Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходыкизменениювлияниякультуры
Модель Came. В. Сате рассматривает влияние куль- туры на организационную жизнь через семь процес-
I. Теоретический раздел
сов: кооперацию между индивидами и частями орга- низации; принятие решений; контроль; коммуникации; посвященность организации; восприятие организаци- онной среды; оправдание своего поведения. При этом первые три процесса корреспондируют- ся с первым, поверхностным уровнем организационной культуры или образцами организационного поведения, а следующие четыре — со вторым, подповерхностным уровнем, имеющим «ценностную» основу. От того, как эти процессы протекают, зависит эффективность функ- ционирования организации. Кооперацию, как образец поведения в организации, нельзя установить только с помощью формальных управленческих мер, ибо невозможно предусмотреть все возможные случаи. Насколько действительно люди кооперируются в организации, зависит от разделяемых ими предположений в этой области. В одних организа- циях высшей ценностью является групповая работа, в других — внутренняя конкуренция. Говоря другими словами, все зависит от того, какая философия преоб- ладает в организации: индивидуалистская или коллек- тивистская. Влияние культуры на принятие решений осуще- ствляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый на- бор базовых предположений и предпочтений. Посколь- ку организационная культура может способствовать сведению разногласий к минимуму, то процесс приня- тия решений становится более эффективным. Сущность процесса контроля заключается в сти- мулировании действий в направлении достижения поставленных целей. В природе управления существу- ют три механизма контроля: рынок, администрирова- ние и клановость. Обычно в организациях присутству- ют, но в разной степени, все три механизма сразу. При рыночном механизме контроля полагаются в основном на цены: меняющиеся цены и платежи должны стиму- лировать необходимые изменения в организации. Административный механизм контроля строится на формальном авторитете, а сам процесс состоит в изменении правил и процедур посредством издания директив. В основе данного механизма лежат два пред- положения: сверху виднее, какими мерами достичь желаемого результата, работники подчиняются без проблем в пределах разделяемых базовых предполо- жений.
Глава 12. Корпоративная (организационная) культура Клановый механизм контроля всецело основан на разделяемых верованиях и ценностях. Именно из них при осуществлении своих действий исходят члены организации. Предполагается также, что работники до- статочно привержены организации, знают, как дей- ствовать в рамках данной культуры. По мере роста и развития организации клановый механизм заменяется административным, а затем и рыночным. Влияние культуры на коммуникации происходит по двум направлениям. Первое — отсутствие необходимо- сти коммуницировать в делах, по которым имеются разделяемые предположения (в этом случае определен- ные действия совершаются как бы без слов). Второе — разделяемые предположения обеспечивают направ- ленность и оказывают помощь в интерпретации полу- чаемых сообщений (так, если в компании работник не считается придатком машины, то и известие о пред- стоящей автоматизации или роботизации не вызовет в нем шока). Содержание культуры влияет также на содержание коммуникации. В одних организациях це- нится открытость коммуникаций, а в других — наобо- рот. Индивид чувствует себя посвященным организации тогда, когда он отождествляет себя с последней и ис- пытывает некоторую эмоциональную связь с ней. Сильная культура делает сильным отождествление и чувства индивида по отношению к организации. Так же работники могут активизировать свои действия в стремлении помочь организации. Восприятие индивидом организационной реально- сти, или того, что он видит, обусловлено в значитель- ной мере тем, что говорят об увиденном его коллеги, разделяющие с ним один и тот же опыт. Культура влияет на этот процесс, обеспечивая членов организаг ции общей интерпретацией их опыта. Культура помо- гает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск, человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан, и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее по- ведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для из- менения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, ее можно изме- нять через изменения поведения. Однако для успеха
2 0 СОЦИОЛОГИЯ управления
I. Теоретический раздел этого процесса необходимо обеспечить такую ситуа- цию, при которой люди не могли бы оправдывать свое новое поведение «старой» культурой.
Модель Питерса—Уотермана: авторы известного бестселлера «В поисках успешного управления» Т. Питере и Р. Уотерман обнаружили связь между куль- турой и успехом работы организации. Взяв за образец успешные американские фирмы и описав их управ- ленческую практику, они «вывели» ряд предположе- ний и ценностей организационной культуры, привед- ших эти компании к успеху: • вера в действия (решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию); • связь с потребителем (для успешно работающих компаний потребитель представляет фокус работы, так как именно от него поступает главная информа- ция для организации. Сердцевину организационной культуры таких фирм составляет удовлетворенность потребителя; • рассмотрение людей как главного источника про- изводительности и эффективности; • знание того, чем управляешь; • простая структура и немногочисленный штат уп- равления (типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого, особенно в высшем эшелоне, штата управленчес- ких работников. Положение менеджера в таких компаниях определяется не количеством его под- чиненных, а влиянием на дела организации и ее результаты. Соответственно менеджеры больше ориентируются на уровень выполнения подчинен- ными своей работы, а не на наращивание своих штатов); • одновременное сочетание в организации гибкости и жесткости (высокая организованность достига- ется в компаниях за счет того, что работники пони- мают и верят в их ценности — это жестко связы- вает и интегрирует их. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму руководящих вмешательств и минимизации числа регулирую-
Глава 12. Корпоративная [организационная) культура щих правил и процедур. Это поощряет новаторство и стремление брать риск на себя. В итоге жесткая структура разделяемых культурных ценностей делает возможной гибкую структуру администра- тивного контроля). В более общем виде связь между культурой и ре- зультатами деятельности организации представлена в модели Т. Парсонса, разработанной на основе специ- фикации определенных функций, которые любая соци- альная система (в том числе и организация) должна выполнять, чтобы выжить и добиться успеха. Такими функциями являются: адаптация, достижение целей, ин- теграция, легитимность. Суть модели состоит в том, что для своего выживания и процветания любая организа- ция должна быть способной адаптироваться к постоян- но меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных ею целей, интегрировать свои части в единое целое и, наконец, быть признанной людьми и другими организациями.
Модель, предложенная Парсонсом, исходит из того, что ценности организационной культуры являются наиболее важными средствами или инструментами выполнения функций этой модели. Если разделяемые в организации верования и ценности помогают ей адаптироваться, достичь целей, интегрироваться и доказать свою полезность людям и другим организа- циям, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в положительно. Идеи Т. Парсонса были развиты и конкретизиро- ваны Р. Квином и Дж. Рорбахом, предложившими мо- дель, получившую название «Конкурирующие ценно- сти и организационная эффективность». Эта модель пытается объяснить влияние на организационную эффективность тех или иных групп ценностей и рас- сматривает его в трех измерениях: интеграция — дифференциация (указывает на степень, с которой в организации делается упор либо на контроль (пред- почитаются стабильность, порядок и предсказуе- мость), либо на гибкость (предпочитаются нововве- дения, адаптация и изменения)); внутренний фокус — внешний фокус (отражает преобладание в организа- ции интереса либо к устройству ее внутренних дел, либо к укреплению положения организации как цело- го во внешней среде); средства/инструменты — ре- зультаты/показатели (демонстрирует различие в концентрации внимания, с одной стороны, на процес-
20 *
Теоретический раздел
сах и процедурах, а с другой — на окончательных ре- зультатах и показателях их измерений (производи- тельность, эффективность и др.). Три измерения «рождают» четыре различных под- хода к моделям организационной эффективности: под- ход «человеческих отношений» (отражающий состоя- ние поддержания системы социальных отношений, обязательств людей, децентрализации и дифференциа- ции через развитие сплоченности и квалификационных навыков у работников); подход «открытой системы» (отражающий состояние децентрализации и дифферен- циации, роста и адаптации, улучшения конкурентной позиции для всей организации через концентрацию на развитии гибкости и способности к приобретению не- обходимых ресурсов); подход «рационально-целевой» (отражающий усиление конкурентной позиции органи- зации в целом, максимизацию результатов, централиза- цию и интеграцию через акцентирование внимания на планировании, эффективности и производительности); подход «внутренних процессов» (отражающий состоя- ние централизации и интеграции, консолидации и пре- емственности, поддержания системы социальных отно- шений через распределение информации и укрепление стабильности и порядка).
Модель описывает ценности культуры организа- ции в связи с каждым отдельным подходом к опреде- лению эффективности и сопоставляет перспективу одного подхода с другими. Измерение конкурирующих ценностей производится в модели Квина—Рорбаха с помощью шкалированных вопросников, поэтому она может использоваться как эффективный инструмент организационной диагностики. Перед каждой фирмой стоит вопрос о соответствии ее стратегий существующей в организации культуре. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разложить стратегию как единое целое на составные части (задачи), образующие широкую программу стра- тегических действий. Взяв эти задачи за основу анали- за, можно рассмотреть их с двух позиций: • важность каждой задачи для успеха данной стра- тегии; • совместимость задачи и того аспекта организаци- онной культуры, который призван ее обеспечить. Взяв за основу вышеуказанные неременные, демон- степень риска применения выбранной стратегии в условиях имеющейся в организации куль-
Глава 12. Корпоративная (организационная) культура туры, Г. Швар ц и С. Дэви с предложил и построит ь матрицу оценк и «культурного» риска. Пр и этом под- ходе осуществляется позиционирование каждой зада- чи на поле матрицы с использованием для этого уп- равленческого опыта и интуиции, что позволяет найти ответ на вопрос о том, что Должно быть сделано в слу- чае серьезной несовместимости стратегии и культуры. Выделяются четыре основных подхода к разреше- ни ю проблемы несовместимости стратегии и культу- ры организации: 1) игнорируется культура, серьезны м образом пре- пятствующая эффективному проведению в жизн ь выбранной стратегии; 2) система управления подстраивается под существу- ющую в организации культуру: этот подход стро- ится на признании имеющихся барьеров, создава- емых культурой и препятствующих выполнению желаемой стратегии, и выработке альтернатив по «обходу» препятствий без внесения серьезных из- менени й в саму стратегию; 3) делаются попытки изменить культуру таким обра- зом, чтобы она подходила избранной стратегии; 4) стратегия подстраивается под существующую куль-
В целом можн о констатироват ь следующее: по- скольку концепция корпоративной (организационной) культуры еще относительно молода и нова, как у прак- тиков, так и у теоретиков пока что нет достаточного опыта в реализации проектов воздействия на культуру и ее изменения. На этом пути оказывается немало ло- вушек. Первая из них — отсутствие стратегии органи- зационного развития, широко й и перспективной кон- цепции, которая могла бы привлечь как можно больше сотрудников. Если задачи разработки / корректировки стратегии и обновления культуры поручить комиссии, специальному отделу или, если в силу традиции раз- работка стратегии становится «интимным делом» ру- ководителя, то коллектив начинает сопротивляться изменениям; имеет место интенсивное столкновение с существующе й организационно й культурой. В этом случае коллективу предприятия представляется гото- вый результат, в получении которого он не участвовал, что мало эффективно.
Вторая ловушка — новый жаргон вместо обновлен- ной культуры, попытка подменить собственно процесс изменения рекламной кампанией или лозунгами типа
I. Теоретический раздел «Наш стратегический курс— на...», «Мы должны вов- лечь сотрудников в...» или «Клиент всегда прав!», ко- торые ничего не меняют, превращаясь в своеобразную терминологическую игру. Третья ловушка — инициа- ция изменений не с верхнего, а со среднего уровня иерархического яруса, когда давления «адвокатов из- менений», оказываемого на высшее руководство ком- пании, хватает лишь на самое начало процесса, но вялого участия руководителя оказывается недостаточ- но для осуществления проекта изменений. Следующая ловушка — доминирование кратко- срочных целей. На предприятиях, где нет стратегии, деятельность определяется не высшими идеалами, а повседневной практикой, не имеющей ничего общего с принципами предпринимательства. Особенно верно это для бюрократических организаций, где существующая культура воспринимается как исключительно могуще- ственная: сотрудники убеждены в том, что, в сущности, ничего изменить нельзя, а посему придется смириться с тем, что все это будет длиться очень долго и приведет к бесчисленным проволочкам и неудачам. Под этим гру- зом хорошие намерения превращаются в ничто. Люди перестают видеть самое важное; смысл и цель суще- ствования организации становятся неразличимыми, внимание концентрируется на краткосрочных целях. В такой ситуации можно рекомендовать следующее: чтобы целиком и полностью сконцентрироваться в бу- дущем на новых идеалах, надо оставить прошлое в про- шлом. При условии, что новые идеалы будут наполнены жизнью, они незаметно вытеснят старые ценностные представления, ведь люди держатся за старые взгляды до тех пор, пока не появится что-нибудь лучшее, имею- щее смысл и доказывающее свою пригодность ежед- невной практикой. Новая философия, новые ценности, новые принципы должны разрабатываться с учетом современных тенденций управления и в соответствии с избранной стратегией развития. Кроме того, одновре- менно с разработкой принципов следует подумать о том, с помощью каких мероприятий можно реализовать эти идеалы. Желательно максимально сократить промежу- ток времени между обнародованием принципов и нача- лом проведения мероприятий, которые должны быть зримыми, чувствительными и жизненными. Слова ос- таются пустым звуком, если за ними не следуют дела. Иначе говоря, нужно просто начать делать что-то по- 614 другому, нежели это было раньше.
Глава 12. Корпоративная [организационная! культура Еще одна ловушка — цинизм как следствие отсут- ствия правдоподобия. Ситуации, когда новые ценнос- тные представления лишь пропагандируются, а выше- стоящий руководящий персонал не подает на деле никакого примера, отнюдь не редкость. Если однажды первые лица организации потеряли доверие и откры- ли, таким образом, дорогу для цинизма и сарказма своих сотрудников, то шансы на успешное проведение изменений весьма малы. Спасение в такой ситуации видится в: 1) реальном изменении ментальности руководителей через обучение и развитие; 2) появлении нового руководства с новой ментально- стью и реальным опытом проведения изменений; 3) привлечении эффективных управленческих техно- логий, предлагаемых на рынке консультантами по оргразвитию.
Управление организационной культурой Выше было показано, что культура организации включает три уровня: 1) символы; 2) ценности и веро- вания; 3) базовые предположения. Возникает вопрос о возможности, манипулирования культурой через про- ведение изменений на каждом из указанных уровней. Существует точка зрения, согласно которой независи- мо от той стадии развития, на которой находится орга- низация, ее высшее руководство может управлять куль- турой двумя способами. Первый представляет собой «видение свыше», ко- торое должно вызывать энтузиазм у большинства чле- нов организации: руководитель-лидер воодушевляет и претворяет в жизнь фундаментальные ценности орга- низации. Это предполагает наличие очевидных и ис- кренних личных обязательств лидера по отношению к ценностям, в которые он верит. Этот способ реализу- ется через публичные заявления, выступления и лич- ный пример, свидетельствующие о последовательном интересе к вводимым ценностям. Применение второго принципа начинается с дру- гого уровня организации — нижнего. В данном случае большое внимание уделяется деталям реальной орга- низационной жизни. Менджеры должны отслеживать, что происходит в организации, стараясь при этом шаг за шагом управлять ее культурой. При этом действен-
ными средствами могут быть манипулирование сим- волами и вещами материального мира организации, со- здание и выработка образцов поведения, введение шаг за шагом условий взаимодействия. Очевидно, что управление организационной куль- турой не является простым долом: это достаточно дли- тельный процесс. Ведь ценностные ориентации долж- ны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства, пе- редаваться на нижние уровни организации во всех де- талях. Данный процесс предусматривает постоянную социализацию новых членов организации, бесконечное выяснение того, во что верят и что ценят в ней: унифи- кация ценностей и ежедневная работа менеджеров по их «внедрению» в жизнь могут привести организацию к успеху.
• Влияние на организационную культуру этнонациональных факторов Важное с точки зрения практики управления, значение имеет вопрос о влиянии на культуру орга- низации национальной культуры. Известно, напри- мер, что знаменитые японские «кружки качества», представляющие своего рода элемент организаци- онной культуры, не получили развития в Европе и США. Это говорит о том, что приобретенное в рам- ках национальной культуры ею и поддерживается, и развивается, а при перенесении на другую «почву» может потерять эту поддержку и в конечном итоге не состояться. Возникает вопрос, можно ли «сращи- вать» в рамках одной организации элементы разных национальных культур? Исследователями предпринимались попытки со- здать классификацию основных характеристик стран и культур, позволяющих наиболее полно сопоставить их сходство и различия. С нашей точки зрения, наиболь- ший интерес представляет работа датского ученого Г. Хофстида, который создал теорию социокультурной классификации различных стран мира, подтвержден- ную рядом исследований. Г. Хофстид ввел четыре базовые шкалы, служащие основой классификации. Каждая страна мира может быть описана с использованием этих шкал, получив- тих следующие названия:
Глаеа 12. Корпоративная (организационная) культура 1) индивидуализм — коллективизм; 2) малая дистанция неравенства — большая дистан- ция неравенства; 3)слабое устранение неопределенности — сильное устранение неопределенности; 4) женственность — мускульность. На полюсах первой шкалы находятся индивидуа- лизм и коллективизм, отражающие степень связи меж- ду людьми в рассматриваемом обществе. Это деление традиционно. Как пишет в своей работе известный американский ученый Д. Майерс, «для индустриаль- но развитого западного общества характерны ценно- сти индивидуализма. Оно отдает предпочтение само- стоятельности в ущерб социальной идентичности... Индивидуализм процветает в условиях изобилия, со- циальной мобильности, урбанизма и интенсивного воздействия средств массовой информации». В инди- видуалистических культурах детей с детства приуча- ют к независимости и самостоятельности. Взрослея, дети стремятся отделиться от родителей. В личной и профессиональной жизни они рассчитывают на са- мих себя, обладая большой личной свободой. Коллек- тивизм характерен для стран, где жизнь большей части населения достаточно тяжела и требует взаимовыруч- ки, или там, где население часто сталкивается со всеоб- щими бедствиями. В коллективистских культурах при- оритетом являются интересы и благополучие семьи, клана, деревни и т. п. Людям в таких странах свой- ственны взаимопомощь, социальная солидарность, проявление скромности и уважения к другим. Обще- ственные связи и интересы во многом определяют поведение людей. Вторая шкала отражает отношение общества к не- равенству в социальном положении людей, богатству, индивидуальным проявлениям. Иными словами, речь идет о степени неравенства между людьми, которую на- селение данной страны считает допустимой или нор- мальной. Государства, где иерархия неравенства стала фундаментальным принципом, на котором базируются все отношения, относятся к странам с большой дистан- цией неравенства. Противоположные им страны отно- сятся к странам с малой дистанцией неравенства. Третья шкала характеризует отношение людей к неизвестному будущему (здесь речь идет главным об- разом о степени, с которой люди той или иной страны оказывают предпочтение структурированным ситуаци- ям в противоположность неструктурированным). Об- щества, в которых люди принимают каждый день лег- ко, Хофстид называет обществами «со слабым устра- нением неопределенности». В таких странах люди терпимы к мнениям, отличным от их собственных, потому что не воспринимают их как угрозу, не избега- ют рискованных действий. Для стран с «сильным ус- транением неопределенности» характерны попытки людей повлиять на свое будущее, которое все же ос- тается непредсказуемым. По данным исследований Г. Хофстида, в таких странах у людей отмечается бо- лее высокий уровень эмоциональности, личностной тревожности и агрессивности. Четвертая шкала имеет полюса «женственность» и «мускульность» и отражает разделение тендерных (со- циополовых) ролей мужчин и женщин. В «мускульных» культурах мужчина должен быть доминирующим, само- уверенным, соперничающим и рациональным. Он фак- тически не занимается воспитанием детей, не выполня- ет домашней работы. Роль женщины распространяется на функцию рождения детей, их воспитание, ведение домашнего хозяйства (В ряде земледельческих стран в круг их обязанностей входит также работа в поле). В та- ких странах женщина должна быть скромной, интере- сующейся красотой, общительной, обладать хорошей интуицией. В «женственных» культурах учитывается значимость частичного совпадения социальных ролей мужчин и женщин. В таких странах мужчины чаще играют с детьми, иногда занимаются хозяйственными делами. Хофстид отмечает, что все страны Юго-Восточной Лзии являются коллективистскими (в них единицей общества является семья, а не индивид), Нидерланды и США— индивидуалистскими, а Япония находится где- то в середине этой шкалы. В Индонезии и Сингапуре, как и в ряде других азиатских стран, дистанция нера- венства велика. Здесь большую роль играют групповая принадлежность, социальный статус человека. США и Нидерланды — страны с меньшими величинами дистан- ций. В Индонезии, Сингапуре достаточно спокойно от- носятся к неопределенности будущего. Япония демон- стрирует другую крайность. Она является «мускульной» страной (максимальная оценка по шкале женственнос- ти— мускульности). США также «мускульны». Нидер- ланды «женственны», а большинство стран Юго-Восточ- 618 ной Лзии находятся посередине данной шкалы.
Глава 12. Корпоративная [организационная) крьтура Модель определения влияния на организацион- ную культуру, разработанную Г. Лэйном и Дж. Дисте- фано, строится на шести переменных, определяемых как проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории. Антропологами установ- лено, что различные общества по-разному справляют- ся с этими проблемами. В модели разные пути реше- ния проблем названы «вариациями в ценностных ориентациях». Шесть переменных рассматриваемой модели включают: отношение человека к природе (подчинение природе — гармония с природой — гос- подство над природой); ориентацию во времени (жить прошлым— жить настоящим— жить будущим); веру о природе человека (человек изначально «плохой» — человек изначально «нейтральный» — человек изна- чально «хороший»); ориентацию на деятельность (от работы важно получать удовлетворение — в работе важен ее процесс — в работе важен ее результат); отношения между людьми (на основе иерархических связей — на основе групповых связей — на основе ин- дивидуальных связей); ориентацию в пространстве (как частичка общества— смесь умеренного индиви- дуализма с принадлежностью к системе — как отдель- ное частное, лицо). Модель предполагает, что каждая из указанных переменных и ее национальная «вариация» имеют непосредственную связь с теми или иными характе- ристиками и вариациями их состояния в рамках орга- низационной культуры, в данном об- ществе. Так, вера о природе человека заключается не в понимании того, как один индивид думает о другом, а в том, во что индивид верит, рассматривая возмож- ности человека (напримерг можно ли изменить челове- ка или нет). В организации ценностные ориентации в отноше- нии природы человека могут, согласно модели, изме- ряться через следующие характеристики: система кон- троля; стиль управления; организационный климат. Последние также имеют свои «вариации» для каждой из культур. Широко известная сегодня организация типа «Z», описанная У. Оучи, представляет собой попытку пока- зать, как соединение преимуществ двух достаточно различных культур (японской и американской) «рож- дает» эффективный вариант культуры американской деловой организации. На практике эта модель получи-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.067 с.) |