Прикладны е социологически е исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладны е социологически е исследования




 

  Прикладная и академическа я социологи я              

 

Здание социологической науки состоит из пяти эта- жей. На самом верхнем — пятом — расположена науч- ная картина мира, на четвертом  общая  теория,  вклю- чая категории самого абстрактного уровня, на третьем — частные или специальные теории (формализованные, логически компактные и конкретные модели соци- альных процессов). Второй этаж отдан эмпирическому знанию — сравнительным, крупномасштабным, репре- зентативным исследованиям, соответствующим самым строгим требованиям науки и способствующим прира- щению нового знания. Эмпирические исследования обслуживают три верхних этажа, ибо их основное пред- назначение — не просто собрать и обработать факты, но и обеспечить надежную проверку теории, ее вери- фикацию. На нижнем этаже находится прикладная со- циология — самая многочисленная по составу и пест- рая в части соблюдения научных канонов дисциплина. У прикладной науки есть собственные критерии каче- ства, приемы и методология, свое понимание функций ученого, история и даже своя идеология. Иными слова- ми, свой мир и своя субкультура.

Прикладная социология представляет собой сово- купность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а так- же социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эф-


фекта. В США ее называют «проблемно ориентирован- ной», «ориентированной на клиента (в лице государ- ственного учреждения, правительственной организа- ции, частной фирмы, федеральных органов власти и т.д.)», «прикладной социальной наукой», отличающей- ся от академической социологии — фундаментальной, базовой дисциплины.

Прикладная социология отличается от академичес- кой не только содержанием и предметом исследова- ния, подходами и взглядами на социальную действи- тельность, характером научной деятельности, но и ориентацией на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Здесь приняты другие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессиональной карье- ры. Прикладники гораздо больше зависят от экономи- ческого положения компании,' прикладная социоло- гия — это, помимо всего прочего, еще и бизнес и часто рискованный.

Академическая социология занимается исключи- тельно приращением нового знания, прикладная (и мы уже говорили об этом) — приложением знания апро- бированного. Академический социолог и прикладной социолог — совершенно различные по статусу, возна- граждению, месту в обществе, приемам работы и оцен- ке достижений фигуры. Первый — творец фундамен- тальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, наем- ный работник, зависящий в тематике своих исследова- ний от вкусов и интересов заказчика. Первый волен распоряжаться результатами своего труда по собствен- ному усмотрению, второй не имеет права поступать так, ибо результаты его труда — собственность компа- нии. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго наоборот. У первого есть гаранти- рованная работа, у второго никаких гарантий занято- сти нет.

В идеале академический ученый — специалист в одной узкой области. И это неудивительно: без глубо- кой специализации в академической науке трудно до- стичь высоких результатов. Прикладной ученый — многопрофильный исследователь, обладающий широ- ким кругозором. Его клиенты меняются, стало быть, меняется и тематика проводимых им исследований. Прикладнику трудно (если вообще возможно) специа-


 

 

II. Практический раздел

лизироваться всю жизнь на одной проблеме, гораздо чаще ему приходится браться за решение самых раз- ных вопросов. В сфере бизнеса это — рыночное пове- дение, средства пропаганды и рекламы, поведение потребителей, конъюнктура спроса и предложения, трудовая мораль, тестирование личных и деловых ка- честв, стили руководства. Кроме того, прикладник дол- жен хорошо знать сразу несколько наук: статистику, экономику, социологию, психологию, право и т.п.

В промышленной организации прикладник зани- мает место функционального специалиста. Однако в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, кото- рые трудятся на предприятии постоянно и считаются

- «своими», социальный ученый — всегда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолированный от своих коллег, он в то же время тес- но связан с администрацией, хотя и остается для нее маргинальной личностью.

Прикладник выполняет две функции: 1) непосред- ственно научную (будучи ученым-исследователем, участвующим в том или ином проекте; 2) социально опосредствованную (выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов, выполняя функции су- первайзера, менеджера, выбираемого или назначае- мого общественного деятеля). Вместе с тем для при- кладника не характерно постоянное пребывание в должности. Если дела у фирмы идут хорошо, он мо- жет рассчитывать лишь на более или менее долговре- менную занятость.

Специфика функционального статуса прикладни- ка заключается еще и в том, что в организации он всегда под жестким контролем. В это понятие вклады- вается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от результатов деятельности дру- гих (ученых, менеджеров, функциональных специали- стов, администрации) людей. Академическая же рабо- та — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.

В учебниках и методических пособиях социологу, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с администрацией, рекомендуют занимать нейтральную позицию. Однако жизнь опровергает иллюзию возможности подобного развития событий.

650 Поначалу  к  индустриальному  социологу  относятся  на


предприятии по-дружески. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной инфор- мации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социологу приходится подолгу вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультиро- вать и консультироваться с менеджерами и специали- стами функциональных служб.

Буквально через месяц, вспоминает собственный опыт прикладник Д. Миллер, рабочие начинают смот- реть на социолога как на марионетку администрации или, что еще хуже, штатного агента. Все, о чем он выспрашивает у простых людей, воспринимается ими как доносительство, выведывание секретов с целью передачи информации наверх.

Не ведая об этом, другой прикладник Р.  Брайн, вознамерился провести на предприятии эмпирическое исследование.  Не ставя перед собой сложных задач, он решил ограничиться обычным опросом. Брайн спра- шивал  респондентов  о  специфике  межличностных  от- ношений в  группе: кто  кого любит  или не  любит,  кто кому симпатизирует или нет и, наоборот. Особых труд- ностей  не  предвиделось,  однако,  рабочие  не  пошли  на контакт.  Они  отвечали  неискренне,  причисляя  к  груп- пе  эмоционально  приемлемых  буквально  всех  поиме- нованных  в  анкете.  Опрос  был  под  угрозой  срыва,  а потому  пришлось  изменить  методику  и  конструкцию вопросника.  Во  второй  раз  Брайн  спрашивал  респон- дентов  Только  о  десяти  самых  близких  им  товарищах, и эта стратегия привела его к успеху. Таким образом,. он  пришел  к  выводу,  что  исследователь  способен  зна- чимо влиять на ход и результаты проводимого им ис- следования.

Описанные случаи подтверждают давно известную истину, получившую в науке название «хоторнского эффекта», под которым понимается влияние ученого на ход исследования. Хоторнский эффект — неустрани- мый фактор индустриальной социологии. Позиция со- циолога не может оставаться нейтральной, как бы он к этому ни стремился. Его поведение «в поле» — резуль- тирующая двух систем ценностей: науки и организации. А посему социолог-прикладник должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менед- жеров), в которых он вынужден жить и трудиться.

Можно с уверенностью утверждать, что по разно- образию социокультурных ролей ученого академичес- кая социология монохроматична.  Академический со-


 

II. Практический  раздел

циолог — почти всегда кабинетный деятель: он препо- дает, исследует или консультирует в лаборатории, ауди- тории или офисе, т. е. в среде себе подобных.

Напротив, прикладные социологические исследо- вания полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-прикладника. Если рас- положить играемые им роли на некотором континуу- ме, то окажется, что количество ролейчрезвычайно велико и многообразно.

Академические и прикладные исследования раз- личаются и своими аудиториями. Аудитория приклад- ников — это клиенты, финансирующие исследования в надежде получить полезные для себя результаты. Аудитория академических социологов более аморфна и размыта: статьи в профессиональных журналах и монографиях, преподавание в университетах — вот способы ее поиска и нахождения.

Различаются они и своими источниками. Акаде- мические исследования возникли в центральных депар- таментах университетов, прикладные же были выде- лены в самостоятельные институты и университетские центры. Отделение свидетельствовало, скорее, не о малой престижности труда прикладников, а о том, что заниматься заказными работами, оставаясь в рамках жестко фиксированного посеместрового расписания, подчиняясь во всем академическим правилам препо- давания, было достаточно сложно. Академическая си- стема оказалась неподготовленной для проведения прикладных исследований прежде всего организаци- онно. Поэтому социоинженеры и клиницисты ушли из университетских корпусов, найдя свои места в плано- вых отделах государственных органов управления или в маркетинговых департаментах частных фирм.

Специалисты называют и другие критерии разли- чения двух типов исследований. К примеру, если ис- следование предназначено для проверки теоретичес- ких идей, то оно квалифицируется как академическое, когда же эмпирическое исследование проводится с целью проверки практических положений социальной программы, разработанной по заказу клиента, его на- зывают прикладным. Подобную точку зрения выска- зал в 1962 г. Г. Зеттерберг. Различаются исследования и по своему стилю. Академические исследования це- нятся за элегантность и простоту теории, а публикуе- мые результаты — за методологическую изощренность

652 и  абстрактность.  В  прикладных  исследованиях  главное


 

Глава  1.  Прикладные  соцнолитческне  исследования                   

внимание  уделяется  не  эмпирическим  находкам,  а решению  «головоломок»  клиента.

Как правило, прикладная социология развивает- ся за счет собственных концептуальных и теорети- ческих инноваций. Однако это вовсе не исключает, что она не может использовать в своем развитии общие принципы и модели базисной, академической науки. Реальное отношение между двумя науками решается в каждом конкретном случае индивидуаль- но. Далеко не все фундаментальные схемы академи- ческой социологии используются социологией при- кладной. Часто заимствованное проходит через процедуру повторной интерпретации. Примером может служить понятие «первичная группа», возник- шее поначалу в общей антропологии, а затем пере- несенное в индустриальную социологию и превра- тившееся там  в понятие  «неформальная группа».

В наши дни в США насчитываются сотни, если не тысячи (крупных й мелких, государственных и частных) организаций, занимающихся исследованиями, резуль- таты которых оформляются в социоинженерные проек- ты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Некоторые учреждения подобного типа имеют в своем штате больше ученых с докторской сте- пенью, чем многие признанные университеты. Ожида- ется, что в ближайшее время социологи-прикладники будут пользоваться большим, чем академические ученые, спросом.

В кризисные моменты государство обычно сокра- щает финансирование фундаментальной науки, и тогда ученые обращаются к рыночным источникам — хоздо- говорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. Для отечествен- ной социологии поворотными явились 1990-е годы — период, потребовавший решительной переоценки сло- жившихся ценностей, норм и принципов профессио- нальной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы перешли некогда независи- мые и творчески свободные университеты, академичес- кие институты и исследовательские -центры. У фунда- ментальной науки появилась практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или по большей части в науку прикладную.

Речь идет об общемировой тенденции, свойствен- ной и промышленно развитым, и экономически отста-


лым странам, Наиболее ярко ее выразили два бывших президента Американской социологической ассоциа- ции, «прикладники» Питер Г. Росси и Матильда У. Рили: в хорошие времена, считают они, когда правительство оказывает широкую поддержку и академический ры- нок труда благоприятен, фундаментальная наука раз- вивается особенно быстро. Напротив, в плохие време- на, когда ухудшается экономическая ситуация, и рынок занятости сужается, преимущество получают приклад- ные исследования. При этом академические ученые, обращающиеся за помощью к предпринимателям, хва- лятся не своими успехами, а достижениями собрать- ев-прикладников. Бизнес — очень требовательный и капризный спонсор. Он неумолим, когда навязывает ученым свои стандарты, требования, сроки и правила игры. Он щедр, когда оплачивает высококачественную продукцию прикладника по самым высоким расцен- кам. Работать в бизнесе труднее и рискованнее, но заработать в нем можно гораздо больше. Прикладная социология на службе у бизнеса — это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а впол- не прозаическим потребностям тех, кто управляет по- ведением многомиллионной массы людей.

Таким образом, прикладная социология и менедж- мент связаны между собой родственными узами; они — органические части одного целого, их союз естествен. И в этом нет ничего нового. На Западе прикладная социология возникла, оформилась и развивалась в тесной связи с потребностями менеджмента и пред- принимательства. В СССР сотни и тысячи заводских социологов многие десятилетия занимались сервисны- ми разработками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.014 с.)