IV. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Наблюдение за изменением имен существительных по падежам.



1. Работа с текстом.

– Прочитайте стихотворение, изменяя слово кот по смыслу в каждом предложении.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем слово «кот» склонять.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый… (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от… (кота).

А теперь и за версту

Не приблизится к… (коту).

Крыса старая – и та,

Видя грозного… (кота),

Удерёт в нору, под дом,

Чтоб не встретиться с… (котом).

Там сидит и в темноте

Вспоминает о… (коте).

2. Повторение понятий «склонение», «падеж».

– Как изменялось слово кот в стихотворении? (По вопросам, то есть по падежам.)

– Какая часть слова при этом изменяется? (окончание.)

– Что значит – склонять слово? (изменять по падежам.)

– Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

– Послушайте забавное стихотворение о падежах.

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!..

И про своё призвание

На ушко им поют.

– Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

Ни с чем не спутает никто.

– А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? чего? – и вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

– Я – называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к порой дружу,

Но и один гулять хожу.

–А я – винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников – люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого назвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

– А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем? Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

– А я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги.

Без них мне нет дороги.

Пусть будет в, и о, и при

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

3. Чтение вывода в учебнике на с. 36–37.

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей.

1. Упражнение 70, с. 36–37 (устно).

2. Упражнение 71, с. 37 (письменно с комментированием).

3. Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 72, с. 37.

4. Зрительный диктант (упр. 73) с последующим выполнением заданий учебника (определение падежей существительных, разбор слов по составу).

Пожелтели (от чего?) от инея (Р.),

потемнела (в чем?) в реке (П.),

теряла (что?) листву (В.).

VI. Домашнее задание:упражнение 74, с. 37.

VII. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

– Объясните, что значит склонение существительных?

– Что понравилось и запомнилось на уроке?

 

Урок 19. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
РОД И ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: учащиеся уточняют знания о грамматических особенностях имён прилагательных, их роли в предложении, речи; развивают умение определять род, число прилагательных в словосочетании, предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Работа над правописанием изученных слов из словаря.

М..шина, гор..д, д..рога, ул..ца, ш..ссе, ш..фёр, п..сс..жир.

– Прочитайте слова. Чем они объединены по смыслу? (Связаны с дорогой, машиной, транспортом.)

– Вспомните написание слов, запишите их в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

– В каком слове знак ударения не поставили? Почему?

2. Знакомство с новым словом.

– Назовите синоним к слову машина. (Автомобиль.)

Это новое слово, с которым мы сегодня познакомимся. (Учитель выставляет карточку со словом.)

– Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите непроверяемые гласные.

3. Знакомство с происхождением слова автомобиль.

– Это слово пришло к нам из французского языка. Составлено же оно из двух слов: греческого «аутос», что значит «сам», и латинского «мобилис», означающего «движущийся». Вот и получается: автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке много слов, в которых есть часть авто-. Вспомните такие слова. (Автокран, автовокзал, автопогрузчик и др.)



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.007 с.)