Глава 13. Тендерные аспекты управления. К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Тендерные аспекты управления. К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и



К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и политические перемены сопровождаются общим снижением социального стату- са женщин. Происходит возврат к традиционным тен- дерным ролям252. Однако активное проникновение жен- щин в предпринимательскую деятельность наблюдается в последнее десятилетие и в России. При этом положе- ние россиянок оказывается в каком-то смысле даже бо- лее выгодным, чем положение их западных коллег. На Западе бизнес считался (да и считается) сугубо и тради- ционно мужской епархией, а женщина, решившая занять- ся, к примеру, финансовым менеджментом, осуждалась обществом так же, как и ее гипотетическая российская коллега, вознамерившаяся положить жизнь на добычу угля в шахте или заняться тяжелой атлетикой.

Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе существовала известная квота на присутствие женщин в органах власти253 : в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие жен- щин и мужчин в управлении, в том числе и в управле- нии государством. Мы привыкли видеть женщин на руководящих постах, с детства мы получаем от них «ру- ководящие указания» в детском саду, школе, поликли- нике. Наши мамы и- бабушки были директорами заво- дов и фабрик, школ и ПТУ. На экранах телевизоров мы видели женщин, читающих доклады на очередных съездах и конференциях254.  Кроме того, наши женщи- ны исторически получали отличное образование не только гуманитарного, но и технического профиля. На Западе женщины пришли в бизнес, подавляющее чис- ло позиций в котором уже много лет занимали мужчи- ны (иногда тендерная ситуация в управлении тех лет описывается как «мужской заповедник»). Российская специфика состоит в том, что в нашей стране женщи- ны и мужчины начали заниматься бизнесом одновре- менно. С началом перестройки у нас были компетент- ные руководители — как мужчины, так и женщины, — имевшие опыт управленческой деятельности, одинако- во высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания. Поэтому у мужчин и женщин оказа- лись во многом равные стартовые позиции, и тот факт, что женщины активно занимаются управлением, в принципе никого не шокирует.

Результаты, полученные российской исследова- тельницей Г.Г. Силласте, подтверждают наметивший-


ся рост доли женщин-предпринимателей в общей чис- ленности предпринимательского слоя255 . По данным исследования 1996 г., женщины составляли одну пя- тую часть собственников предприятий и фирм, а так- же лиц, профессионально занятых бизнесом. Как пра- вило, женщинам принадлежат мелкие предприятия, 20% женщин-предпринимательниц заняты производ- ственным бизнесом. 40% обследованных женщин мо- гут быть отнесены к категории «иолупредпринимате- лей», сочетающих собственное дело с работой по найму.

Вместе с тем проникновение женщин в крупный российский бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпри- нимательство продолжает испытывать определенные трудности, обусловленные социально-экономическими факторами, феноменом культурной инерции, сохраня- ющей патриархальные стереотипы256. По мнению А. Чи- риковой, становление женского предпринимательства в России можно назвать процессом, который формиру- ется «снизу»: государство декларирует, но не помогает слабому полу. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, осторожное отношение к ним предпринимателей мужчин, но и не изжитые предрас- судки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях. Лидерство женщин распространяется только на домашнюю сферу, где они управляют мужь- ями как бы из-за их плеча.

Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, подавляющая часть женщин не желает испол- нять роль исключительно «профессиональной домохо- зяйки, воспитателя в семье» и нигде не работать. Осо- бенно категоричную позицию занимают те, кто имеет высшее или среднее специальное образование. Они не только стремятся быть «на людях», общаться с коллега- ми по работе, но и иметь собственные деньги, быть экономически независимыми от мужей. И это понятно: в случае развода больше всего страдает женщина, по- ложившая на семью всю жизнь и не успевшая сделать приличной карьеры. К тому же дети, которые чаще все- го остаются с матерью, постоянно требуют материаль- ных вливаний.

С  другой  стороны,  по  данным  исследований Г.Г. Силасте, карьера занимает у женщин лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье25?), Соглас-

638 но  данным  опросов,  проведенных  О.  Здравомысловой,


 

Глава 13. Годные аспекты управления

лишь 11,9% женщин хотели бы занимать руководящую должность, тогда как свыше 70% высказались катего- рически против этого258 . Сходная картина наблюдает- ся и в западных странах: в личностном плане высокий уровень профессиональной компетентности оказывает- ся для женщины скорее отрицательным, нежели поло- жительным фактором, поскольку опровергает сложив- шиеся социальные стереотипы259. Подобное положение вещей существенно замедляет массовое вхождение женщин в бизнес: сегодня женское лидерство зачастую воспринимается как нечто вынужденное и не требую- щее поддержки и развития.

При обсуждении психологических задатков мужс- кого и женского лидерства ученые сходятся во мне- нии, что представительницы женского пола имеют меньше — по сравнению с мужчинами — шансов про- явить себя в лидерской позиции. В качестве примера приводятся результаты, полученные в ходе серьезных исследований в различных областях знаний, отмечаю- щих более низкий уровень притязаний и устремленно- сти женщин к успеху, их склонность приписывать удач- ное решение сложных задач воле случая или везению, выбирать более простые и легко достижимыецели и проявлять меньшую настойчивость в их достижении. Безусловно, признавая различия лидерских возможно- стей мужчин и женщин, стоит, на наш взгляд, подчер- кнуть что они никоим образом не являются фактором, полностью закрывающим представительницам слабо- го пола возможность лидировать в бизнесе или поли- тике. Наличие подобных различий лишь подтверждает необходимость поиска женщинами тех моделей лидер- ства, которые разрушают тендерные стереотипы и обеспечивают успех Начатого дела.

Факторы риска, с которыми    приходится справлять- ся женщине, решившей занять лидирующую позицию, чрезвычайно многообразны. Подобная ситуация объяс- няется, в частности, тем огромным сопротивлением, которое в ряде случаев оказывается женщине-руково- дителю со стороны персонала, прежде всего — со сто- роны мужчин, которыми она руководит. Описаны даже случаи,  когда мужчины-подчиненные кооперировались с мужчинами-руководителями и  провоцировали жен- щин-начальниц  на  несанкционированные  действия, дабы добиться их профессиональной дискредитации.

Кроме того, на пути к достижению профессио- нальной  карьеры женщина  подвергается  влиянию


 

Теоретический  раздел

так называемых «внутренних барьеров»: страха ли- дерства (зачастую женщины боятся преуспеть в биз- несе или политике, поскольку предчувствуют нега- тивную оценку со стороны близких или далеких мужчин), чувства неуверенности в себе, низкой са- мооценки, отсутствия примера, недостатков в обра- зовании, дополненный* отсутствием необходимого профессионального  честолюбия.

Анализируют причины, мешающие женщине стать лидером, и специалисты в области психологии менед- жмента (Дж. Виткин, С. Картер, М. Хсннинг, А. Жар- ден). В своих работах они отмечают что260 :

• женщины гораздо позже мужчин начинают забо- титься о личной карьере, являются ярко выражен- ными носителями исполнительской психологии и как таковые утрачивают инициативность, незави- симость, решительность и самостоятельность;

• женщины более эмоциональны и хуже умеют уп- равлять собой;

• женщины менее склонны к риску: сомнения и бо- язнь заставляют их перестраховываться и откла- дывать не терпящие отлагательства решения;

• женщины склонны прибегать к так называемым

«комбинированным стратегиям» жизненного пути, при которых работе отводится столь же существен- ная роль, как и семье и т. п.

640
Хотя названные проблемы — благодатная почва для взращивания мужских представлений о собственном превосходстве, современная статистика и опыт женс- кого предпринимательства демонстрируют, что женщи- ны, взявшие на себя «бремя лидерства», как правило, справляются с ним. Таким образом, социально-психо- логические ограничения вхождения женщин в бизнес не могут быть отнесены к «неизменяемым факторам»: эффективные модели делового поведения могут форми- роваться непосредственно  в  ходе  решения  задач. Дж. Розенер (школа менеджеров при университете штата Калифорния) исследовала особенности женского стиля управления фирмой и пришла к выводу, что, если первые женщины-управляющие придерживались пра- вил поведения, характерных для мужчин, и это приво- дило их к успеху, то женщины-руководительницы вто- рой волны достигали успеха, создавая и разрабатывая свой «специфически женский» стиль управления-61.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.006 с.)