Пунктуация перед союзом И в сложном предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении



В задании А 26 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.

• В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишневый компот невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

• если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

• если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;

5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:

• если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

• если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:

Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражен был (4) как изменился наш город.

Это сложноподчиненное предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

B этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

 

 

ЗАДАНИЕ № А 27

Формулировка задания:

Прочитайте текст.

Ветер может обладать большой разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов.

2)Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.

3)Молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.

4)Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.

Правильный ответ: 2

Что требуется от учеников при выполнении этого задания:

Это задание состоит из большого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно - следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста.

Алгоритм выполнения задания А27:

1.Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.

2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3.Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4.Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5.Соотнесите свой вариант сжатия текста (свое предложение, передающее основную мысль) с вариантами ответов.

6.Выберите правильный вариант ответа.

Образец применения алгоритма при выполнении задания А27:

Тестовое задание:

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от: различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия;

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Комментарий к выполнению задания А27:

• выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.

2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу различныхотраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи.

3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, и окружающей природе.

• определяем причинно-следственные отношения между предложениями:

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.

• отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов комментарии.

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.

• передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.

• соотносим свой вариант («Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровьючеловека, но и окружающей среде».) с предложенными вариантами ответов,

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.

2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.

3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.

4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.

Правильный ответ: 2

 

 

ЗАДАНИЕ № А 28

Текст № 1

(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты - счастье, три - большое счастье, четыре - просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой...», однако в глубине души мы твердо верим, что при ином соотношении объемов талии и бедер наша жизнь могла бы сложиться иначе.

(3)Желания могут исполниться. (4) Всегда остается надежда если не на стройные бедра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезет - то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?

(7)Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?

(11)Поразительно, но степень удовлетворенности собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.

(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию - позитронно-эмиссионную томографию - для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны - показатель на удивление постоянный: ученые проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.

(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесет тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту.

(По Н. Коршуновой)

Формулировка задания: к какому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей?

1) Способность быть счастливым обусловлена генетически.

2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым.

3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.

4) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями.

Как видите, задание А28 связано непосредственно с текстом. Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно,

во-первых, внимательно прочитать текст,

во-вторых, пристально рассмотреть каждый предлагаемый ответ.

Обратимся к первому варианту ответа: в тексте ничего не говорится о генетической обусловленности, следовательно, ответа такого не может быть.

Заявленный тезис во втором варианте ответа прямо противоположен тому, что утверждает автор в самом тексте, значит, данный ответ тоже неверен.

Предлагаемый третий ответ содержит лишь часть верной информации.

И, наконец, именно четвертый ответ является верным и соответствует содержанию текста:

(16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга - левой префронтальной зоны рая ассоциируется с положительными эмоциями.

Итак, ответ № 4. -

Что требуется от учеников:

Знание темы: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста».

Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны:

• Какое название отражает основную проблему текста?

• Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?

• В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?

• Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 35?

• К какому выводу пришел автор текста?

• Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание.

• Какое из данных высказываний не отражает содержание текста?

Для выполнения задания А28 используйте следующий алгоритм:

• внимательно и вдумчиво прочитайте текст;

• найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания

• выберите правильный ответ.

Примечание:

Помните, что в одном из четырех вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только ее найти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 3609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.041 с.)