Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

Поиск

– Сегодня продолжаем учиться составлять план текста. Только задача будет более сложная: вам самим придется делить текст на части, определять их количество. Вы узнаете, для чего в тексте выделяются абзацы.

III. Работа с памяткой по составлению плана (с. 58).

– Зачем нужно составлять план текста?

– Когда вы используете план? (При написании изложений, сочинений, при устном пересказе.)

– Прочитайте памятку на с. 58.

– К какому тексту легче составить план – разделённому на части или нет? Объясните.

– Как в тексте выделяются смысловые части? (При помощи красной строки.)

– Что это означает? (Отступ вправо от начала строки.)

– По-другому такой отступ вправо от начала строки называется абзац. Автор как бы обращает внимание читателя на сообщение, которое будет новым по сравнению с предыдущим.

IV. Работа с текстом «Торопливый ножик» (упр. 108, с. 60.)

1. Чтение текста учащимися.

2. Беседа по содержанию.

– В чём видел причину своей неудачи мальчик Митя в начале рассказа? (Плохой ножик.)

– Что сказал на это отец? Что он имел в виду?

– Как работал мальчик во второй раз?

– Успешной ли была работа? Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

3. Выделение в тексте смысловых частей.

– Вспомните, какие части повествовательного текста вы знаете? (Начало, основная часть, концовка.)

– Не всегда каждая часть будет состоять из одного абзаца. Их может быть несколько. Попробуйте найти в тексте первую часть (начало). (Это предложения 1–3.)

– Что главное в этой части? (Работа не удалась. Палочка получилась кривая.)

– Выделите в тексте следующую часть. (Предложения 4–7.)

– Какова основная мысль этой части? (Ножик не виноват в плохой работе мальчика.)

– Прочитайте следующий абзац. Какие предложения войдут в него? (Восьмое предложение.) Назовите основную мысль этой части. (Отец учил мальчика работе с ножиком.)

– Выделите следующий абзац. (Девятое предложение.) Его основная мысль? (Митя понял, как нужно работать.)

– Выделите предложения, которые войдут в следующий абзац. (Предложения 10–11.) Какая основная мысль этого абзаца? (Ножик сопротивлялся, но Митя с ним справился.)

– Назовите концовку текста, последний абзац. (Последнее предложение.) Какая его основная мысль? (Ножик работает хорошо.)

V. Составление плана текста.

– Прочитайте Памятку на с. 58.

– Что нужно сделать, чтобы составить план текста?

– Как вы считаете, мы эту работу выполнили?

– Можем приступить к составлению плана?

– Сколько пунктов будет в плане? (Шесть.) Почему? (В тексте получилось шесть частей, законченных по смыслу.)

– Вспомните основную мысль каждой части и придумайте заголовки.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Работа не удалась.

2. Ножик не виноват.

3. Отец учит Митю работать.

4. Митя работает не спеша.

5. Ножик сопротивляется.

6. Научился!

VI. Контрольное списывание текста с выделением абзацев.

VII. Итог урока.

 

Урок 34. изложение повествовательного

Текста на основе зрительного восприятия

по коллективно составленному плану

(упражнение 107)

Цели: учащиеся развивают умение анализировать текст: определять тему, основную мысль, выделять части текста; составлять план; учатся передавать содержание текста близко к авторскому; обогащают свой словарный запас.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

– Сегодня мы будем писать изложение по рассказу писателя Е. Носова. Этот человек был очень наблюдательным, любил природу, изучал жизнь животных. Свои наблюдения он использовал при сочинении рассказов, повестей.

Нам необходимо проанализировать текст, составить к нему план, а уже потом написать изложение.

III. Знакомство с текстом. (Читает учитель.)

IV. Беседа по содержанию.

– Что заставило гусей искать спасения в кустах? (Сильная гроза и град.)

– Почему большой белый гусь не спрятался в кусты? (Своими крыльями он защищал крошечных гусят, которые не добежали бы до кустов и погибли бы от града.)

– Как автор завершает свой рассказ? (Гусь погиб, но все гусята были спасены. Ценой своей жизни гусь спасает своих и, наверное, чужих птенцов.)

– Как вы оцениваете поведение этой птицы? (Самоотверженное; не думает о себе ради спасения детенышей; идет на всё, чтобы спасти птенцов.)

– Какова тема и основная мысль текста?

V. Структурный анализ текста. Составление плана.

– Какой это текст по типу речи? Почему? (Повествование, так как в нём говорится о событии из жизни птиц. Можно задать к тексту вопрос: «Что случилось?»)

– Прочитайте первое предложение. Какова его роль в повествовании? (Вводит читателя в рассказ.)

– Сколько частей в тексте?

– Прочитайте вторую часть. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (Как начинался дождь, и как гуси стали прятаться.)

– Как можно озаглавить этот пункт плана?

– Прочитайте вторую часть. Какую картину вы представили?

– Как озаглавить вторую часть плана?

– Прочитайте третью часть текста. О чём в ней говорится? (Град закончился, гусята были спасены, но белый гусь погиб.)

– Как озаглавить эту часть?

– Теперь прочитайте заголовок текста. Как вы считаете, отражает ли он тему и основную мысль текста? Обоснуйте ответ.

– Как бы озаглавили текст вы?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

1. Начинается дождь с градом. 1. Дождь с градом.

2. Белый гусь спасает гусят. 2. Странное поведение гуся.

3. Гусята спасены. 3. Гусь погиб, спасая гусят.

VI. Языковой анализ текста.

– Где происходит событие, описываемое автором?

– С какого слова начинается второе предложение? Почему? (Показывает внезапность, неожиданность дождя.)

– На что похожа туча в рассказе? Как вы это объясните? (Она закрыла небо как стена; за тучей ничего не было видно.)

– Какими глаголами автор передаёт шум реки?

– Отчего шипела вода?

– Как сначала вели себя гуси? (Замерли и тревожно перекликались.)

– Почему сразу не бросились в кусты? (Не поняли, какая опасность им угрожает.)

– Как ведёт себя белый гусь? (Сидит, высоко вытянув шею; вздрагивает.) Почему? (Ему больно, град бьёт его по голове.)

– Какое предложение объясняет нам странное поведение гуся? Прочитайте.

– Что значит «копошились»? (Потихоньку возились под крыльями гуся; им тоже страшно.)

– Как закончился дождь? (Внезапно.)

– Прочитайте описание луга после дождя.

– Чем лежащий гусь похож на белую кочку?

– Какой глагол автор использует в этом предложении? Объясните, почему.

– Какие глаголы рисуют безжизненное тело гуся? (Крылья раскинуты, шея вытянута.)

– Мы еще не можем поверить в смерть птицы. Какое предложение автор использует, чтобы мы поняли, что гусь мёртв?

– Как заканчивается рассказ? Прочитайте.

– Чем гусята напоминают одуванчики?

– Какое впечатление произвела на вас эта история?

VII. Орфографическая подготовка.

1. Разбор слов с изученными орфограммами.

2. Запись слов на доске.

Подн и мал а сь, тяж ё лой, ви хр ь, пен и лась, зам е рли, тр е вожно, тольк о, высок о, вздраг и в а л, трог а лся, к о п о шилась дюжина, вн е запно, на с е р е дине, та я ла, дв е на д цать «о дуванч и ков», н е вредимые.

VIII. Пересказ текста по плану.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.97 (0.009 с.)