Глава 8 . Деловые игры в сфере управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8 . Деловые игры в сфере управления



лагается решить некую игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В ситуации деловой игры создаются исключительно благоприятные возмож- ности для творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В иг- ре происходит быстрое пополнение знаний, практичес- кое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с парт- нерами. В отличие от конкретной ситуации, воспроиз- водящей момент производственной обстановки, в дело- вой игре обстановка выражается в динамике, а процесс производства — в развитии.

Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, и участники игры предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производ- ственная обстановка сохраняется, однако, участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспе- чить нормальное функционирование текущего произ- водства. По мнению большинства специалистов, наи- более полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, проводящиеся с отрывом от производства.

Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом ко- торой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способа- ми решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных си- туациях). Кроме того, в игре актуализируется и нахо- дит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Как метод построения учебного процесса,  наце- ленного  на  освоение  социальной  реальности,  игра включает следующие компоненты:  1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным прави- лам игровые действия и 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на- пряжения (технология игры).  Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представля- ет собой комплекс социальных требований, ожиданий, 1


 

1008


 

предъявляемых данному человеку, его поведению об- ществом и окружающими. Исполнение роли предпо- лагает точное воспроизведение деятельности  человека во внешнем плане. Принятие ее осуществляется на когнитивном,  эмоциональном  и  поведенческом уровнях и реализуется посредством усвоения внешних черт и норм  поведения,  а  также  задач,  присущих  роли.

Игровые  действия  определяются  целевым аспек- том игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами (от англ. facilitator — дословно, носитель функций, облегчающих выполнение проекта)) игры, нормативными докумен- тами. В ряде случаев игровые действия могут формиро- ваться самими игроками в соответствии с их  собствен- ным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам усло- виями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться  от  общей  цели  группы  или  коллектива429 .

Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального эк- спериментирования   искусственно  сконструированны- ми поведенческими  образцами.  Модель  игры  реализу- ется, приводится в действие с помощью особых правил, которые отражают соотношение всех  компонентов игры и могут быть перенесены в нее из социального контекста развертывающегося игрового процесса  или же  придуманы.

Впервые как средство обучения руководства прак- тическим действиям игры начали применяться воен- ными. В США этот процесс активно развернулся в период Второй мировой войны и усилился в послево- енное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Кон- центрация и централизация производства и капитала, возросшая роль различного рода штабов создали  но- вые  условия  для  развития  имитационных  игр.  Пример- но в конце 40-х годов XX в.  этот  метод  широко  прони- кает в сферу западного бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобрете- ние,  товар.

В современных условиях деловые игры использу- ются во многих странах: в процессе обучения менедже- ров и других руководителей в вузах и средних специ- альных учебных заведениях; в процессе производства и реализации  продукции  на  предприятиях  и  в  сфере  ус-


 

луг для выработки наиболее обоснованных решений; в процессе проектирования новых и реконструкции ста- рых предприятий430; в научно-исследовательских ин- ститутах в ходе научно-исследовательских и опытно-кон- структорских разработок; в министерствах, ведомствах, ассоциациях и. объединениях сферы производства, тор- говли, финансов, услуг и т.п.

Остановимся особо на использовании деловых игр в сфере управления персоналом — для квалификаци- онной оценки и профессиональной подготовки потен- циальных и реальных сотрудников, а также нахожде- ния оптимальных управленческих решений. Подобное приложение метода позволяет успешно: 1) определять индивидуальные и коллективные способности испыту- емых, степень их подготовленности к профессиональ- ным требованиям; 2) повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение орга- низационных задач; 3) наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; 4) изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; 5) приобрести навыки реше- ния проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; 6) научиться работать с современ- ной компьютерной техникой при решении разнообраз- ных управленческих задач в диалоговом режиме.

 

   Отличительные особенности дедовых игр   

Характерной чертой деловых игр является симуля- ция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирую- щей во взаимодействии с субъектом принятия реше- ния — человеком. Подобная комбинация допускает пря- мое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой. Тем самым открывается возможность экспе- риментирования с моделью комплексной экономичес- кой системы и изучения ее поведения в различных ус- ловиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — Логический результат необходимости успешно- го управления большим хозяйственным целым. Игры могут быть средством, как подготовки руководящих работников, так и совершенствования управления кон-


 

кретными экономическими единицами. От остальных методов (математических и других) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируе- мом процессе. Коллективы  участников  игры  выполня- ют здесь те же  роли,  что  и  при  управлении  конкретны- ми системами, причем они могут решать предлагаемые ситуации как традиционно (прежде всего  интуитивно), так и при помощи точных методов. Прямое участие человеческого фактора в симулируемом управленчес- ком процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректировать механизм модели, кон- статировать и учитывать влияние факторов, предвари- тельно  не  включенных  в  модель.

Как и тесты, деловые игры выполняют функци ю выявления  и  оценки  (в  том  числе  измерения)  с  помо- щью определенных испытаний индивидуальных ка- честв  личности,  ее  знаний,  умений,  характерных  черт и образцов поведения. В то же время деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют по сравнению  с  тестами  ряд  отличий:

1) игра — это поведенческая коммуникация (если  те- сты предполагают ответы на вопросы или абстрак- тное, умственное решение задачи, то игра основы- вается  на  определенном  поведении,  действиях);

2) игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, груп- повое  взаимодействие;

3) игра  отличается  сложностью  и  взаимозависимос- тью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный  характер,  то игра представляет собой комплекс  взаимосвязан- ных действий, в котором предыдущие решения во многом  детерминируют  последующие;


 

1010


4))  игра  предполагает  имитаци ю  реально й  ситуации, для  которой  свойственн а  динамичность, изменчи- вость.  Именно  это  позволяет выявить ряд поведен- ческих черт  работника, которые почти  невозмож - но  установить с помощью обычных тестов;

Л) игра многофункциональна: наряду с функцие й диагностики качеств и поведенческих черт работ- ника, она може т выполнят ь функци и обучения, тренинга и воспитания участников, а также реше- ния исследовательских задач;


6) единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер;

7) оценка эффективности игры зависит прежде все- го от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения.

 

  Принципыпостроениядедовыхигр             

При разработке и проведении деловых игр следу- ет учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффек- тивность их применения:

• репрезентативность и достаточность элементов иг- ровой ситуации (составные части (компоненты) игры должны достаточно полно представлять ими- тируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);

• модульный характер игры  (в структуре деловой игры выделяют несколько сравнительно простых модулей — организационных (содержащих инфор- мацию, необходимую для игрока и руководителя игры), функциональных (имитирующих отдельные, относительно автономные функции или области деятельности), этапных (характеризующих комп- лекс задач и действий определенных, относитель- но завершенных этапов игры).  Модульная струк- тура  деловой  игры  позволяет  отрабатывать  ее элементы или фрагменты в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым);

• системность использования деловой игры.

Кроме того, проведение деловой игры должно ба- зироваться на принципах эффективности (реализации цели) и экономии, т.е. достижения максимальных ре- зультатов при минимальных временных, финансовых и других расходах.

Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, важ- нейшими из которых являются:

подготовка игры (мероприятия, создающие общие условияееэффективности—обеспечениеCOOT-


 

1012


 

ветствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; использование адекватных методов фиксации про- цесса игры; определение способов анализа игро- вого процесса; обеспечение содержательной насы- щенности и целевой направленности мероприятий; структурирование игры во времени; определение форм оценочных коммуникаций с игроками и т.п.);

формирование игровой группы (оценка индивиду- альных качеств участников, степени их подготов- ленности к игре, их игровой мотивации. Цель должна соответствовать потребностям ее участни- ков. Последние должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и  компетентности  состав участников.  Не  менее важно,  чтобы  между  участниками установились отношения доверия и открытости);

руководство игрой, контроль за ее процессом (ру- ководитель выполняет в организации  игры  сле- дующие  функции:  оценивает целесообразность проведения игры  и  формирует состав  ее участ- ников; знакомит участников с условиями и пра- вилами игры, консультирует их; готовит или адап- тирует  применительно  к  конкретным  условиям базу  данных  для  начального  периода  игры,  а также устанавливает ее  регламент;  осуществля- ет  текущий  контроль  за  соблюдением  правил игры;  следит за соблюдением  в  процессе этических норм, защищает меньшинство от груп- пового давления;  помогает выявлять и анализи- ровать неэффективные  способы действий  и ов- ладевать  эффективными  моделями  поведения; следит  за  ориентацией  игрового  процесса  на достижение поставленных  целей,  предотвращая возможные  отклонения;  оценивает  результаты выполнения заданий,  поведение участников,  де- лает  общие  выводы  и дает частные  рекоменда- ции  конкретным участникам  игры);

подведение итогов и оценка результатов (грамот- ное подведение итогов помогает участникам адек- ватно оценить свои сильные и слабые стороны, ут- вердиться в собственном мнении, сделать выводы, касающиеся дальнейшего закрепления изученных


 

Глава 8. Дедовые игры в сфер е управления

образцов поведения и их внедрения в повседнев- ную деятельность).

 

 

Типология деловых игр

Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшими из них являются: целевое на- значение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области, управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, харак- тер коммуникаций между участниками, степень от- крытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения. Охарак- теризуем подробнее каждый из признаков данной классификации431  .

В зависимости от функций и целевого назначения деловые игры, используемые в управлении персона- лом, подразделяются на:

обучающие (служат для подготовки управленцев, переподготовки и повышения квалификации спе- циалистов);

деловые игры для решения практических задач (применяются для коллективной или индивидуаль- ной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы);

проектные деловые игры (к ним обращаются при проектировании организационных систем (пред- приятий, их структурных единиц и т.п.) и их изме- нении, разработке функционально-ролевых струк- тур предприятий);

исследовательские  деловые  игры   (используются  для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например; при изучении возможностей использо- вания в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры модели- руют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если...?». Это позволяет про- гнозировать различные варианты изменений орга- низационных  ситуаций).


 

1014


Широта тематических рамок отражает масшта- бы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает от- работку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов, т.е. охватывает комплекс вза- имосвязанных задач. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи (например, игра по изучению и сравнению эффективности коллектив- ной и индивидуальной деятельности членов группы).

Степень свободы решений  и  действий участни- ков игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возмож- ных решений и соответствующих поведенческих аль- тернатив (действий), то она считается жесткой. В же- стких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов, а принятие решений сводит- ся к выбору одной из предложенных альтернатив. Если же игроки, соблюдая общие условия игры, действуют свободно, их решения не регламентированы установ- ленным набором альтернатив, то игра является мягкой. Имеются и промежуточные [полужесткие) типы игр. В зависимости от степени неопределенности си- туации деловые игры делятся на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определен- ность ситуации, заданность ее основных параметров, позволяющая игрокам принимать однозначно правиль- ные  или  неправильные  решения.  Вторые  отличает неясность ситуации, изменчивость параметров, обус- ловливающая  возможность  лишь  приблизительных оценок ситуации и принятия решений с: определенной

степенью риска.

Характер коммуникаций участников игры отража- ет зависимость или независимость действий ее участ- ников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно и при- нимают решения независимо от других, то игра явля- ется   неинтерактивной.

Области применения определяют сферу, в кото- рой используется игра. Общие деловые игры моделиру- ют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по осуществлению  определенной функции организации


 

(например, функции службы персонала по освобожде- нию сотрудников).

Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи. Закрытая игра не предусматривает контактов между ее участниками.

В зависимости от используемых средств, инстру- ментов деловые игры подразделяются на ручные (рас- четы выполняются вручную и предусматривают отра- ботку техники решения отдельных задач управления) и компьютерные (игры, предусматривающие сложный аппарат  моделирования организационных процессов и предполагающие использование  компьютеров,  про- грессивных  мультимедийных  инструментов  и  про- граммных продуктов). К компьютерным играм относит- ся подавляющее большинство проектных  деловых  игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

По форме, или регламенту проведения, деловые игры делятся на очные (предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте) и заочные (предусматривают проведение игры по схемам дистанционной технологии).

Рассмотренная классификация деловых игр осно- вывается главным образом на их формальных призна- ках и не является исчерпывающей: предмет и метод деловых игр дают возможность классифицировать их с различных точек зрения. В зависимости от содержа- тельной конструкции и целей среди деловых игр, ши- роко используемых в управлении персоналом, можно выделить: ролевые игры (в том числе психодраму и социодраму), групподинамические упражнения, плано- вые игры, групповые дискуссии, метод конкретной ситуации.

Ролевая игра — метод, при котором в процессе обу- чения управлению персоналом участники игры обна- руживают — посредством проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации — у себя значи- мые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному спо- собу поведения и тренируются в его совершенствова- нии. На предприятиях ролевые игры часто  используют- ся для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению


 


 

 

1016


поддержки сотрудниками коллективного задания, ру- ководству командой. С их помощью сотрудники повы- шают свои знания и умения в области принятия само- стоятельных решений, развития делового общения и т.п. Ролевые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функ- ций, вытекающих из его будущих должностных обязан- ностей. Базирование ролевых игр на повседневных, личностно значимых ситуациях обеспечивает высокую ангажированность, вовлеченность их участников. Это, в свою очередь, облегчает личностное принятие выра- батываемых образцов поведения, идентификацию реше- ний и рекомендаций, перенос отработанных в игре образцов поведения в повседневные отношения.

Ролевые игры имеют ряд достоинств, к которым относятся: возможность наблюдения эмоциональной реакции испытуемого, осмысления и оценки им реаль- ной ситуации, его умения определять цели и страте- гию собственных действий; развитие самонаблюдения и самоконтроля; обучение лучшему пониманию других, оптимизации модели поведения, предотвращению или конструктивному разрешению конфликтов и т.п.

Разновидностями ролевой игры являются психо- и социодрама. В психодраме все присутствующие делят- ся на непосредственных участников, составляющих экспериментальную группу, и активных зрителей, сле- дящих за ходом игры. Эта группа превращается в сво- его рода «театральную труппу», члены которой получа- ют определенные роли на основе истории, рассказанной одним из ее участников. Каждый герой (и, прежде все- го, центральная фигура — протагонист) психодрамы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной си- туацией. При этом он демонстрирует собственное пред- ставление о роли, основанное на его прошлом опыте или ожиданиях. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жест- кими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действу- ющего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Процесс психодрамы включает три основные фазы (этапа): 1) подготовительную, обеспечивающую «разо- грев», разминку участников; 2) собственно драматиче- ское действие — исполнение ролей; 3) обсуждение — оценочный и эмоциональный обмен. Проигрывание психодрамы имеет двоякий эффект: диагностический


и терапевтический.Посредством свободного самовы- ражения и взаимодействия актеров игра сближается с реальной повседневной ситуацией. Возникающие в процессе взаимодействия проблемы решаются есте- ственным путем. Спонтанное поведение актеров в за- данных ролях позволяет судить об их внутреннем мире, системе ценностей, интересах, установках и образцах поведения. Предполагается, что разыгранная драмати- ческая ситуация, близкая к реальным переживаниям главного героя, 'а также поддержка со стороны членов группы будут способствовать наиболее полному про- явлению его личностных особенностей. Кроме того, с помощью психодрамы можно убедить участника игры в необходимости устранения неправильных установок и неэффективных форм поведения и даже реально проиграть оптимальные образцы поведения, тем самым скорректировав его.

Социодрама строится примерно по тем же прин- ципам, что и психодрама. Однако здесь участвует ес- тественная группа (например, производственная), при- чем исполнители могут меняться ролями (например, начальник играет не только свою роль, но и роль под- чиненного, подчиненный же выступает в роли началь- ника). Это позволяет актерам не только лучше понять и прочувствовать различные ролевые позиции, Но и скорректировать свое поведение. Участники социодра- мы могут проигрывать реальные ситуации своих кол- лективных взаимоотношений, отрабатывая при этом моменты внутригруппового взаимодействия с другими группами. Все это позволяет широко использовать методы психодрамы и социодрамы в учебном процес- се (в том числе и на производстве).

Групподинамические упражнения тесно связаны с ролевыми играми. Между этими двумя методами оцен- ки и обучения персонала часто не проводят различий, хотя специалисты и усматривают их в: продолжитель- ности и содержательном богатстве (групподинамичес- кие упражнения предполагают достаточно длительные самостоятельные спонтанные действия участников в условиях заданной ситуации, которая в ходе игры мо- жет меняться в результате действий игроков); различ- ной степени включенности участников в ситуацию (в ролевых играх актеры действуют по принципу «как если бы», т.е. для них характерны довольно слабая степень вживаемости актеров в роль и их преимуще- ственно рационально определяемые должные действия


 

1018


 

(а не спонтанные эмоционально окрашенные реакции). Групподинамические упражнения, напротив, строятся по  принципу  «здесь  и  сейчас»,  т.е.  игроки  вживаются в ситуацию и действуют, исходя из нее);  приоритет- ных целях (главная цель групподинамических упраж- нений — приобретение их участниками и группой в целом соответствующего опыта решения задач и кол- лективного взаимодействия. Иными словами, ролевые игры больше ориентированы на обучение как участни- ков-исполнителей, так и зрителей, а групподинамичес- кие  упражнения  --  на  тренинг  их  участников).

Плановая игра — это последовательное, часто по- этапное проигрывание и проработка (анализ и осмыс- ление) единичных типичных динамических, изменяю- щихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы относительно решения комплексной организа- ционной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным организационным си- туациям. Плановая игра моделирует комплексную про- блему реального или возможного развития событий в форме замедленной съемки, т.е. позволяет останавли- вать и фиксировать определенные моменты развития ситуации, осмысливать их и находить оптимальные пути  решения  проблем.

Плановые  игры  достаточно  разнообразны;  они могут  различаться  в  зависимости  от  сферы  примене- ния, содержания, оказываемого влияния, отношения игроков, подсчета результатов и т.п. Исходный пункт плановой игры — сложная  организационная  пробле- ма, суть которой (а также цели и образ действий групп- участниц) обычно задается в письменной форме. Пла- новые игры отличаются сложностью и сравнительно большим  числом  участников.

Общее руководство игрой и помощь ее  участни- кам осуществляют инструкторы (модераторы). Они действуют совместно со штабом экспертов, предназ- наченным для решения возникающих проблем, не пре- дусмотренных условиями игры. По  окончании  игровой части по каждой  группе делаются  оценки  и  подводят- ся итоги, которые затем докладываются и анализиру- ются на  совместном  совещании  групп.  В  завершение игры ее общие итоги подводятся на пленарном заседа- нии, в задачу которого входит не только оценка эффек- тивности игры и действий ее участников, но и выра- ботка конкретных рекомендаций по практическому решению  организационных  проблем.  Особенно  эффек-


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.114.92 (0.06 с.)