IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи.



1. Сравнение текстов. Введение понятия «местоимение».

– Прочитайте тексты, записанные на доске. Что заметили? Что хотите сказать?

1) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают совы над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает сова добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение совы белее снега.

2) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение её белее снега.

Учащиеся сравнивают оба варианта текста и указывают на повтор слова сова в первом варианте текста.

– Почему повтор слова отсутствует во 2-м варианте? Как добились этого? (Заменили существительное словами они, она, её.)

– Эти слова называются местоимениями. Подумайте, почему они так называются? (Употребляются вместо имени существительного.)

– Задайте к местоимениям в тексте вопросы. Что можете сказать? (Вопросы такие же, как у существительного.)

– Можно ли в тексте заменить все имена существительные местоимениями? (Нет.) Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чём идёт речь.)

– Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его.

2. Знакомство с правилами в учебнике (с. 49–50).

3. Упражнение в употреблении личных местоимений. Составление предложений (устно).

– Назовите ещё раз личные местоимения, о которых вы прочитали в учебнике.

– Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)

– Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)

– Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы.)

– Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый человек, незнакомый, старший по возрасту.)

– Да, это форма вежливого обращения.

– Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.)

– Если это группа лиц? (Они.)

– Составить предложения, употребив в них разные личные местоимения.

4. Обобщение: личные местоимения указывают на предмет, не называя его; употребляются в предложении вместо имени существительного (отсюда название); отвечают на те же вопросы, что и существительное.

5. Составление сравнительной таблицы существительных и местоимений.

  Существительное Личное местоимение
Вопросы одинаковые
Значение Называет предмет Указывает на предмет, не называя его

На следующих уроках мы дополним эту таблицу новыми сведениями.

V. Редактирование предложений, текста.Работа в парах (по вариантам).

Задание: заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.

Вариант I Юра идёт на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина участвует в лыжной эстафете. Нина любит лыжный спорт. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. Вариант II Летом на тополях появляется пух. Пух покрывает толстым слоем дороги, крыши домов. Лёгкие пушинки залетают в окна. Пушинки приносят много хлопот хозяйкам. Люди вывели новое тополиное дерево. Дерево рано зеленеет и не даёт пуха.

VI. Работа с учебником.Упражнение в распознавании местоимений в тексте.

1. Выполнение упражнения 373, с. 49 (устно).

2. Самостоятельная работа (упр. 374, с. 50).

VII. Домашнее задание:упражнение 375, с. 50.

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите о местоимении.

– В чём сходство и различие местоимения и существительного?

 

Урок 116. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица

Цели: учащиеся знакомятся с местоимениями 1, 2, 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица единственного числа по родам; развивают умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания(упр. 375, с. 50).

III. Выборочный диктант. Повторение изученного о местоимении.

Задание: записать только местоимения.

Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю. Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Мы сегодня в лес пойдём За зелёной ёлкой. Весело текли вы, Детские года. Что за яблоко! Оно Соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.

– Прочитайте местоимения, которые вы записали.

– Что вы узнали о местоимениях на прошлом уроке?

– В чём их сходство с именами существительными? Чем они отличаются?

– Для чего мы используем местоимения в речи?

– Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? Почему?



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.008 с.)