Глава 8. Делввые игры в сфере управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Делввые игры в сфере управления



  Имитационные и репрезентационные игры  

В настоящее время принято различать два типа игр, соответствующих двум поколениям разработок: дело- вые (или имитационные) игры и игры открытого типа (или  репрезентационные игры). Деловой (имитацион- ной) игрой называют игру, которая позволяет исследо- вать  социальную  систему  путем  эксперимента  с  ее моделью, воспроизводящего функционирование систе- мы во времени. Участники имитационной игры прини- мают  в  предложенной  ситуации  определенные  реше- ния,  имитируя  выполнение  заранее  распределенных ролей и реагируя на действия участников, исполняю- щих другие роли. Учитывая реакцию последних, игро- ки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность уви- деть долгосрочные  последствия своих действий.  По окончании игры проводятся анализ и обсуждение иг- ровых  этапов,  восстанавливается  порядок  действий каждого участника, оценивается — с различных точек зрения (отдельного игрока, имитируемых отделов орга- низации, системы.в целом) — правильность принятых им  решений.  Полученные  сведения  обобщаются,  в результате  чего  выделяются  цепочки  причинно-след- ственных связей. Для проведения имитационной игры необходима           обширная    техническая    документация, включающая,в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, матери- алы  по  изучаемой  проблеме,  сценарий  проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгорит- мов поведения участников,                                      проспект игры, руководство администратору — ведущему игры, инструкции игро- кам, руководство по ведению игровой обстановки, про-

эксперимента; отчет об эксперименте.

В основе игр открытого типа лежит репрезентаци-' онное моделирование, а это значит, что возникающие при проведении игры ситуации рассматриваются как фрагменты  существующих  в  организациях,  членами которых являются  игроки,  стереотипов  поведения  и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы становятся предметом рассмотрения как представляю- щие (репрезентирующие) деятельность организации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосознаваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие под-

ходы,  у них открывается возможность саморазвития. 1021


 

 


 

 

1022


II. Практический раздел

При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с реальными ситуациями, а с моделями, построенными  игротехником.

Сравнение имитационной и репрезентационной игр можно провести по нескольким соотносительным характерным  критериям 433 .

Приоритет в создании деловых (имитационных) игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра была разработана в СССР в конце 1931 г.  специалис- тами Ленинградского инженерно-экономического ин- ститута. Тема игры -- «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», сокращенно —     цеха». Игра продолжалась два дня, в  ней  приняли участие 24 человека. Ее результаты стали основой проведения экономических экспериментов в последу- ющей деловой практике. Подобная  игра  была  проведе- на в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач». Таким  образом,  была  организована  целая  серия  игро- вых экспериментов, названных «организационно-про- изводственными испытаниями». В 1933—1934 гг. были разработаны и проводились игры,  связанные  с внедре- нием промышленных диспетчерских служб. Стоит от- метить, что первые деловые игры не были ориентиро- ваны на учебные цели, а создавались как средство подготовки  реальных  управленческих  решений.

В 1938 г. деловые игры в СССР были фактически запрещены, а их разработчики подвергнуты  репресси- ям. В 1950-е гг. к идее создания деловых игр пришли американские специалисты, использовавшие их в целях обучения  студентов-экономистов  и  будущих  руководите- лей фирм. В СССР к деловым играм вернулись после Второй мировой войны. Возобновление интереса к ним было связано с именем и деятельностью профессора Ленинградского                                        государственного                     университета И.М. Сыроежина. В 1972 г. в одном из отраслевых инсти- тутов повышения квалификации была создана первая ка- федра  деловых  игр  под  руководством  профессора Р.Ф. Жукова. Серьезные заделы в этой области были накоплены  сотрудниками  Новосибирского  государ- ственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского  финансово-экономического  института (С.Г. Гидрович), Ленинградского института методов уп- равления (А.Л. Липшиц),  Ленинградского  областного совета научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), Киевского                             инженерно-строительного         института (В.И.  Рыбальский).


 

 

Таблица 1

 

Критерии  сравнения Имитационные  игры  игры
1. Характер задания правил игры и ролей участников Жесткий Нежесткий,  свободный
2. Способ информационного обеспечения  игры Требует обширной  цифровой и другой информации Не требует незнакомой участникам  информации (т.е. каждый знаком с решаемой проблемой)
3. Степень личной включенности  участников игры Включенность в рамках заданной роли Полная  личностная включенность
4. Способность игры к саморазвитию Закрытая для развития, имеет завершенную форму Открытая, саморазвивающаяся
5. Характер принимаемых в ходе   решений Правильные решения  известны заранее и предопределены Решения  неизвестны
6. Основная функция игры Обучающая Развивающая
7. Ориентация на выработку данных В  стандартных  ситуациях В ситуациях с высокой ' степенью  неопределенности, сложных,  нестандартных ситуациях
8. Тип моделирования Имитационный Репрезентационный

 

 


 

1024


II. Практический раздел

Деловые игры первого поколения, или имитацион- ные игры, подразделяются на три группы: 1) учебные, используемые при подготовке или переподготовке кад- ров; 2) производственные, применяющиеся для реше- ния актуальных вопросов текущей деятельности и раз- вития конкретных организаций, и 3) исследовательские, проводящиеся  при  экспериментах  в  области  экономики и управления. Кроме того, выделяются игры с компью- терным  обеспечением  и  без  него4Э4.

Появление  игр  второго поколения,  т.н.  репрезента- ционных игр,  было  связано  с  деятельностью  Московс- кого методологического кружка  (ММК),  работавшего  с 1952  г.  под руководством Г.П. Щедровицкого,  в  созда- нии  которого  приняли  участие  А.  Зиновьев,  Б.  Грушин, М.  Мамардашвили.  С  окончанием хрущевской  оттепели деятельность  кружка  переносится  в  «философское  под- полье»,  а  сам  он  начинает  существовать  вне  официаль- ных  общественных  структур.  История  ММК  —  .это, прежде  всего,  история  семинара,  теоретико-методоло- гических  и  научно-исследовательских  программ,  разра- боток  его  активных  участников,  где  параллельно  со множеством  центральных  существовали  побочные  ли- нии,  инициированные  теми,  кто  прошел  более  или  ме- нее  длительную  школу  Методологической  деятельности.

На методологических семинарах кружка шла уг- лубленная проработка философских проблем. Предме- том  первоначального  интереса  стали  работы  Аристар- ха, Евклида, а также логика «Капитала» К. Маркса и структура человеческой мыслительной деятельности. Семинары не имели узкого прикладного значения, а преследовали цель развития методологии, методологи- зации  мышления  и  деятельности  тех  сфер  и  предмет- ных областей, к которым обращались методологи. За время деятельности у участников кружка сложился свой,  недоступный  «непосвященным»  язык,  что,  с од- ной стороны, служило более легкому пониманию друг друга людьми разных специальностей и защищало от недоброжелателей, а, с другой, способствовало разви- тию мышления участников движения и самой  методо- логии. Когда же  сообщество  вышло  из  «подполья», узость используемой терминологии стала помехой в общении с научным миром, и многие публикации ос- тавались  незамеченными.

Начиная с 1980 г. под руководством Б.В. Сазонова стал работать методологически ориентированный се- минар  по  вопросам  нововведений.  В  числе  наиболее


 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.50.201 (0.007 с.)