Глава 9. Применение тестов в управлении



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Применение тестов в управлении



зенка и Р. Кеттелла (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением ис- пытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); тесты «с карандашом и бумагой», используемые, например, для диагностики внимания (вычеркива- ние определенных букв в тексте);

тесты, основанные на экспертной оценке пове- денческих проявлений испытуемых, например, активно использовавшаяся советскими психолога- ми методика ГОЛ — групповой оценки личности.

 

Классификация тестов

В управлении персоналом используется широкий спектр тестов, разнообразные классификации которых приводятся в специальной литературе. Простейшие из них относятся к конструкции, форме заданий и тесто- вой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структуриро- ванные (со связными ответами), шкалированные, гра- фические тесты и тесты с пробелами. Каждый из этих типов тестов имеет свои достоинства и недостатки. Так, сильной стороной свободных тестов (предполагающих ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый) — они могут быть в форме вопросов (например: «Напишите, какие концепции организаци- онного лидерства Вы знаете?»), дополнения предложе- ния (например: «Как правило, в организации можно выделить 5 уровней конфликта: внутриличностный, межличностный,  внутригрупповой,  межгрупповой  и

...»), свободных действий (например: рисование в про- ективных тестах) и исправления ошибок — являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и иные расходы на подготовку ис- следовательских методик этого типа. Слабость их со- стоит в трудной оценке и интерпретации полученных результатов. Сильная сторона структурированных те- стов (тестов со связанными ответами) — они содержат ответы в формах: «да» — «нет»; правильного ответа (по типу: «Подчеркните правильный ответ в высказывании

«...»); лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ ...»); идентификации — состоит в легко-

сти  оценки.  Вместе  с. тем  в этом  случае           1055


 

      раздел

опасность угадывания ответов и, кроме того, для тес- тов этого типа характерны трудоемкость при разработ- ке формулировок и значительные подготовительные расходы в целом.

Гораздо более сложной является классификация тестов по исследуемому объекту. С этой точки зре- ния тесты можно разделить на три самостоятельные группы:

индивидуальные — с их помощью выявляются ка- чества  отдельных  индивидов;

социально-психологические (прежде всего изомет- рические) — объектом анализа являются межлич- ностные отношения в малой группе;

ситуационные — изучается поведение человека в определенной  ситуации.

В свою очередь, индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты Первые призваны определять независимые от ситуации и по- стоянные во времени качества человека. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение вы- соких  результатов,  они  рассчитаны  на  открытую  и свободную реакцию человека, выявляющую его отно- сительно стабильные  черты  (темперамент,  агрессив- ность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.п.). Главное назначение тестов этого типа состоит в выявлении того,  как человек ведет себя в определен- ных ситуациях или  решает некоторый круг проблем. Личностные тесты  могут выявлять уровень выражен- ности каждой характеристики (например, тест Кеттел- ла) или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу (например, тест Майерс-Бриггс).

Эти тесты включают: субъективные тесты (лично- стные опросники и тесты интересов и склонностей), объективные и проективные тесты. В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен испы- туемому. Поэтому в случае неискренности он может повлиять своими ответами на результат и исказить ого. Помешать этому призваны вопросы-фильтры на ис- кренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хоро- шее впечатление, испытуемый превышает в своих от- ветах допустимый предел возможной неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Ши- роко распространенная разновидность субъективных тестов —- личностные опросники, содержащие комплекс вопросов, ориентированных на общую цель.


 

Глава В. Применение тестов в управлении

В зависимости от целей различаются многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психо- логических качеств личности), однофакторные (выясня- ющие отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент)' и проективные тесты-оп- росники. Тесты на интересы и склонности исследуют предпочтения испытуемого к определенным видам де- ятельности и ситуациям, структуру мотивации и диспо- зиции личностей сотрудников.

Диспозиция личности — это фиксированная в ее социальном опыте предрасположенность восприни- мать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготов- ленность действовать в определенных условиях определенным образом. Этим понятием объединяют разнообразные потребностно-мотивационные струк- туры субъекта, которые, так или иначе, регулируют его социальное поведение450.  Личностные  диспози- ции образуют  иерархически  организованную  систе- му, вершину которой составляет общая направлен- ность интересов и система ценностных ориентации, средние уровни — система обобщенных социальных установок («аттитюдов») в отношении многообразных социальных объектов и ситуаций, а нижние — ситу- ативные социальные установки как готовность к оценке и действию в максимально конкретизирован- ных социальных условиях деятельности. Регистрируя диспозиции личности, мы тем самым получаем ин- формацию о возможной направленности поведения людей в определенных условиях. Однако крайне важно иметь в виду, что разные диспозиционные об- разования обладают в отношении возможного пове- дения  различной  «прогностической  силой».

Система ценностных ориентации указывает на на- правленность интересов личности в отношении наибо- лее важных (в субъективном восприятии) видов деятель- ности и способов их реализации. Знание о ценностной системе — неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или сравнительно нецелеустремленного, как хорошо или трудно поддающегося «оперативной» социальной регу- ляции. Методики выявления системы ценностных ори- ентации многообразны. Одна из них,  предложенная М. Рокичем и адаптированная к российским условиям, состоит в том, что обследуемым предлагается последо- вательно ранжировать 18 наименований терминальных

 

34 Социология управления


 

 

II . Практический раздел

ценностей' 151 — целей жизни и 18 наименований ин- струментальных ценностей 45 "^, т.е. ориентации на ос- новные средства достижения жизненных целей. Наи- менования ценностей предлагаются в виде отдельных карточек для ранжирования в направлении от  наибо- лее значимой. В итоге получаются ранговые  порядки всей  структуры.

В объективных личностных тестах принципы интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответ- ствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, иска- зить его.

Проективные личностные тесты направлены  на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. Особенность проективных процедур состоит в том, что стимулирующая ситуация приобретает  смысл  не  в  силу  своего  объективного содержания, но по причинам, связанным с субъектив- ными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значе- ния,  придаваемого ситуации  испытуемым.  Первона- чально  процедуры  такого  рода  применялись  психи- атрами  для  выявления  скрытых,  неосознаваемых субъектом расстройств. В послевоенные годы проек- тивные методики получили второе рождение вне вся- кой  связи  с  психоанализом  и  клинической  практи- кой. В основе их возрождения лежал постулат о том, что восприятие внешнего мира  субъектом  не  равно- значно реальному ходу событий.  Наряду с объектив- ным  значением,  получаемым  в  ходе  общественной практики,  одни  и те же явления  имеют для  разных людей разное личностное  «звучание»,  обусловленное их опытом,  потребностями,  мотивами деятельности.

Для того чтобы получить внешнюю проекцию под- сознательного, индивиду предлагают спонтанно отре- агировать на ту или иную ситуацию, например: нари- совать человека или дерево (тест Маховера), дать интерпретацию неопределенных очертаний или чер- нильных пятен (тест Роршаха), завершить высказыва- ние одного из действующих лиц (тест Розенцвейга), выбрать понравившиеся цвета (цветовой тест Люше- ра) и др. Проективные тесты достаточно разнообраз- ны453. Одной из проективных методик является тест семантического дифференциала, разработанный в се- редине 50-х годов XX в. Ч. Осгудом.  Этот тест хорошо


 

Глава а. Применение тестов в управлении

зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений  людей  к смыслу тех или  иных  понятий, суждений. Испытуемому предлагается последователь- но высказать свое отношение к заданному объекту или понятию по целому набору полярных семичленных шкал. Если испытуемый относится к объекту положительно, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитив- ному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопо- ставлении данных по нескольким  объектам,  а не  по абсолютному значению суммарных оценок. Шкалы мо- гут быть конкретными или связанными отдаленной ас- социацией. В качестве полюсов шкал Осгуд использо- вал  20  пар  терминов,  предварительно  отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оце- нивания. Тремя ведущими факторами оказались отно- шение, сила и активность. В числе итоговых шкал были следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, активный — пассивный, вкус- ный — безвкусный, новый — старый, хороший — пло- хой, слабый — сильный, медленный — быстрый и т.п. Когда испытуемый сочиняет рассказ, произносит словесные ассоциации, рисует дерево или человека, он может породить стандартную или оригинальную идею, банальную или вычурную ассоциацию, детализирован- ный или схематичный рисунок и т.п. Эти особенности нередко оказываются симптоматичными. Однако такое происходит далеко не всегда: дело в том, что так назы- ваемая «проекция»  (воплощение в творческой продук- ции внутренних проблем, испытываемых автором) воз- никает далеко не у всех и не  «по заказу».  Психолог должен обладать большим опытом, чтобы не ошибить- ся при использовании подобных тестов, а специалист без психологического образования вообще не должен их применять. Обычно социологи используют «ослаб- ленные» варианты проективных процедур: перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конк- ретные, чтобы можно было вполне определенно ин- терпретировать реакцию человека.  Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего те- оретическими посылками,  руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Важно помнить, что часть этих тестов действительно опирается на се- рьезные научные исследования и разработки, но вме- сте с тем никогда не используется в отрыве от сбора разнообразной биографической информации об испы- туемом, подробной индивидуальной беседы, сведений

 

34 *


 

II. Практический раздел

по другим тестам и профессионально-учебным испы- таниям. «Проективные» тесты призваны дополнить другие данные о человеке: использованные изолиро- ванно, они часто приводят к ошибкам и казусам.

Современная тенденция такова, что в развитой западной практике профессионального тестирования гораздо большее значение имеют не личностные тесты (они хороши для индивидуальной консультативной работы), а объективные тесты общих и специальных способностей, а также профессиональных знаний и умений — тесты интеллекта и тесты достижений. Та- кое положение, безусловно, вызвано не только субъек- тивными (неразвитостью представлений работодателей о возможностях и границах применимости психологи- ческих тестов), но и объективными факторами: реаль- но низким уровнем точности прогноза эффективной работы, который дают даже самые надежные и прове- ренные психологические тесты по сравнению с теста- ми достижений (специальных знаний).

Тесты способностей требуют от испытуемого проявить себя в каких-либо достижениях. Как пра- вило, они подразделяются на: общие тесты дости- жений (в том числе тесты на внимательность, тесты на память, тесты на умение концентрироваться, те- сты на волевые качества; эти тесты служат выявле- нию качеств, являющихся предпосылками любого ум- ственного труда); тесты профессиональных и иных достижений (характеризуют уровень освоения той или иной сферы деятельности); тесты на интел- лект (в том числе общие и специальные тесты на интеллект; имеются в виду тесты на глубину ума (способность проникать в сущность явлений, пони- мать их причины и истоки); широту ума (способность видеть проблему в широком контексте, взаимосвязи с другими явлениями); критичность (стремление под- вергать сомнению достигнутые результаты в целях повышения объективности познания); гибкость (спо- собность переключаться с одной идеи на другую, учитывать различные, в том числе и противополож- ные, точки зрения); быстроту (скорость решения за- дач, способность производить в определенное время большое количество умственных операций, выдви- гать много идей); оригинальность (способность по- рождать новые, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи); пытливость и т.п.); тесты на специфические  способности  (сенсорные  (острота


 

 

Глава 8. Применение тестов в управлении

зрения, восприятие цвета, слух) или моторные (фи- зическая сила, ловкость рук,  быстрота реакции)).

Трагизм российской ситуации заключается в том, что у нас крайне мало оригинальных или адаптирован- ных тестов этого типа. Профессиональные кадровики могут легко столкнуться с псевдотестами (более или менее корректными тестовыми заданиями), ключи и нормы к которым выдуманы, а не получены в резуль- тате дорогостоящих предварительных экспериментов с сотнями испытуемых. Явный признак «халтурки» — применение «сильных выводов» на основании так называемых «сырых» исходных показателей (простого процента правильных ответов).

 

Социометрические процедур ы

Вторая в классификации по исследуемому объек- ту группа тестов — тесты социально-психологичес- кие. Объект диагностирования (межличностные отно- шения, субъективные оценки общественных явлений) в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, меж- личностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные груп- повые структуры и т.п. Центральное место среди со- циально-психологических методов, используемых в управлении персоналом, занимают социометрические тесты, предназначенные для диагностики эмоцио- нальных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы455 .

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) изменение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометри- ческих позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер группы и

«отвергнутый»; (в) обнаружение внутригрупповых под- систем — сплоченных образований, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры. Основной целью ее является превращение старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразо- вание групп таким образом, чтобы формальная повер- хностная структура как  можно  больше  соответствова- ла глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.


В узком смысле социометрические методы (социо- метрические тесты) представляют собой способы изу- чения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложе- ны в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных  отношений между их членами.

Морено исходил из необходимости создания «сквоз- ной науки», охватывающей все уровни социальной жизни людей и предполагающей не только изучение социальных проблем, но и их разрешение: в его пони- мании, «социономия» (наука об основных социальных законах, изучающая все социальные отношения в це- лом) должна реализовывать себя в «социодинамике» (науке более низкого уровня о процессах, происходя- щих, прежде всего, в малых группах), «социометрии» (системе методов выявления и количественного изме- рения эмоциональных, межличностных взаимоотноше- ний людей в малых группах) и «социатрии» (системе методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью навыков поведения в ма- лых группах).

В трактовке Морено социометрия выступает проек- том социальной науки в целом, основной идеей которо- го является следующее положение; малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмо- циональных (неформальных) отношений, которую воз- можно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения челове- ка зависят от его положения во внутренней, неформаль- ной структуре отношений в малой группе; так, недоста- ток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распре- деляются неравномерно, и такое положение вещей в принципе неустранимо. Структура неформальных груп- повых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур, как в 106м2алых  группах,  так  и  в  обществе  в  целом,  является


 

 

Глава а. Применение тестов в управлении

источником конфликтов, ведет к появлению людей, ли- шенных богатства  эмоциональных  связей.  Таким  обра- зом,  у каждой ситуации есть своя социодинамика:  свои

«звезды» и отверженные, а у каждой группировки — свои лидеры  и люди,  лишенные  взаимности.

Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества могут быть раз- решены путем перестановки  людей  в  соответствии  с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, которую Морено считал не только методом исследования, но и «народной социо- логией», вовлекающей людей в социальное экспери- ментирование. Социометрические процедуры позволя- ют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы. В социометрическом проекте Морено «само человечество становится экс- периментатором, а бывший автократический экспери- ментатор становится одним из миллиардов совместно думающих  участников».

Социометрический метод Морено базируется на пяти  главных  тезисах:

1) человеческие чувства имеют количественное изме- рение  и  выражаются  в  простейших  единицах  —

«теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении  симпатий  и  антипатий  между  людь- ми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью  социометрического  метода;

2) ни один человек не может жить  без  эмоциональ- ных связей с другими людьми, а потому не отдель- ный индивид, а эмоционально  объединенная  груп- па является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа  состоит  из  индивидуальных  атомов  —  от-

. дельных личностей, каждая из которых — ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимо- действие этой личности с другими людьми. Скла- дывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение инди- видов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Структуру этих межличностных отно- шений можно установить с помощью специальных методов  —  «тестов  ролей» —  «психодрамы»  и


 


 

 

1064


«социодрамы»,  выполняющих  оценочные,  диагно- стические  и  терапевтические  функции;

3) в отношениях между людьми действует закон со- циальной гравитации, согласно которому сплочен- ность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональ- на пространственней дистанции между ними. По- этому повысить эффективность групповой деятель- ности можно за счет приближения официальной (формальной) структуры группы к неформальной структуре  взаимных  симпатий;

4) высшие формы коллективных организаций разви- ваются из низших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности дея- тельности организации являются не макроструктур- ные, общеорганизационные преобразования, а воз- действие  на  малые  группы;

5) внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (т.н. «звезд»), тогда как боль- шинство участников оказывается эмоционально обездоленным («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы  еще  больше  усилива- ет эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего науч- ного  метода.

С точки зрения Морено, при проведении социо- метрического исследования важно обеспечить необхо- димую для этого мотивацию его участников. Это тре- бование отражено в правиле адекватной мотивации, согласно которому процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стремящихся не только  добросовест- но выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого  жизненно  важные  для  себя  уроки.

В рамках социометрии можно выделить три  груп- пы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию), т.н. триединая система Морено. Правда, подобное разделение имеет место  лишь  в  теории,  на  практике  все  три  группы


 

 

Глава 8. Применение тестов в управлении

методов тесно взаимосвязаны. Более того, каждая из трех составных частей триединой системы, будучи отделенной от двух других, теряет свой смысл и эф- фективность.

В настоящий момент социометрические тесты ис- пользуются в качестве независимых методов, включаю- щих специальные процедуры сбора первичной ин- формации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления и анализ этой информации. Социометрический опрос — метод сбора Первичной информации, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контак- тных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространенных социомет- рических методов. В процессе социометрического оп- роса используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим чле- нам группы по различным вытекающим из задач иссле- дования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой пробле- мы и т.п.). Иными словами, респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим критери- ям одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Примером социометрического опроса являет- ся опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?» В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). Вопросы социометрического теста могут существенно различать- ся в зависимости от целей исследования. Так, напри- мер, если нужно выявить делового лидера, то они каса- ются совместного выполнения задания, обращения за профессиональным советом и т.п.; если лидера эмоци- онального, то речь идет о выборе компаньона для сов- местного отдыха, откровенной беседы.

Социометрический опрос отличается от других видов социологического исследования характером ис- ходных данных, способами их представления, проце- дурой опроса и методами анализа собранной инфор- мации. В отличие от других видов опроса результатом измерения (ответом на вопрос) является здесь не ха- рактеристика респондента, а отношение между респон- дентами.  Ответы всех членов группы на конкретный


 

 


 

1066


II. Практический раздел

 

социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько других ее членов. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Получен- ная в результате опроса структура представляется в виде особого рисунка (социограммы) или таблицы (со- циоматрицы).

Социограмма (от лат. societas — общество и гр. gramma -- письменный знак, черта, линия) — схема- тическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы. Иными словами, социограмма — это рисунок, на кото- ром члены группы изображаются точками, а их выбо- ры — стрелками. Существует множество разновидно- стей социограммы: концентрическая, или «мишень» (члены группы располагаются в пределах круга, соот- ветствующего их социометрическому статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается данная точка); локограмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении — на рабочих местах на производстве и т.п.); взвешенная социограмма (демонстрирующая ин- тенсивность межличностных чувств); социограмма группировок (чем выше интенсивность межличност- ных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы).

Социоматрица (от лат. societas — общество и лат. matrix — источник, начало) — специальная социометри- ческая таблица, в которой в математической (наглядной) форме фиксируются результаты научных исследований взаимоотношений людей. В общем виде социоматрица представляет собой многоразрядную таблицу, в которой отображаются взаимоотношения людей в группе числен- ностью N-членов. В вертикальных столбцах социоматри- цы указываются порядковые номера, фамилии или ус- ловные обозначения фамилий опрошенных (j- члены), фамилии или условные обозначения фамилий тех, кого выбирают (i-члены), сделанные выборы и их общее чис- ло. В горизонтальных столбцах социометрической таб- лицы отмечаются число полученных выборов и их общий итог. При этом знаком « + » обозначается положитель- ный, знаком «-» — отрицательный, а знаком «О» — нуле- вой (безразличие) выбор. Современная социометричес- кая техника предполагает использование разнообразных социоматриц и их многочисленных модификаций. В за-


 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.022 с.)