следующем предложении: Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражен был (4) как изменился наш город. Это сложноподчиненное предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»). B этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному. Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК. Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был». На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
ЗАДАНИЕ № А 27 Формулировка задания: Прочитайте текст. Ветер может обладать большой разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1)Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов. 2)Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия. 3)Молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер. 4)Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения. Правильный ответ: 2 Что требуется от учеников при выполнении этого задания: Это задание состоит из большого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно - следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста. Алгоритм выполнения задания А27: 1.Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений. 2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции. 3.Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы). 4.Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. 5.Соотнесите свой вариант сжатия текста (свое предложение, передающее основную мысль) с вариантами ответов. 6.Выберите правильный вариант ответа. Образец применения алгоритма при выполнении задания А27: Тестовое задание: В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от: различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия; 2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. Комментарий к выполнению задания А27: • выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста: 1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу различныхотраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. 3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, и окружающей природе. • определяем причинно-следственные отношения между предложениями: Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении. • отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов комментарии. В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. • передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде. • соотносим свой вариант («Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровьючеловека, но и окружающей среде».) с предложенными вариантами ответов, 1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. Правильный ответ: 2
ЗАДАНИЕ № А 28 Текст № 1 (1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - большое счастье, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твердо верим, что при ином соотношении объемов талии и бедер наша жизнь могла бы сложиться иначе. (3)Желания могут исполниться. (4) Всегда остается надежда если не на стройные бедра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезет - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности? (7)Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым? (11)Поразительно, но степень удовлетворенности собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни. (14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: ученые проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны. (20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесет тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту. (По Н. Коршуновой) Формулировка задания: к какому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей? 1) Способность быть счастливым обусловлена генетически. 2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым. 3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны. 4) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями. Как видите, задание А28 связано непосредственно с текстом. Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно, во-первых, внимательно прочитать текст, во-вторых, пристально рассмотреть каждый предлагаемый ответ. Обратимся к первому варианту ответа: в тексте ничего не говорится о генетической обусловленности, следовательно, ответа такого не может быть. Заявленный тезис во втором варианте ответа прямо противоположен тому, что утверждает автор в самом тексте, значит, данный ответ тоже неверен. Предлагаемый третий ответ содержит лишь часть верной информации. И, наконец, именно четвертый ответ является верным и соответствует содержанию текста: (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны рая ассоциируется с положительными эмоциями. Итак, ответ № 4. - Что требуется от учеников: Знание темы: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста». Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны: • Какое название отражает основную проблему текста? • Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста? • В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)? • Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 35? • К какому выводу пришел автор текста? • Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание. • Какое из данных высказываний не отражает содержание текста? Для выполнения задания А28 используйте следующий алгоритм: • внимательно и вдумчиво прочитайте текст; • найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания • выберите правильный ответ. Примечание: Помните, что в одном из четырех вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только ее найти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.012 с.) |