Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глав а 8 . Детые игр ы в сфере управления
ным для всей хозяйственной организации и перено- сить результаты деловой игры в управленческую прак- тику без серьезных ошибок и затяжек по времени. Поэтому все игровые методы и приемы были нацеле- ны на глубину и масштабность проработки психоло- гических барьеров. Именно это в конечном счете и приводило к игровым и постигровым рефлексивным эффектам. В ансамблевых деловых играх также возникают рефлексивные переживания, но они концентрируются, главным образом на выигрышах и проигрышах, позво- ляя включать экономическое мышление. Подобные реф- лексивные переживания формируют установки на по- беду, в которых успехи и неудачи оцениваются с точки зрения не только социальной, но и экономической пси- хологии. Оценивая управленческие решения, участни- кам игры приходится взвешивать риски. Ансамблевая деловая игра основывается прежде всего на.вовлеченности ее участников в социальную организацию игровых процессов, которые помогают командам так или иначе раскрыться в их собственном поведении. Если инструментальная организация игры загружает участников при решении задач заполнением различных бланков, то ее социальная организация пред- полагает большой спектр открытых игровых форм со- трудничества-соперничества. В игре важно выработать такой организационно-психологический механизм, в котором профессионально-творческий потенциал всех ее участников мог бы раскрыться полностью. В этом раскрытии и проявляется динамическая сила деловой игры как ансамблевой, отражающей переход от пара- доксов эффективных методов в управлении текущими задачами к эффектам стратегического управления. В отличие от инновационных ансамблевые дело- вые игры444 требуют меньше времени на проведение (до трех дней), но больше времени на подготовку, по- скольку проводятся с ключевыми фигурами предпри- ятий, которые принимают важные управленческие ре- шения прямо в игре и сами хотят проверить условия, способы и механизмы их реализации в отыгрывании «сбойных» ситуаций. Поэтому в ансамблевых деловых играх рефлексивные переживания приближены к ре- альности, а организация игровых процедур максималь- но адаптирована к реальным ситуациям. Инновационная и ансамблевая игровые школы используют принципиально разные способы органи-
зации игры, но добиваются сходных результатов в формировании новых управленческих представлений. Как и инновационные, ансамблевые деловые игры имеют свои психологические постигровые эффекты, которые «выращиваются» в различных организацион- ных моделях. Ансамблевые деловые игры учат руково- дителей методам социальной организации поведения, тогда как инновационные раскрывают его социально- психологические феномены. Авторские методики разработки ансамблевых де- ловых игр предполагают такое рефлексивное управле- ние поведением команд, при котором реализуются три основные функции игры: 1) демаскировочная — формирование образного виде- ния ситуаций каждым участником игры. Эта функ- ция помогает прояснить управленческие отношения, сделать их «прозрачными»: имеет место наглядное очеловечивание организационных структур управ- ления, которые в реальной практике, как правило, неясны, замаскированы. В итоге происходит «сты- ковка» подразделений, прояснение их места и роли в общем фронте работ. В реализации этой функции деловая игра помогает ответить на следующие во- просы: «Почему гак происходит?», «Что необходи- мо изменить, чтобы больше так не происходило?», «Что можно изменить, чтобы все происходило по- другому?»; 2)инверсионная — способ переакцентировки при- вычного поведения в такое, которое возможно осу- ществлять в других условиях экономической за- интересованности и ответственности. Подобное моделируемое поведение может оказаться для участников игры желательным, в то время как привычное приобретет статус нежелательного. При возникновении этого феномена можно счи- тать, что «сработал*» инверсионная функция игры. Эта функция проявляется тем интенсивнее, чем полнее и многограннее закрепляются в качестве желательных новые формы поведения. Игра дол- жна переориентировать участников с того, что было ранее, на то, что есть теперь, и что может быть потом. Поэтому в деловую игру важно заложить такие психолого-экономические стимулы, которые помогут убедить всех в преимуществах новых форм 1040 поведения. В реализации этой функции деловая
Глава 8. Деловые в сфере управления игра ставит перед разработчиками и самими игра- ющими следующие вопросы: «В какой мере игро- вые процессы убеждают в преимуществах модели- руемого поведения?», «Каким образом изменяется деловое поведение играющих?», «Какие новые про- блемы возникают в игровой проработке иных, чем прежде, управленческих отношений?» Ответы на эти вопросы дают командам возможность острее по- чувствовать и переосмыслить позитивные и нега- тивные стороны новых моделей делового поведения; 3) смыслообразующая — эта функция становится за- вершающей в осознании места и роли команд. Раз- работка системы делового сотрудничества дает ко- мандам возможность не только глубоко понять ее значение в инновационной политике предприятия, но и найти смысл собственной обновленческой де- ятельности. Мотивы разработки системы делового сотрудничества — как осмысленные стимулы про- фессиональной деятельности и общения — стано- вятся регуляторами заинтересованности- команд в организации партнерского делового сотрудниче- ства. Поэтому в деловой игре важно отрабатывать «перевод» стимулов в осмысленные мотивы, «про- игрывая» различные варианты. В реализации смыс- лообразующей функции деловая игра ставит перед участниками следующие вопросы: «В чем смысл такой игровой проработки?», «Во имя чего мы должны затрачивать столько усилий на достиже- ние новых целей деятельности?», «Зачем нам нуж- на организационно-экономическая перестройка управленческих отношений?» Если ответы на эти вопросы будут убедительными и в игровых шагах, и в оценке самой игры, тогда можно предположить, что игровая концепция оказалась психологически содержательной. Исходным в конструировании игрового ансамб- ля является отбор команд игроков. По мнению Ю.Д. Красовского, существует четыре способа отбо- ра таких команд. Первый предполагает подбор ко- манд по принципу агрегированности: экономическая служба, инженерная служба, коммерческая служба, кадровая служба и т.п. Второй способ предполагает подбор командных звеньев по производствам (в том случае, если речь идет о производственном объеди- нении), где каждая производственная зона представ-
1042 лена «своей» командой во главе с директором. В экс- пертную же группу входит команда генерального ди- ректора. Тогда игровой ансамбль организуется по прин- ципу автономности. Третий способ предполагает подбор команд таким образом, чтобы в деловой игре участвова- ли все руководители функциональных и производствен- ных подразделений: в этом случае командное предста- вительство достаточно, но многочисленность команд (13—14 акторов в одном игровом поле) затрудняет уп- равление деловой игрой. При таком подходе игровой ан- самбль организуется по принципу дифференцирован- ности. Четвертый способ предполагает объединение руководителей в команды не по функциональной и про- изводственной принадлежности, а по признаку личной взаимной заинтересованности в решении деловых про- блем. Руководители разных подразделений могут сфор- мировать «свои» команды (временные творческие кол- лективы) на основе личной расположенности друг к другу. В этом случае игровой ансамбль организуется по принципу взаимоизбирательности. Такой способ орга- низации деловой игры может быть более эффективным на стадии внедрения нововведений.
С точки зрения уровня представленности разно- родных интересов перечисленные способы ансамбле- вого моделирования имеют как «плюсы», так и «ми- нусы». Поэтому в деловых играх отрабатываются различные приемы, снижающие «минусовый фон» команд (проигрывание ситуаций за других, освоение других ролей и пр.). Практика свидетельствует, что существует не- сколько вариантов проведения деловых игр: организа- ция их прямо на предприятии, проведение деловых игр на выезде (в этом случае участники игры целиком погружаются в игровой мир, что не только дает воз- можность спланировать насыщенные игровые сюже- ты (по 6 — 7 туров), но и делает игру гораздо более эф- фективной с точки зрения психологии), организация игр в производственном объединении на каждом из производств, проведение их с участием руководителей- дублеров или руководителей-стажеров (сначала игра проводится с руководителями служб и производств, а через несколько дней — с их дублерами, что дает воз- можность сравнить качество принятых управленчес- ких решений: если у руководителей-дублеров оно выше, они вправе претендовать на то, чтобы были реализова- ны именно их управленческие решения. В таких дело-
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.202.202 (0.009 с.) |