Глава 10. Каналы вертикальной мобильности. остаток от первоначального  вузовского  образования плюс опыт практической работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Каналы вертикальной мобильности. остаток от первоначального  вузовского  образования плюс опыт практической работы.



остаток от первоначального  вузовского  образования плюс опыт практической работы.

В чем состоит этот опыт? Прежде всего в том, что руководитель научается правильно реагировать на из- менения условий, из нескольких альтернативных ре- шений выбирать то, которое необходимо. Естественно, что таким навыкам нельзя обучить в вузе, они приоб- ретаются только в данной ситуации работы по основ- ной специальности.

Таким образом, на втором уровне иерархии должны действовать иные, чем на первом, критерии отбора. Глав- ный из них — реальная квалификация, измеряемая тру- довой отдачей молодого руководителя, выраженной в денежных единицах. Допустим, один менеджер принес фирме прибыль в 10 000, второй— в 5000 долл., третий же причинил ей ущерб в 800 долл. Тот, кто принес боль- шуюприбыль, достоинбольшегопродвижения, ибодень- ги — универсальная мера, на основании которой срав- ниваются менеджеры разных компаний и выбираются лучшие. Принесший фирме убыток вынужден покинуть место на том основании, что рынок открыт для неудачни- ков в любую секунду. Они могут вернуться на исходную позицию, т. е. встать в очередь претендующих на получе- ние рабочего места. Это явление гораздо более сложное, чем безработица.

Рынок рабочей силы — универсальный распредели- тельный механизм, способствующий взвешенному, про- порциональному, рациональному распределению кад- ров по рабочим местам. Вынужденный покинуть фирму менеджер уходит и начинает пробовать себя вновь.

Итак, на второй ступеньке действует уже не фор- мальная, а реальная квалификация. Из каких элемен- тов она складывается? Сравним ее с формальной ква- лификацией.

Уравнение формальной квалификации:

=     +

где        это  какой-либо  предмет или дисциплина (маркетинг, социальная психология т. д.).

Реальная квалификация имеет более сложную структуру.

Как и у физического тела при движении, у челове- ка, восходящего по служебной лестнице, есть энергия кинетическая, используемая в данный момент, и энер- гия потенциальная, которая обязательно пригодится ему


в будущем. Вуз должен воспитывать из рядового деся- тиклассника взрослого светского человека, способного вести разговор на любом культурном уровне, разбирать- ся во всех тонкостях политической и экономической жизни, судить о реальных явлениях не на основе обы- денных предрассудков,  а  используя логику научного мышления. Все это крайне необходимо для менеджера если не на низшем, то на среднем и высшем уровнях.

Невостребованные знания — ваш багаж на будущее, без которого не дают «билет на служебный экспресс».

Таким образом, можно сказать, что в реальную квалификацию войдет лишь осадок теоретических зна- ний, полученных в вузе. Обозначим этот осадок через     +   +   — здесь всего три теоретические дисцип- лины, которые пригодились на практике и составили основу реальной квалификации. Над этой основой воз- вышается некая надстройка, представляющая собой совокупность практических навыков и умений, кото- рые молодой специалист приобрел, работая в данной компании. Обозначим эту надстройку через М.

В таком случае уравнение реальной квалификации

примет вид:

+   +   + М.

Если формальная квалификация измеряется по диплому, аттестату или сертификату, то реальная оце- нивается менеджерами компании, вышестоящим руко- водством.

Итак, очевидно, что в менеджменте, т. е. специфи- ческом типе управления, свойственном рыночному обществу, взаимоотношения между людьми по поводу движения наверх и закрепления на рабочем месте опосредованы  рынком и  рыночными отношениями.

А как продвигаются наверх в административной системе?

 

• Общественные и профессиональные

  восхождении

В условиях административной системы отбор так- же  происходит  дважды.

В СССР было школ, занимавшихся подготовкой профессиональных руководителей,  стало быть,  началь-


 

Глава 10. Каналы вертикальней мобильности

ник отдела кадров был ограничен в своем выборе. На ком остановить свой выбор в этой ситуации? Будут ли здесь действовать те критерии, которые срабатывали в рыночной экономике?

Первый критерий — соответствие профиля дипло- ма профилю предприятия. Если предприятие занима- ется текстилем, согласится ли начальник отдела кад- ров взять на работу бывшего педагога или социолога? Скорее всего, логика проведения отбора будет схожа здесь с той, которую продемонстрировал начальник уп- равления персоналом в рыночной экономике. Предпо- ложим, что нашелся один кандидат, и его решили при- нять (так как он неплохо учился).

Осталось две вакансии. Поскольку все остальные не против, то у начальника отдела кадров остается выбор: либо брать отличника, либо того, кого могут посоветовать его знакомые, т. е. ориентироваться на личные связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.005 с.)