Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8 . Деловые игры в сфере управления
лагается решить некую игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В ситуации деловой игры создаются исключительно благоприятные возмож- ности для творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В иг- ре происходит быстрое пополнение знаний, практичес- кое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с парт- нерами. В отличие от конкретной ситуации, воспроиз- водящей момент производственной обстановки, в дело- вой игре обстановка выражается в динамике, а процесс производства — в развитии. Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, и участники игры предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производ- ственная обстановка сохраняется, однако, участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспе- чить нормальное функционирование текущего произ- водства. По мнению большинства специалистов, наи- более полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, проводящиеся с отрывом от производства. Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом ко- торой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способа- ми решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных си- туациях). Кроме того, в игре актуализируется и нахо- дит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников. Как метод построения учебного процесса, наце- ленного на освоение социальной реальности, игра включает следующие компоненты: 1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным прави- лам игровые действия и 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на- пряжения (технология игры). Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представля- ет собой комплекс социальных требований, ожиданий, 1
1008
предъявляемых данному человеку, его поведению об- ществом и окружающими. Исполнение роли предпо- лагает точное воспроизведение деятельности человека во внешнем плане. Принятие ее осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях и реализуется посредством усвоения внешних черт и норм поведения, а также задач, присущих роли. Игровые действия определяются целевым аспек- том игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами (от англ. facilitator — дословно, носитель функций, облегчающих выполнение проекта)) игры, нормативными докумен- тами. В ряде случаев игровые действия могут формиро- ваться самими игроками в соответствии с их собствен- ным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам усло- виями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться от общей цели группы или коллектива429 . Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального эк- спериментирования искусственно сконструированны- ми поведенческими образцами. Модель игры реализу- ется, приводится в действие с помощью особых правил, которые отражают соотношение всех компонентов игры и могут быть перенесены в нее из социального контекста развертывающегося игрового процесса или же придуманы. Впервые как средство обучения руководства прак- тическим действиям игры начали применяться воен- ными. В США этот процесс активно развернулся в период Второй мировой войны и усилился в послево- енное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Кон- центрация и централизация производства и капитала, возросшая роль различного рода штабов создали но- вые условия для развития имитационных игр. Пример- но в конце 40-х годов XX в. этот метод широко прони- кает в сферу западного бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобрете- ние, товар. В современных условиях деловые игры использу- ются во многих странах: в процессе обучения менедже- ров и других руководителей в вузах и средних специ- альных учебных заведениях; в процессе производства и реализации продукции на предприятиях и в сфере ус-
луг для выработки наиболее обоснованных решений; в процессе проектирования новых и реконструкции ста- рых предприятий430; в научно-исследовательских ин- ститутах в ходе научно-исследовательских и опытно-кон- структорских разработок; в министерствах, ведомствах, ассоциациях и. объединениях сферы производства, тор- говли, финансов, услуг и т.п. Остановимся особо на использовании деловых игр в сфере управления персоналом — для квалификаци- онной оценки и профессиональной подготовки потен- циальных и реальных сотрудников, а также нахожде- ния оптимальных управленческих решений. Подобное приложение метода позволяет успешно: 1) определять индивидуальные и коллективные способности испыту- емых, степень их подготовленности к профессиональ- ным требованиям; 2) повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение орга- низационных задач; 3) наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; 4) изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; 5) приобрести навыки реше- ния проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; 6) научиться работать с современ- ной компьютерной техникой при решении разнообраз- ных управленческих задач в диалоговом режиме.
Отличительные особенности дедовых игр Характерной чертой деловых игр является симуля- ция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирую- щей во взаимодействии с субъектом принятия реше- ния — человеком. Подобная комбинация допускает пря- мое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой. Тем самым открывается возможность экспе- риментирования с моделью комплексной экономичес- кой системы и изучения ее поведения в различных ус- ловиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — Логический результат необходимости успешно- го управления большим хозяйственным целым. Игры могут быть средством, как подготовки руководящих работников, так и совершенствования управления кон-
кретными экономическими единицами. От остальных методов (математических и других) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируе- мом процессе. Коллективы участников игры выполня- ют здесь те же роли, что и при управлении конкретны- ми системами, причем они могут решать предлагаемые ситуации как традиционно (прежде всего интуитивно), так и при помощи точных методов. Прямое участие человеческого фактора в симулируемом управленчес- ком процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректировать механизм модели, кон- статировать и учитывать влияние факторов, предвари- тельно не включенных в модель. Как и тесты, деловые игры выполняют функци ю выявления и оценки (в том числе измерения) с помо- щью определенных испытаний индивидуальных ка- честв личности, ее знаний, умений, характерных черт и образцов поведения. В то же время деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют по сравнению с тестами ряд отличий:
1) игра — это поведенческая коммуникация (если те- сты предполагают ответы на вопросы или абстрак- тное, умственное решение задачи, то игра основы- вается на определенном поведении, действиях); 2) игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, груп- повое взаимодействие; 3) игра отличается сложностью и взаимозависимос- тью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный характер, то игра представляет собой комплекс взаимосвязан- ных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие;
1010 4)) игра предполагает имитаци ю реально й ситуации, для которой свойственн а динамичность, изменчи- вость. Именно это позволяет выявить ряд поведен- ческих черт работника, которые почти невозмож - но установить с помощью обычных тестов; Л) игра многофункциональна: наряду с функцие й диагностики качеств и поведенческих черт работ- ника, она може т выполнят ь функци и обучения, тренинга и воспитания участников, а также реше- ния исследовательских задач; 6) единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер; 7) оценка эффективности игры зависит прежде все- го от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения.
Принципыпостроениядедовыхигр При разработке и проведении деловых игр следу- ет учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффек- тивность их применения: • репрезентативность и достаточность элементов иг- ровой ситуации (составные части (компоненты) игры должны достаточно полно представлять ими- тируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение); • модульный характер игры (в структуре деловой игры выделяют несколько сравнительно простых модулей — организационных (содержащих инфор- мацию, необходимую для игрока и руководителя игры), функциональных (имитирующих отдельные, относительно автономные функции или области деятельности), этапных (характеризующих комп- лекс задач и действий определенных, относитель- но завершенных этапов игры). Модульная струк- тура деловой игры позволяет отрабатывать ее элементы или фрагменты в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым);
• системность использования деловой игры. Кроме того, проведение деловой игры должно ба- зироваться на принципах эффективности (реализации цели) и экономии, т.е. достижения максимальных ре- зультатов при минимальных временных, финансовых и других расходах. Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, важ- нейшими из которых являются: • подготовка игры (мероприятия, создающие общие условияееэффективности—обеспечениеCOOT-
1012
ветствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; использование адекватных методов фиксации про- цесса игры; определение способов анализа игро- вого процесса; обеспечение содержательной насы- щенности и целевой направленности мероприятий; структурирование игры во времени; определение форм оценочных коммуникаций с игроками и т.п.); формирование игровой группы (оценка индивиду- альных качеств участников, степени их подготов- ленности к игре, их игровой мотивации. Цель должна соответствовать потребностям ее участни- ков. Последние должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не менее важно, чтобы между участниками установились отношения доверия и открытости); руководство игрой, контроль за ее процессом (ру- ководитель выполняет в организации игры сле- дующие функции: оценивает целесообразность проведения игры и формирует состав ее участ- ников; знакомит участников с условиями и пра- вилами игры, консультирует их; готовит или адап- тирует применительно к конкретным условиям базу данных для начального периода игры, а также устанавливает ее регламент; осуществля- ет текущий контроль за соблюдением правил игры; следит за соблюдением в процессе этических норм, защищает меньшинство от груп- пового давления; помогает выявлять и анализи- ровать неэффективные способы действий и ов- ладевать эффективными моделями поведения; следит за ориентацией игрового процесса на достижение поставленных целей, предотвращая возможные отклонения; оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников, де- лает общие выводы и дает частные рекоменда- ции конкретным участникам игры); подведение итогов и оценка результатов (грамот- ное подведение итогов помогает участникам адек- ватно оценить свои сильные и слабые стороны, ут- вердиться в собственном мнении, сделать выводы, касающиеся дальнейшего закрепления изученных
Глава 8. Дедовые игры в сфер е управления образцов поведения и их внедрения в повседнев- ную деятельность).
Типология деловых игр Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшими из них являются: целевое на- значение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области, управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, харак- тер коммуникаций между участниками, степень от- крытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения. Охарак- теризуем подробнее каждый из признаков данной классификации431 . В зависимости от функций и целевого назначения деловые игры, используемые в управлении персона- лом, подразделяются на: • обучающие (служат для подготовки управленцев, переподготовки и повышения квалификации спе- циалистов); • деловые игры для решения практических задач (применяются для коллективной или индивидуаль- ной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы); • проектные деловые игры (к ним обращаются при проектировании организационных систем (пред- приятий, их структурных единиц и т.п.) и их изме- нении, разработке функционально-ролевых струк- тур предприятий); • исследовательские деловые игры (используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например; при изучении возможностей использо- вания в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры модели- руют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если...?». Это позволяет про- гнозировать различные варианты изменений орга- низационных ситуаций).
1014 Широта тематических рамок отражает масшта- бы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает от- работку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов, т.е. охватывает комплекс вза- имосвязанных задач. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи (например, игра по изучению и сравнению эффективности коллектив- ной и индивидуальной деятельности членов группы). Степень свободы решений и действий участни- ков игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возмож- ных решений и соответствующих поведенческих аль- тернатив (действий), то она считается жесткой. В же- стких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов, а принятие решений сводит- ся к выбору одной из предложенных альтернатив. Если же игроки, соблюдая общие условия игры, действуют свободно, их решения не регламентированы установ- ленным набором альтернатив, то игра является мягкой. Имеются и промежуточные [полужесткие) типы игр. В зависимости от степени неопределенности си- туации деловые игры делятся на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определен- ность ситуации, заданность ее основных параметров, позволяющая игрокам принимать однозначно правиль- ные или неправильные решения. Вторые отличает неясность ситуации, изменчивость параметров, обус- ловливающая возможность лишь приблизительных оценок ситуации и принятия решений с: определенной степенью риска. Характер коммуникаций участников игры отража- ет зависимость или независимость действий ее участ- ников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно и при- нимают решения независимо от других, то игра явля- ется неинтерактивной. Области применения определяют сферу, в кото- рой используется игра. Общие деловые игры моделиру- ют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по осуществлению определенной функции организации
(например, функции службы персонала по освобожде- нию сотрудников). Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи. Закрытая игра не предусматривает контактов между ее участниками. В зависимости от используемых средств, инстру- ментов деловые игры подразделяются на ручные (рас- четы выполняются вручную и предусматривают отра- ботку техники решения отдельных задач управления) и компьютерные (игры, предусматривающие сложный аппарат моделирования организационных процессов и предполагающие использование компьютеров, про- грессивных мультимедийных инструментов и про- граммных продуктов). К компьютерным играм относит- ся подавляющее большинство проектных деловых игр, а также многие обучающие и исследовательские игры. По форме, или регламенту проведения, деловые игры делятся на очные (предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте) и заочные (предусматривают проведение игры по схемам дистанционной технологии). Рассмотренная классификация деловых игр осно- вывается главным образом на их формальных призна- ках и не является исчерпывающей: предмет и метод деловых игр дают возможность классифицировать их с различных точек зрения. В зависимости от содержа- тельной конструкции и целей среди деловых игр, ши- роко используемых в управлении персоналом, можно выделить: ролевые игры (в том числе психодраму и социодраму), групподинамические упражнения, плано- вые игры, групповые дискуссии, метод конкретной ситуации. Ролевая игра — метод, при котором в процессе обу- чения управлению персоналом участники игры обна- руживают — посредством проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации — у себя значи- мые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному спо- собу поведения и тренируются в его совершенствова- нии. На предприятиях ролевые игры часто используют- ся для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению
1016 поддержки сотрудниками коллективного задания, ру- ководству командой. С их помощью сотрудники повы- шают свои знания и умения в области принятия само- стоятельных решений, развития делового общения и т.п. Ролевые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функ- ций, вытекающих из его будущих должностных обязан- ностей. Базирование ролевых игр на повседневных, личностно значимых ситуациях обеспечивает высокую ангажированность, вовлеченность их участников. Это, в свою очередь, облегчает личностное принятие выра- батываемых образцов поведения, идентификацию реше- ний и рекомендаций, перенос отработанных в игре образцов поведения в повседневные отношения. Ролевые игры имеют ряд достоинств, к которым относятся: возможность наблюдения эмоциональной реакции испытуемого, осмысления и оценки им реаль- ной ситуации, его умения определять цели и страте- гию собственных действий; развитие самонаблюдения и самоконтроля; обучение лучшему пониманию других, оптимизации модели поведения, предотвращению или конструктивному разрешению конфликтов и т.п. Разновидностями ролевой игры являются психо- и социодрама. В психодраме все присутствующие делят- ся на непосредственных участников, составляющих экспериментальную группу, и активных зрителей, сле- дящих за ходом игры. Эта группа превращается в сво- его рода «театральную труппу», члены которой получа- ют определенные роли на основе истории, рассказанной одним из ее участников. Каждый герой (и, прежде все- го, центральная фигура — протагонист) психодрамы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной си- туацией. При этом он демонстрирует собственное пред- ставление о роли, основанное на его прошлом опыте или ожиданиях. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жест- кими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действу- ющего лица (или выполняют роли на основе общего сценария). Процесс психодрамы включает три основные фазы (этапа): 1) подготовительную, обеспечивающую «разо- грев», разминку участников; 2) собственно драматиче- ское действие — исполнение ролей; 3) обсуждение — оценочный и эмоциональный обмен. Проигрывание психодрамы имеет двоякий эффект: диагностический и терапевтический.Посредством свободного самовы- ражения и взаимодействия актеров игра сближается с реальной повседневной ситуацией. Возникающие в процессе взаимодействия проблемы решаются есте- ственным путем. Спонтанное поведение актеров в за- данных ролях позволяет судить об их внутреннем мире, системе ценностей, интересах, установках и образцах поведения. Предполагается, что разыгранная драмати- ческая ситуация, близкая к реальным переживаниям главного героя, 'а также поддержка со стороны членов группы будут способствовать наиболее полному про- явлению его личностных особенностей. Кроме того, с помощью психодрамы можно убедить участника игры в необходимости устранения неправильных установок и неэффективных форм поведения и даже реально проиграть оптимальные образцы поведения, тем самым скорректировав его. Социодрама строится примерно по тем же прин- ципам, что и психодрама. Однако здесь участвует ес- тественная группа (например, производственная), при- чем исполнители могут меняться ролями (например, начальник играет не только свою роль, но и роль под- чиненного, подчиненный же выступает в роли началь- ника). Это позволяет актерам не только лучше понять и прочувствовать различные ролевые позиции, Но и скорректировать свое поведение. Участники социодра- мы могут проигрывать реальные ситуации своих кол- лективных взаимоотношений, отрабатывая при этом моменты внутригруппового взаимодействия с другими группами. Все это позволяет широко использовать методы психодрамы и социодрамы в учебном процес- се (в том числе и на производстве). Групподинамические упражнения тесно связаны с ролевыми играми. Между этими двумя методами оцен- ки и обучения персонала часто не проводят различий, хотя специалисты и усматривают их в: продолжитель- ности и содержательном богатстве (групподинамичес- кие упражнения предполагают достаточно длительные самостоятельные спонтанные действия участников в условиях заданной ситуации, которая в ходе игры мо- жет меняться в результате действий игроков); различ- ной степени включенности участников в ситуацию (в ролевых играх актеры действуют по принципу «как если бы», т.е. для них характерны довольно слабая степень вживаемости актеров в роль и их преимуще- ственно рационально определяемые должные действия
1018
(а не спонтанные эмоционально окрашенные реакции). Групподинамические упражнения, напротив, строятся по принципу «здесь и сейчас», т.е. игроки вживаются в ситуацию и действуют, исходя из нее); приоритет- ных целях (главная цель групподинамических упраж- нений — приобретение их участниками и группой в целом соответствующего опыта решения задач и кол- лективного взаимодействия. Иными словами, ролевые игры больше ориентированы на обучение как участни- ков-исполнителей, так и зрителей, а групподинамичес- кие упражнения -- на тренинг их участников). Плановая игра — это последовательное, часто по- этапное проигрывание и проработка (анализ и осмыс- ление) единичных типичных динамических, изменяю- щихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы относительно решения комплексной организа- ционной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным организационным си- туациям. Плановая игра моделирует комплексную про- блему реального или возможного развития событий в форме замедленной съемки, т.е. позволяет останавли- вать и фиксировать определенные моменты развития ситуации, осмысливать их и находить оптимальные пути решения проблем. Плановые игры достаточно разнообразны; они могут различаться в зависимости от сферы примене- ния, содержания, оказываемого влияния, отношения игроков, подсчета результатов и т.п. Исходный пункт плановой игры — сложная организационная пробле- ма, суть которой (а также цели и образ действий групп- участниц) обычно задается в письменной форме. Пла- новые игры отличаются сложностью и сравнительно большим числом участников. Общее руководство игрой и помощь ее участни- кам осуществляют инструкторы (модераторы). Они действуют совместно со штабом экспертов, предназ- наченным для решения возникающих проблем, не пре- дусмотренных условиями игры. По окончании игровой части по каждой группе делаются оценки и подводят- ся итоги, которые затем докладываются и анализиру- ются на совместном совещании групп. В завершение игры ее общие итоги подводятся на пленарном заседа- нии, в задачу которого входит не только оценка эффек- тивности игры и действий ее участников, но и выра- ботка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем. Особенно эффек-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.06 с.) |