Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Тендерные аспекты управления. К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и
К сожалению, происходящие в российском обществе социально-экономические и политические перемены сопровождаются общим снижением социального стату- са женщин. Происходит возврат к традиционным тен- дерным ролям252. Однако активное проникновение жен- щин в предпринимательскую деятельность наблюдается в последнее десятилетие и в России. При этом положе- ние россиянок оказывается в каком-то смысле даже бо- лее выгодным, чем положение их западных коллег. На Западе бизнес считался (да и считается) сугубо и тради- ционно мужской епархией, а женщина, решившая занять- ся, к примеру, финансовым менеджментом, осуждалась обществом так же, как и ее гипотетическая российская коллега, вознамерившаяся положить жизнь на добычу угля в шахте или заняться тяжелой атлетикой. Подобное положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе существовала известная квота на присутствие женщин в органах власти253 : в период строительства социализма в партийных документах был провозглашен курс на равноправное участие жен- щин и мужчин в управлении, в том числе и в управле- нии государством. Мы привыкли видеть женщин на руководящих постах, с детства мы получаем от них «ру- ководящие указания» в детском саду, школе, поликли- нике. Наши мамы и- бабушки были директорами заво- дов и фабрик, школ и ПТУ. На экранах телевизоров мы видели женщин, читающих доклады на очередных съездах и конференциях254. Кроме того, наши женщи- ны исторически получали отличное образование не только гуманитарного, но и технического профиля. На Западе женщины пришли в бизнес, подавляющее чис- ло позиций в котором уже много лет занимали мужчи- ны (иногда тендерная ситуация в управлении тех лет описывается как «мужской заповедник»). Российская специфика состоит в том, что в нашей стране женщи- ны и мужчины начали заниматься бизнесом одновре- менно. С началом перестройки у нас были компетент- ные руководители — как мужчины, так и женщины, — имевшие опыт управленческой деятельности, одинако- во высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания. Поэтому у мужчин и женщин оказа- лись во многом равные стартовые позиции, и тот факт, что женщины активно занимаются управлением, в принципе никого не шокирует. Результаты, полученные российской исследова- тельницей Г.Г. Силласте, подтверждают наметивший-
ся рост доли женщин-предпринимателей в общей чис- ленности предпринимательского слоя255 . По данным исследования 1996 г., женщины составляли одну пя- тую часть собственников предприятий и фирм, а так- же лиц, профессионально занятых бизнесом. Как пра- вило, женщинам принадлежат мелкие предприятия, 20% женщин-предпринимательниц заняты производ- ственным бизнесом. 40% обследованных женщин мо- гут быть отнесены к категории «иолупредпринимате- лей», сочетающих собственное дело с работой по найму. Вместе с тем проникновение женщин в крупный российский бизнес не носит пока массового характера: несмотря на позитивные тенденции, женское предпри- нимательство продолжает испытывать определенные трудности, обусловленные социально-экономическими факторами, феноменом культурной инерции, сохраня- ющей патриархальные стереотипы256. По мнению А. Чи- риковой, становление женского предпринимательства в России можно назвать процессом, который формиру- ется «снизу»: государство декларирует, но не помогает слабому полу. Массовому притоку женщин в бизнес мешают не только власти, осторожное отношение к ним предпринимателей мужчин, но и не изжитые предрас- судки женского менталитета, вечная готовность быть на вторых ролях. Лидерство женщин распространяется только на домашнюю сферу, где они управляют мужь- ями как бы из-за их плеча. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, подавляющая часть женщин не желает испол- нять роль исключительно «профессиональной домохо- зяйки, воспитателя в семье» и нигде не работать. Осо- бенно категоричную позицию занимают те, кто имеет высшее или среднее специальное образование. Они не только стремятся быть «на людях», общаться с коллега- ми по работе, но и иметь собственные деньги, быть экономически независимыми от мужей. И это понятно: в случае развода больше всего страдает женщина, по- ложившая на семью всю жизнь и не успевшая сделать приличной карьеры. К тому же дети, которые чаще все- го остаются с матерью, постоянно требуют материаль- ных вливаний.
С другой стороны, по данным исследований Г.Г. Силасте, карьера занимает у женщин лишь пятую позицию на шкале представлений о счастье25?), Соглас- 638 но данным опросов, проведенных О. Здравомысловой,
Глава 13. Годные аспекты управления лишь 11,9% женщин хотели бы занимать руководящую должность, тогда как свыше 70% высказались катего- рически против этого258 . Сходная картина наблюдает- ся и в западных странах: в личностном плане высокий уровень профессиональной компетентности оказывает- ся для женщины скорее отрицательным, нежели поло- жительным фактором, поскольку опровергает сложив- шиеся социальные стереотипы259. Подобное положение вещей существенно замедляет массовое вхождение женщин в бизнес: сегодня женское лидерство зачастую воспринимается как нечто вынужденное и не требую- щее поддержки и развития. При обсуждении психологических задатков мужс- кого и женского лидерства ученые сходятся во мне- нии, что представительницы женского пола имеют меньше — по сравнению с мужчинами — шансов про- явить себя в лидерской позиции. В качестве примера приводятся результаты, полученные в ходе серьезных исследований в различных областях знаний, отмечаю- щих более низкий уровень притязаний и устремленно- сти женщин к успеху, их склонность приписывать удач- ное решение сложных задач воле случая или везению, выбирать более простые и легко достижимыецели и проявлять меньшую настойчивость в их достижении. Безусловно, признавая различия лидерских возможно- стей мужчин и женщин, стоит, на наш взгляд, подчер- кнуть что они никоим образом не являются фактором, полностью закрывающим представительницам слабо- го пола возможность лидировать в бизнесе или поли- тике. Наличие подобных различий лишь подтверждает необходимость поиска женщинами тех моделей лидер- ства, которые разрушают тендерные стереотипы и обеспечивают успех Начатого дела. Факторы риска, с которыми приходится справлять- ся женщине, решившей занять лидирующую позицию, чрезвычайно многообразны. Подобная ситуация объяс- няется, в частности, тем огромным сопротивлением, которое в ряде случаев оказывается женщине-руково- дителю со стороны персонала, прежде всего — со сто- роны мужчин, которыми она руководит. Описаны даже случаи, когда мужчины-подчиненные кооперировались с мужчинами-руководителями и провоцировали жен- щин-начальниц на несанкционированные действия, дабы добиться их профессиональной дискредитации. Кроме того, на пути к достижению профессио- нальной карьеры женщина подвергается влиянию
Теоретический раздел так называемых «внутренних барьеров»: страха ли- дерства (зачастую женщины боятся преуспеть в биз- несе или политике, поскольку предчувствуют нега- тивную оценку со стороны близких или далеких мужчин), чувства неуверенности в себе, низкой са- мооценки, отсутствия примера, недостатков в обра- зовании, дополненный* отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Анализируют причины, мешающие женщине стать лидером, и специалисты в области психологии менед- жмента (Дж. Виткин, С. Картер, М. Хсннинг, А. Жар- ден). В своих работах они отмечают что260 : • женщины гораздо позже мужчин начинают забо- титься о личной карьере, являются ярко выражен- ными носителями исполнительской психологии и как таковые утрачивают инициативность, незави- симость, решительность и самостоятельность;
• женщины более эмоциональны и хуже умеют уп- равлять собой; • женщины менее склонны к риску: сомнения и бо- язнь заставляют их перестраховываться и откла- дывать не терпящие отлагательства решения; • женщины склонны прибегать к так называемым «комбинированным стратегиям» жизненного пути, при которых работе отводится столь же существен- ная роль, как и семье и т. п.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.006 с.) |