Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика коммуникативного менеджментаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современных условиях резко изменилось отно- шение к коммуникациям. Одной из важнейших и наи- более динамично развивающихся сфер управленчес- кой деятельности является сегодня день сфера public relations (дословно в переводе с англ. «связи с обще- ственностью»).- Функции PR распространяются как на внешнюю деятельность, так и на внутреннюю среду фирмы. По мнению исследователей, количество определе- ний сути PR варьируется в диапазоне от 500 до 1000. Определение, данное PR в 1975 г. одним из американ- ских фондов, занимавшихся исследованием этой управ- ленческой функции375, гласит: «Public Relations— это особая функция управления, которая способствует ус- тановлению и поддержанию общения, взаимопонима- ния и сотрудничества между организацией и обще- ственностью, решению различных проблеми задач, помогает руководству организации быть информирован- ным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, определяет и делает упор на главной задаче ру- ководства — служить интересам общественности, помо- гает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно, выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помога- ет справиться с нежелательными тенденциями, исполь- зует исследование и основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности». Хотя на тот момент это определение давало достаточно полную и развернутую характеристику рассматривае- мого феномена, оно, конечно, не до конца соответству- ет специфике PR наших дней — одной из наиболее эф- фективных техник развития бизнеса. Институт общественных отношений (1PR), созданный в Великобритании в феврале 1948 г., принял определе- ние PR как «планируемых, продолжительных усилий, на- правленных на создание и поддержание доброжелатель- ных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под «общественностью орга- низации» понимаются работники, партнеры и потреби- тели (как местные, так и зарубежные)». Лучшее из ныне существующих определений PR содержится в Мексиканском заявлении представите- лей более чем 30 национальных и региональных ассо- циаций PR (1978 г.)- В нем говорится, что «PR— это ис- кусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству орга- низаций и осуществления программ действий в инте- ресах и организаций, и общественности». Д-р Р. Харлоу, старейший специалист по PR из Сан- Франциско, изучил 472 определения данного феноме- на и на их основе разработал собственную дефиницию, согласно которой «PR — это одна из функций управле- ния, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотруд- ничества между организацией и ее общественностью. Она включает в себя решение различных проблем: обеспечивает руководство организации информацией об общественном мнении и оказывает ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивает деятельность руководства в интересах общественности; поддержи- вает руководство в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тен- денций; использует исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности». С. Блэк предлагает краткое и всеобъемлющее оп- ределение: «Public Relations— это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». В самом общем виде PR следует рассматривать в контексте создания информации и управления инфор- мационными потоками в интересах конкретной компа- нии, продукта, торговой марки или личности. PR по праву считается самостоятельной функцией менедж- мента, и, исходя из потребностей, приоритетов и пред- почтений рынка, формируя как внутреннюю, так и вне- шнюю среду компании, моделирует ее и тем Самым эффективно влияет на общественное мнение. Такие специализированные направления PR, как public affairs (работа по связям с государственными учреждениями и общественными организациями), corporate affairs (уп- равление корпоративным имиджем), public involvement (общественная экспертиза), investor relations (взаимо- отношения с инвесторами), crisis management (управ- ление кризисными ситуациями), consulting management (консультационный менеджмент), spindoctor (управле- ние событиями), marketing PR (процесс планирования, исполнения и оценки программ, способствующих до- стижению конкретного экономического результата (на- пример, увеличения объема продаж) и удовлетворению потребителей через передачу достоверной информации и создание благоприятного имиджа компании посред- ством идентификации ее продуктов (услуг) с потреб- ностями, желаниями и интересами потребителей), во- стребованы рынком как никогда. Сегодня PR все больше приобретает статус корпоративной функции управле- ния общественным мнением, влияя на весь спектр вза- имоотношений с внешней средой Бурному развитию PR способствовала растущая взаимозависимость промышленности разных стран. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют активный приток в Институт общественных отношений в Лондо- не новых членов и создание национальных организа- ций по общественным отношениям практически во всех крупных странах мира. Практика реализации PR раз- вивалась по двум основным направлениям. Многие промышленные компании, деловые и профессиональ- ные ассоциации, органы государственной власти в центре и на местах создавали в своих организациях отделы или управления по связям с общественностью. Другие предпочитали пользоваться услугами консуль- тантов по PR, третьи использовали и то, и другое. Лондонский Институт общественных отношений — организация с индивидуальным членством. В силу это- го в нее входят специалисты в различных областях PR. В первые годы существования института среди его членов преобладали сотрудники центральных и мест- ных органов власти, однако со временем соотношение изменилось.В последние годы большинство членов института — специалисты по PR, занятые в промыш- ленности. Другую большую группу членов института составляют консультанты. Участники общественной или коммерческой жизни, как правило, отдалены друг от друга; а отсутствие лично- го контакта сильно затрудняет налаживание сотрудни- чества. Цель PR— установление обоюдного общения для выявления общих представлений или интересов и дости- жения взаимопонимания3'6. Пониманию способствуют репутация, имеющийся опыт и культурные факторы. Важные составляющие большинства программ PR по завоеванию надежной репутации — создание атмосфе- ры доверия и осуществление единой стратегии. Очевидно, что, будучи управляемым процессом межгрупповой коммуникации и неотъемлемой частью всякой современной управленческой деятельности, PR могут внести значительный вклад а практику управле- ния в самом широком смысле этого слова. Разумно со- ставленные и умело реализованные PR-программы спо- собны изменить общественное мнение. Однако чтобы добиться этого, необходимо соблюсти следующие усло- вия: идентифицировать и понять общественное мнение; четко определить целевые группы общественности, а также придерживаться «законов» PR жанра, обобщая которые, можно сделать несколько выводов: во-первых, на общественное мнение, прежде всего, влияют собы- тия; во-вторых, типичной обратной реакцией обществен- ного мнения является требование действовать; в-треть- их, чтобы увлечь людей, необходимо принимать в расчет их собственные интересы; в-четвертых, требования, предъявляемые руководству, не всегда объективны и самокритичны; в-пятых, трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения. Большое значение в философии PR придается не- обходимости двусторонних отношений. Недостаток общения порождает непонимание, а потому улучшение каналов общения, разработка новых способов создания двустороннего потока информации является главной задачей любой программы PR. В средних или крупных компаниях, как правило, действует вполне определенная система распростране- ния информации от высшего руководства вниз — к со- трудникам. От того, насколько быстро, точно и эффек- тивно действует эта система, зависит успех предприятия. Исследования выявили, однако, ряд серьезных недостат- ков в столь важнейшем звене организационного управ- ления. Так, выяснилось, что передавая своему замести- телю информацию по какому-либо важному, но сложному вопросу, руководитель может расчитывать на понимание не более 60% ее. В свою очередь, подчиненный замести- телятакжепонимаетнеболее 60% того, чтопыталсяобъяс- нить ему его начальник, и так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Таким образом, если руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководите- лей поймет лишь 13% смысла первоначального распоря- жения. Это относится к устному общению. При исполь- зовании письменных документов результат может быть еще хуже. Понимание письменного распоряжения со- ставляет в ряде случаев 15% на каждом уровне. В ходе исследований выявилась, правда, и одна об- надеживающая деталь: при использовании нескольких каналов общения результат был лучше, чем при про- стом сложении степени понимания по отдельным ка-
Практический раздал налам. Это подтверждает известную опытным специ- алистам по PR истину, что наилучшие результаты до- стигаются, когда информация по тому или иному воп- росу распространяется одновременно по нескольким каналам. Теория общения, при котором информация будет понята правильно и принята к исполнению, это почти наука. Уже упомянутый нами С. Блэк предлагает сле- дующие правила эффективного общения: 1. всегда настаивайте на правде и полной информа- ции. 2. делайте сообщения простыми и понятными. 3. не преувеличивайте, не набивайте цену. 4. помните, что половина вашей аудитории — жен- щины. 5. делайте общение увлекательным, не допускайте из- лишнейскуки,обыденности. 6. следите за формой общения, оно не должно быть слишком вычурным или экстравагантным. 7. не жалейте времейи на выяснение общественного мнения. 8. помните: непрерывность общения и выяснения об- щественного мнения жизненно необходимы. 9. старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом этапе общения. Политика PR для организаций (частных и государ- ственных компаний, фирм, предприятий и т. п.) долж- на включать как внутреннюю деятельность по оценке политики и поведения этих организаций с целью вы- явления необходимости действий, направленных на улучшение их образа, так и внешнюю деятельность по информированию общественности об организациях и их достижениях. Специалисты по PR должны владеть методикой и иметь опыт налаживания взаимопонима- ния, но все же главным остается здесь постановка це- лей. Только когда цели поставлены, можно приступать к разработке программы. В большинстве случаев PR-деятельность состоит из четырех различных, но взаимосвязанных друг с другом частей: анализ, исследование и постановка задачи; раз- работка программы и сметы; общение и осуществление программы; исследование результатов, их оценка и воз- можные доработки. Эти части иногда называют систе- мой РЕЙС (от англ. RACE: Research (Исследование), Action (Действие), Communication (Общение), Evaluation (Оценка)). Практика PR осуществляется в трех основных направлениях: активные действия по достижению доброжела- тельности (сюда входит создание и поддержание доброжелательного отношения общественности к деятельности организации с целью обеспечения ее нормального функционирования и расширения де- ятельности); 2. сохранение репутации (не менее важно пригля- деться к внутренней жизни организации с тем, чтобы обнаружить и отказаться от традиций и обы- чаев, которые, будучи вполне законными, могут тем не менее вступать в противоречие с обществен- ным мнением или вредить взаимопониманию); 3. внутренние отношения (использование приемов PR для создания у сотрудников организации чув- ства ответственности и заинтересованности в де- лах администрации). Связь с общественностью представляет собой фун- кцию управления. В Соединенных Штатах руководитель службы PR является иногда вице-президентом компании или занимает приравненный к этому пост. В любом слу- чае крайне важно, чтобы руководитель (специалист) PR- службы имел прямой выход на высшее Неудачи некоторых компаний и организаций в ис- пользовании PR нередко происходят из-за того, что выс- шие руководители считают необходимость представлять организацию своей личной обязанностью. Вместе с тем высшее руководство должно лишь задавать тон всей организации: очевидно, что даже если оно и обладает необходимыми знаниями и качествами, ему может про- сто не хватить времени для управления всей деятельно- стью в области PR. Точно так же, как руководитель по- лагается на знания бухгалтеров, юристов, архитекторов, специалистов по реализации и т.д., он должен исполь- зовать профессиональные знания специалистов по PR. Бессмысленно пытаться описать «типичный» от- дел по связям с общественностью, хотя в ряде случаев здесь прослеживаются некоторые общие черты, не за- висящие от различий размеров и характера деятель- ности организаций. Первым условием успешного функ- ционирования PR-отдела является организационная структура, позволяющая с максимальной эффективно- стью использовать имеющийся штат и возможности. Другим важным моментом является гибкость. Крайне непрактично разбивать небольшой отдел на изолиро- ванные части. Нужно добиться такой взаимозаменяе- мости, при которой ни один из проектов не будет пре- рван или отложен из-за чьей-то болезни или отпуска. Темп работы PR-отделов обычно высок, и времени на проверку выполнения распоряжений и указаний не остается, поэтому первостепенное значение приобре- тает абсолютная надежность сотрудников. Более того, в отличие от других видов деятельности, в PR редко удается заниматься каким-то одним делом, поэтому здесь требуются работники с гибкой, устойчивой пси- хикой, Все специалисты, занимающиеся связями с общественностью, независимо от их специализации, должны обладать базовыми знаниями и опытом при- менения различных методов и средств PR, соблюдать определенные правила и нормы профессионального поведения. Институт общественных отношений разра- ботал прецедентное право профессионального поведе- ния и в 1962 г. принял официальный PR-кодекс. Меж- дународная ассоциация общественных отношений также приняла кодекс профессионального поведения пиарщиков. Собственные кодексы имеет и большин- ство национальных PR-ассоциаций. Управленческая компетентность специалистов PR предполагает 378- знание содержания и характера отношений орга- низации со своей средой; 2. умение управлять восприятием, отношением лю- дей к событиям среды, общественным мнением; 3. стратегическое мышление: знание миссии, целей и стратегий организации позволяет позициониро- вать свою деятельность в системе корпоративных интересов; 4. желание и умение оценивать свои результаты; 5. знание управленческой структуры организации: функций и их распределения, структуры (иерар- хии должностей и лиц), процессов и процедур управления, формальных и неформальных оценоч- ных механизмов организации. Большинство специалистов полагает, что PR- структура организации будет функционировать эф- фективно только в том случае, если ее руководитель является менеджером самого высокого уровня, не- посредственно подчиняющимся первому лицу ком- пании или фирмы. Споры по этому поводу П. Гринн резюмирует следующим образом «Если PR-направ-
Глава 5. Организационный менеджмент ление не представлено на самом высоком уровне внутри, то оно не заработает внешне. Таким образом, если вы создаете PR-структуру, то не делайте этого несерьезно и не старайтесь решить свои проблемы подешевле». Организация PR-деятельности предполагает выбор между использованием собственных специалистов/ подразделений и/или внешних консультантов. Выбор этот зависит от размеров организации и характера PR- деятельности, которую она намерена осуществлять. Для рекомендаций в области PR вполне достаточно пользо- ваться услугами сторонних консультантов, а для про- ведения непрерывных кампаний лучше иметь соб- ственную службу. Кроме того, в пользу создания собственной PR-службы можно привести следующие соображения: 1) собственные сотрудники воспринимают себя как часть организации и заинтересованы в успехе; 2) они могут самостоятельно, без привлечения руко- водящих работников, сотрудничать со средствами массовой информации; 3) положение полноправных членов организации позволяет им свободно передвигаться в пределах организации и устанавливать дружеские контак- ты со всеми сотрудниками на всех уровнях: это создает благоприятные условия для осуществления внутренних мероприятий в области PR; 4) в зависимости от размеров организации можно повысить эффективность собственной службы путем организации отделов по различным направ- лениям PR — прессы, публикаций, фотоинформа- ции и т. д. Подобные рассуждения не относятся, однако, к малым и средним компаниям и организациям, где со- здание новых должностей или отделов может оказать- ся экономически невыгодным. Небольшая организация предпочтет воспользоваться услугами консультативно- го агентства. Созданию внутриорганизационного подразделения PR предшествует анализ среды деятельности, постанов- ка целей и стандартов оценки деятельности, разработ- ка соответствующих программ и бюджетов. Числен- ность сотрудников подразделения может варьировать от одного до сотни и более. Так, в General Motors это подразделение насчитывает 200 человек, половина из которых — специалисты, а остальные — вспомогатель- ный персонал. В отделение корпоративных коммуни- каций Chase Manhattan Bank трудятся около 100 спе- циалистов, решающих задачи медиа-планирования, рекламы и продвижения, отношений с инвесторами и потребителями, фандрайзинга, а также отношений с группами общественности различных регионов мира. Даже организации, имеющие собственные мощные службы PR, могут оказаться в ситуации, когда выгод- нее обратиться к консультативному агентству. Чаще всего это происходит, если речь идет о каких-либо кратковременных, но достаточно объемных заданиях. В качестве другого примера можно привести ситуацию, когда необходимо осуществить операцию, выходящую за рамки служебных обязанностей отдела (например, работу в парламенте и т. п.), Сравнивать преимущества работы штатных PR-от- делов и консультативных агентств, как правило, весьма сложно, поскольку приходится рассматривать огромное количество разнообразных показателей. В целом, каче- ство услуг в области PR зависит от способностей и опы- та тех, кто эти услуги предоставляет, а не от того, нахо- дятся ли они в штате организации или нет. Аргументы за использование консультативного агентства: 1. плата за услуги связана непосредственно с объе- мом этих услуг, и смету можно ежегодно пересмат- ривать; 2. сотрудники, работающие сдельно, выполняют за- казы множества различных клиентов в разных об- ластях PR и накапливают благодаря этому значи- тельный опыт. Более того, для решения особо сложных проблем можно использовать коллектив- ный опыт сотрудников; 3. руководители консультативных агентств независи- мы, а потому могут дать непредвзятый и объектив- ный совет. К советам посторонних специалистов прислушиваются, как правило, более вниматель- но, чем к столь же качественным советам штатных консультантов; 4. если вас не устраивает работа агентства, с ним, все- гда можно прервать контракт после соответствую- щего предупреждения. Аргументы против использования консультативно- го агентства: 1. посторонняя фирма может не иметь достаточной информации о политике и повседневной деятель-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.013 с.) |